ПОТЕРЯЕВКА: ДВОЙНОЙ ВЗГЛЯД» «Деревушка из тринадцати дворов, изолированная от цивилизованного мира, кажется, не только расстояниями, но и временем. Рядом православный детский лагерь-стан, тоже, в общем-то, небольшой.
Между тем, сколько самых противоречивых слухов, сколько гонений и сколько признаний (в том числе и на очень высоком уровне) на памяти потеряевцев!
Среди хоть немного знакомых с этим оазисом настоящей христианской жизни абсолютно равнодушных к этому явлению нет.
Есть лишь сторонники и ярые противники. В этом году мне посчастливилось встретить Пасху в Потеряевке и я попытался посмотреть на всё происходящее глазами противников и сторонников.
Вот что из этого вышло.
ЗНАКОМСТВО С УСТАВОМ
Для тех, кто не знает, Потеряевка – это четыре часа на поезде (от Барнаула), а потом ещё четыре километра от станции, и вокруг только поля да леса.
Вместе со мной на встречу и празднование Пасхи в Потеряевку ехали члены Свято-Анфимовской (Потеряевской) и Крестовоздвиженской (барнаульской) общин, обе из которых относятся к Русской Православной Церкви за рубежом и не подчиняются Московской патриархии, хотя вероучение – общее.
Разница лишь в том, что устав и правила зарубежной Православной Церкви за последнюю сотню лет не претерпели никаких «демократических изменений»: женщинам запрещено носить украшения и пользоваться косметикой, юбки и платья у них не поднимаются от земли более, чем на 10 сантиметров, а на головах обязательны платки, но зато в семьях действует (по-настоящему) принцип главенства мужа над женой, а потому все семейные споры решаются просто (вот оно – мужское счастье)!
Мужчинам же положено носить рубаху навыпуск и подпоясываться поясом, а ещё им запрещено брить и даже подстригать усы и бороду.
Курить, злоупотреблять спиртным и материться там тоже запрещено.
Так что, в свой вагон мы «забились» без единого мата, а до Потеряевки добрались без перекуров и выпивки. Уснул я где-то часа в три ночи, а в шесть часов утра познакомился с самой неприятной частью устава Зарубежной Русской Православной Церкви.
Именно в это время над моей головой голосом местного батюшки, отца Иоакима, прогремела команда: «Подъём!» А куда деваться? Устав есть устав.
О ЖЁСТКОСТИ
Игнатий Лапкин – человек жёсткий во всём. Для него, как для Чапаева, «одна голова – хорошо, а две – хуже». Он не привык, чтобы ему перечили, и имеет на это право: за его плечами годы проповеднической деятельности как за рубежом, так и в Советском Союзе (как следствие – ГУЛаг), кубометры религиозной исторической и политической литературы, несколько иностранных языков, два профессиональных образования...
Возрождение одной деревни.
Создание детского православного лагеря-стана. Люди, крепко уверовавшие и принявшие православие за основу своей жизни (а иначе они не смогли бы остаться в общине).
Всё это – во многом благодаря Игнатию Лапкину, его несгибаемому характеру.
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Я постоянно восхищался крепостью веры членов общины: шутка ли, сорок дней поста, да по семь часов молитвы в день! И при этом, они совсем не похожи на оголтелых фанатов, каждый из них пришёл в общину осмысленно, и многим пришлось чем-то пожертвовать: кто-то торговал на базаре, имел несколько торговых точек, кто-то вкалывал старателем, золото добывал.
Пасхальная служба начинается в субботу в 23 часа 20 минут.
Описание красоты и торжественности службы, равно, как и крестного хода вокруг храма (ночью при свечах!) – занятие неблагодарное, потому что это нужно видеть.
И слышать.
Только ради хора (я и не знал, что когда-нибудь полюблю духовную музыку) я простоял в храме до конца службы, то есть до трёх часов ночи.
А потом народ дружно отправился на праздничную трапезу.
На утро – короткая получасовая молитва (общение с Богом), после которой за общим столом – общение друг с другом; взрослые подготовили несколько поучительных сценок из Библии, а дети несколько песен под аккомпанемент гитары и синтезатора. А когда девушка (член общины) спела песню про журавлей, я не смог сдержать слезу, чего от себя уж совсем не ожидал!
Позже Игнатий Тихонович пообещал мне сводить меня в лагерь и показать тот самый бункер...
О НАКАЗАНИЯХ
...Хотели завести уголовное дело по поводу истязания детей в лагере.
Не вышло.
Сам Игнатий Тихонович говорит, что одно из качеств лидера – это беспощадность.
В том смысле, что он должен адекватно реагировать на все нарушения.
В частности, у детей должно быть воспитано осознание неотвратимости наказания за каждый проступок. Говорят, что детей бить непедагогично.
А вот какие письма пишут родители детей, отдыхавших в знаменитом потеряевском лагере-стане: «Я воспитываю сына своего Максима одна без мужа. Я уже сегодня вижу, что ничего путного из моего воспитания не получилось...», «...Прошу, согласно Библии, наказывать его физически в меру преступления его», «...Отпороть хорошенько, но только не отталкивайте от Церкви и от себя. Он пока ещё боится только Вас... Христом Богом молю, не жалейте розги, – да будет спасённым сын мой.
Никакая безбожная власть да не вмешается в это воспитание, ибо им нет никакого дела до того, каким будет мой сын». Дикость? Средневековье? Советую ещё раз прочесть последние слова из этого письма и хорошенько подумать о причинах роста подростковой преступности.
ТОТ САМЫЙ «БУНКЕР»
История о «Бункере», в котором содержат неугодных и нарушающих устав потеряевцев, изрядно развеселила. «У нас тут полно этих «бункеров», – говорит один из членов общины, – омшанники, погреба, подпол в каждом доме, а в лагере вообще целая система таких бункеров...»
Некоторые писали, что когда-то потеряевский лагерь-стан был подземным. Целая система подземных ходов и помещений на глубине до четырёх метров!
Как сказал Игнатий Тихонович, во времена гонений на Церковь он с детьми, прячась от чекистов и сексотов, молился именно в этих катакомбах. В этом и состояла их основная цель.
Я, наверное, последний из «мирян», кому удалось застать воочию это грандиознейшее подземное сооружение. С каждым годом оно всё сильнее осыпается, и в этом году его решено вообще засыпать, чтобы сохранить наземные постройки...
Хотите знать моё мнение о потеряевском феномене?
Там я чувствую Россию, а здесь, в Барнауле, вижу лишь ЭСЭНГЭ!»
К. Ганов. Фото А.Луковского
P.S. С такими впечатлениями вернулся из Потеряевки один из внештатных сотрудников «МК на Алтае» (11-18 мая 2000г.).
Константин Ганов
«ПОТЕРЯЕВКА ДЕРЖИТ ОБОРОНУ»
«Как найти Потеряевку? Никак. Даже и не пытайтесь, ради собственного же благополучия. Если не сможете договориться, чтобы вас встретили – пропадёте...
Так мы и ехали: сначала поездом, потом на лошади. Где-то около часа ночи мы уже лежали под тёплыми одеялами в доме потеряевского старосты Игоря Александровича Барабаша...
У нас такие дома строят только те, кого принято называть «новыми русскими». Ранним утром голос о. Иоакима (главное духовное лицо потеряевской общины, родной брат Игнатия Лапкина, создателя этой общины) через усилитель и довольно мощные колонки, стоящие в «нашей» комнате, скомандовал: «Подъё-ё-ём!».
Проснувшись (а попробуй после такого не проснуться), я заметил, что кроме колонок, магнитофона и телевизора в комнате стоит ещё и пианино! Оборудован санузел: горячая вода, водопровод, ванна. Но мыться хозяева предпочитают в бане...
Кухня оборудована так, что позавидует любая городская хозяйка (кухонный комбайн, микроволновая печь, двухкамерный холодильник). Надворные постройки, скотина (пятнадцать голов крупного рогатого скота) четыре трактора, «Волга»...
Собственно за счёт содержания скотины всю зиму и живут, поэтому и скотины так много. Сам о. Иоаким имеет 80 га. земли.
Тоталитарная секта?
«...А провинившихся там строго наказывают: бьют плетями, после чего сажают в глубокий бункер (спрятанный под землёй) и держат там несколько дней в холоде, на воде и хлебе». Примерно в таком духе одна из наших краевых газет отзывалась о потеряевских порядках. А порядки там действительно строгие: бриться (мужчинам) – грешно, галстук носить – грешно, рубаха должна быть обязательно навыпуск и под поясок.
Платья и юбки у женщин должны быть длинными, не более 10-ти см. от пола (на богослужениях).
Курить, материться, пить водку и заниматься другими «непотребными делами» категорически воспрещается...
О. Иоаким рассказывал о людях, которые не смогли соблюсти эти правила (их было двое), они так и уехали, не успев как следует обжиться.
Теперь по поводу тоталитарности. Социология так определяет тоталитарную власть: характеризуется она абсолютным контролем над экономической, духовной и социальной жизнью группы.
«Абсолютный» экономический контроль – это, наверное, положенная по уставу «секты» церковная десятина (сейчас её платят лишь трое). По поводу контроля над духовной жизнью, думаю, всё ясно (община христианская – православная, и батюшка в ней – главное духовное лицо).
Что же касается жизни социальной, то тут ограничений, помимо религиозных, практически никаких. Секта же, если верить словарям, это такая религиозная организация, догматичность взглядов и убеждений которой отличается от взглядов и убеждений господствующей церкви.
Потеряевская община относится к Русской Православной Церкви за рубежом. Кроме того секта отрицает институт священства, а в Потеряевке есть священник.
Настоящий сектант – это, как правило, психически больной человек. Представьте себе, о чём же надо думать, чтобы, зная обо всех безобразиях, которые могут твориться в Потеряевке, в течение четырёх (как минимум) лет, за собственные деньги строить огромный дом, обзаводиться хозяйством, рожать детей... По словам о. Иоакима, в Корчино потеряевских ребятишек особо не притесняют, хотя случается, дразнят.
Семьи в Потеряевке, в основном, молодые, так что детей ещё много народится (учитывая, что противозачаточные средства и аборты – запрещены...) Некоторые даже признались, что именно из-за детей они покинули городские «коробки» и переехали «на землю». О. Иоаким запряг своего Карагёза в сани, и мы поехали в тот самый детский православный трудовой лагерь-стан.
Первые впечатления: «Как тут можно жить?!» Маленькие, обшарпанные кельи (или корпуса) высотой чуть больше человеческого роста с микроскопическими окошками. Впрочем, если снаружи побелить и внутри обустроить, то для ночлега (а не для жилья) эти строения вполне сгодятся, если их рассматривать как альтернативу палаткам...
Огромные деревянные качели, вышка, пруд, участок и лес рядом дают основания предполагать, что детям в этом лагере есть чем заняться... Когда этим летом с заведением уголовного дела (с целью закрытия лагеря – некоторым он не нравится) ничего не вышло, решили попробовать провернуть это дело через санэпидемстанцию и прочие комиссии (за три летних месяца их было пятнадцать).
Вот только некоторые из требований комиссий: туалеты в лагере должны быть оборудованы бетонными ямами, круглосуточным освещением и автоматически закрывающимися дверями; в самом лагере обязательно наличие водопровода с горячей и холодной водой (вы когда-нибудь видели водопровод в туристическом лагере?) Уже были комиссии с намерением закрыть лагерь, но деревня настолько хорошо «держала оборону», что ничего у проверяющих не вышло.
В Потеряевке «косят» от армии?
«Как-то захотел у нас один принять Крещение, – рассказывает о. Иоаким, – и выяснилось, что он каким-то образом от армии «откосил». Мы с ним поговорили, он пошёл в военкомат, покаялся и призвался, как положено по закону. И ничего, отслужил весь положенный срок с бородой (мужчинам в нашей общине запрещено бриться), и никто его за это не притеснял. Всем призывникам нашей общины мы выдаём справки о том, что этот человек в силу своих религиозных убеждений не может держать в руках оружия, и его действия не должны быть направлены на причинение кому-либо вреда. Так что ни федерального, ни Божьего закона мы не нарушаем.
В часы церковной службы в доме о. Иоакима, на втором этаже которого оборудована зимняя церковь, собираются практически все жители Потеряевки.
После службы нас хорошенько накормили, снарядили в дорогу целой коробкой яиц из собственного курятника, помолились за нас, посадили в сани, и мы отправились домой»
Андрей Луковский
(Константин Ганов, Андрей Луковский фото. «Комсомольская правда на Алтае» 24 декабря 1999 г., стр. 11, 20
)