Вопрос 1836: Почему Вы отрицаете необходимость чудес, таких как мироточивые иконы, исцеление от мощей и т.п. Христос же совершал чудеса, и «Жития святых» переполнены этими же благословениями и они явно были от Бога и укрепляли веру, и люди от чудес обращались на путь спасения? Чем вызвано Ваше неприятие чудес? Ответ: Чудеса есть от Бога, и есть чудеса от диавола. 2Кор.11:14 – «И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света». Исх.7:11 – «И призвал фараон мудрецов [Египетских] и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами».
Если есть вера, то она не нуждается в подпитке от чудес. 1Кор.1:22 – «Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости». Поиск чудес как раз и говорит о недостатке веры в Бога и в Его Слово. 1Пет.1:8 – «Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною». Вот что говорят святые отцы об этих чудоискателях.
«Но почему, – говорят некоторые, – теперь не бывает чудес? Почему тогда все крещаемые говорили разными языками, а ныне уже не так?» По какой, в самом деле, причине теперь пресеклась и отнята у людей эта благодать? Не потому, что Бог захотел лишить нас этой чести, но потому, что Он благоволил нас еще более почтить. Каким образом?
Те люди были очень неразумны, ибо недавно освободились от идольского служения; мысль их была так груба и нечувствительна, что они были совершенно привязаны к одним плотским предметам и, желая вещественного, ничего не понимали о дарах духовных, ничего не знали о благодати духовной, благодати, созерцаемой единой верой. Потому и бывали тогда чудеса... А ныне я не имею нужды в знамениях. Почему?
Потому что и без чудес научился веровать Господу. Залога требует тот, кто не верит, а я, как верующий, не требую ни залога, ни чудес. Положим, я не говорю разными языками, но я знаю, что я очищен от грехов. Они тогда не веровали этому без чудес, затем и явлены были чудеса, как залог веры, ими приемлемой. Потому им давались знамения, не как верным, но как неверным, чтобы они уверовали. Таким образом, и святой Павел говорит: «Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих» (1 Кор. 14:22).
Видите, что не для бесчестия нашего, но для большей почести Господь сократил явление своих чудес. Он творит так, желая открыть нашу веру, чтобы мы веровали Ему без залогов и без всяких чудес. Те люди, не получив предварительно видимых знаков и залога, не поверили бы Ему в предметах невидимых, а я без этого показываю ему всю веру. Вот причина, почему теперь не бывает чудес». Святитель Иоанн Златоуст.
«Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мрк.16:17-18). Если вы, братья, не творите тех знамений, которые были необходимы при начале Церкви Христовой, то по одному этому не исключайте себя из числа верующих. Чудеса нужны были только для распространения веры. Так и мы, насаждая деревья, до тех пор только поливаем их водой, пока они не укоренятся, а когда они вырастут и пустят корни глубоко в землю, то перестаем их поливать.
Поэтому Апостол Павел говорит: «Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих» (1Кор. 14:22). Впрочем, и мы обладаем этими знамениями и чудесами, только в духовном смысле, ибо Святая Церковь не перестает и ныне духовным образом творить то же, что делали Апостолы видимым образом. Так, когда священники, при заклинании нечистых духов, возлагают руки на верующих, то они благодатью Христовой, подобно Апостолам, изгоняют бесов. Равным образом, когда верующий, оставляя мирские разговоры, беседует о духовном, говорит о Таинствах Церкви, воспевает хвалебные гимны во славу Творца, то разве он не говорит новыми языками?
Кто благими советами искореняет злобу в сердце брата своего, берет змея. Кто, слыша дурные советы, не следует им, тот испивает смертное, но оно не вредит ему. Кто всеми мерами содействует ближнему своему, еще не утвержденному в благочестивой жизни, и собственным примером добродетельной жизни утверждает его в благочестии, тот как бы на больных возлагает руки, чтобы они исцелились. Польза, которая происходит от таких духовных чудес, так же велика, и эти чудеса еще спасительнее, потому что врачуют не тела, а души». Святитель Григорий Двоеслов
«Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Ин. 14:12). Чудеса есть дела, которые, кажется, превышают порядок естественный и своей необычностью всех приводят в удивление. Например, воскресить мертвого и одним словом исцелить безнадежно больного или остановить течение воды – такие дела подлинно превосходят силы человеческие и свойственны только Тому, Кто сотворил союз всех вещей и им управляет, и изменяет его по Своему изволению, или, как говорит Апостол. «Который держит всё «словом силы Своей» – Евр. 1: 3. Но такие чудесные дела открывают только власть и славу всемогущего Правителя тварей, а орудия, через которые они совершаются, остаются только орудиями, и чудеса не всегда являются доказательством их святости. Мы с удивлением читаем в Евангелии, что некоторые, творившие чудеса, в последний день Суда скажут Разбирающему человеческие дела:
«Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» (Мф. 7:22). Однако при всем том им будет сказано: «Я никогда не знал вас» (Мф. 7:23). Сотворил Я, – говорит Бог, – землю и Небо; даю и тебе силу созидания – сотвори землю Небом, ибо можешь.
Бог всё творит и изменяет, но эту власть дал и людям. Так, любящий отец, рисуя сам, хочет и дитя свое научить этому. Сотворил Я, – говорит Бог, – прекрасное тело, даю тебе силу к лучшему созиданию – сотвори ты прекрасную душу. Повелел Я, чтобы земля прорастила траву и всякое плодовитое дерево – скажи и ты: да прорастит земля тела твоего свой плод и изведёт действие по твоему изволению. Творю Я зной и мглу, утверждаю гром и созидаю ветер; создал змия «там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем.»
(Пс. 103:26), то есть диавола, – и тебе без зависти дарую эту власть. И тобою может быть поруган диавол, если хочешь, ибо можешь, как птицу, связать его. Повелеваю Я солнцу сиять злым и добрым – подражай и ты, подай от своего имения и благим, и злым. Я терплю обиды и благодетельствую обижающим – подражай и ты, ибо можешь. Благо творю же не для воздаяния – подражай и ты и твори благо не ради воздаяния и не для взаимной платы. Зажег Я светила на небе – зажги и ты светлее их, просвети пребывающих во тьме, ибо узнать Бога есть большее благодеяние, чем увидеть солнце. Не можешь ты сотворить человека, но можешь сотворить праведного и благоугодного Богу.
Я существо сотворил – ты укрась его волю. Обладаю Я, говорит Бог – Ангелами, а ты – Христом.
Эти свойственные человеку чудеса есть дела, которыми он возносится выше прочих подобных ему людей или возносится и выше себя самого. Хочешь ли, человек, творить чудеса? Преодолей склонности, которые других порабощают себе, и яви торжество своей победы над ними. Гнев воспаляет тебя против того, кто причиняет тебе обиду, и, воспаленный яростью, хочешь ты отомстить ему – вспомни слово Господне: «У Меня отмщение и воздаяние» (Вт.32:35).
Великодушно перенеси этот удар и, подражая твоему Господу, прости обиду, как и Он простил распинателям Своим. Такое богоугодное расположение достойно быть причислено к чудесам – и будешь чудотворцем. Плотская страсть помрачает твой разум и склоняет или отягощает совесть, или нарушить обеты, данные Богу, –собери в себе столько сил, чтобы мужественно стать против этого искушения и не уступить плоти.
Такая победа подобна величию чудес – и будешь чудотворцем... Несчастия сокрушают тебя и приводят дух твой в уныние, а иногда и в отчаяние – поставь против них благоразумие и, утвердив себя упованием на благой Промысл Божий, возьми в пример Иова, претерпевшего все виды несчастий, и сделай бессильными их нападения. Такое мужество, необычное для слабых смертных, явится чудесным перед очами нашими и ангельскими – и будешь чудотворцем». Платон, митрополит Московский
«Название книги «Деяния Апостолов» не кажется ли ясным, известным и очевидным для всех? Но вникните хорошенько в слова, и вы увидите, какая глубина в нем. Ибо почему не сказано: «Чудеса Апостолов?» Почему не названа книга «Знамения Апостолов» или «Силы и чудотворения Апостолов», но «Деяния Апостолов»? Ибо не одно и то же – деяния и знамения, не одно и то же – деяния и чудеса; между теми и другими большая разница. Деяния есть дело собственного усердия, а чудо есть дар божественной благодати. Видишь ли, какое расстояние между деяниями и чудесами? Деяние есть плод собственных трудов, а чудо есть явление Божественной щедрости. Деяние получает начало от нашего намерения, чудо своим источником имеет благодать Божию; последнее есть дело небесной помощи, а первое – человеческого произволения.
Деяние слагается из того и другого – из нашего тщания и из божественной благодати, а чудо являет одну только небесную благодать и нисколько не нуждается в наших трудах. К деяниям относится: быть кротким, целомудренным, умеренным, обуздывать гнев, побеждать похоть, подавать милостыню, являть человеколюбие, подвизаться во всякой добродетели. Вот в чем состоит деяние и труд, и пот наш. А чудо состоит в том, чтобы прогонять бесов, отверзать очи слепым, очищать тела прокаженных, исцелять расслабленных, воскрешать мертвых и другое подобное этому совершать сверхъестественно. Видишь ли, какое расстояние между деяниями и чудесами, жизнью и знамениями, нашим усердием и Божией благодатью!
Доброе поведение само по себе может спасти тех, кто имеет его. По этой-то причине блаженный, доблестный и чудный Лука назвал свою книгу «Деяния Апостолов», а не «Чудеса Апостолов». Хотя Апостолы и чудеса творили, но чудеса имели свое время и прекратились; деяния же во всякое время должны являть в себе все, желающие получить спасение.
Итак, нашему подражанию предлагаются не чудеса, а деяния Апостолов... Чтобы не сказали: «Не можем, нет у нас сил таких, Апостолы мертвых воскрешали, прокаженных очищали»; пресекая такое бесстыдное оправдание, святой Лука говорит: не чудеса, а добрая жизнь вводит в Царствие Небесное. Итак, поревнуй жизни Апостолов и ты будешь иметь нисколько не менее Апостолов, ибо не чудеса сделали их Апостолами, но чистая жизнь». Святитель Иоанн Златоуст
«Дело это, то есть распространение христианской веры, подлинно великое и чудное, непрестанно во всех концах земли, на востоке и на западе, на севере и юге, всем безгласно провозглашает: есть Бог, Который всё может; есть Бог, Который из тьмы творит свет; есть Бог, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» – 1Тим. 2:4; есть Бог, Который послал Христа Своего в мир обратить заблудших и привести к Себе удалившихся. Это великое и чудное дело, как перстом, указует на Бога Всесильного, Преблагого, Премудрого. Ибо, во-первых, кто были те, кто обратился к вере во Христа? Язычники, прельщенные хитростью, мечтаниями и привидениями диавольскими, закосневшие и утвержденные в нечестии идолопоклонством.
Должен быть здесь вышеестественный свет, который просветил бы их душевные очи и показал тьму и прелесть. Во-вторых, к кому обратились язычники от своей прелести? Ко Христу, о Котором никогда не слыхали, отверженному иудеями, распятому на Кресте, повешенному между двумя разбойниками и умершему.
Признали единого истинного и Триипостасного Бога те, которые в многобожии закоснели и состарились; поверили небесным и вышеестественным тайнам, оставили плотоугодную и беззаконную жизнь, суету и роскошь мира сего и возлюбили смиренную и добродетельную жизнь Христову. В-третьих, кем эти народы, подобные диким зверям, обращены в христианскую веру? Двенадцатью апостолами. Чем обращены?
Не оружием, но словом. Кто они были? Люди препростые и необразованные. Уму человеческому это непонятно. В-четвертых, сколько препятствий ставил враг растущей вере Христовой, каких не изобретал мучений для ее благовестников и для верующих! Но ничего не успел он: рассыпался весь злой совет... То было Божие дело; сила Божия так действовала!.. Этими мыслями воспользуйся при размышлении об истине и Небесном происхождении христианского учения». Святитель Тихон Задонский
«Магия служила для Симона-волхва средством к достижению цели – сделаться «всемирным мессией». Он знал слабую сторону современного человечества. Суеверное, потерявшее религию и философию общество легко принимало богохульные и дерзкие фокусы подобных шарлатанов. Симон уверял, что он может делаться невидимым в случае опасности и снова являться в видимом образе; может проходить сквозь горы и скалы, бросаться с высоты и удерживаться на воздухе небесными силами; чудесно освобождаться из уз, из заключения в темнице; может бездушные истуканы превращать в живых людей; вызывать чародейством из земли цветущие деревья и кустарники; проходить сквозь огонь, совершенно изменять лицо, становиться двуликим, даже превращаться в овцу, в козла, летать по воздуху, делать золото и прочее. Совершал ли Симон что-нибудь подобное?
Отцы Церкви-святой Ипполит, Иустин-мученик, святой Ириней Лионский, а также Ориген, Тертуллиан, блаженный Иероним и другие не сомневаются в том, что он совершал много чудесного, но совершал нечистой силой... Нельзя отрицать возможность совершения чудесных действий волхвов, судя с богословской точки зрения и по свидетельствам о таких действиях в истории. Спаситель предостерегал, что явятся многие лжехристы, которые совершат великие знамения. Почему же Симон не мог быть одним из таких лжехристов, избранным сосудом диавола, по выражению апостола Петра?» Труды Киевской Духовной Академии
«Не странно, что чудеса антихриста будут приняты беспрекословно и с восторгом отступниками от христианства, врагами Бога... Достойно глубокого внимания и плача то, что чудеса и деяния антихриста приведут в затруднение самих избранников Божиих». Епископ Игнатий (Брянчанинов)
Василий Вел. – 1 янв. «Тогда Василий сказал: «Благословен Бог наш отныне и до века, Который озарил светом истины ум твой, Еввул, и привел тебя из крайнего заблуждения в познание Своей любви. Если же ты хочешь, – как ты сказал, – жить со мною, то я объясню тебе, каким образом нам заботиться о нашем спасении, избавляясь от сетей здешней жизни. Продадим всё наше имение и раздадим деньги нищим, а сами пойдем в святой град видеть тамошние чу¬деса; там мы еще более укрепимся в вере».
«Когда они пришли в Иерусалим и обошли с верою и любовью все святые места, помолившись там Единому Создателю всего – Богу, они явились к епископу того города, Максиму, и просили его окрестить их в Иордане. Епископ, видя их великую веру, исполнил их просьбу: взяв клириков своих, он отправился с Василием и Еввулом к Иордану. Когда они остановились на берегу, Василий пал на землю и со слезами молил Бога, чтобы Он явил ему какое либо знамение для укрепления его веры. Потом, с трепетом вставши, он снял с себя свои одежды, а вместе с ними совлекся ветхого человека, и, войдя в воду, молился. Когда святитель подошел, чтобы окрестить его, внезапно спала на них огненная молния и вышедший из той молнии голубь погрузился в Иордан и, всколыхнув воду, улетел на небо. Стоявшие же на берегу, увидя это, востре¬петали и прославили Бога».
Давид Селунский – 26 июня. «Святой Давид построил себе палатку под миндальным деревом; тут, подобно птице доброгласной, он утешил всех притекающих к нему многополезными словами. Мужественно перенося то стужу, то сильный зной, он сделался как бы бесстрастным. И так как он угасил в себе огонь плотских вожделений, то его не мог опалить и огонь вещественный. Однажды он взял в руки разженный уголь и, возложив на него фимиам, предстал перед царем и кадил на него, при чем руки его нисколько не пострадали от огня. Увидев это, царь удивился и поклонился угоднику Божию в ноги. Вообще своею жизнью и творимыми чудесами святой Давид много изумлял людей.
Никола Чудотв. – 6 дек. «По своем рождении, еще в купели крещения он три часа простоял на ногах, никем не поддерживаемый, воздавая тем честь Пресвятой Троице, великим служителем и предстателем Коей он должен был явиться впоследствии».
Чудеса… Они нам ни к чему.
Не ищите чудотворцев скучных!
Саранчу наслать и пёсьих мух, Исх.8:31
Дохлых жаб, и отрицанья кучу. Исх.7:11 Верьте Слову, сшедшему с небес, Иоан.6:51
Просто, без сомнения, на веру. Иак.1:6
Может чудеса творить и бес, Деян.8:9
На здоровых грипп наслать, холеру. 2Кор.12:7
Может заявиться и Христом, 2Кор.11:14
Раны показать, благоуханье; Иер.6:7
Миром от икон, как фиговым листком, Быт.3:7
Пойло скрыть в заблёванной лохани. Ис.28:8
Христине! Вы не иудеи, 1Кор.1:22
Что же ищете в пустых монастырях?
Вам предание, традиции, виденья –
Променяли Истину на дрянь.
Демон строит глазки вам с ухмылкой,
На иконе умостился, пляшет.
Вместо хлеба в рот суёт опилки, Прит.20:17
В удивленье бьёт себя по ляжкам. Иоан.5:43
Бес лукавый мучает иконой: Посл.Иер.1:21
Обретенье, обновленье, слёзы, Иоан.1:45
Миро, кровь, неведомые стоны; 3Ездр.5:7
То к мощам, то на «Залитый» остров... Ам.8:12
Чудо главное – Христово воскресенье, Матф.12:39
Одолеть грехи, других спасти. Еф.2:6
Видеть зелень на полях весенних, Сир.40:22
Осенью плоды домой свезти. Иак.3:17
Чудо веру отрицает и казнит, Иоан.20:29
В разуме мелькают только искры. 3Ездр.16:72
Как известно из священных книг – 2Фесс.2:4
Чудотворцем явится антихрист. Откр.13:13
Не ищите чудеса, страшитесь Откр.19:20
Исцеленным, но погибшим быть! Мф.10:28
Ограждайтесь от возни мышиной – Мф.24:24
Там не след Христа, а от свиных копыт.
29.9.03 ИгЛа Мрк.13:22