ИгЛа: "...открытым оком" том 11. Вопрос 2452: Что можно посоветовать тому, кто решился стать священником?
Ответ: Ознакомить с шестью словами Златоуста «О священстве», чтобы имел представление, что он должен будет делать, а не просто кадилом дым пускать да тщеславиться. Хороший совет даёт иеромонах Нафанаил (Судников) знакомому претенденту на должность тирана и самодура.
МИРЯНИНУ, ЖЕЛАЮЩЕМУ СТАТЬ СВЯЩЕННИКОМ (Константину Филатову – (8 -903-910-94-52)
«Когда Я (Бог) скажу беззаконнику: «беззаконник! ты смертью умрёшь», а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, — то беззаконник тот умрёт за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей. Если же ты остерегал беззаконника от пути его, чтобы он обратился от него, но он от пути своего не обратился, — то он умирает за грех свой, а ты спас душу твою» – Иез.33:8-9.
Дорогой, Константин. Известно мне, что тебе очень хочется стать священником, и ты даже предпринимаешь некоторые шаги для того, чтобы это исполнилось. Неравнодушие к тебе, тревога о твоей душе заставляет меня написать тебе по этому поводу некоторые свои соображения о дальнейшей твоей судьбе, и о твоей жизни в том, что сегодня называют православием, христианством.
Христианства не существует без Церкви. Для того чтобы вочеловечился Сын Божий, нужна была человеческая плоть, которую он получил от Приснодевы, для того чтобы человек родился во Христе (“должно вам родиться свыше” Ин. 3:7) нужна Церковь. Дух Святой зачал в Марии Сына Божия, Духом Святым зачинается христианин в лоне Матери-Церкви. Когда Дух коснётся сердца человека, то человек всем сердцем обращается ко Христу, Христос является человеку, человек встречает Христа, как Ап. Павел по дороге в Дамаск (Деян. 9:3-22), человек падает перед Христом, и говорит одно: “Господи! Что повелишь мне делать?”
Новорождённого христианина Господь посылает к Анании, он получает от Матери “плоть” - учение Христово – свои новые убеждения, новых друзей, новых родственников. Мать воспитывает его любя: милостиво прощая, но строго наказывая епитимиями “Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю” - Откр. 3:19. Но Церковь - это не есть вообще любая организация уважающая Библию, или даже имеющая священство.
Основные признаки истинной Церкви это:
I. Апостольское преемство иерархии.
II. Правильное (святоотеческое) понимание Евангелия.
III. Внутренняя жизнь, строго управляемая Книгой Правил (канонами VII Вселенских, IX поместных, и XIV святых отцов).
Апостольское преемство кроме православных сохранили католики и монофизиты. По II пункту, по крайней мере, православные издают книги святых отцов; что же касается применения их к жизни (т.е. III п.), то этого не найдёшь сейчас почти нигде. Современные православные с глубоким равнодушием и усмешкой смотрят сегодня на Книгу Правил, дескать, время не то.
Воистину, пришло время нового христианства. “Новое христианство” завоёвывает мир всё больше и больше, точнее мир завоёвывает христиан всё больше и больше. Но “новое христианство” не дерзает ещё напрямую отрицать Евангелие, а просто приспосабливает Евангелие к своей жизни, вместо того, чтобы строить жизнь по Евангелию. “Новое православие” ещё не дерзает отрицать авторитет святых отцов, но просто приспосабливает их учение к современности, выбирая из него то, что комфортно.
Пример: Что находите Вы в православной церкви? Хорошие добродушные люди, друзья, осознание собственной значимости от прислуживания в алтаре (куда по канонам Вы не имеете права входить – VII Всел. 69), уважительное отношение со стороны священников (и, может быть, даже епископа!), милая околоцерковная суета вокруг прихода, крестных ходов, издания церковной литературы и прочего. А если всё-таки удастся стать священником? “О, это будет прекрасно, я буду служить Богу!” Но как служить?
Куда вести несчастных овечек, попавшихся тебе на пути? Самое расхожее рассуждение: «А что, я хуже других? попов я знаю, и выпивал с ними не раз, большинство из них не такие уж и грамотные, а я не меньше книжек прочитал; многие просто разгильдяи, а я поблагоговейней буду; и к людям буду повнимательней относиться, а большего и не надо».
Что делать, - современные христиане не любят Креста, но из Евангелия слов Христа не выбросишь: “кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня” - Мф. 10:38. Поэтому, чтобы оправдать свою нехристианскую жизнь, приходится говорить, что крест мой – это мои житейские скорби по работе, в семье, со знакомыми, ложно толкуя слова Игнатия Брянчанинова о терпении скорбей.
Житейские скорби есть у всех, и верующих, и язычников, а Христос говорит: “следуй за Мной”, “отвергнись себя”, тогда скорби ради Христа будут у тебя от щепетильного исполнения Его заповедей, от проповеди Его любви. Но как не хочется отказываться от привычной, размеренной жизни и стать свидетелем Иисуса (Откр. 19:10), ибо это чревато гонениями.
“Вы – соль земли” (Мф. 5:13), – сказал Господь ученикам Своим. И вот, кричат новые христиане: “Это мы, мы – соль земли, будьте такими как мы, главное не воруйте, не блудите, почаще ходите в храм, почаще исповедуйтесь и причащайтесь, а если и согрешите, мы вас простим, и к причастию сразу допустим. Главное будьте со всеми дружными, мирными, кроткими”. А сколько среди таких “воцерковлённых, причащающихся” – людей мёртвых, не знающих Христа, не знающих Евангелия.
Воистину “если соль потеряет силу, чем сделаешь её солёною?” (Мф. 5:13), и разложение охватывает церковь: неверующее духовенство, равнодушие ко всему, пьянство, разврат, торговля святыней. Полуязыческая шатающаяся масса людей наполняет храмы; крестят, причащают, отпевают всех подряд.
Мир “прелюбодейный и грешный” Мрк. 8:38, захлёстывает церковь. Как проповедуют современные священники, и как будете проповедовать Вы? “Молитесь Богу, любите ближних, будьте ещё лучше, ещё добрее, ещё ласковее”. Скажете ли вы миру, что он “прелюбодейный и грешный”, что он погибший?
Скажете ли Вы человеку, что если он не обратится всем сердцем ко Христу, не полюбит Бога от всего сердца, не отвергнется себя, то у него нет никакой надежды на спасение? Ибо “не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного”- Мф.7:21.
Или будете говорить: “сходите на исповедь, причаститесь, почаще посещайте храм, и всё у вас будет хорошо, и в личной жизни получше будет”? Скажете ли, что церковь и человека, теплохладно верующего, Господь уподобляет блевотине: “знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих” (Откр. 3:15).
Наверняка Вы будете прикладывать новые заплаты к ветхой одежде, как это делают почти все пастыри, когда человеку не обратившемуся советуют покреститься, почаще ходить в храм, поститься. Но “вновь пришитое отдерёт от старого, и дыра будет ещё хуже” (Мф. 9:16) – человек как в яму проваливается после такого “воцерковления”, он вроде бы и Богу молится, и уверен в том, будто что-то ему на том свете зачтётся, но настоящим христианином так и не становится. Самое страшное, что до такого уже и достучаться трудно - Евангелие, святые отцы – уже не авторитет; авторитет то, что “батюшка скажет”.
А потом и легче так, никакой ответственности не нужно, не нужно ломать себя, свои любимые страсти, дорогие сердцу привычки. И вот ищут новые христиане себе пастырей поласковее, подобрее, “ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всём, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твоё” 2 Тим. 4:3-5. “Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей” (1 Ин. 2:15).
Церковь стала своей для мира, или точнее мир создал себе такую церковь, какая ему нужна. Жалкое, униженное, несвободное положение церкви в православном государстве, когда цари по своей прихоти ставили епископов и управляли церковью, оставило на ней неизгладимый отпечаток. Такое состояние порабощения мирской властью не прошло даром, церковь разучилась быть свободной.
Только начавшиеся прямые гонения на верующих после 1917 года многих отрезвили, породили истинных мучеников и исповедников Христовых. Церковь начала оживать в гонениях, в катакомбах, христиане вернули себе свободу умирать за Христа. …Но врагу не нужна такая свобода.
Враг рода человеческого содействует созданию новой церкви. Ради регистрации церковной организации в 1927 году принимается позорнейшая декларация лояльности безбожной власти и новая церковь становится на путь прямой лжи: впервые в истории церковь отрекается от своих мучеников, лжёт на весь мир об отсутствии в СССР гонений на верующих, обвиняет новомучеников в политических преступлениях.
Возникает удивительная ситуация: сохранение церковной организации нескольких иерархов называют спасением церкви. А в 1943 году Сталиным и Берией создаётся то, что сегодня называется Московской Патриархией. Молчат сегодня о том, что большинство епископов не приняли этой позорной декларации, погибли в лагерях и ссылках. А принявшие клеймили их как раскольников.
А теперь смотри ты, и новомучеников прославили, и тех, кто не принял (как митр. Кирилла (Смирнова) и др.), и царя с семьёй. Впору сказать: “Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших” (Мф. 23:29-32).
В последние десятилетия безбожного режима власть не преследовала верующих, они врагу были не опасны, враг преследовал тех кто проповедовал веру. С кем оказался бы ты тогда, в 60-х–70-х: с теми, кто учил смирению, проповедуя разоружение, борьбу за мир, обличая американский империализм с церковного амвона, или с теми, кто распространял Евангелие, перепечатывая его на пишущей машинке, кто проповедовал ближним и дальним, уходя от кагэбистской слежки, исповедуя истинное смирение перед Богом и готовность страдать за Христа?
С кем бы ты был в 30-е: со “спасающими” ложью, или со святителями, сохранившими свободу во Христе на тюремных нарах, в лагерях и ссылках? С кем бы ты был: с мироносицами у Креста? С “проходящими мимо и кивающими головами” (Мф. 27:39)?
С безумной толпой, кричащей: “распни, распни Его!” (Лк. 23:21)? Или патриотами Израиля, архиереями, зилотами, фарисеями, хлопочущими перед властями о казни “обманщика” (Ин. 11:48-50)? Итак, церковь бежала из пустыни, церковь желает комфортно жить в мире (ср. Откр. 12:6).
В мире придётся жить и Вам. Приходится епископам угодничать, “фуршетить” с президентами, мэрами, главами администраций, сидеть за бутылкой с генералами и полковниками, директорами и коммерсантами, награждать их церковными наградами, принимать от них награды государственные. Придётся это делать и Вам, хоть может и не с таким размахом.
Современные епископы и священники без системы, без организации – ничто; из-за своего маловерия, своего духовного ничтожества им необходимы здания от государства, подачки от власти, им необходимо признание общества – признание мира. Мир создал эту структуру, и без мира она ничего не значит. Верующие им нужны, как правило, в качестве источника дохода для себя, для епископа, “для возрождения православия”, т. е. строительства зданий и золочения куполов.
Между тем, кто должен быть священником? Какие признаки того, что мирянин может быть пастырем? Не только личное благочестие, но и неудержимость в проповеди Слова Божия. К тому, кто от Бога призван к пастырству, невольно будут тянуться люди, как источнику благодати: “Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой” (Ин. 7:38).
Текут от Вас эти реки? Судя по Вашему характеру у Вас путь один - быть Вам архиерейским лизоблюдом; но это не самое страшное, хуже то, что Вы ревностно будете глушить любое проявление жизни в Вашей пастве. Как многих священников, Вас будет передёргивать при словах “каноны”, “апостольские правила”;
Вы никогда не примените к себе слова Христа: “горе вам, книжники и фарисеи”, потому что поповским чванством будет пронизана вся Ваша жизнь, любому несогласному с Вами Вы будете бросать: “гордец”, на любое обличение скажете: “ты в прелести, смотри за своими грехами”.
Современным священникам очень невыгодно учить свою паству Евангелию, канонам, святым отцам, потому что они сами не живут по ним. Гораздо удобнее держать людей во тьме, приучая к послушанию себе, послушанию епископу, патриарху. Послушание Церкви понимается не как послушание Христу и жизнь в Церкви по Его заповедям, но как культ послушания духовенству. Это ничто иное как папизм, обуявший не только латинян, но и православных. Слияние с миром, жажда мирской и духовной власти, гордыня насаждения собственного авторитета разъедает церковь.
Цель современного духовенства – приучить и себя и свою паству к смирению с ложью. Между тем, Христос сказал “научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем” (Мф. 11:29). И Богочеловек смирялся перед Отцом Небесным, смирялся перед страданиями, перед Крестом Своим, но не смирялся перед ложью первосвященников, Пилата, фарисеев. Не стал смирятся перед торгующими в притворе храма, но взял плеть в Свои кротчайшие руки (Мф. 21:12, Ин. 2:15).
Апостолы Пётр и Иоанн не стали смиряться перед первосвященниками, но сказали: “должно повиноваться больше Богу нежели человекам” (Деян. 5:29).
Ложным смирением оправдывается лжехристианство, а Господь говорит: “не мир пришёл Я принести, но меч” Мф. 10:34. Какой меч? “Меч духовный, который есть Слово Божие” Евр. 6:17. И не устоит перед этим мечом никакая ложь, никакое притворство. Иисус сказал: “Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Моё слово соблюдали, будут соблюдать и ваше” Ин. 15:20. Кто погонит вас, – мир? Но у епископа главная цель – не испортить отношения с миром.
Кто будет соблюдать ваше слово, – власти? Так они презирают вас и смеются над вами, видя ваше холуйство перед ними, да ещё исполненное чувства собственного величия: “мы – христиане, истинные, православные”.
Между тем, “так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного” (Ин. 3:16); Бог так возлюбил мир, что лучших Своих детей, избранников, отдавал на мучения и смерть, чтобы мир, обличаемый ими во зле, видя их веру и радость, имел надежду на спасение, ибо кровь мучеников – семя христианства (Тертуллиан). И находились те, которые обращались ко Христу, видя их страдания.
Рождались настоящие христиане, а не лукавые и двоедушные, “спасающие Церковь” своей ложью и предательством. И мы, желая принести пользу миру, должны обличить мир о грехе (Ин. 16:8), призывать, умолять о покаянии, обращении погибающих душ, мужественно принимая от мира гонения за проповедь Христа. А новые христиане “спасают Церковь” дружбой с миром, “чтобы не быть гонимыми за Крест Христов” (Гал. 6:12).
Какой же выход? Покаемся, братия! “Ибо приблизилось Царствие Божие” (Мф. 3:2), сотворим “достойный плод покаяния”, дабы избежать “будущего гнева” (Мф.3:7-8).
Признаем свои грехи, понесём законную епитимию. Ведь каждый из нас будет судим не по нашим понятиям, не по словам священника, не по словам архиерея, но “слово, которое Я говорю, оно будит судить его в последний день” - Ин. 12:48. Слово Божие нам известно, оно осудит нас или оправдает. Откроем Евангелие, откроем книгу Деяний апостольских, каждое слово сравним с своей жизнью, с сегодняшней церковной жизнью, и у каждого будет только один выход: либо начать каяться и исправляться, либо стать циником и лицемером, “сожжённым в совести своей”.
Константин, “должно вам родиться свыше” (Ин. 3:7)! Родился ли ты свыше, или я впустую сотрясаю воздух перед мёртвой душой? Встретился ли ты со Христом? Значат ли для тебя что-нибудь слова Евангелия, или ты из тех, кто “ищет своего, а не того, что угодно Иисусу Христу” (Филип. 2:21)?
Станешь ли ты христианином, или будешь вязнуть в мелочных интригах и тихо спиваться от пустоты душевной? Христос тебя любит, он обещает тебе Царство (Лк. 12:32), но Он ревнив, и не простит двоедушия (Мф. 6:24; Исх. 20:5).
Выбрось из головы всякие мысли о священном сане, не гневи Бога бессмысленным торчаньем в алтаре, научись вникать в Евангелие и строить своё поведение по словам Христовым. Пожалей себя, “трудно тебе идти против рожна” (Деян. 9:5).
Христос истекает ныне кровью на кресте для твоего спасения – пройдёшь ли ты мимо, махнув равнодушно рукой? Христос воскресает ныне из мёртвых, чтобы вывести тебя из ада – пойдёшь ли ты за Ним? “Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твоё” (Втор. 30:19). г. Барнаул. 7 марта 2002 г.
[color=purple]Боюсь я более всего себя.
В любви к Иисусу не остыть бы летом;
Особенно когда враги следят,
По проповеди бьют слепым дуплетом. Боюсь не бури – не такое видел -
Войти вдруг в заводь, в староверческую ряску,
На дне оглохнуть среди застывших мидий,
Страшиться обличений, то есть встряски.
Не дай, не приведи к тому, Господь,
Не вынесу чадящий запах свечки,
Не слишком кучно ли легла заряда дробь?
От обличений путь похож на млечный.
Страшусь воистину хоть малость попуститься,
В смертельной схватке не дожать врага;
Свой караван мне довести бы в пристань,
Пока Хозяин не запрёт врата.
Изменники, горластые сутяги,
Которых из ладоней я кормил -
Они же вылезли с такой протухшей бякой,
Что белый свет покажется не мил.
Не их страшусь, - за тех кто им внимает.
Крениться начинает – знак крушенья.
Враг до трусов разденет и до майки,
Их доводы сосватает и женит.
Не темноты боюсь… За тех, кто в зле темнит,
И охорашивается до одной пылинки.
Не устоять им против наших книг,
С Библейскою курсиво-жирною начинкой.
Страшиться ли того, что мир страшится:
Войны, болезней, бедности и плена,
Тоталитарных сект, коммун-фашистов -
С маразмом околелый лезет Ленин.
Не огорчать бы Бога несмиреньем,
Ограду-заповедь не перелезть тайком,
Стерильности превыше Христово бренье,
Прожаривает Словом-кипятком
. 7.12.04. ИгЛа