b]Прежние благочестивые христиане, беспрекословно верившие в авторитет святоцерковного учения, выраженного в священных книгах, для призна¬ния греховности или святости какого-то обычая довольствовались тем, как такой обычай признавался в святоотеческих книгах (Василий Великий, правила 89, 91). Например, брадобритие в этих книгах признаётся греховным делом. Языческий, античный мир, сменить который Божиим Промыслом призвано было христианство, идеал красоты полагал в молодости и юношеской свежести (Прем.Сол.,2 гл.), тогда как старость для язычников служила признаком истощения сил те¬лесных и разрушения человека. Жизнь они признавали только земную, отрицая духовное, загробное бытие.
«Но вот, веселье и радость! Убивают волов, и режут овец; едят мясо, и пьют вино:
«будем есть и пить, ибо завтра умрём!» – Ис.22:13;
«Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» – 1Кор.15:33; Пс.72; Иов.21 гл.
Поэтому почти всех своих богов язычники, и особенно греко-римский мир, изображали безбородыми, женоподобными. Между тем христианство учит прежде всего о духовной красоте человека, т.е. о степени его религиозного и нравствен¬ного совершенства, насколько человек усвоил, успел всё это осуществить или проявить в своей жизни.
А так как для достижения духовной зрелости в духовно-нравственном отношении, для того, чтобы применить усвоенное человеком христианское учение, необходимо пожить подольше, бороться с соблазнами мира, то, естественно, что в христианском понимании получают преобладание типы старческие, возмужалые, имеющие бороду как признак стпенности и опыта. Верующий взгляд усматривал в изображении старцев, убелённых сединами волос на голове и бороде, в этой внешней форме тела, нестареющий свет мира духовного. Вот почему одним из путей, посредством которых в христианстве вошло в обычай, в особый почёт ношение бороды, как естественного украшения мужчин, послужила христианская иконопись, как правдоподобное изображение на св. иконах лиц, действительно существовавших.
В христианской церкви существует догмат о почитании святых, а отсюда необходимость их изображения на св. иконах. Христианское искусство не могло не обратить внимания на то, что лица, изображаемые на иконах, не выдуманные, а действительно некогда жившие на земле, в видимом определённом образе. А при изображении святых угодников Божиих характерным признаком мужей являлась борода их.
На память в с. Гилевка у дома Савченко.
Составляя необходимую принадлежность изображаемых святых, она могла служить как характерное отличие одного лица от другого, и потому служила воссозданию иконописного типа. А что вначале, до отступления в ереси, и у латинян-католиков все носили бороды, видно на их ранних изображениях (см. папа Сикст «Сикстинская»). В подлинниках описывается лик святых.
10 февраля, Харлампий, длинная борода, мучители клали угли ему на бороду, но из бороды вырвался огонь и попалил 70 человек. 12 июня, Онуфрий, борода до земли.
19 января, Макарий Египетский увидел в храме инока, борода почти до пояса.
1 января, Василий Великий, борода до пояса. 1 сентября, Симеон Столпник, когда он умер, патриарх хотел у него взять волосы от бороды, рука тотчас отсохла.
20 ноября, Прокл, видел апостола Павла, борода у него широкая, на передней части головы нет волос. 8 мая, Арсений Великий, борода до пояса. 2 января, Евфимий, с проседью большая борода.
5 января, Савва Освященный, упал в яму с огнем у Мёртвого моря, опалил бороду и лицо. Борода не выросла, осталась небольшая и редкая. Благодарил Бога за такую бороду некрасивую, чтобы нечем было хвалиться.
21 июля, Симеон Юродивый, хлеботорговец вырвал у него бороду.
22 января, Анастасий Персянин, на арестантских работах их рвали за бороду.
11 января, Феодосий Великий, из бороды св. Маркиана осторож¬но взял зернышко, положил его в житницу, и они стали полны.
23 июня, «Покаяние Феофила», продавшегося диаволу, враг души гладил по бороде, целовал в уста.
8 января, Георгий Хозевит, в монастырь не брали, пока не вырастут бороды.
21 сентября, Ипатий Андорский, бороды смолой обмазывали, зажигали мучители.
15 декабря, Стефан, за бороду влачили его в темницу.
28 ноября, Стефан Новый, бороды опаляли, носы резали за веру во Христа.
18 июля, Иоанн Многострадальный, змей пастью захватил голову, опалил бороду.
14 апреля, Иоанн, Евстафий, посторонние узнали, что они православные по бородам – не желали стричь волосы.
Описания были составлены частью по преданию, частью на основании уже существовавших иконных изображений:
О Дионисии Ареопагите: сед, с длинными волосами, с усами несколько длинными, с редкою бородою.
О св. Григории Богослове: борода недлинная, но довольно густая, плешив, волосами белокур, конец бороды с тёмным отливом.
О св. Кирилле Александрийском: борода густая и длинная, волосы на голове и бороде кудрявые, с проседью и проч.
Кроме того, есть описа¬ния святых, где названа только одна борода, например: Герман, патриарх «стар, борода редкая»;
св. Евфимий, «борода до лядвия»;
Пётр Афонский «борода до колен»;
Макарий Египетский, «борода до земли». Христиане всегда подражали не только в делах святым, но и в их облике.
Борода же считалась признаком того образа Божия, по подобию Которого создан был человек.
В 1054 г. Константино¬польский патриарх Михаил Керулларий в послании своем к антиохийскому патр. Петру об¬винял латинян между другими ересями и в том, что они «остригали бороду».
Преподобный Феодосий Печерский такое же обвинение высказал против латинян в своём «Слове о вере христианской».
Брадобритие есть блудодейная ересь на соблазн и на растление добрых нравов, к искажению полов ведущее, к со¬домскому греху; и князья русские наказывали штрафами тех, кто во время драки вырывал часть бороды. Так, при великом князе Ярославе за выдернутый клок бороды с виновного взыскивался в пользу казны штраф в 12 гривен, и в XV веке за выдернутую бороду виновному отсекали руку.
Один из авторитетных соборов в России, на котором присутствовало трое русских святых, Стоглавый собор, определил: «Священные правила православным христианам всем возбраняют: не брить брад и усов и не постригать; таковые бо несть православные, но латинская и еретическая.
Предания греческого царя Константина Ковалина; и о сем апостольская и отеческия правила вельми запрещают и отрицают: правило святых Апостол так гласит: если кто бороду бреет и преставится так, недостоин над ними служить, ни сорокоустия по нем не петь, ни просфоры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверными бо да причтется, от еретиков этому навыкоша» гл. 40.
В селе Гонохово в клубе.
О том же толкование правила 96, VI Вселенского собора об острижении бороды: «Что же о пострижении бород ваших не писали в законе: не постригайте бород ваших. Без бороды красиво женам, мужам не подобает так, создавший Бог судил сказать Моисею:
«...не порти края бороды» – Лев.19:27.
Добавлено (16.02.2010, 09:13)
---------------------------------------------
(продолжение о брадобритии)
Вы же сие творяще человеческого ради угождения, противны закону, ненавидимы будете Создавшему вас по образу Своему, и если кто хочет угодить Богу, то отступи от такого зла». Отрицательное отношение к брадобритию – злому обычаю католиков и безбожников, достигло высшей степени в так называемое Смутное время в России, когда латиняне пред глазами русских оскорбляли всё, что доселе русские привыкли считать неприкосновенным и святым, – смея¬лись над верою, жизнью и нра¬вами русских.
Посему было наложено проклятие на брадобритие.
В Потребнике 1639 года и в Служебнике 1647 было помещено поучение: «не брить бород и усов не постригать».
В Большом Потребнике говорилось так: «Проклинаю богоненавидимого и блудолюбного образа прелесть душе губительную от помраченной ереси; и чтобы не стричь бороды (лист 600 на обороте) и не брить её». В служеб¬нике патриарха Иосифа пишется: «прелесть душе губительная, по¬мрачение от ереси, не стричь бороды (лист 600 на обороте) и не брить её».
На память возле клуба в с. Паново.
«И не знаю, как в наш народ православный и в какое время в великой России еретический недуг вошёл, как по летопис¬ным книгам говорит предание царя греческого, или лучше сказать врага веры христианской, и законопреступника Константина Ковалина и еретика, чтобы постригать бороды, или брить, иначе сказать, богосозданную доброту растлевать. Или ещё скажем, по лето¬писным книгам, [находим] подтверждение всей злой ереси [возникшей от] нового сына диавола и сатаны, предтечи антихриста, врага и отступника от веры христианской, Римского Папы Петра Гугнивого, ибо и тот сию ересь подкрепив, и римскому народу, особенно же и чинам их священным такое творить повелел, чтобы бороды постригать и брить.
Епифаний же Кипрский евтихской назвал сию ересь. Ибо царь Константин Ковалин и еретик это узаконил, и о том все знают, что они еретические слуги, потому что бороды у них пострижены» (Изд. лето 7155, лист 621).
Преподобный Максим Грек писал: «Если прокляты уклоняющиеся от заповедей Божиих, как слышим во священном песнопении, той же клятве подлежат истребляющие бритвою бороды свои» (Слово 137).
«Не должно так же и на бороде портить волос, и изменять образ человека вопреки природе.
Не обнажайте, говорит закон, бород ваших, ибо сие [быть без бороды) Создатель Бог сделал пригодным для женщин, а мужчинам признал Он непристойным. То же, обнажаю¬щий бороду свою, чтобы нравиться, как воспротивляющийся закону, мерзок будешь у Бога, создавшего тебя по образу Своему (пост. апост., изд. Казань, 1864г. стр.6).
Св. Епифаний Кипрский пишет: «Что же хуже и противнее этого, бороду – образ мужа остригать, а волосы на голове отращивают; о бороде в постановлениях Апостольских слово Божие, учение предписывает, чтобы не портить её, то есть не стричь волос на бороде» (твор. его, ч.5, стр. 302, изд. М. 1863 г.).
96 правило Шестого вселенского собора с толкованием: «Епитимиям и отлучению подлежат те, которые подкрашивают свои волосы, чтобы сделать их светлыми или золотистыми, или подвязывают их, чтобы сделать их кудрявыми, или носят чужие волосы. Той епитимии подлежат бреющие бороды свои, чтобы росли они после ровнее и красивее, или чтобы всегда казаться молодыми безбородыми. Так же те, которые выжигают маленькими щипчи¬ками волосы на лице, чтобы казаться нежнее и благообразнее, которые подкрашивают свои бороды, чтобы не казаться стариками.
Этой же епитимии подвергаются женщины, употребляющие белила или румяна для привлечения к себе мужчин. Ах! как может Бог признать в них Своё создание и Свой образ, когда они носят другое – дьявольское лицо? Разве они не знают, что уподобляются блудной Иезавели? Итак, все мужчи¬ны и женщины, делающие что-либо подобное, подвергаются отлучению. Если же всё это вос¬прещено мирянам вообще, то тем более клирикам и священным лицам, которые должны поучать народ и словом, и делом, и внешним благочестием» (греческая кормчая «Педалион» стр. 270, изд. 1888 г.).
«Брадобритие есть обычай еретический и богомерзкий, и потому истинным христианам надлежит хранить себя от этой мерзости, чтобы через преступление заповедей Божиих и святоотеческих преданий не лишиться нам вечного и нескончаемого блаженства в будущей загробной жизни. Ибо Господь скажет доброму рабу и деятельному Своему служителю:
«[size=15]Добрый раб, в малом был верен, над многим тебя поставлю, войди в радость Господа Своего[/size]» – Лук.19:17.
И если кто не может горшка бобов приготовить в меру, чтобы ничего не пропало даром (из приготовленной еды), тот не может заведывать монастырём», – сказал Савва Освященный Иакову-монаху, претендующему на большее, стр. 149, 5 декабря.
На станции Корчино. 12.07.09
В книге Бытие 34:2, 7, 9, 26 говорится:
«Как сын Еморра Евеянина спал с Диной, дочерью Иакова, сделав ей насилие, бесчестие сделал он Израилю».
В ином месте читаем:
«И взял Аннон слуг Давидовых, и обрил каждому из них половину бороды, и обрезал одежды их наполовину, до чресл, и отпустил их. Когда донесли об этом Давиду, то он послал к ним навстречу, так как они были очень обесчещены. И велел царь сказать им: оставайтесь в Иерихоне (городе проклятия), пока не отрастут бороды ваши, и тогда возвратитесь» – 2Цар.10:1-5.
И если изнасилование называлось обесчещиванием, и таковым оно является и ныне: ибо в отношении плоти Новый Завет не внес никаких изменений в её творение, то слово ОЧЕНЬ обесчещены показывает, что брадобритие является большим грехом, чем потеря девства. И как там виновные в обесчещивании были все уничтожены, так и в случае насилия над бородами. И если в земной Иерусалим Давид не впустил обесчещенных с порченными бородами, то не следует ли быть более внимательными тем, кто готовится войти в Небесный Иерусалим – в Царство Небесное.
Первая встреча в клубе с. Подстепное 02.08.09.
«Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей» – Лев.19:27;
«Как хорошо и как приятно жить братьям вместе. Это как драго¬ценный елей на голове, стекающий на бороду Ааронову, стекающий на края одежды егоо» – Пс.132.
Если по стихиям мира читать этот гимн единству, то произнесут: «Нет там единства, где все друг против друга, это как.. елей, стекающий на бритый подбородок, стекающий на масонский галстук, носимый вместо креста Христова».
Древние вожди и народ носили бороды.
1Ездр.9:3 - «Услышав это слово, я разодрал нижнюю и верхнюю одежду мою и рвал волосы на голове моей и на бороде моей, и сидел печальный».
Потеря бороды было признаком потери благоволения Божия, гнев Царя Небесного.
Ис.7:20 - «В тот день обреет Господь бритвою, нанятою по ту сторону реки, царем Ассирийским, голову и волоса на ногах, и даже отнимет бороду».
Ис.15:2 - «у всех их острижены головы, у всех обриты бороды».
Иез.24:22 - «И вы будете делать то же, что делал я; бороды не будете закрывать, и хлеба от чужих не будете есть».
У Дан.7:9-13 – Бог показан, как Старец Ветхий днями и, конечно же, с бородой. Таковы и изображения святых в храмах. Но в капищах (у язычников, у еретиков и сектантов)
«сидят жрецы... с обритыми головами (как буддисты и кришнаиты) и с обритыми бородами» – Посл.Иерем.30.
И если в малом не верен, (ве¬ликое ли дело – не брить бороду) то что говорить о сохранении нравственности и целомудрия.
9 июнь, Александр Куштский – среднего роста, борода круглая, густая, до груди.
20 апреля, Александр Ошевский, небольшая борода с проседью. 19 марта, Ин¬нокентий Комельский безбородых не постригал. 8 октября, Трифон, «брада аки серповидна, пошире и тупая». Прокопий, «подоле Козьмина». 21 сентября, Дмитрий Ростовский, выдвиженец на Ростовскую кафедру от Петра Первого, этого страшнейшего рос¬сийского антихриста, разрушив¬шего все устои древнего благо¬честия, циника и хулителя всего святого, повелевшего насильно «рубить» бороды. И когда Ди¬митрий Ростовский сказал ревнителям, страдающим от насильников ан¬тихриста, на их вопрос, даваться ли остригать бороды, он ответил: «пусть отрежут бороды, вторые отра¬стут, а если головы отрежут, то они уже не отрастут». Эти слова так понравились Петру-преобразователю, что он велел этот трактат о бородах печатать.
Петрово окно в Европу, в которое провалилась вся Россия вместе с домом Романовых, потеряла бороды, единство разделило Россию и было началом гибели её. И, как пишет Некрасов, вначале показывали пальцем на тех, кто курит (так мало было их), но придёт (и пришло уже), когда показывают пальцем на тех, кто не курит. Так точно и с бородой.
28 марта, Илларион Новый: бороды смолою обмазывали – и замазали образ Божий, приобщились к безбородой Европе, окатоличились через униатство, Украину и Белоруссию, потеряли образ Божьего, русского человека.
Все святые, молите Бога о нас!