Козлов о. Максим. Ответы на детские вопросы Деян.9:20 – «И тотчас стал проповедывать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий».
И далее география победной проповеди и нигде ни разу не упомянул про богослужение, как будто бы его и не знал никто.
Деян.14:25 – «И, проповедав слово Господне в Пергии, сошли в Атталию».
Деян.15:36 – «По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут».
Деян.16:32 – «И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его».
Деян.17:19 – «И, взяв его, привели в ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою»?
Деян.19:9 – «Но как некоторые ожесточились и не верили, злословя путь Господень перед народом, то он, оставив их, отделил учеников, и ежедневно проповедывал в училище некоего Тиранна».
Не службу ежедневно, не литургию ежедневно, а проповедь нужно считать за главнейшее дело всей жизни каждого из христиан, и тем более священников.
Деян.19:10 – «Это продолжалось до двух лет, так что все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе, как Иудеи, так и Еллины».
Деян.20:20 – «Как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедывал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам».
Деян.20:24 – «Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией». Павел получил от Господа точное поприще – проповедать Евангелие благодати Божией. От кого же это священники в православии получили поприще богослужения, богослужения и снова богослужения? Ведь речь идет не о молитве и не о благодарности Богу, а самом богослужении, как некоем магическом действии, без которого мир прекратит свое существование. И так гиперболизировали смысл богослужения и причастия, что просто оязычили самое это действо в сознании народа.
Деян.20:25 – «И ныне, вот, я знаю, что уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, проповедуя Царствие Божие».
А сегодня, прощаясь, священник или епископ мог бы сказать, чтобы помнили его, как он посреди них служил службу, служил, служил и стоял, стоял и стоял, пока вены на ногах не лопнули, и молчал, молчал, молчал, пока не умер.
Христос даже в аду проповедывал, а не службу правил.
1Пет.3:19 – «Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал». Если не проповедуют батюшки, то и не заповедано их кормить.
1Кор.9:14 – «Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования».
1Кор.15:11 – «Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали».
2Кор.2:17 – «Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе».
2Кор.10:16 – «Так чтобы и далее вас проповедывать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе».
Еф.6:20 – «Для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедывал, как мне должно».
Фил.1:14 – «И большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедывать слово Божие».
Фил.1:18 – «Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться».
Кол.1:28 – «Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе».
Апостол Павел знал свое назначение абсолютно точно, и какое самое главное и наиглавнейшее дело должно быть у священников – это постоянная проповедь. И слово «проповедник» ставит даже прежде слова «Апостол».
1Тим.2:7 – «Для которого я поставлен проповедником и Апостолом, — истину говорю во Христе, не лгу, — учителем язычников в вере и истине».
1Тим.4:11 – «Проповедуй сие и учи».
2Тим.1:11 – «Для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников».
2Тим.4:2 – «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием»
Тит.1:3 – «В свое время явил Свое слово в проповеди, вверенной мне по повелению Спасителя нашего, Бога».
Не гурьяновых, чудотворцев и юродивых нужно в пример брать, а тех, кто проповедывал о Христе.
Евр.13:7 – «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их».
Богослужение же нужно любить, но не ставить его на первое место. И не искажать истинный смысл богослужения – вести людей ко Христу через познание Сына Божия, Его Голгофской Жертвы, пролитой за каждого из нас Его пречистой крови.
1 Мак.2:22 – «Не послушаем мы слов царя, чтобы отступить нам от нашего богослужения вправо или влево».
Мы молимся, но для чего – не знаем.
Все в ожиданье благ, и млад, и стар.
Каких еще даров мы ожидаем? –
Быть на молитве – это ли не дар?
Стоять пред Богом! Вдумайтесь! Вместите!
Откройте дверь Источнику даров.
Дитём Господним молча припадите,
Не надмеваясь умноженьем слов.
Но мы и здесь свое ничто возносим,
Желая втайне прорицать, целить.
Иль просим дар чудес – того ли просим?
Доколь мольбу гордынею сквернить?
Нам только – дай! На паперти и в храме.
Но гляньте, есть ли место для даров?
Нутро, что свалка, в мусоре и хламе,
Для Божьего – ни полок, ни углов.
Что толку теплохладными устами
Одно и то же клянчить без конца?
Зачем просить, коль некуда поставить?
Очистите от рухляди сердца!
Мы блудники, живущие усладой.
Но ветхосладость пагубна душе.
Слепцы, слепцы! Нам не увидеть злата,
Лаская ухо звяканьем грошей.
Так и обходим Бога стороною.
Самих себя лишенцами творим:
Ведь рай желанный есть ни что иное, –
Как предстоянье в Вечности пред Ним.
иером. Роман
Вопрос 1769: Что такое грех?
– Грех – это такая дырка; вот, например, есть дивная-дивная картина или плат, как, например, может, у кого-то мама носит павлово-посадский платок, он дивно красив, и вдруг на этом платке, как на картине нашей жизни, появляется дырка, и не просто появляется, мы сами ее как бы продираем потихоньку, ковыряем, ковыряем, пока она не появится, и сначала она еще не так велика и незаметна, зашить можно, но если дальше, то вскоре вместо платка будет сплошная дыра; вот и грех: это сначала маленькая, а потом все расширяющаяся дыра, и как бы в нее не свалиться!
И.Л.: Это определение греха под образом павлово-посадской дырки очень подходит ко всему сегодняшнему Православию, из которого устранили живую проповедь Евангелия, и провалилась туда и Россия, и храмы, и вера.
Слово «грех» встречается в Библии 650 раз. И 419 раз слово «грешить».
И из 1069 раз встречающегося образа разделения с Богом протоиерей, известный всей Москве, для их деток не нашел ни одного подходящего сравнения, как только с павлово-посадской дыркой. Почему бы деткам не дать понятие о грехе по Священному Писанию? Или протоиерей не знает или мудрит по-юрасовски, умничает на публику.
1Ин.3:4 – «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие».
Христос умер за грехи наши. Он прощает всем, кто принимает Иисуса своим Спасителем, занявшим его место на Голгофском кресте.
Ис.53:5 – «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились».
Мих.7:19 – «Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши».
Делать добро – это путь к святости. Когда делаешь злое – копишь грехи.
Быт.4:7 – «Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним».
Когда человек делает зло, он согрешает против Бога и против ближнего.
Втор.9:18 – «И [вторично] повергшись пред Господом, молился я, как прежде, сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил, за все грехи ваши, которыми вы согрешили, сделав зло в очах Господа [Бога вашего] и раздражив Его».
Не только дети не слушаются Бога и старших, но и старшие не слушаются Бога.
1Цар.15:23 – «Ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство».
Более всего человек грешит, когда нарушает первую заповедь о любви к Богу и служит чему-то, как Богу Творцу. Это может быть и любой грех неправды, и увлечение поклонением не Богу истинному.
Иер.16:18 – «И воздам им прежде всего за неправду их и за сугубый грех их, потому что осквернили землю Мою, трупами гнусных своих и мерзостями своими наполнили наследие Мое».
Когда кто-то думает плохо про другого или желает его сжить со света – это уже как бы сделанный грех.
1Ин.3:15 – «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей».
Иер.18:23 – «Но Ты, Господи, знаешь все замыслы их против меня, чтобы умертвить меня; не прости неправды их и греха их не изгладь пред лицем Твоим; да будут они низвержены пред Тобою; поступи с ними во время гнева Твоего».
Понятие о грехе ныне размыто, и только Дух Святой может показать истинное положение человека, в грехе ли он.
Ин.16:9 – «О грехе, что не веруют в Меня».
2Пет.2:14 – «Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия».
Сомнение в истинность написанного в Библии есть страшный грех, за которым следуют все остальные грехи неведения. Потеря веры Богу – это трагедия.
Рим.14:23 – «А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех».
Вопрос 1770: Если нельзя возродить в России царскую власть, то какая власть для нее наиболее приемлемая?
– Церковь может существовать при любой власти, и по большому счету она непреодолима вратами ада, как об этом говорит Сам Господь в Евангелии. Но, конечно, Церковь будет приветствовать такое государство, которое будет ориентироваться на традиционные ценности, которое будет уважать Евангелие, будет уважать исторический путь России и место в ней православной Церкви, которое не будет потакать разного рода сектантам, сатанистам и прочим, разлагающим душу нашего народа. А уж какая она будет – президентская республика, или парламентская, или вовсе не республика, а что-то другое – это не важно.
И.Л.: Опаснейшая вещь – традиции, не основанные на Слове Божием. А на Руси именно такие и были традиции – гнать неугодных и травить их, как зайцев, как травили старообрядцев.
Никакой души народа Писание не знает, это всё горбачёвско-ридигерская мифология. Народ растлен, и главная вина в этом – православных пастырей, что не учат народ, а спят непробудным сном, как псы в конурах.
Ис.56:10 – «Стражи их слепы все и невежды: все они немые псы, не могущие лаять, бредящие лежа, любящие спать».
Ис.42:22 – «Но это народ разоренный и разграбленный; все они связаны в подземельях и сокрыты в темницах; сделались добычею, и нет избавителя; ограблены, и никто не говорит: «отдай назад!»». За грехи народа, не обученного закону Божию, отданы князья вчерашним рабам, и хваленых генералов штабистов нередко били прапорщики и ефрейторы.
Зах.2:9 – «И вот, Я подниму руку Мою на них, и они сделаются добычею рабов своих, и тогда узнаете, что Господь Саваоф послал Меня».
Рим.1:28 – «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства».
В конце ответов о. Максима Козлова есть приписка хорошая:
По изданию «Ковчег», «Новая книга», 1999 г.
Мы рады любым замечаниям, пожеланиям, информации
Пользуйтесь любыми материалами без письменного разрешения автора. Сайт – православный, некоммерческий
© Николай Ардабьевский. 1997-22 Москва Россия
начало создания 5 августа 1997 г.
Вопрос 1771: Можно ли родителям наказывать детей?
– Детки мои, не только можно, но и нужно. И даже сказано в Священном Писании, что жалеющий розгу не жалеет сына. Не в том смысле, что всех пороть обязательно нужно, но что ложная концепция воспитания та, которая утверждает, что детей ни за что и никак наказывать не нужно, пусть, мол, они сами развиваются, раскрываются, как цветы какие, а дело родителей – в сторонке стоять.
Нет, живем-то мы уже не в том раю, где жили Адам и Ева, а живем уже, нося в себе некоторые семена греха. И они тоже будут давать свою поросль, и если не будет хорошего садовника, который, где нужно, прополет, а где и вытопчет эти ростки (а главные садовники этого сада – наши родители), и если этого не делать – так и вырастет сплошной сорняк, который подавит все истинное, что могло бы родиться.
И.Л.: Детям нужно давать заучивать те места Писания, где говорится о наказании детей и о строгом воспитании их.
Сир.30:7 – «Поблажающий сыну будет перевязывать раны его, и при всяком крике его будет тревожиться сердце его».
Сир.30:12 – «Нагибай выю его в юности и сокрушай ребра его, доколе оно молодо, дабы, сделавшись упорным, оно не вышло из повиновения тебе».
Сир.7:26 – «Есть у тебя дочери? имей попечение о теле их и не показывай им веселого лица твоего».
Вопрос 1772: Как надо вести себя детям священника?
– Ой, это очень великий труд. Детям священника нужно вести себя ответственней, чем детям российского президента. Потому что президент – он сегодня один, а завтра другой, а дети священника – всю жизнь дети священника, и всю жизнь на них будут смотреть и говорить: «Вот что же это – батюшка нас учит, а своих детей не воспитал».
И каждое неосторожное слово, каждая некстати нацепленная побрякушка, невытерпленная обида и прочее – отзовется на сердце батюшки. Дети священника должны нести свой крест достойно.
И.Л.: В действительности же дети священников одни из самых ленивых, избалованных и болеющих снобизмом.
Из них прекрасные революционеры получались. Батюшка ими не занимается, и они в изнеженности предоставлены самим себе. Дома у них слово Божие не пользуется абсолютным авторитетом. Капризные и своевольные, они потом всю жизнь мучаются и с ними мучаются.
Ибо они работать совсем не хотят и лезут в попы, и потом гниют и выдираются из беды в беду. До этого они были и в пионерах, и в комсомоле очень часто (благо, если папаша не был партийным). Детей священников совершенно не должно допускать до поповского корыта. Как образец – это дети первосвященника Илия.
1Цар.2:12,14-17 – «Сыновья же Илия были люди негодные; они не знали Господа и долга священников в отношении к народу. И если кто говорил ему: пусть сожгут прежде тук, как должно, и потом возьми себе, сколько пожелает душа твоя, то он говорил: нет, теперь же дай, а если нет, то силою возьму. И грех этих молодых людей был весьма велик пред Господом, ибо они отвращали от жертвоприношений Господу».
Они уже вкусили этой сладкой жизни, и у них опыт только отрицательный. Когда от всех пред ними преклонение и поклонение. А работать над собой и со словом Божиим они не приучены. Мне за 40 лет общения с священниками ни разу не пришлось видеть воистину возрожденных детей у них.
Полночь. Храм. Над куполом луна.
Колыбелит душу Млечный Путь.
– Господи! Какая тишина!
Словно в детстве, выдыхает грудь.
Красоты устам не передать.
Разве Божье людям по плечу?
Господи! Какая благодать!
Как ребёнок, в Небеса шепчу.
И, как в детстве, слёз не утаю,
Услыхав Архангельскую Весть…
Что мне рай! Я и сейчас в раю.
Главное, что Ты на свете есть!
иером. Роман
Вопрос 1773: Зачем Бог создал людей?
– А вот не знаем. Не знаем, зачем Бог создал людей, зачем Бог создал мир, знаем только, что за этим стояла любовь Божия. И знаем, что Господь ищет ответной любви, не заставляет нас его любить, не заставляет нас всех стать принудительно-хорошими, а как у Достоевского один герой хочет всех сделать принудительно-хорошими, вот Господь, в отличие от этого героя, Великого Инквизитора, хочет, чтобы мы сами откликнулись душой на всё то, к чему он нас зовет.
И.Л.: Ис.48:11 – «Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, — ибо какое было бы нарекание на имя Мое! славы Моей не дам иному».
Ис.43:7 – «Каждого кто называется Моим именем, кого Я сотворил для славы Моей, образовал и устроил».
Вопрос 1774: Каким ты будешь в раю?
– Апостол Павел так говорит: «Мы не все умрем, но все изменимся». Изменимся настолько, что там друг друга хоть и узнаем, но отсюда и понять не можем, какие свойства будут у человека в раю.
Впрочем, отчасти, прикровенно, мы можем об этом рассуждать, исходя из того, как Господь являлся своим ученикам в Своей человеческой природе, но уже прославленной и преображенной, – той, которая будет и у праведников в раю после воскресения.
Он мог проходить «дверями затворенными», то есть сквозь стены, когда двери были закрыты, Он мог идти вместе с ними и быть ими какое-то время не узнанным. Он мог быть ими вдруг опознанным во время преосуществления хлеба, стать совсем иным, и в то же время остаться Тем же Самым, Каким был до Своего воскресения. Вот нечто подобное произойдет и с теми, кто сподобится райского блаженства.
И.Л.: Ниоткуда не известно, что Христос был узнан в момент преосуществления хлеба. Был простой ужин.
Лк.24:30 – «И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им».
1Ин.3:2 – «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть».
1Кор.15:52, 54 – «Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою».
Мф.13:43 – «Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их».
Вопрос 1775: Как крестили Русь?
– Во-первых, добровольно, это в отличие от многих стран Западной Европы, где, случалось, делали это огнем и мечом, во-вторых, быстро, потому что, хотя где-то по закоулкам, в глубинке, в лесах и таилось язычество, но еще и века не прошло, как большинство русских людей были уже православными христианами. А в-третьих – радостно и красиво, потому что самое главное, к чему прикоснулась душа русского человека, была красота.
Помните, послы Владимира вошли в Софию Константинопольскую – и что они там увидели: они не знали греческого языка и не знали икон, но они почувствовали, что они как на небе, такая красота открылась их очам, что после этого возвращаться к язычеству – было невозможно. И вот это «как на небе» потом появилось и на Руси: и в Киевском Софийском соборе, и в Новгородском, и во многих других, вспомните храм Покрова на Нерли – вот эти кусочки неба на земле. Вот так Русь крестилась – через эту дивную Божественную красоту.
И.Л.: Абсолютно неевангельское было крещение Руси. Вера должна быть через уверование, через уши, а не через иконы и красоту храмов.
Рим.10:17 – «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия».
Языческие послы князя Владимира, тоже не пережившего духовного рождения, «были как на небе», когда увидели византийщину, внешнюю обрядность. В это время в Византии христианство мало было похоже или совсем не похоже на первоапостольское.
Если бы в это время рядом шло служение Апостола Павла, и туда бы эти языческие посланцы пришли, они бы ровным счётом ни за что не смогли зацепиться, быстро пошли бы искать языческое «небо», как они его представляли себе в языческих мёртвых сердцах
И когда они увидели служение в храме, это сошлось полностью один к одному с их представлением идолопоклонническим – как они воображали себе небо, ту загробную участь свою. Мы приняли не то, что принял бы Апостол Павел или Иоанн, а что языческий многоженец князь. Новообращенного Василия (такое имя получил Владимир в крещении) мало кто знает, и нет храмов в это его имя. А всё во имя языческого Владимира.
И имя его в святцах то, какое было до крещения. Лучшее этого ничто не скажет нам, что по духу Русь стала не Евангельской, а похожей на Византию. И не кусочек неба истинного принесли нам, а «кусочек неба» в языческом представлении княжеских посланцев. Кусочек оязыченной Византии. Слепили для Русского княжества свою веру, не сверив с Евангелием, и до сего дня не додумаются вернуться к Евангелию и провести ревизию старого багажа.
Прем.Сол.15:8 – «И суетный труженик из той же глины лепит суетного бога, тогда как сам недавно родился из земли и вскоре пойдет туда же, откуда он взят, и взыщется с него долг души его».
Вопрос 1776: Как вы, лично, обрели свою веру?
– Наверное, как и многие из вас, я рос в семье неверующих тогда людей, было еще советское время, и о Боге мы ничего не слышали. Я рос в такой среде, где ни в церковь не ходили, ни Пасху не встречали, ни Евангелия, ни Библии негде было прочитать.
С верой я встретился через удивительный и особенный опыт моей жизни. Когда мне было четырнадцать лет, у меня родились два брата-близнеца.
Все месяцы ожидания я очень этого не хотел. Ну что же это в самом деле: я уже не был центром внимания, и все внимание родителей, вся любовь, забота и мое время, бесценное, личное, придется посвящать каким-то двум комочкам?
Я очень скорбел, но вот когда они родились, когда оказалось, что нужно ходить на молочную кухню, стирать пеленки, гулять – в общем, что нельзя жить так, как будто их нет, тогда вдруг сердце почувствовало: а ведь я их люблю.
Хотя на первый взгляд это и казалось глупо, неразумно – они же мешали спокойно жить. И встал вопрос: или есть какое-то оправдание этой любви, или жить действительно, как я тогда у Стендаля в одной книжке прочитал: «Всяк за себя в этой пустыне жизни, именуемой эгоизмом».
И оказалось, что никакого другого оправдания, как выглянуть за пределы этой жизни – в жизнь вечную, по сути дела-то и нет. Ну а там начинался уж путь к Богу и церкви.
И.Л.: Без купюр и без прикрас, всё как есть. Немыслимо, чтобы такое «обращение» сегодня посчиталось за обращение у кого-либо среди баптистов или пятидесятников.
Что угодно у православных, только не встреча со Христом. «Уверование» не по Слову Его. И потом уже будут семинарии, грамота и гладко накатанная дорога в традициях, в преданиях. И ни остановить, чтобы задумался такой «уверовавший» через пеленки или через что-то еще, ибо они твердо уверены, что так тоже можно обратиться. Библия же утверждает, что уверование абсолютно всегда идет от проповеди, от Библии.
Лк.5:1 – «Народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие».
Лк.11:28 – «Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его».
Деян.8:14 – «Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна».
Деян.11:1 – «Услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие».
Деян.13:7 – «Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие».
Рим.10:17 – «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия».
1Фесс.2:13 – «Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, — каково оно есть по истине, — которое и действует в вас, верующих»
Вопрос 1777: Если крестная не ходит в храм, считает, что молиться можно и дома, можно ли считать ее крёстной?
– Можно и нужно, но только отношения ваши как бы немножко перевернулись. Но все равно: вы навек связаны духовными узами, их ничто не может расторгнуть.
Те узы, которые даются при крещении, такие же, как при рождении: нравятся вам ваши братья и сестры или нет, они все равно остаются вашими сестрами и братьями, так и крестная. Но ведь как иногда бывает.
Наши старшие родственники в престарелом возрасте становятся иногда как бы младенчествующие умом, начинают вести себя по-детски. Тогда мы начинаем о них заботиться. Так и у вас с крестной произошло. Она отошла от церкви, перестала ходить в храм, перестала многое понимать, а ты понимаешь, и ты должен о ней теперь позаботиться и помочь ей снова войти в ограду церковную.
И.Л.: Идиллическая картинка, нарисованная о.Максимом, не выдерживает малейшего прикосновения. Она как трухлявый пень разваливается.
Младенчествующими являются люди, прохожане во всех храмах православных, потому что слово Божие скрыто батюшками, и люди приходят только на исповедь и на богослужение. То есть отстоять мёртвыми столбушками и уйти.
Всё это дело с лжекрестными и младенствующими батюшками – есть жуткая профанация, подделка под веру. А на самом деле этот маскарад есть опоганенное, оязыченное лжеправославие.
Вопрос 1778: Зачем люди крестятся?
– Зачем люди крестятся – в смысле осеняют себя крестным знамением? Потому и крестятся, что веруют, что крест – это не игры в крестики и нолики и не способ заполнения ведомости для людей безграмотных, но это символ победы.
Христовой победы, а через него и нашей, – над лукавым, грехом и смертью. Мы, осеняя себя крестным знамением во имя Отца и Сына и Святого Духа, освящаем свой разум, свои чувства, свои силы телесные и говорим, что когда мы со Христом и с Его Крестом – нам бояться нечего.
И.Л.: Крестятся, чтобы не болеть, чтобы не заразиться, чтоб беда какая не случилась. Люди-то, ходящие в наши храмы, почти 100% суевернейшие, оязыченные лжеправославные.
И крестятся как попало, даже и этого не умеют, как правильно совершить крестное знамение. И в этом виноваты мы, ленивые попы, потому что и сами не умеем правильно совершить крестное знамение и не хотим правильно поклониться.
Вы, деточки, не смотрите на наших пузатых попов, которые часто совершенно не верующие. Но креститесь так: сложенными перстами прикоснитесь твёрдо к средине лба, затем до чрева, где пуп, до правого плеча, где плечевая кость шарнирно движется, потом точно на такое же место на левое плечо и, опустив руку, только затем совершите полный поклон.
Поклон должен быть всегда такой глубокий, что если бы опустить руку, то она бы могла достать до пола; но опускать руку не нужно. Это для проверки себя сделать нужно хотя бы раз.
Не машите как попало рукой, ибо Иоанн Златоуст говорит, что небрежному маханию руки бесы радуются. Итак, не утешайте бесов, но с глубокой верой, прилагая персты на чело, произнесите слово: «Господи». Это значит, что вы признаете Его главою всего видимого и невидимого, и от Него у нас разум, от Него смысл жизни.
Затем полгая персты на чрево (никак не на грудь, ибо иначе крест получится перевернутый, так как нижняя часть вертикальной черты будет намного меньше верхней, от лба до плеч), скажите: «Иисусе Христе». Это означает, что вы признаете Его, и имя Его, Которое Он получил, пройдя через Чрево Девы Марии.
Потом, полагая персты на правое плечо, скажите: «Сыне Божий». Это означает, что вы верите, что Он, вознесшись с земли, воссел с правой стороны Бога Отца, одесную. И только затем положите персты точно на левое плечо, и никак не ниже плеча, чтобы не ломать крест, и произнесите: «Помилуй меня, грешного».
Это будет означать, что вы верите в Суд Божий, когда грешники будут стоять слева от Христа и вот теперь вы умоляете Его, чтобы Он помиловал ради Своей Жертвы, ради Своей заслуги нас и не поставил нас слева, но чтобы мы оказались справа и в Царстве Небесном. И поклон совершаем в знак смирения.
Первые христиане полагали крестное знамение одним, указательным пальцем, потому что в мире было многобожие и христиане утверждали этим единобожие.
Когда же Арий стал утверждать, что нет Троицы, христиане стали слагать пальцы в щепоть, как ныне.
Но когда появились ереси монофелитство и монофизитство, отрицающие во Христе два естества и две воли, тогда христиане стали полагать на себя два перста, средний и указательный. Средний пригнут до уровня указательного.
Этим означались небеса, склонившиеся, чтобы сошел Сын Божий на землю. Под образом же указательного пальца и была показана земля. У католиков же крестное знамение совершается пятью пальцами и слева направо И это означает, что через пять ран, которые Христос претерпел за род человеческий, Он переводит нас, с левой стороны стоящих, из погибели в разряд спасенных.
И соответствует Писанию наиболее именно этот вид сложения пальцев, как у католиков, потому что на кресте не умирала ни Троица, ни оба естества во Христе, но пострадала только Его Плоть, по Человечеству. Поэтому, кто как научен, как склонен слагать персты, так и делай, не унижая другого. В этом должна быть полная свобода.
Вопрос 1779: Кто может быть из родных крестным отцом или крестной матерью ребенка?
– Крестным отцом или матерью может быть брат старший, сестра, дядя, тетя, другие какие-то родственники.
И.Л.: Крестными могут быть только глубоко верующие христиане. А так как таковых почти нет, то и следует прекратить крещение детей у тех, кто не уверовал во Христа сознательно всем сердцем. Иначе будет беда за бедой.
Самое неправильное сегодня во всей Православной Церкви то, что вход в нее стал извращенным, ложным. Членом Церкви человек может стать только тогда, когда в нем будет родство Христу. Кто сознательно примет святое крещение через троекратное погружение в воду руками законно рукоположенного и не запрещенного пастыря.
Вопрос 1780: Вот я ленивый и из-за этого учусь хуже, чем могу. Как мне побороть лень?
– Во-первых, не жаловаться всем, что ты ленивый. Пусть об этом знает только ты и Господь, да еще твой духовник. Пусть никто об этом даже не догадывается: ни учителя, ни родители, ни твои товарищи по классу. Вот постарайся хотя бы неделю прожить так, чтоб никто об этом не смог догадаться, а потом посмотри на результат.
И.Л.: Сначала ребенку нужно было показать, что говорит о лени Бог, и каждый стих Писания пояснить примерами из жизни.
Сир.22:1-22 – «Грязному камню подобен ленивый: всякий освищет бесславие его. Воловьему помёту подобен ленивый: всякий, поднявший его, отряхнет руку».
Мне по милости Божией удалось создать детский православный трудовой лагерь-стан и он уже существует ровно 30 лет. Были страшные гонения от коммунистов-людоедов, но лагерь устоял. Против меня за воспитание детей, за их «избиение» возбуждали 4 раза уголовное дело и за отсутствием состава преступления прекращали.
Но врагам нельзя уступать ни шагу, чтобы их «воспитание» не коснулось православных детей. И одним из элементов нашего воспитания является строго обязательный труд. Пройдут коровы из деревни, и опять на практике ребенку показано, что делает труд, и как хорошо быть трудолюбивым. И покажешь «лепешку» коровью: «вот кто ты есть, если ленивый».
И у нас дети не только не хвалятся ленью, а боятся этого слова и прозвища «ленивый».
Сир.4:33 – «Не будь скор языком твоим и ленив и нерадив в делах твоих».
Прит.6:6 – «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым».
Детей нужно приучать вставать рано, чтобы они были на молитве. У нас в лагере-стане подъем в 5 утра, до восхода солнца. А в Москве исповедники московского диванного христианства любят вставать поздно.
Прит.6:9 – «Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего?»
Прит.6:11 – «И придет, как прохожий,бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник. [Если же будешь не ленив, то, как источник, придет жатва твоя; скудость же далеко убежит от тебя]».
До завтрака каждый ребенок должен поработать и в течение дня несколько раз пропотеть.
Прит.10:4 – «Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает».
С ленивым лучше не связываться, он подведет тебя и на любом повороте бросит носилки, которые ты с ним нёс вместе.
Прит.10:26 – «Что уксус для зубов и дым для глаз, то ленивый для посылающих его».
Прит.11:16 – «Ленивцы бывают скудны], а трудолюбивые приобретают богатство».
Прит.12:24 – «Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью». Ленивые люди завистливы и жирны. Они не могут прокормить даже сами себя, не говоря о том, чтобы достойно содержать свою семью и помогать нуждающимся.
Еф.4:28 – «Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся».
Прит.13:4 – «Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится».
Прит.15:19 – «Путь ленивого — как терновый плетень, а путь праведных — гладкий». Маменькиных сынков нужно учить работать, чтобы они потом не сделались подкаблучниками у богатых жен.
Прит.18:8 – «Ленивого низлагает страх, а души женоподобные будут голодать».
Прит.19:24 – «Ленивый пускает руку свою в чашу, и не хочет донести ее до рта своего».
Прит.21:25 – «Алчба ленивца убьет его, потому что руки его отказываются работать». Лодырь придумывает разные непереходимые трудности и наговаривает на себя, что он весь в болячках, что ему и этого нельзя делать, и тяжелое боязно поднимать, и в сырости он загнется, и в пыли задохнется.
Прит.22:13 – «Ленивец говорит: «лев на улице! посреди площади убьют меня!»
Придешь в дом к такому «стахановцу», а у него крыша дырявая на доме, и на плечах, и стены покосившиеся, и брюхо отвисло.
Прит.24:30-34 – «Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного: и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась. И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел и получил урок: «немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь, — и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя — как человек вооруженный»».
Прит.26:13-16 – «Ленивец говорит: «лев на дороге! лев на площадях!» Дверь ворочается на крючьях своих, а ленивец на постели своей. Ленивец опускает руку свою в чашу, и ему тяжело донести ее до рта своего. Ленивец в глазах своих мудрее семерых, отвечающих обдуманно».
Пс.72:7 – «Выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце».
Мой сынок, тебе пора учиться, Втор.32:46
А не только петь, читать, считать. Пс.89:12
Поучись у быстрокрылой птицы – Ис.38:14
Новые отметки в аттестат. Евр.4:13
В горе неизбывном видишь норы – Ос.10:8
Так захочешь белый свет не видеть. Лк.23:30
Уподобиться ребёнку в тяжкой ссоре, Мф.18:3
Для голодного в пустыне стать акридой. Мрк.1:6
Рог единорога... мне б такую силу, Пс.91:11
Попирать врагов, как первомая грязь. 2Цар.22:43
Почему родился я бескрылым, Пс.54:7
Пожалеешь много, много раз. Пс.138:9
Дружной, работящею пчелою Прит.6:8
В общине соратников спасаться. Деян.4:32
Розой свежею блистать на аналое, Песн.2:1
Утешать ослепшего от счастья. 1Фесс.4:18
И к чему бы взор не прикоснулся, 1Кор.11:14
Чтобы ни услышал невзначай, Деян.28:26
Понимаешь где-то пятым чувством: Соф.2:1
Много копоти даёт твоя свеча. 2Кор.13:5
Быть хозяином меня уполномочил Быт.2:19
Бог от изначала, при творенье. Пс.8:5-9
Страх внушать себе и твари прочей, Быт.1:28
Матерью своей считая бренье. Быт.2:7
Мне ли не завидовать собаке, Мф.15:27
Верности и храбрости дворняжки? Ис.56:10
У дождя бы научиться плакать, Плач.1:2
Голубем стонать о многом тяжком. Ис.59:11
Рядом с алтарями свить жилище, Пс.83:4
Время с журавлём распознавать. Иер.8:7
Сдать экзамен только на отлично, 1Кор.9:24
По пяти по чувствам, всё на пять. 2Тим.4:8
Вспомнил, я же ученик Иисуса, Деян.19:9
Для Него стремленье и наклон. Рим.14:8
Перед Ним зачёт на пятом курсе. Лк.21:36
Он Него мне получать диплом. Иак.1:12
ИгЛа. 03.06.03