О браке. Занятия в Потеряевке. Игнатий Лапкин (ИгЛа). Лучше не жениться и не выходить замуж, но тогда живи как положено, не греши невоздержанием. А если выходишь замуж, то запомни: главенство твоё, мысли твои о том – всё предаётся мужу. Не умеешь молчать, не хочешь молчать, тогда и не выходи замуж, не губи ни себя, ни его. До тех пор, пока ты этому не научишься, тебе делать там, в замужестве, нечего.
Потому что единственная власть дана была в раю – только власть мужа над женою. Когда читаем, что «всякая власть от Бога» – Рим. 13 гл., об этой власти не следует забывать, но необходимо этой власти давать первенство. Древнейшая власть вышедшая из рая – только одна власть, и она установлена Самим Богом. Власть, владычество, господство мужа над женою. Быт 3:16 – «Он (муж) будет господствовать над тобою». Конечно, ни о каком равенстве и слова нет; господство – значит есть господин и есть подчиненные. Есть законодатель, есть и исполнитель. Есть голова и есть тело.
И в Новом Завете это вновь всё подтвердилось. Апостол Павел, утверждая этот закон, ссылается на закон древнейший. И доказательств никаких не приводит.
Случается, что жена по званию выше, как полковник над сержантом мужем. И она у него умница. И муж согласился на эту роль при ней – быть молчальником; живет, послушание жене несет на совесть. Они называются подкаблучниками.
Может, потому и высокие каблуки у женщин? В народе говорят: куда иголка, туда и нитка. А когда нитка с узлами, то она не проходит в ушко. Так и в жизни, когда непослушанием заповедям Божиим жена завязывает узел на узле, и всё становится неразрешимее.
Когда женщина хочет быть равной или выше мужа, то она ни в одном узком месте, в рассуждении не пройдет, в спорных вопросах оторвется. И вот эта власть, установленная от Бога была настолько сильна в сознании Апостола Павла, что он пытается доказать это неравенство мужа и жены и говорит: не Адам прельстился, но Ева прельстившись впала в преступление.
Разве убедит такое доказательство Фурцеву или Маргарет Теэтчер… Ты мою вину назови, скажет жена, какая моя вина, и почему я тебе должна подчиняться.
Когда спросили Маргарет Тэтчер: какая у неё главная задача при начале каждого дня, то она ответила очень даже доходчиво: приготовить завтрак своему мужу.
На первом месте остаётся подчинённость. Когда Адам и Ева еще не познали друг друга, еще не было бракосочетания, еще священства не было, никаких Таинств, а этот закон уже был дан: всякая власть от Бога. Все остальные власти, царя, прокурора, милиционера, армии придут позднее. Но первая власть – власть мужа над женою.
Сегодня у нас в стране безвластие. Так и запишем: в России у нас безвластие. И в первую очередь в семье. У кого есть размышления, у мужей, пришлите записку, расскажите сегодня о своем унижении. Мы уже выслушали потрясающие истории на эту тему. Жена может бить мужа, срывать с него одежду; и власть нынешняя, безбожная, мирская стоит на её стороне.
А остальные мужья просто умолчали о своём положении. Хотя им есть что на пользу дела рассказать, как и что не следует делать. Отрицательный опыт – тоже опыт. Эта власть в семье, описанная еще в Ветхом Завете, перешла в Новый Завет. Узы этой власти настолько тяжки, они красочно описаны в «Ярмарке суеты», «Великой дидактике» Яна Амоса Коменского (отца мировой педагогики).
Спроси о том наших педагогов, знают ли они о том? Там описывается сословие женатых. Как при бракосочетании заваривают кандалы, запаивают их, наручники на одном и на другом. И как один падает, не подчиняется, тащится волоком. Всё показано в аллегории. Коменский пишет, что более мучительного состояния не видел у людей, чем как у сословия женатых.
Думал я: неужели они не избавятся от этого рабства, и воскликнул: О горе человеческое, лютое и неизбывное! И вижу, что некоторые делались свободными, когда умирала одна половина. Но... не в другую сторону он побежал… ничуть не бывало.
Он снова бежит и ищет себе подругу для бракосочетания. Опять садятся они на весы и взвешиваются, насколько равен будет брак, и снова заковываются нерушимостью брачных уз. Так и названы «узами» и «браком», то есть несовершенное это состояние, бракодельство. Прекрасное описание дела.
Есть нечто, что у нас не сходится с другими религиями. Положение в браке. Этот вопрос сохраняется сегодня у мусульман так, как в Ветхом Завете было. Отсылаем к нашему материалу «Семья». Кто из наших братьев думает жениться, пусть читают несколько раз этот материал, чтобы они знали, что ожидает их, и не попали в яму, как идущие впотьмах слепые. Там есть выдержки и о том, как нужно воспитывать детей, как нужно наказывать.
Благоразумно, разъяснить, ибо кто не наказывает, так говорит Писание, то это и не отец, а просто ночевальщик. «Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней» – Евр.12:9-10.
Добавим, что и не должно быть детям без наказания, ибо тогда и родители уже не родители, а губители. Если остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы и не дети. Раньше в каждом доме подоткнутое под матицу висело орудие воспитания – розги. Они сохранялись в соленой воде в специальной кадушке, чтобы не были ломкими. Без этого никак не обходились.
Даже Апостолу Павлу для воспитания его дали сорок ударов без одного. Первосвященника наказали, сняв с него ризу, а потом он пошел опять служить Богу. Должен был каждый ударить батогом привязанного должника, как говорит о том протопоп Аввакум. Так, что голенища сапог были полны кровью. И думал наказанный, где деньги взять, какого поросёнка продать. Но приходило время к 6 вечера, службу служить, его отвязывали, и он шел служить. Должников было мало тогда, боялись долгов. А у нас: взял, забыл.
Для чего же ребенка наказывать? Златоуст говорит: тело с душей так тесно связаны, что когда наказываем тело, врачуется и душа. Удар нанесенный телу, вразумляет душу. Это так Бог устроил. А люди, которые это отменили, можно ли посмотреть, что получилось из их воспитания? Сколько из ненаказанных родителями погибли совершенно, попали в тюрьму, ушли в наркоманию...
В советское время говорили, что наказание унижает ребёнка. Но когда вырастет преступником, как его теперь пытают, бьют и расстреливают. Во сколько миллионов раз это тяжелее, чем то, как наказывают родители. «Я не был воспитан, и вот что теперь приходится терпеть».
Находящемуся в раю Адаму Бог дал жену, и бракосочетание было просто: вот тебе жена. Нехорошо человеку быть одному. Где нехорошо? В раю. Сотворим помощника, соответственного ему. И кто подбирал это соответствие? Первую жену подбирает Бог. Всё подобрал Бог в ней, и красоту органов и вид лица. Позже Соломон опишет это подробно. Сколько у нее прекрасных качеств. Он у нее найдет 7 качеств положительных в «Песни песней», а она у него – 10. Почему?
Совершенства у Него – это относится к Троице. Книга Товита описывает бракосочетание в Ветхом Завете. Краткое её содержание. К должнику ушёл один, а оттуда придёт уже с женой. Сватает Бог и Ангел. Безошибочный выбор, хотя была и смертельная угроза, нависшая над их ночной кроватью. Получает наказ любить свёкра, свекровь, как родителей новых. Как проходило бракосочетание? Тогда это было просто. Отцу сказал несколько слов, тот благословил их.
Потом будет пир. Раньше за невест платили вено, калым. Этот обычай сохранился у южных народов, у мусульман. У них сохранилось это, за невесту платят очень много, иногда табун лошадей. Если у отца две, три дочери, то это ему не разорение как у нас. Это у него целое состояние.
Конечно, если дочери хорошие. А то ведь может статься, что ничего, кроме позора ты и не возьмёшь за своих дочерей – так воспитаны; и что теперь приходится терпеть? А если зятюшка будущий был вовсе безлошадный, всё его имущество, как у Некрасова говорится: «Есть и овощ в огороде, хрен да луковица, есть и медная посуда, крест да пуговица».
То и тогда, если его полюбила хозяйская дочь, выход находили. Претендент на руку девушки должен был отработать семь лет, как наёмный работник бесплатно. О каком бы разводе он думал? А вот у русских она ничего не стоит. Вырастил её, да ещё и приданое даст, только забери, только уважь. Разве это нормально? А если муж за неё работал, разводиться ему тогда нельзя, за неё полжизни ушло, она у него единственная.
Даже с Давида царь Саул потребовал выкупа. 1Цар.18:25 – «И сказал Саул: так скажите Давиду: царь не хочет вена, кроме ста краеобрезаний Филистимских, в отмщение врагам царя. Ибо Саул имел в мыслях погубить Давида руками Филистимлян».
За невесту нужно платить временем, трудом, и заслугами в бою. В Ветхом Завете Моисей разрешил давать разводное письмо, но в Новом Завете намертво запаяно всё. До смерти супруга.
«Как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведётся с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» – Мф.19:7-12.
Единственная причина развода – разрыв супружеской верности. Случалось, что она вскоре после начала супружеской жизни, сходила с ума. Можно ли ее оставить? Каноны говорят: не разрешается разводиться. Остается только одно – носить передачи в дурдом.
Бог допустил такое, и нужно это принять. Вот почему и нужно к этому относиться очень серьёзно, вымолить у Бога, чтобы это была не просто красивая кукла. Об этом проси и ищи главного качества в ней – послушания.
Случилось, что прошло много лет с того момента, как я был на одной свадьбе, когда хорошо мне знакомый человек женился. Теперь, уже на свадьбе своей дочери он сказал так: «Когда-то я искал в жене красоты, ума, голоса певучего.
Но прошло вот уже 20 лет и осталось одно желание, чтобы она была послушной. А вот этого-то как раз я и не искал при женитьбе, хотя мой товарищ православный тогда уже мне об этом говорил настойчиво. Не послушался...
А вот ты мне на это и указывал тогда на моей свадьбе», – сказал он мне. – «Только теперь я понял до конца это пожелание».
Потому, если нет в тебе послушания, и ты не намерена слушаться мужа, то прошу, сиди одна, не крадись к замужеству, не обольщай зря простодушных. Если у мужа будет твёрдый характер, он будет стремиться исполнить установление Божие, чтобы быть главою, значит в семье постоянно будет Карабах. Кризисные ситуации будут сотни раз в семье. И будут они хвататься за оружие. Решись один раз и докажи, кто хозяин в доме…
Расскажу о таком деле. Решил один исследователь этой беды найти всё же дом, где не жена руководит. Взял белого и чёрного ослов и ходил, и спрашивал: «Кто в этом доме хозяин?» И думал: если найду, что муж хозяин так и скажет, то отдам ему осла, как награду за необычное дело. Нашёл такого, кто твёрдо сказал: «Хозяин в этом доме, конечно же, я». Обрадовался ищущий и сказал: «Вот тебе два осла, возьми любого». Тот же сказал: «Сначала посоветуюсь с женою». Выходит, что даже на осла его владычества не хватило…
Кто знает значение венцов, какие надеваются на венчающихся? (Поступили разные ответы: чтобы украсить молодоженов; чтобы лучше запомнилось им это торжество и др.). Ответ по Златоусту: за чистоту. Если второбрачные, то венцов нет. Сегодня же на всех надевают. Для чего? Батюшка должен знать, девушка ли она, и он не познал ли женщину до сего момента.
А если они не сохранили себя, то какая же им награда, зачем венцы? Это будет обман – на поражённых надевать знаки победы. Мученики венчались, – вот песнопение, которое сопровождает вступление в брак.
Как мученики в великой скорби достигали своего царства? Уже под венцом может считаться мучеником, венец на брачущихся следует называть терновым венцом. Так и поётся: как мученики венчались. Кто кого мучит в браке, кто кому добывает венец? И нужно звать уже под венцом не просто Иван, но мученик Иван. И в семейной жизни, говорят, ничто так не связывает как дети. Но вот оказывается, что всё наоборот. Теперь говорят иначе: жили бы душа в душу, как и раньше, если бы не дети...
Сейчас в храмах Московской Патриархии венцы почему-то держат над головой, а не венчают голову, не надевают венцы на брачущихся. Почему? Потому что девство не сохранено, и Бог показывает это через этот новый странный обычай.
Мне приходилось делать много записей на магнитофон от семейных людей, делящихся своим опытом жизни. Положительного опыта нет вообще, а только отрицательный опыт. Кто обратился к Богу и познал волю Божию непосредственно из Библии, те только могут подтвердить, что у нас детей не готовит никто к брачной правильной жизни.
Так откуда же ей и быть. А этот вопрос настолько важен, что могу сказать, что после обращения к Богу, после того как ты стал христианином, более важного вопроса, быть может, и нет. От этого зависит, удачно ли твоя женитьба совершилась, будут зависеть и срок твоей жизни, и каковы будут твои друзья, и духовное твоё состояние, и качество твоей работы на производстве, и достаток в дому, и надежность «тыла».
И ни к одному вопросу не относятся столь легкомысленно. Всё отдано на откуп похоти и прихоти молодых, «зелёных» салажат. А нужно учить и тому, как правильно вести войну в самом, казалось бы, надёжном месте, в семье. Война идёт везде и всегда. Борьба смертельная, бракоразводная. И этому нужно учить с пелёнок. И, главное, страху Божию надо учить, и чтобы в семье непременно соблюдалась табель о рангах.
Нужно учить: кто кому должен подчиняться, и где границы дозволенного, разрешённого, и что есть эталон, образец. Советую всем обязательно прочитать «Крейцерову сонату» Льва Толстого. На фоне музыки Бетховена совершается событие, которому предшествует научение в мирском и в Божественном – отношение к браку.
Думаю, что в столь сжатом виде по этому вопросу более сильной вещи и нет, хотя священники ненавидят это произведение. Не советую читать послесловие на этот рассказ. Там Лев Толстой выплеснул свою ересь, и это христианину не полезно и знать.
Что такое верность? Повесть заканчивается убийством, и как приходит осознание неправильности всего происходящего в семье. И приходит это понимание только после убийства. И как всё содействует этой трагедии, и главное тут в самой жизни человека, со Христом ли она, или просто живут, плывут в похоти своего страшного эгоизма. Роковую роль играют обе стороны. Оставшись один, герой рассказа называет всю семейную жизнь сумасшествием.
И это сумасшествие рождается в миллионах семей, и люди смиряются с этим, и живут в этом, и думают до самой своей неблагополучной кончины, что прожили неплохо. Во всяком случае, не хуже чем и у других, известных им людей. Нормальная-де семейная обстановка. И как довод говорят: но живут же люди брачной жизнью. Но как живут, если не знают образца, эталона того, как нужно жить…
Этого «героя» продержали в психушке, выпустили, он едет в поезде и разговаривает с попутчиком. Слыша беседу о семье, он вступает в разговор, и на фоне его рассуждений, его опыта все остальные участники разговора выглядят малыми детьми неразумными. Почитайте, не пожалеете. Искать можно в любой Библиотеке.
Совершают бракосочетание. Все наелись, тарелки помыли или перебили. Спрятали, и всё. Все довольны... Разошлись и оставили неопытных одних. И вот тут-то наступает самое главное. В некоторых народах существует обычай, что если вздумают разводиться, то нужно собрать всех, кто присутствовал при браке, а те гости раньше ставили подписи свои, что они свидетели этого торжества. И чтобы каждый дал согласие на этот развод. И если хотя один из бывших гостей против развода, значит наложено вето, и развода не будет.
Докажи всем, что выхода из создавшейся ситуации нет, что развод есть единственно верное и спасительное решение, выход из безвыходности. Что твоя дражайшая половина вовсе уже не поддаётся исправлению, и она нарушила что-то, что делает брак недействительным.
И если хотя один будет не согласен из тех, кто был на торжестве бракосочетания, ты не можешь развестись. Докажи и этому несогласному разбить семейный корабль, что ты как стратег высчитал, просчитал все выгоды развода. И что ты не нарушаешь разводом ни Божественных, ни гражданских законов, и развод – это в данной ситуации благо, и врачевание от заразы. И что оба вы не пожалеете об этом никогда, и что дети будут довольны всегда, и ты в старости не будешь горько раскаиваться против своего этого решительного шага – развода.
Посмотрите на подчиненность жен у мусульман. Это у них еще из Ветхого Завета. На 800 миллионов мусульман нет ни одной мусульманки, такой эмансипированной, как наши русские, ни одной и никогда за 1200 лет. У них даже понятия нет о том, чтобы жена ратовала за развод и диктовала мужу условия. У них за целомудрие готовы убить человека.
Читаем в сообщениях, что один мальчишка посмотрел где-то, как его сестрёнка снималась в каком-то фильме, где она с кем-то поцеловалась. И сказал об этом за столом при отце. Отец тут же её застрелил прямо за столом. Отец на сообщение отпрыска не хотел и реагировать, но этот жалобщик показал отрывок из фильма, что и послужило причиной такого печального конца.
Карасон Акино, президент Филиппин пишет в своих воспоминаниях. На большой перемене бегала не покурить с мальчишками в туалет, но в часовенку, где и молилась. На Фарерских островах живут одни только верующие, сектанты. В воскресный день нет никаких гульбищ. Молодёжь в праздничные дни обязательно под присмотром старших гуляют, ловят рыбу, трезво отдыхают. И чтобы прилично все были одеты, и за этим смотрят стражники. Больше ста лет такой порядок, и сохранили и нравственность, и молодёжь.
Спрашивают их: как у вас тут насчёт воровства? И многие даже не знают, что это такое. О изнасиловании даже и речи нет. Нигде, ни разу. Сватают родители, и часто молодые до брака вообще не видели друг друга. И что удивительно, приходит и любовь, и живут, и дети воспитываются в любви, желанные. Про убийства даже и не слышали. Если что появилось, то это с вашим приходом связано.
Посмотрим на воспоминания миссионера Спиридона в Бурятии. Однажды его приглашают их священнослужители-ламы. И у них беседа важная обо всём. Они грамотные. Он рассказал им о Христе, о Евангелии. В конце встал один учёный лама и говорит: вот если бы наше буддийское учение люди приняли, то все могли бы спать спокойно. А вот если бы ваше приняли учение, то люди вообще бы спать не стали. Они бы только славили Бога непрестанно день и ночь. Ваше учение великое, чудное, нужное. Одна любовь…
Но вот скажи нам, что вы с нами сделали? Когда вас не было, то у нас все дома были открыты, жены наши были с нами. Мы не болели. Но вот прошла здесь ваша железная дорога, и теперь мы не знаем, что делать с нашей молодёжью. Вы заразили наших жён невиданными и страшными болезнями. Носы у них проваливаются, дети стали пить, они нас не слушаются. Вы нам говорите о Христе, а у вас рот весь в крови… Вы убили нашу нацию...
Спиридон говорит, что он сидел, как оглушённый. И взял своего коня молча под уздцы и пешком ушёл от них. «У меня не было сил, чтобы сесть на коня верхом, я упал в лесу, и горько-прегорько плакал весь день до заката солнца: «Бедные, несчастные мы христиане. Что мы сделали с этими язычниками». А о первых христианах язычники говорили не так. Златоуст вспоминает о своём языческом учителе Ливании, который повторял: какие жёны у этих христиан. Послушные, верные.
Сегодня что могут сказать?
Можете еще прочитать «Печаль сатаны» Марии Корелли, перевод княгини Кропоткиной. Сейчас эту книгу выпустили под названием «Скорбь сатаны» Брэма Стокера. Раньше я её начитывал на плёнку несколько раз, и она широко разошлась. Если брать по нашему православному учению, то она не православная. Но беру только вопрос о семье, о верности. Тут есть чему поучиться.
Нужно слышать, как сам сатана (князь Лусио Риманез) говорит о женщинах. Кто они и что. Он делает разбор семейной жизни, как женщина своими руками разбрасывает очаг семейный. Какую власть Бог дал мужчине над женщиной, и как эта власть перешла к женщине, и что она из этого устроила. И от семьи не осталось даже осколков.
Об этом также сказано в «Протоколах сионских мудрецов», у масонов. Выше их только сатана. И они через женщину делают очень многое, чтобы всё развалить. Избирают лучших представительниц разврата и направляют все усилия на то, чтобы развалить семейный уют. Послушание жён успели заменить равноправием.
Вот, например, у нас. Вопрос с мужскими бородами решили, и к этому нет возврата. А вот с длиной женских платьев так и не добьёмся, они всё время тайно, но тянут на свою сторону – приподнять повыше платье… Постоянно грудь открытая. Волосы не можем им спрятать, на молитве в храме хотя бы. Два платка у нас положено носить женщинам в храме. И постоянно то одна, то другая нарушает этот обычай… Кажется, как будто бы самое простое, но нет.
Прочитаем, как целомудрие женщины проявляется в одеянии.
4 августа, житие святого Космы. Проповедывал жёнам носить покрывала, и раздавал их. Зарабатывал на покрвалах.
13 января. Иаков Низибийский. Проклял (хотя в Новом Завете запрещено проклинать) девиц с открытыми головами и оголёнными ногами, и они сразу же поседели и стали седыми. Вся красота исчезла, и искривило этим девицам рот…
Власть женщины самая сильная на земле. Во второй книге Ездры 4:15-32 читаем ответ на вопрос о том, какая власть самая сильная на земле. «Жёны родили царя и весь народ, который владеет морем и землёю; и от них родились и ими вскормлены насаждающие виноград, из которого делается вино; они делают одежды для людей и доставляют украшение людям, и люди не могут быть без жён. Если соберут золото и серебро и всякие драгоценности, а потом увидят одну женщину, хорошую лицом и красивую, оставив всё, устремляются к ней и, раскрыв рот, смотрят на неё, и все прилепляются к ней более, чем к золоту и серебру и ко всякой дорогой вещи.
Человек оставляет воспитавшего его отца и страну свою и прилепляется к жене своей, и с женою оставляет душу, и не помнит ни отца, ни матери, ни страны своей. И из этого должно вам познать, что женщины господствуют над вами. Не подъемлете ли вы трудов и не напрягаете ли усилий, и не отдаёте ли и не приносите ли всего жёнам? Берёт человек меч свой и отправляется, чтобы выходить на дороги и грабить и красть, и готов плавать по морю и рекам, льва встречает, и во тьме скитается; но лишь только украдёт, похитит и ограбит, относит то к возлюбленной. И более любит человек жену свою, нежели отца и мать.
Многие сошли с ума из-за женщин и сделались рабами через них. Многие погибли и сбились с пути и согрешили через женщин. Неужели теперь не поверите мне? Не велик ли царь властью своею? Не боятся ли все страны прикоснуться к нему? Я видел его и Апамину, дочь славного Вартака, царскую наложницу, сидящую по правую сторону царя; она снимала венец с головы царя и возлагала на себя, а левою рукою ударяла царя по щеке. И при всём том царь смотрел на неё, раскрыв рот: если она улыбнётся ему, улыбается и он; если же она рассердится на него, он ласкает её, чтобы помирилась с ним. О, мужи! Как же не сильны женщины, когда так поступают они?»
Молодые задают вопрос пожилым: жениться или не жениться? Конечно же, лучше не жениться... А если не можешь, то чтобы не разжигаться, то лучше жениться. А если женишься, тогда возникнет второй вопрос, когда узнаешь про все обязанности по отношению к жене, что её нельзя исправить, нельзя и развестись. Ученики и воскликнули, что если так, то лучше не жениться. Так что же лучше?
Тут один ответ: кто может вместить, чтобы не жениться, то воспользуйся этим благом – жить одному для полной отдачи при служении Господу. Если тебе дано золото безбрачия, то держи это сокровище. А если не дано, то приобрети серебро семейной жизни…
Где-то к седьмому веку, постоянно добавляя, пришли к такому обряду внешнему, к ритуалу при Таинстве Бракосочетания, какой теперь и видим. Существует правило, что если отец не согласен, а дочь вышла замуж, то она отлучается на три года. Если священник повенчает раньше положенных 18 лет, допустим ей всего 15 лет, то три года священник не может после этого служить. Если участвовал при этом браке диакон, то этому полсрока священнического дают. А их, молодых разлучить... А когда исполнятся годы их, тогда смогут жить вместе. Есть установленные степени родства, кто кому, и в какой степени дозволенности находится.
Определённое запрещение есть для двух братьев двоюродных, которые женятся на двух родных сёстрах, но это запрещение может разрешить только епископ, но не священник. Теперь говорят: не хорошо человеку быть одному.
И почему-то никогда не слышал, чтобы читали из Нового Завета, где Апостол Павел говорит: хорошо человеку оставаться неженатому. В Новом Завете слово «хорошо» наклон иной имеет. Мы идём в рай, а в раю человек был сотворён один.
В 1Кор 7 гл. Апостол Павел говорит: «По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так. Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль.
Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего. А я хочу, чтобы вы были без забот.
Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу.
Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения».
Так что, если женитесь… покоя у вас будет больше, счастья тепла? А на первом месте Апостол Павел выставляет то, что будете иметь: а таковые будут иметь скорби по плоти. Да и женится-то человек не для духовного роста, но чтобы иметь вожделенные радости по плоти, быть вместе, целоваться, спать вместе. Но вот тут-то в ожидаемой по плоти радости и ждут самые великие скорби день и ночь. Тут и мыслились удовольствия безразмерные, самые таинственные, бесконечные. И так это внезапно всё кончается.
Действительность действует не отрезвляюще, а убийственно. Как же так? Кто в этом виноват? Почему мне тут не подсказали?
Кому что можно подсказать? В любом деле есть какая-то часть ума. А тут нет ничего, а всё на плотском уровне, на желании достичь чего-то таинственного.
Но вот разочарование, пресыщение, последствия. И вот первый ребёнок, жена посматривает в окно, и уже не одна, а с отпрыском, как муж потеет день и ночь. «В поте лица будешь добывать хлеб».
Не для себя уже, а для троих, четверых, десятерых. Стимул жизни дан. Теперь упирайся, работай.
Женатый заботится, как угодить жене. И можем добавить: и никогда ей не угодишь. Незамужняя заботится о Господнем, а замужняя, как угодить мужу. О мирском она заботится, если конечно она додумается позаботиться, чтобы хотя раз угодить мужу. Да и тут можем добавить, что вряд ли угодишь этому ворчуну. Поговорка добавляет: не угодишь делом, не угодишь и телом. Он найдёт, где придраться за неполадки. Вот теперь и будешь петь: словно ласточка свободная жила, на свою беду тебя я повстречала… Раньше были свахи, советы старших, подбирали, думали о будущем, узнавали родство. Слава Богу, у христиан есть ещё советники.
Многое даётся в образах. Бракосочетание имеет подобие. В послании к Ефесянам Павел говорит: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» – Еф.5:31-32.
Ничего нет более тесного на земле, более понятного, более близкого, более дорогого, как единение Христа с Церковью. И будет потом показан брак Агнца.
Откр.19:7 – «Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя».
Этим заканчивается Библия и вся мировая история. И показал Жену и убранную Невесту. Много есть песней, много молитв, но одна песня так и называется «Песня песней», и вся она посвящена любви жениха и невесты. И вся она толкуется, как любовь Христа к Церкви и Церкви ко Христу.
Что Христос делает, когда она Его не слушается? Вопрос. Наказывает. Как? Ох, и наказывает Он её! А русскую церковь как Он наказал… Архиерейские головы, как шары летели. В один 1937 год до 50 голов епископских отлетело. Самые лучшие люди пошли под топор. Река крови пролилась.
Серафим Саровский называет и причину: заменили заповеди Божии своими вымыслами. Тогда ему был Божеский ответ на молитву его, что Бог не пощадит и не помилует русских архиереев и священников.
Но если это подобие перевести на нашу ситуацию, то неудобно и говорить, может быть? Что же делать, если жена не слушается? Писание говорит о дружбе с миром.
«Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» – Иак.4:4. Измена духовная называется прелюбодеянием. Сирах говорит 25:29 – «если она не ходит под рукою твоею, то отсеки ее от плоти твоей».
Я не буду говорить, от чего отсечь. И почему это никак нам не толкуют? Посмотрим по житиям святых:
26 сентября. Житие Апостола Иоанна Богослова. Могу заранее сказать, что мне это непонятно, что тут произошло. Женщина Романа наняла их в баню с Прохором, учеником Иоанна, и мучила их долгое время.
19 марта, Хрисанф. Какой зверь лютее женщины. Сир.25:15-19 – «Можно перенести всякую рану, только не рану сердечную, и всякую злость, только не злость женскую. Злость жены изменяет взгляд её и делает лицо её мрачным, как у медведя. Всякая злость мала в сравнении со злостью жены; жребий грешника да падёт на неё».
19 января. Макарий Египетский. Обвинила его женщина, что от него беременна. И она не могла родить.
25 декабря. Евгения. Женщина Меланфия воспылала страстью к Евгении. Эта богатая горожанка влюбилась в Евгению, не зная, что женщина перед ней. Правитель же был отец Евгении. И на площади, при судье Евгения призналась, что она дочь начальника. Перечисляется целый ряд жен, которые посвятили себя Богу.
Мы не встречаем в житиях ни одного мужчины, который бы подвизался в женском монастыре, но встречается несколько женщин, которые скрывались в мужских монастырях. Женщине свойственно быть артисткой, и потому даже опытные настоятели монастырей, зная о коварстве женщин, не могли её распознать под оболочкой мужчин.
Может быть и сегодня есть в мужских монастырях женщины? Потому что иеродиаконы и иеромонахи покидают своё избрание, «размонашились» как Мартин Лютер, и живут в миру. Где их нашли сегодняшние «наташи», это ещё узнано ли будет когда. Можно ли объяснить, почему так много, около 90% женщин и девушек носят брюки, явно мужскую одежду (по меркам России). И нет ни одного мужчины, который носил бы женские одежды, юбку хотя бы. И даже пьяницу за опохмелку не заставишь носить платье.
Почему женщина так ловко идёт на мимикрию? Говорят, что Керенский бежал в женской одежде. Но сегодня уже доказано, что он ушёл в форме моряка, а советские старались его «достать» через такое унижение женской одеждой, просмотрев, не расстреляв, дав возможность бежать, быть может, по указанию масонов, берегущих своих… Женщины на каждом шагу и в шапках ходят. Но ни одного мужчины в платках не промелькнет, даже если будешь их искать специально.
Говорят, что мужская одежда удобнее. А как же тогда у мусульман, их чалма, тюрбан, сколько раз вокруг головы у индусов обёрнута, но под женщин ни один не будет свой бурнус перелицовывать. Перед Богом это называется одним словом: «мерзость».
«На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» – Втор .22:5; то есть мерзавка идёт в мужском одеянии. Эта мерзость оскверняет всех, не только её, но и всё общество, где она находится…
Ефрема Сирина научила женщина.
Среди своих подвигов стал он высоко думать о себе. Захотелось ему, чтобы найти достойного собеседника, который бы научил его чему-либо из Священного Писания, да помудрее. Получил от Бога ответ, что нужно пойти в город и тот, кто первый встретится, научит просимому.
Пошёл. При входе в город повстречалась ему падшая женщина. Остановился. Что дальше делать, ждёт. Смотрит на неё, а она на него воззрелась. Он и спросил после довольного молчания: «Чего же ты так на меня смотришь?» – «Я взята из ребра мужа и должна на него смотреть, а ты взят из земли, и смотри в землю, а не на меня заглядывайся».
Повернул обратно в свою дорогую пустыню, к своим книжкам и размышлениям вечного порядка. «Прах я и земля, о чём же мог подумать».
Случилось, что такая общительная и весьма эмансипированная красавица заметила, как Ефрем во дворе готовит себе скромный ужин и стала думать, как бы завести знакомство с приятным юношей и вопросила: «Может тебе чего не хватает, так я могу принести». – «Не хватает камней и песка (раствора и кирпичей), чтобы заложить тебя в этом окне».
Не знаю, прав ли Исидор Пелусиот, когда говорит, что женщина тем более привязана к мужу, чем суровее он с ней обращается.
Женщина остра на язык, чего и не всякому мужчине дозволено.
Арсений Великий, проходя по городу, заметил, что его коснулась женщина, и высказал ей это. Эта горожанка тут же отбрила его: «Раз ты монах, так и сиди в горах, а нечего тут в городе порядки свои устраивать».
Он осознал, что она права, повернулся и отправился туда, где никто не толкает под бока.
19 июня, Паисий Великий: «Как часто из-за жен лишаются благодати».
«Более всего Духа Святого удаляет плотская нечистота и гордость»,
19 февр. Мелетий. Друг, отец Златоуста. У царя Валента жена Домникия, еретичка перетащила в свою веру царя и всё в государстве смутила. Начались ссылки, гонения, и тысячи погибли в гонении.
9 июля, Феодор Едесский. Юноша Михаил инок пошёл в город, его захватила царица, и погиб. Хотела, чтобы он полюбил её плотской любовью.
Сила покаяния жен. 29 октября. Авраамий и Мария.
Она ушла в мир, стала заниматься плотскими делами в доме разврата. Инок молодой соблазнил её до этого. Нашёл её дядя её и сказал ей: «Мария, твой грех я беру на себя». И Авраамий вернул её, одевшись воином. Запах от него, его кельи насторожил её, и она его узнала. Привёз её и там заложил в келье, и 20 лет она рыдала там. Наше покаяние в сравнении с её покаянием - только тень.
Феодора, 11 ноября. Соблазнена мужем одним. Бог допускает иногда падение, чтобы вразумить человека.
Еретики нанимали специально красивых женщин, чтобы соблазняли монахов и блокировали вход, и монахи носа не показывали из монастыря.
(30 июля 1995)