Г.И.Х.С.Б.п.н.
Не много поздновато подключаюсь к теме, но ничего лучше поздно че никогда.
Quote (Сергей)
Ведь Он сказал им - Не ешьте, ибо умрете! Но ведь, съевши запретный плод, ни Адам, ни Ева не умерли. Т.е. утверждение было одно, следствие - другое. Следует ли из этого, что Бог обманул Адама и Еву, сказав им НЕПРАВДУ?
Сергей, св. Иоан Златоуст, которого я очень рекомендую вам почитать, особенно по данной теме "Беседы на кн. Бытие", говорит, что надобно хорошо уметь не только отвечать на вопросы, но и задавать их. Ведь из вашего вопроса вытекает множество других вопросов, гораздо более важнее, и прямо касающиееся конкретно каждого из нас. Например такие: Что такое первородный грех? Почему за преступление Адама отвечает весь человеческий род?. И далее, так как ап. Павел обозначил Адама прообразом Христа: следуют вопросы касательные Спасителя нашего Исуса Христа: Человеческая природа Христа была такая же как и у нас, поврежденная первородным грехом, или же Он воспринял ту природу, которая была у Адама до грехопадения? и Зачем нужно было воплощение Христа? Разве Бог не мог просто так простить и спасти человека?. Но это вопросы, если вы захотите, для других тем.
"Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили... Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего. Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих... Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа. Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие. (Рим.5:12-19)" По сути эта цитата и есть ответ на ваш вопрос. Попробую его развернуть для большей прозрачности.
"И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь." (Быт.2:16-17) Можно было бы сказать, что Господь имел ввиду вообще смерть, которой умрут Адам с Евой, но ведь написано в тот самый день "смертью умрешь", в который вкусишь.
Чтобы качественно ответить на конкретно ваш вопрос надо сначала понять две вещи:
1. Какова природа Адама и Евы до грехопадения.
2. Что произошло в момент грехопадения Евы и Адама.
По учению Православной Церковью Адам с Евой былы сотворены совершенными по плоти, со свободой воли, бессмертными.
В конкретный же момент согрешения произошло рассечение союза между Богом и человеком. В результате которого возникло повреждение нашей человеческой природы, искажение её свойств. Общечеловеческая поврежденность природы (“неукоризненные страсти”), т. е. смертность, тленность, страдательность, создающие как бы почву для грехов личных. То есть в момент ослушания (я специально избегаю понятия преступления, дабы избежать юридизма в понимании Библии противного духу Православия) заповеди Божией смерть, или, лучше сказать, смертность, тленность, вселилась в совершеннную природу, плоть человека, чем ее повредила. Именно это немедленное повреждение совершенной, бессмертной плоти, тленностью, следствием которой является телесная смерть, и имел ввиду Господь, которую и унаследовали все последующие роды человеков. Если хотите по научному в геноме человека появились механизмы старения и появления генетических ошибок, приводящих к болезням и смерти физической, которые уже раскрыты учеными, которых и не было у Адама и Евы до грехопадения.
Можно также и еще разуметь слова Господа о смерти в тот же день по иному. Рай тварный, Эдем, есть образ вечного Царства Божия, Царства Вечной Жизни, в который попадут все праведники, а все что вне Эдема есть образ Преисподней, Царства вечной смерти. Изгнание Адама и Евы в тот же день из Рая, Царства Вечной Жизни в царство смерти, и есть смерть, но смерть образная. В итоге Адам и Ева после реальной физической смерти, пускай даже через 900 лет и оказались в преисподней, где и находились абсолютно все, даже праведники до Светлого Воскресения Христова.
Считаю два этих понимания верными.
В Православной Церкви абсолютно мирно сосуществуют две школы толкования Священного Писания: Антиохийская - более приверженная конкретике и Александрийская - более приверженная символизму. Например на книгу Песнь Песней существует 7 толкований и все они верны.
Богу нашему слава, аминь.