Проповедь. Благовестие чтите (Игнатий Лапкин – ИгЛа) 28 августа 2004 г, Божественная литургия.
1Кор.16: 10-11 – «Если же придет к вам Тимофей, смотрите, чтобы он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне, как и я. Посему никто не пренебрегай его, но проводите его с миром, чтобы он пришёл ко мне, ибо я жду его с братиями».
Это принятие проповедующих благовестников - обиходить, накормить, помыть, чтобы он ни в чём не имел нужды, и отправить, чтобы они был не голодными. Но были и такие Диотрефы, как об этом пишет Апостол Иоанн, 3Иоан.1:9-10 – «Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас. Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви». Любящие властвовать, они живут только для себя.
Вот попробует сейчас любой, даже батюшка, придёт не куда-то, а в приход русской православной зарубежной церкви, к чьей юрисдикции он относится, и он начнёт проповедовать. Местный священник до обеда ещё может потерпеть, а уж после обеда начнёт ревновать, а к вечеру провозгласит его еретиком и выгонит.
И притом распустит такие молвы, что он связался с чужой женщиной, собирает наркотические травы, коноплю. Вот так у нас было с отцом Нафанаилом, когда он поехал в Горный Алтай, и тамошний Варсанофий ничего больше не мог сделать, как только его выгнать, распустить молву и распечатать в газете, и пошёл, сообщил в милицию: «Он не прописан», - и после обеда пришла милиция.
Апостол Павел говорит: Фил.2:3 - «Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя». 1Кор.16:16 - «Будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся».
Слово Божие должно распространяться. Распространяется то, что живо; неживое стоит на месте. Более развиты млекопитающие, они всегда в движении, ищут пищу, распространяют сферу своего обитания. Есть живучие, есть менее живучие. Живучие распространяются быстро и их как-то укорачивают, уменьшают число. Которые меньше распространяются, менее плодовитее, им помогают, - так в природе.
Что-то подобное тому, что случилось в церкви. Быстро распространяющиеся ереси люди какими-то путями пытаются удержать, доброе культивировать.
Слово «бодрствовать», о чём Апостол Павел говорит: «Итак, бодрствуйте» встречается в Библии в разных вариациях ровно 77 раз. С прямым повелением - я посчитал это слово - 46 раз. Цифры эти ждут своей расшифровки, они имеют какое-то значение. Святые обращали на них большое внимание, растолковывали всегда.
Кто читал блаж. Феофилакта, тот помнит, что 5 хлебов, 7 хлебов, 5 тысяч, даже 153 рыба пытаются растолковать, что за этим скрыто. Люди исследуют Библию, количество букв, слов, и в этом находится таинственный смысл. Как профессор Иван Петрович Панин, профессор математики, 50 лет посвятил скрытому, таинственному, зашифрованному в Библии, ибо в ней нельзя ни одного слова сдвинуть, всё зашифровано под семёрку.
Что говорит нам Библия об этом? Уже в Бытии сразу же встречается, когда Господь говорит так: Быт.1:22 – «И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле».
Быт.9:7 – «Вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней».
Это слово «распространяйтесь» встречается 77 раз в канонических и неканонических книгах. Господь до времени запрещал говорить о Нём, доколе Он не будет прославлен. Иоан.7:39 – «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен».
Многие спрашивают: «Почему Господь запрещал?» Мрк.7:36 – «И повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали».
Лук.4:41 – «Выходили также и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос».
Иоанн Златоуст объясняет так, что когда люди поверили бы при Его жизни, что Он - Бог, а потом увидели, что Он распинается, то соблазнились бы и сказали: «Обманщик!», и могли похулить Духа Святого. Но когда они не знали, что Он Бог, а думали, что Он просто Пророк, то и суждение о Нём было как о человеке: Мф.12:32 «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем».
И поэтому сказано было: доколе не будет прославлен. Но молва о Нём распространялась, говорит Евангелист 5:15 – «Но тем более распространялась молва о Нём, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих».
Как только Дух Святой сошел на церковь, Слово Божие стало стремительно распространяться. Деян.12:24 – «Слово же Божие росло и распространялось».
«Росло» мы можем понимать и так, что сама Библия стала увеличиваться. Было в ней всего лишь 39 канонических книг, 11 неканонических - уже 50, и вдруг, появляется Евангелие – 51. второе Евангелие уже 52 книги. Сегодня в Библии 77 книг - слово Божие росло, росло и увеличилось через проповедь и распространялось, не на одном месте.
Враг протестует против распространения Слова Божия. В советское время, когда прекратились самые лютые гонения, сажали в основном проповедников, конечно, не православных, тогда их меньше было, баптистов сажали.
И судья прямо говорит: «Мы судим вас не за веру, 142 статья конституции гарантирует свободу вероисповедания, мы судим вас за отравление душ, что вы вырываете из наших рядов молодых строителей коммунизма, за отравленные душ, за погубленные души судим». Это же мне сказал судья: «У нас вера не запрещена, смотрите, у нас в зале сидят люди и крестятся, а мы Вас судим».
Я сказал залу: «Все будете рядом со мной сидеть, если не будете спать, судья вас всех завтра найдёт, вы только не спите, а остальное дело в руках Божьих».
Деян. 13:49 – «И слово Господне распространялось по всей стране». Рим.15:19 - «Силою знамений и чудес, силою Духа Божия, так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика», до концов империи. Но кто сегодня может это сказать, что слово Господне им распространено? Какой епископ, какой священник может сказать сегодня другому или о себе, что он является начатком в этой местности?
Рим.16:5 – «Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа». 1Кор.16:15 – «Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым)».
Мы можем сказать: «Наша семья Лапкиных является начатком здесь, в Потеряевке, в этой местности. Через нас впервые прозвучало Евангелие, никто этого не слышал, никто не знал». Впервые оно здесь прозвучало в 1962 году, когда я обратился к Богу. И далее начало распространяться.
Павел говорит: «Я распространил до Иллирика». Сегодня можно и до Африки, есть Интернет. Сегодня больше средств, а тогда он должен был ногами топать в каждое место, приходить, да ещё его где-то не примут, а где-то побьют, где-то за ноги вытащат за город, да по 40 ударов палками без одного, да кораблекрушение, в опасности от лжебратьев, на горах, в дорогах, на морях, - он перечисляет, однако, не было преграды остановить слово Божие. Слово Божие нельзя заключить в узы, для слова Божия нет цепей.
Единственно, что может остановить слово Божие - это безразличие, нелюбовь к Богу, нелюбовь к самому себе.
Какой бы мы сегодня ни ставили вопрос священникам, если слово Божие не распространяется и какой бы ответ ни получили, мы должны свести только к одному: «Вы не любите Бога».
Против меня сильно воевал в нашей юрисдикции о. Лев Лебедев. Я говорю: «Вы же не проповедуете, не распространяете и не желаете этого, потому что не любите Бога и ближних».
Он везде нападал, а здесь сник и говорит: «Да, с этим я согласен, нет у нас любви, а уж нет в первую очередь во мне». У меня сохранилось его рукой написанное письмо, сегодня его чуть ли не к канонизации гонят, а я ему легко доказал, что он не любите ни Бога, ни людей, нарушает самые главнейшие заповеди.
Ваша задача - распространять слово Божие, притом на трезвый ум, а не после того, как вы закусили и выпили, с винными парами изо рта. А у них это сплошь и рядом было, даже в самолетах не могли отказаться от стопочки.
2Фесс.3:1 – «Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас», то есть проповедующие нуждаются в помощи тех, которые отсутствуют. А что, без них не будешь проповедовать? Слабеешь, нужна помощь, я эту помощь ощущал в своей жизни постоянно, когда свидетельствовал перед прокурорами, судьями, начальниками тюрем, конвоем; Бог так делает, от тебя это не зависит.
Борода - её должны сбрить сразу же, как только вынесут приговор и он обжалованию не подлежит, то есть пока кассационные ходят в верховный суд. Я добился у Господа милости, что с бородой доставили в лагерь. И сразу было видно, что все обритые, а я один с бородой. Сажают в отдельный бокс, когда везут, другие видят, начинают просить: «А молитва какая-нибудь есть?» Я молчу, разговаривать нельзя; начинают стучать, охранник подходит: «Почему Вы не отвечаете?»
Я говорю: «Ваш закон не разрешает, Вы наказываете». Я ему объясняю его закон, тогда он: «Ничего, я разрешаю», приносит бумагу и карандаш: «Пишите». Началась беседа. Бог делает, открывает.
Даже я не хочу, а Он меня тащит, - теперь закон их для всех, кроме меня, - я живу прямо по закону Иеговы. Они делают всё, что только ты пожелаешь, почему? Потому что где-то там в глубине, в душе - заваленная, захламленная, бедная, несчастная душа, которую отрицают люди, но она жива у человека, она до смертного часа трепещется и мерцает, чтобы выйти во свет Божий, и ей нужен толчок.
Чтобы человека приняли в милицию – его проверяют, а чтобы человека приняли охранять заключённых – его ещё больше проверяют. А если он поднимается по должности, учится в особой школе, это внутренние войска, там проверка за проверкой идёт, чтобы как-то не вошёл в контакт с заключёнными. Хотя те, кто там работает, они пропитываются этим запахом, не только табачным, не только матерками, они всей терминологией заключённых пользуются, они не скажут, что послали записку, а перехватили «ксиву», «коня» послали, то есть они говорят, как заключённые, те, которых они охраняют, и офицеры точно такие же.
Вот таким был и тюремщик Стефан, и теперь посмотрите, кем он становится. Он входит в христианскую историю, о нём Апостол Павел не только говорит, но и зовёт к подражанию ему. Не говори, что у меня такой характер, я раньше так привык, в себя всё впитывал – отойди от этого.
Если тебя коснулся Дух Божий, если тебя Господь потряс, как ту темницу, у тебя эти стопочки со стола ссыпятся. Нет аппетита – не ешь три дня, просто корочку хлеба съешь.
Я вас прошу – удалите всякий алкоголь – пиво, бражки, настойки, всё со стола удалите, будьте новыми Стефанами, чтобы от вас трезвое, истинное, чистое слово текло, чтобы никто не сказал вам: «Мало ли что ты мне с пьяных глаз сказал».
Удалите со всяких свадеб и со встреч - это не нужно. У Стефана всё это было, а теперь у него одна радость – как принять странников. Он умел истинных отличать от фальшивых.
И Апостол Павел призывает нас к тому, чтобы Слово Божие распространялось. Сир.39:18 – «Цветите, как лилия, распространяйте благовоние и пойте песнь». Прит.15:7 – «Уста мудрых распространяют знание, а сердце глупых не так».
Хочешь ты после «а» стоять – иметь сердце глупых, или мудрыми словами наполнить разум свой, мудрыми словами, этими афоризмами стены свои украсить? Чтобы у тебя дома слово Божие звучало; вы зайдите в нашу трапезную в церкви, там у нас десятки надписей в Барнауле, каких только нет. Любой рисунок украшен надписью, а встанешь в коридоре, там всё абсолютно украшено Священным Писанием.
Зайдите, у нас здесь в прихожей сколько правил, не нарушайте их, они все подтверждаются Священным Писанием. Притом – бодрствуйте, вы члены живой общины, слабенькой, но верующей. Поставлена тебе какая должность, ты всё это исполни, что по ней положено.
Ис.48:20 – «Выходите из Вавилона, бегите от Халдеев, со гласом радости возвещайте и проповедуйте это, распространяйте эту весть до пределов земли; говорите: «Господь искупил раба Своего Иакова»». Всюду говорите, что Христос пришёл. Если ничего не знаешь, то заучи простые слова: Христос любит вас и ждёт с покаянием. Приди и примирись. 2Кор.5:20 – «Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом».
Рассказывали про обращение одного моряка в Скандинавии. По пирсу ходил один финн, на спине и на груди которого висела простая надпись: «Бог есть любовь». Он попросил из Евангелия это место переписать себе, так как по-русски не знал ни слова. Один моряк отвёл его в сторону и расспросил, что это означает. Тот тут же подарил ему Евангелие. Дальше уже дело было взято в руки Божии. Вот что делает Господь через Своё вечное слово, если даже и не много этих слов.
Сегодняшнее Апостольское чтение - как будто малоинформативная глава. Убеждает стоять в вере. 1Кор.16:13 – «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, твёрды». Мне сдаётся, что ни для кого, может быть, так не актуальны эти слова и в прямом их значении так, как для нас, от нашего непонимания церковно-славянского пения, многие приучились стоя спать.
Бодрствуйте! Пришли, отстояли, сколько нужно. Готовиться к проповеди, сколько перечитать и из Писания приходится, а ты спишь и мимо, мимо всё летит. Ответишь за то пренебрежение даром Божьим. Нужно перенести обстановку тех событий на наше время, чтобы извлечь пользу немалую, перелицевать к себе лично. А ты дремлешь и ждёшь конца службы, чтобы только снова погрузиться в земную суету.
И подумали ли хотя раз, что за слова: «Вычитать молитвы». Вдумайтесь в эти слова, какой обрядностью покрывает твой дух это словосочетание. Скажи тысяче баптистов эти слова и ни один даже не поймёт, что это такое. А мы усиливаемся это исполнить. Молитва не вычитывается, а на одном дыхании высказывается Богу Иегове. Она соединяет с Богом.
Вычитывать молитву можно, но будет ли толк в этом. Сколь бездушны слова тех, кто не благовествует, смотрит с пренебрежением, говоря: кому обратиться, он и без вас найдёт Бога. Бог же так не учит нас. Мы должны с любовью возвещать всем о благодати, данной нам.
Гал.3:14 – «Дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою». Всем народам возвестить призывает пророк Исаия. Бог дал дожить до крушения коммунистического людоедства, до перестройки. Такая свобода для проповеди ныне. Через правителей Бог даровал нам эту свободу, и мы должны и об их обращении к истине молиться. Да, они не такие и они масоны. Но они человеки смертные. Слово «Христос» означает в оригинале «помазанник».
А им может быть тот, через кого Бог даёт освобождение народу Своему. Ис.45:1 – «Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей, чтоб отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись».
Какой же он христос (помазанник), если он язычник? Он, может быть, за всю жизнь жертву Богу Иегове не принёс. Господь же называет его помазанником. Итак, мы не знаем, кто же сегодня помазанник Божий, но освобождение дано, и мы молимся за них. Весть об освобождении от грехов нужно распространять, если мы получили помазание от Духа.
1Кор.16:18,20 – «Ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых. Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием». Как приветствовать? У нас принято щекой друг о друга потереться или плечом один другого толкнуть, похлопав по спине руками, и широко улыбку сделать. Нас и этому не научили. К иконе и то не знают как подходить. Некоторые подойдут, поцелуют и лбом боднут её. Зачем? Освятить мозги глупые? Учатся бодать иконы друг от друга.
1Кор.16:22 – «Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа». Под все анафемы, какие есть в Писании, подпадают православные. Проверить нас надо на любовь к Господу и на любовь к Писанию, и что выйдет на проверку?
1Иоан.5:3 – «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки». Иез.37:24 – «И они будут ходить в заповедях Моих, и уставы Мои будут соблюдать и выполнять их». Иоан.14:15 – «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди». Чтобы их соблюсти, минимум что нужно – это знать их. Чтобы знать правила дорожного движения, их учат. Чтобы начать проповедывать, нужно себя проверить, правильно ли ты понимаешь слово Божие.
Кто читает наши книги, много узнает об истинном пути. Тогда маран-афа пройдёт мимо. Нужно постоянно просить у Бога любви к Иисусу Христу. Аминь