15. О спасающей благодати Божией
Еф.2:8-9 – «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: 9 не от дел, чтобы никто не хвалился».
Деян.15:11 – «Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они».
Спасение человека-грешника совершается с двух сторон: со стороны человека и со стороны Бога. Вследствие испорченности человеческой природы, поврежденной прародительским грехом, слабости и ничтожности сил своих павший человек не может сам себя спасти; спасти его может только Творец его. Человек создан со свободною волею, почему в деле спасения ему предоставлен свободный выбор.
Сир.15:14-17 – «Он от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его. Если хочешь, соблюдешь заповеди и сохранишь благоугодную верность. Он предложил тебе огонь и воду: на что хочешь, прострешь руку твою. Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему».
Втор.30:19 – «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое».
Для человека-грешника нужно, кроме желания спастись, искренняя и правая вера в Бога, надежда на Его милосердие и добрые дела, как свидетельство его веры, а со стороны Бога – спасающая благодать.
«Благодатью» называется дар Божий, или невидимая сила Божия, сохраняющая весь видимый мир и человека, и направляющая их к конечной цели их бытия.
2Кор.12:9 – «Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова».
Она имеет различные виды: есть, например, благодать «промыслительная», которая управляет жизнью и движением всего мира, сохраняя его от саморазрушения и уничтожения. Если бы Господь на одну минуту или секунду, на одно лишь мгновение отнял от мира свою промыслительную благодать, весь мир во мгновение ока обратился бы в ничто, исчез бы без следа. Псалмы 64, 103, 138.
Деян. 17:24-28 – «Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё. От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род».
Благодать призывающая его ко спасению, то есть пробуждающая ум, сердце и волю человека от греховного сна, и ведущая его к покаянию. Иоан. 6:65, 15:5 Откр.3:20. Рим.2:3-4. Гал.1:13-17. 1Пет.2:9. 5:10. Но для человека, призванного уже к покаянию, необходима еще благодать «оправдывающая». «спасительная, т.е. совершающая наше спасение очищением нас от грехов, ибо в Царство Небесное «не войдет ничто нечистое» – Откр.21:27.
Благодать Божия для души человека, что воздух для тела его. Как без благодати промыслительной нельзя существовать миру, так без благодати спасительной нельзя даже покаявшемуся грешнику наследовать жизнь вечную. Тит.2:11.Рим.3:23-24. 5:17. 1Кор.6:11. Еф.2:5. Тит.3:5-7. 2Тим.1:8-9. Деян.15:11.
1.Сектант:
Для спасения человека достаточно одной веры. Иоан. 6:47. Рим.10:9. Гал.3:9. Деян.16:31 и др.
Православный:
В приведенных местах говорится о том, что для спасения необходима вера во Христа как Сына Божия и в его искупительные заслуги. Евр.11:6. Мф.7:19-23. Иоан.14:21-23. 1Иоан.2:4-5,9,11. 3:18. Иак.2гл. Гал. 5:6. 1Кор.13 гл.
2.Сектант:
Делами человек не спасается, но только одной верой. Рим.1:17. 3:20. Гал.2:16. Рим.11:5-6.
Православный:
Послания апостола Павла написаны им по следующему поводу: христиане из иудеев хвалились своим происхождением от Авраама и Моисеевым законом, исполнение которого они считали обязательным и для христиан из язычников. Рим.2:17,23. Гал.5:4; а эти гордились мудростью своих философов, «не заботясь иметь Бога в разуме» Рим.1:28. Состояние язычников было такое: Рим.1:22-32. И он наставляет иудеев-христиан так. Рим.3:29-30 – «Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников, 30 потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру». Гал.5:4 – «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати». Рим.3-9 – «Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом».
3. Сектант:
Для спасения достаточно одной веры, ибо верующий имеет в себе Христа, и не только не грешит, но и не может грешить. Гал.2:19-20. Рим.8:10. 1Иоан.3:9; 5:18; 3:6. Рим.6:14.
Православный:
Рожденным от Бога называется человек, получивший прощение грехов и возрождение в таинстве святого Крещения, в котором он «омывается» от грехов. Деян. 2:38; 22:16. Освящается и оправдывается пред Богом. 1Кор.6:11. Но вследствие испорченности человеческой природы люди снова грешат, почему для прощения грехов, совершаемых после крещения, установлены еще другие таинства – покаяние – Иоан.20:22-23. Причащение.– Мф. 26:28. Елеоосвящение. Иак.5:14-15 – Апостолы признавали себя согрешающими.
1Иоан.1:8-10 – «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас»;
Иак.1:14 – «но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью»;
3:2 – «ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело». Если бы всякий рожденный от Бога не мог совсем грешить, как мыслят о себе сектанты, то зачем бы ему было «хранить себя?
Фил.2:12 – «Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение»,
2Иоан.8 – «Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду».
2Пет.1:10-11 – «Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа».
Лк.21:19 – «терпением вашим спасайте души ваши».
16:16 – «Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него». Сектанты же учат совсем иначе, твердя всем, что они уже спасены окончательно и грешить не могут. Очевидно, слова «рожденный от Бога не грешит», «не делает греха», «не может грешить» нужно понимать в том смысле, что он не должен грешить, что он не может грешить произвольно, намеренно. Но и это можно сказать лишь о людях, достигших высшего духовного совершенства и святости. Один Бог без греха.
Откр.15:4 – «Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои».
И нужны праведные дела для рожденных свыше.
1Иоан.2:3, 5,29 – «А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди… а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем... Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него».
Иоан.15:5 – «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего». Итак, кто из рожденных от Бога говорит, что он не грешит, тот «обманывает сам себя, и истины в нем нет», тот «лжец и нет в нем истины». 1Иоан.2:4; Иоан.8:44.
4.Сектант:
Верующий не явится на всеобщий суд, он уже теперь предназначен к вечной жизни; он уже навсегда и окончательно спасен. Иоан.3:18;
5:24 – «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия… Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь».
Православный:
О верующем в Сына Божия сказано, что он «не судится» и «на суд не приходит», но не сказано, что он «не будет судим». Очевидно, здесь речь о настоящей земной жизни, а не будущей небесной. Всякий не верующий во Христа не имеет духовной жизни, а пребывает в духовной смерти, т.е. в таком состоянии нравственном, в котором он не способен к совершению добрых дел. 1Иоан.1:2; 4:15,16,21. 5:11-12. 3:14. В приводимых сектантами словах говорится о смерти и жизни духовной, а не телесной, – о Суде не всеобщем, имеющим быть после кончины мира, а о суде перед совестью, словом Божиим. Кто веря в учение Божие, предпочел греховную тьму
Иоан.3:19 – «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы»; А что на суд должны явится все, не только грешные, но и праведные, об этом ясно учит сам Христос и святые апостолы.
Иоан.5:28-29 – «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения».
2Кор.5:10 – «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое». Христос говорит, что перед Ним явятся все народы на суд.
Мф.25:32 – «И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов»; Бог будет судить не только явные, но и за тайные дела, за мысли.
Рим.2:16 « в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа».
1Кор.4:5 – «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога».
Еккл.12:14 – «Ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо».
5.Сектант:
Мы окончательно и навсегда спасены.
Еф.2:5-9 – «И нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился».
Тит.3:5 – «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом».
Православный:
В совершении спасения людей нужно различать две стороны: дело Божие и дело человеческое, т.е. искупление людей всего мира кровью Иисуса Христа и усвоение этого искупление каждым человеком, получение в святых таинствах церкви спасительной благодати Божией, внутренне возрождающей и делающей новой тварью во Христе.
2Кор.5:17 – «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое».
Еф.4:22-24 – «Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины». Христос пострадал за грехи всего мира, он спас всех людей от рабства диаволу, для всех открыл двери рая, но не все войдут в него и удостоятся вечного блаженства, не все, спасенные от греха, проклятия и смерти, спасены уже и для вечной жизни со Христом, а только возрожденные, омытые от грехов, оправданные и освященные благодатью Святого Духа. Бог тем только «дал власть быть чадами Божиими» Иоан.1:12-13. 3:5. 1Кор.6:11. Тит.3:5-7. Еф.2:8. Иак.2:14,21-22.
Таким образом ни вера ни дела сами собою еще не спасают нас, они дают нам только доступ к спасающей благодати, дают нам только право на получение ее.
Рим.5:1-2 – «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией». Господь воскресил наши души от греховной смерти в крещении, Он только отверз нам небо, но
2Пет.3:13 – «Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда». Мы еще не спасены окончательно для получения вечной жизни, а только стремимся к ней.
Фил.3:12-14 – «Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе». получим ее при том непременном условии
Евр.3:14 – «Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца».
Фил.2:12 – «Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение».
Мы еще не спасены, а только спасаемся. 1Кор.1:18, 15:1-2. 1Пет. 4:18. 2Кор.2:15. Рим.2:13. 5:8-10. 8:24. 5:9. Иак.5:19-20. 1Тим.4:16. Евр.9:28. Фил.3:8-14 Иак.2:19.
6.Сектант:
Мы спасены окончательно и навсегда, и ни грешить, ни погибнуть уже не можем.
Иоан.10:27-28 – «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей».
Православный:
Здесь речь не о том, что овцы Христовы, т.е. верующие не могут уже грешить и погибнуть, а о том, что враг их – диавол не может погубить их для вечной муки, ибо Отец Небесный больше всех, и никто не может похитить их из руки Его. А что верующие сами, по своей воле, вследствие влечения к злу греховной их природы могут согрешить и погибнуть, это видно из тех мест Священного Писания, где верующие предостерегаются от возможности впасть в согрешения. Мф.24:4,11,14. Лк.21:8. 1Кор.10:12. Иак.3:2. 2Пет.3:17. Евр.3:12-14. 2Иоан.8. 1Пет.5:8. Иак.4:7. Еф.6:11-17. Если бы уверовавшие во Христа не могли бы уже отпасть от Него, то для чего было бы и предупреждать их от этого; для чего было бы им и молиться словами молитвы Господней: не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Печальный пример отречения от Христа апостола Петра – это напоминание всем сектантам, впавшим в духовную гордость и самонадеянность.
2Тим.2:26 – «Чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю».
1Иоан.1:8-10 – «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас».
1Тим.5:15 – «Ибо некоторые уже совратились вслед сатаны».
Высказывания святых отцов о спасительной благодати.
Св. Поликарп, ученик Иоанна Богослова в послании к Филиппийцам пишет: «Вы спасены благодатью, не делами, но по воле Божией через Иисуса Христа».
Св. Ириней, еп. Лионский: «Как из сухой пшеницы не может быть сделана одна масса и один хлеб без влаги, так и мы, как многие, не могли сделаться едино во Христе Иисусе без воды с неба. И как сухая земля не приносит плода, если не получит влаги, так мы, будучи первоначально сухим деревом, никогда бы не произвел плода== жизни без добровольного орошения свыше».
Св. Киприан: «Как солнце само собою светит, ручей сам собой течет, дождь сам собою орошает, так сам собою проливается Небесный Дух… Лишь бы только мы жаждали и было открыто наше сердце; мы столько почерпаем от избытка благодати, сколько имеем веры, способной к ее принятию».
Св. Кирилл Иерусалимский: «Как свет одним своим лучом всё озаряет, так и Дух Святой просвещает имеющих очи, почему, если кто слепотствуя, не бывает сподоблен благодати, то пусть укоряет в том не Духа, но свое неверие», «для жизни благочестивой необходимо то и другое: благочестивые догматы и добрые дела. Что пользы хорошо знать догматы о Боге и срамно любодействовать? И также что пользы быть вполне целомудренным и нечестиво богохульствовать?»
Св. Иоанн Златоуст учит, что веровать в Бога – дело не маловажное. Для того нужны не умствования человеческие, но откровение свыше и душа с благодарностью принимающая откровение. «Умоляю вас, будем прилагать всякое старание о том, чтобы нам пребывать твердыми в истинной вере, и вести жизнь добродетельную. Ибо если мы с верою не соединим достойной жизни, то подвергнемся жесточайшему наказанию… Ни крещение, ни отпущение грехов, ни знание, ни приобщение таинств, ни священная трапеза, ни вкушение Тела Господня, ни приобщение Крови и ничто другое не может принести никакой пользы, если мы не будем вести жизнь честную, строгую, чуждую всякого греха… Вера без дел есть то же, что призрак без жизни».
Св. Иоанн Дамаскин: «Выбор добрых дел находится в нашей власти, а исход добрых дел зависит от божественного содействия».
Св. Варнава: «Будем внимательны к последним дням, ибо во время нашей жизни и вера не доставит нам никакой пользы, если не будем ненавидеть неправду… не отделяйтесь от других, как будто вы были уже оправданы, а напротив, собираясь в одно место, исследуйте, что прилично и полезно всем возлюбленным вообще… Каждый получит мзду по своим делам».
Св. Климент Римский: «Итак, что нам делать братия? Не отстать ли от добродетели и любви? Отнюдь нет. Не дай, Господь, чтобы это сталось с нами; напротив, со всем усилием и готовностью поспешим совершать всякое доброе дело… Добрый работник смело получает хлеб за труд свой; ленивый де и беспечный не смеет и взглянуть на того, кто дал ему работу. Так и нам надлежит быть ревностными в делании добра. Не будем довольствоваться тем, чтобы называть Христа Господом, это не спасет нас, ибо Он говорит: «Не всякий, кто говорит мне: Господи, Господи спасется, но делающие правду» – Мф.7:21. Поэтому будем исповедывать Его добрыми делами».
Св. Киприан Карфагенский: «Кто имеет истинную веру, тот хранит страх Божий, а кто хранит страх Божий, тот, милосердствуя о нищих, помышляет о Боге; он творит добрые дела, потому что верует, потому что сознает истину возвещенного в Слове Божием, и непреложном Божественном Писании, в котором сказано, что бесплодные деревья, т.е. люди немилосердные, посекаются и в огонь ввергаются».
Св. Григорий Богослов: «Как дело без веры не приемлется, потому что многие делают доброе ради славы, а не по естественному расположению, так и вера без дел мертва… Итак, покажите веру от дел, покажите плодородие земли вашей: точно ли не напрасно я сеял… Кто приносит плод в стократ, кто в шестьдесят, кто в тридцать».
Св. Исидор Пелусиот: «Вера, оправдавшая вначале, требует согласных с нею дел, без которых спастись невозможно. Принятый по благости, по справедливости должен изобиловать своими собственными преимуществами, чтобы не быть иначе уличенным в неблагодарности»