13. О святом миропомазании
Миропомазание есть такое, совершаемое после святого Крещения Таинство, в котором при помазании с молитвою освященным от епископа миром частей тела крещеного с произнесением слов «печать дара Духа Святого» подается ему благодать Святого Духа для укрепления и возрастания его духовных сил, с помощью которых он достиг бы вечной жизни. В Ветхом Завете миропомазание совершалось над царями и священниками, как избранными и Богу посвященными людьми для высокого и трудного их служения.
Ис.30:23-33. 1Цар.16:13.3Цар.1:39; 19:16. 1Пет.2:9. Откр.1:6;5:10. Как рыба без воды, а животное без воздуха жить не могут, так и человек не может духовно возрастать и совершать свое спасение без помощи даров Святого Духа. Иоан.15:5 – «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего».
2Кор.1:21-22 – «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши».
Первоначально сами святые Апостолы низводили на крещаемых благодать Святого Духа через возложение рук.
Деян.8:14-17 – «Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго»;
19:6 – «и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святой, и они стали говорить иными языками и пророчествовать».
Но когда число уверовавших увеличилось настолько, что Апостолы не могли сами лично везде возлагать сами руки на многочисленных крещающихся, то они заменили возложение рук миропомазанием.
1Иоан.2:20,27 – «Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете всё... Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте».
2Кор.1:21-22, поручив его совершать епископам и пресвитерам церкви, которые и совершают его доныне над всеми крещаемыми.
Вера и добрые дела сами собою еще не вселяют в нас благодать Святого Духа, они дают нам только право на получение дара Святого Духа.
Рим.5:1-2 – «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией». И подается в Таинствах церкви.
Деян.8:12 – «Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины»;
19:2-6 – «сказал им: приняли ли вы Святого Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святой, и они стали говорить иными языками и пророчествовать». Что касается Корнилия, получившего Святого Духа раньше крещения и без руковозложения, то хотя Бог и установил общий порядок получения благодати через святые таинства церкви, но по Своей воле в исключительных случаях подает и необычным путем. Святые апостолы получили Святого Духа в день Пятидесятницы в виде огненных языков Деян.2:1-4. И Корнилия Бог удостоил получить Святого Духа без возложения апостольских рук и раньше крещения, чтобы убедить наглядно и окончательно Петра, что «во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» – Деян.10:35, что и для язычников открыты двери церкви Христовой и спасения. Рим.3:29; 9:24. Что Бог нелицеприятен. Это было особое чудо Божие. Рим.2:14-15. Священное Писание говорит о миропомазании. 1Иоан.2:20,27. 2Кр.1:21-22. Еф.1:13. 4:30. Рим.8:15-16.
Само слово Христос – от греческого слова «хризо» – мажу, «хрисма» – помазание, означает Помазанник, как и имя «христианин» означает человека, принявшего помазание. Евр. 10:28-31. Вначале миро освящали одни святые апостолы. Деян.8:14,19,22-24. А позже передали это право епископам церкви.