10. О Священном Писании
2Тим.3:16 – «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности».
1Кор.12:29-30 – «Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?»
Сектанты признают, в большинстве своем, канонические книги Библии священными, т.е. 39 книг Ветхого Завета и 27 Нового. Но и здесь между ними много различий. Есть те, кто совершенно не признает Ветхий Завет, и все не признают неканонические книги. Иные признают часть Ветхого Завета, но все они претендуют быть самостоятельными толкователями Библии. Рассмотрим согласно Слова Божия их неправоту.
Они не могут не согласиться, что некоторые книги, о которых упоминается в Библии, не дошли до нас, как например послание Апостола Павла к лаодикийцам.
Кол.4:16 – «Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы». Церковь очень осторожно принимала в канон новозаветных книг писания святых апостолов, ввиду того, что уже во времена их стали появляться подложные писания еретиков, выдававших свои еретические книги за книги святых апостолов, подделывая их подписи и печати
2Фесс.2:1-2 – «Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов».
При принятии книг в канон Нового Завета уже было около пятидесяти еретических книг, которые очень многие принимали за настоящие. Одних только евангелий насчитывалось около двадцати. Каким же образом и кто узнал, что только четыре из них настоящие? Вопрос очень простой, но и на него сектанты категорически отказываются отвечать. Еретики, как правило, духовно развращены лукавством, хитростью, лестью и ложью.
Чтобы кто не подумал, что это голословные слова от нерасположенности к ним, попробуйте добиться ответа от них на этот вопрос. Я очень близко знаком со всеми сектами и много раз проповедовал с их кафедр. И всегда поражался их страшному невежеству и малограмотности, их строго ограниченному знанию мест Писания, и еще большему нежеланию знать истину.
На прямо поставленный вопрос они никогда не отвечают прямо; они так зримо похожи на тех, кто лукавил около Христа, подыскиваясь к Нему – как будто они только что сошли со страниц Евангелия, как родные братья тех кто искушал Христа, и на любой вопрос, проиграв доступные им два варианта, всегда отвечают: не знаем.
Матф.21: 23 – «И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть? Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю; крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков?
Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему? а если сказать: от человеков, — боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка. И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю».
До нас дошло предание, что даже верующие не все склонны были к тому, что только четыре Евангелия: Матфея, Марка, Луки, Иоанна – от Духа Святого. Иные склонны были допускать, что евангелия от Фомы, от Никодима, Вафоломея, Евреев, Басилиска и другие если и не полностью, то частично все же богодухновенные. Все эти евангелия были положены на престол, помолились Богу, чтобы Он Сам показал какие книги от Него, и храм был заперт и опечатан. К такому методу прибегали Моисей и Аарон, и в Новом Завете при мощах Евфимии Всехвальной.
Утром обнаружили, что только четыре, известные ныне, как канонические, лежали на престоле, остальные были сброшены на пол. Но даже если и не так было дело, то ныне сознание верующих сумело бы оставить только эти четыре Евангелия. При всей своей ненависти и клевете на вселенскую церковь сектанты должны быть благоразумными и честными в своих рассуждениях.
И сознаться, что канон книг Нового Завета они получили от святых отцов, которые утвердили этот канон на соборах. На этом же самом соборе эти же самые отцы утвердили канон и ветхозаветных книг, среди которых были и неканонические. Лаод.1:59: «Не подобает в церкви глаголать псалмы не священные, или книги не определенные правилом, но только в правилах означенные книги ветхого и нового Завета».
Апостольское правило 85: «Для всех вас, принадлежащих к клиру и мирян, чтимыми и святыми да будут книги Ветхого Завета. Моисеевых пять: Бытия, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Иисуса сына Навина одна. Судей одна. Руфь одна. Паралипоменон (то есть остатков от книги дней) две. Ездры две. Эсфирь одна. Маккавейских три. Иова одна. Псалтирь одна. Соломоновых три: Притчи, Экклезиаст, Песнь Песней. Пророков двенадцать. Исайи одна. Иеремии одна. Иезекииля одна. одна Даниила. Сверх же этого вам да присовокупится в замечание, чтоб юные ваши изучили премудрость многоученого Сираха. Наши же, то есть, Нового Завета: Евангелия четыре: Матфея, Марка, Луки, Иоанна. Павловых посланий четырнадцать. Петра послания два. Иоанна три. Иакова одно. Иуды одно. Климента послания два. И постановления вам, епископам, мною, Климентом, изреченные в восьми книгах, (которые не подобает обнародовать перед всеми ради того, что в них таинственно). И Деяния наши апостольские».
Карфагенский собор, правило 33: «Постановлено также, да не читается ничто в церкви под именем Божественных Писаний, кроме писаний канонических. Канонические же писания суть сии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, Иисус Навин, Судии, Руфь, Царств четыре книги, Паралипоменон две, Иов, Псалтирь, Соломоновых книг четыре, пророческих книг дванадесять, Исайя, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Товия, Иудифь, Есфирь, Ездры две книги. Новаго Завета: четыре Евангелия, Деяний апостолов одна книга, Посланий Павла четырнадцать, Петра апостола два, Иоанна апостола три,
Иакова апостола едина, Иуды апостола едина, Апокалипсис Иоанна книга едина. Для твердости же предлежащего правила да будет извещен о сем брат и сослужитель наш Вонифатий (епископ Римский) и прочие епископы тех стран: ибо мы прияли от отцев, что сии книги читати подобает в церкви».
Священным Писанием называется откровение людям воли Божией, записанное Богом избранными людьми по вдохновению Святого Духа в особые Священные книги, которые все вместе именуются Святой Библией. Как происходящее от Самого Бога письменное Слово Божие называется Священным Писанием, в отличие от обыкновенных писаний человеческих. Откровение воли Божией не сразу дано было ветхозаветным людям, и следовательно не сразу, а постепенно записывалось богодухновенными людьми. До Моисея не было Священного Писания: святые праотцы научались вере в Бога и спасались по Преданию, т.е. устному научению. Моисей первый записал открытую ему волю Божию в пять книг, и объявил их божественными, положил их в храме по правую сторону ковчега Божия. Втор. 31:24-26. Преемник Моисея Иисус Навин тоже вписал слова Божии в книгу закона Божия. Иис.Нав.24:26. Так поступали и другие, получившие откровение от Бога пророки, как например Самуил. 1Цар.10:25. Все богодухновенные книги были собраны и заключены в один канон, по нашему сказать в один переплетный том уже после вавилонского плена при Ездре и Неемии. 2Мак.2:13. Благочестивые люди из еврейского народа писали книги и после Ездры. И церковь считает эти книги полезными для назидания, допуская их для чтения. Новозаветное Священное Писание тоже не сразу появилось. Господь наш Иисус Христос Сам ничего не писал. Из житий известно, что перу Христа принадлежит только одно послание к Авгарю царю Эдесскому. Священное Писание – не человеческое, а Божественное.
Мф.5:17-19 – «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном».
Иоан.5:46- 47 – «Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцом: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?»
Лк.11:28 – «А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его».
Иоан.5:24 – «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь».
2Пет.1:21 – «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым».
2Тим.3:16 – «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности».
1.Сектант:
Для руководства в вере и благочестии достаточно одного Нового Завета, ибо Ветхи Завет отменил Сам Христос
Мк.1:14:15 – «После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие».
Православный:
И веровавшим и неверовавшим иудеям Христос указывает на наступающее Царствие Божие. Христос не только не отменил Ветхий Завет, но Сам признавал его святость, приводил его в доказательство Своего Божественного посланничества, и велел всем читать его для утверждения в вере.
2.Сектант:
Христос отменил Ветхий завет, о чем говорит апостол Павел. Евр.10:9 – «потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе»..
Православный:
Для того, чтобы понять, что такое первое и второе, необходимо перечитать Евр.10:4-10. И станет ясно, что речь идет только о жертве Ветхозаветной. Мф. 26:28.
3.Сектант: Христос отменил Ветхий Завет. Мф.22:35-40.
Православный:
Здесь Христос говорит не об отмене Ветхого Завета, а о том, что две заповеди о любви превыше всего. Гал.5:14.Рим. 13:8-9. 1Иоан.4:16-21.Мф.19:16-19;5:17-19. 13:52;Иак.2:10.Рим.7:12.
4.Сектант:
Мы признаем учение Ветхого Завета о вере и благочестии, но решительно отвергаем неканонические книги. Втор.4:2. 12:32. Прем.Сол.30:5-6.
Православный:
Здесь запрещается прибавлять что-нибудь к Второзаконию Моисея простым людям, не получившим от Бога откровения. Святые же Божии люди, получая откровение от Бога, записывали Его волю в священные книги и прибавляли их к книгам Моисеевым, а неканонические книги церковь признала и на них святые отцы говорят проповеди. Сами святые Апостолы в своих посланиях пользуются не только каноническими, но и неканоническими книгами Ветхого Завета. Иак.1:13,19. Иис.Сир.15:11-12; 5:13; 7:36; 18:1. Руф. 2:20. Рим.1:18-23. Прем.Сол.13:1-10. Откр.15:4. 2Ездр.4:28.Быт.2:24 Мф.19:5. Еф.5:31 и др.
5. Сектант:
Каждый может толковать Библию как он разумеет ее, ибо каждый христианин имеет в себе помазание от Святого Духа, научающее его истине. 1Иоан.2:20,24.
Православный:
Под «помазанием» разумеется благодать Святого Духа, пребывающая в церкви Христовой, и наставляющая ее на истину. В первенствующей церкви во время святых Апостолов уже были учителя, толкователи Писания. 1Кор. 12:8; 13:8. Теперь это помазание от Святого дается христианам в таинстве миропомазания, но оно не дает право каждому толковать Священное Писание по своему усмотрению; оно наставляет и укрепляет в истинном понимании Слова Божия только тех, кто исследует Писание, находится в общении с Церковью, а не с сектой, и в полном послушании учению Церкви.
У сектантов, отделившихся от Церкви нет святых Таинств, нет и не может быть помазания от Святого Духа, следовательно и не может быть правильного понимания Священного Писания.
6.Сектант:
Всякий верующий без руководства других может сам исследовать Священное Писание, которое может умудрить его во спасение. Иоан. 5:39. Деян.17:11-12 – «Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так. И многие из них уверовали, и из Еллинских почетных женщин и из мужчин немало».
Православный:
В приведенных местах ни слова не говорится о том, что каждый может толковать Писание так, как ему хочется. Словом «исследуйте писания» Христос советует иудеям, неверовавшим в Него, обратиться к их ветхозаветным писаниям, чтобы убедиться в том, что Он действительно Христос, Мессия, посланный Отцом Небесным для их спасения. Что касается верийцев, то они разбирая Писания, убеждались в том, что на Христе исполнились все пророчества. И ясно, что они не толковали писания вкривь и вкось, как наши сектанты, потому что написано, что они приняли слово со всяким усердием.
7.Сектант:
«Мы, – надменно говорят сектанты, – при чтении Писания ни в каких мудрых наставниках не нуждаемся, ибо Бог открывает познание Его и не мудрым».
Мф. 11:25 – «В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам».
1Кор.1:19 – «Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну».
Православный:
Ко Христу обращались не только простецы, но и мудрые, и люди высокого положения, как Иосиф Аримафейский. Лк.23:50-51. Сотник Корнилий Деян.10:1. Ученый Савл Деян.22:3,25-29. Ясно, что слово «погублю мудрость мудрых» относится не к христианской мудрости, которую Апостол Иаков советует просить у Бога. Иак.1:5, а к языческой, Рим.1:22. и иудейско-талмудической.