Вот выписки из книг "...открытым оком", где упоминается об Индии. Вопрос 260, «…открытым оком» то 1: Каким представляется социальный идеал в Ветхом Завете и в Христианской традиции? Какова, на Ваш взгляд, оптимальная модель взаимоотношений между государством и Церковью сегодня?
Ответ: Проповедь и молитва.
1 Тим.2:1-4 – «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины».
Когда Господь был на земле, а затем Апостолы, они вообще не ставили вопроса об отношении к государству, как совершенно несовместное.
Мф.22:17-21 – «Итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Иоан.18:36 – «Иисус отвечал: Царство Моё не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Моё, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Моё не отсюда»
.
Ни о каких оптимальных отношениях Церковь не должна заботиться. Молиться, и какого правителя Бог даст, при таковом и спасаться. В Ветхом Завете указания довольно точные, со смертными приговорами. Но если в Новом Завете есть запрет убивать и наказ молиться за врагов, то христианин царем никак уже не может быть. Нам дано страдать, но не подделываться к существующим системам, или переделывать их. Тут как в житии о Варлааме и Иосафате, – уверовал, оставил царство и удалился.
Вопрос 1519 «…открытым оком» том 6. : В притче о блудном сыне (Лк.15:11-32) мы рассматриваем образ младшего сына. А кого Господь подразумевает под образом старшего сына? И не оба ли сына были блудными? И есть ли связь между этими сыновьями и в притче Мф.21:28-30?
Ответ: Старший сын – это тот, кто не покидал дома Отца своего, но как жил с детства, так и живет. В этой притче изображен сын, который жил в доме отца, а потом ушел. Считается, что эта повесть об отступниках, а не о безбожниках, которые никогда и не знали отца, и не могут потому и вспомнить у свиных корыт про трапезы, какие были у него в доме отца. В таком случае старший – остающийся всегда в лоне церкви.
Но вот на поверку в конце притчи он уже не только не вызывает восхищения, но его облик тускнеет, и он пред отцом даже не на одном уровне с младшим. Он судит, он знает даже откуда-то про блудниц меньшего братишки. Он ропщет, он недоволен отцом, он выговаривает своему родителю. Это наглядно видно в житии Иоасафа и Варлаама.
Мф.21:28-30 – «А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошёл. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошёл. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие».
Второй сын не был блудным, но духовно он начал блукать совсем не в том направлении. Во второй же притче о двух сыновьях говорится не об отступившем и вернувшимся, а о много обещающем и ничего не делающем.
Мф.7:21 – «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного». Образец еврейства и язычества.
…
». Чтобы видеть, что Бог дает, нужно иметь зрение здравое, как описано в житии святого Варлаама и Иоасафа за 19 ноября. Чтобы к Иоасафу – царевичу пробраться, он придумал себе образ в виде купца:
«И Бог, хотящий, чтобы все спаслись и в разум истины пришли, по обычному Своему человеколюбию и милости, наставил отрока на правый путь следующим образом.
Был в то время один премудрый и в добродетелях совершенный инок, по имени Варлаам, саном священник, живший в пустыне сенаридской. Наставляемый Божественным откровением, он узнал о положении царского сына, вышел из пустыни и, переменив одежды, принял вид купца и, сев на корабль, отправился в Индийское царство.
Приплывши к городу, в котором находился дворец царского сына, он прожил там много дней и собрал подробные сведения о царевиче и его приближенных. Узнав же, что вышеназванный пестун ближе всех к царскому сыну, старец отправился к нему и сказал: «Знай, господин мой, что я купец и пришел из далёкой страны; есть у меня драгоценный камень, подобного кото¬рому не находили никогда и нигде и которого я до настоящего времени никому не показывал, а теперь говорю тебе о нем потому, что вижу, что ты человек разумный и смышленый; итак, введи меня к царскому сыну и я отдам ему тот камень, цены которого никто исчислить не может, ибо он пре¬восходит всякие добрые и многоценные вещи: он подает слепым зрение, глухим слух, немым язык, больным здоровье, изгоняет из людей бесов, во всем умудряет безумных и даёт приобретшему его все желаемые блага».
Пестун сказал ему: «По виду ты старик, а между тем говоришь пустые слова и безмерно похваляешься: сколько я ни видал драгоценных камней и жемчуга, и сколько ни имел их у себя, но камня, имеющего такую силу, как ты сказал, не видал и не слыхал. Впрочем, покажи мне его, и, если слова твои окажутся справедливыми, я тотчас введу тебя к царскому сыну, и ты удостоишься от него почестей и получишь соответствующее вознаграждение».
Варлаам же сказал: «Справедливо сказал ты, что не видал и не слыхал о таком камне нигде, но верь словам моим, что он есть у меня: я не похваляюсь и не лгу на старости лет, а говорю истину, а что ты попросил посмотреть его, так послушай, что я скажу: мой драгоценный камень с его действиями и чудесами, имеет еще и то свойство, что не может видеть его тот, кто не имеет здоровых очей и чистого, совершенно непорочного тела; если же кто, оскверненный нечаянно, увидит тот камень, то потеряет и зрение, и ум.
Я же, зная врачебное искусство, вижу, что очи твои болят, и потому боюсь показать тебе мой камень, чтобы не сделаться виновником твоего ослепления; о сыне же царском я слышал, что он ведет беспорочную жизнь и имеет очи здоровые и ясные, а потому и хочу показать ему свое сокровище; так не будь же нерадив и не лиши своего господина такой важной покупки».
И он пришёл, царевичу сказал, тот говорит: «мне как раз это надо». И когда стал беседовать, понял: так этот камень – Христос. Человек, который приближается к Причастию Христову, не рассуждая, он не исцеление получает, а смерть.
1Кор.11:30 – «Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает».
«Живущий под кровом Всевышнего»… А живу ли я? Защищает ли нас Бог сегодня в этом доме, наш город, нашу страну? Сколько сегодня толкуют в газетах о духовном возрождении. Я говорю: в чем можно увидеть это ваше духовное возрождение? «Храмы строят». Но храмы, как строят, так и разрушают; они даже еще легче разрушаются, потому что кирпич раскидал, и ничего уже нет. А чтобы быть под кровом Всевышнего, а не под кровом рукотворного храма, нужно всё время ходить рядом со Христом, по стопам Его. Если овечка буйная убегает и по скалам скачет, в пропасть кидается, то пастырь за неё не отвечает.
Иез.34:16 – «Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по правде».
Я видел, как овцы пропадают, как они уходят; немного в сторону, и ее коз уводят козлы. Она идет за козлом, а потом попадает в топь. Козёл перепрыгнул, с кочки на кочку, а овечка осталась там; чуть-чуть не досмотрел, и ее уже не найти. Я нашел, что козлы – это идейные руководители, как ЦК КПСС, а наша глупая Ванькина голова ничего не думает – идёт за козлищами. Они пошли на персональные пенсии, а ты остался опять один; ни идеи, ни пенсии – ничего у тебя нет.
… Мы отправляем всё в другую сторону, как написано в житие Варлаама и Иоасафа. Вообразите, что есть такое государство и там избирают человека на год царём. Притом избирают неожиданно, не голосуют, а берут и сразу провозглашают иностранца царём. И человек быстро с этим свыкается.
И уже через неделю начинает жить по полной программе. Проходит год, и ему не говорят, когда кончится его царство. А через год его стаскивают с престола, дают ему хороших колотушек и до границы гонят и толкают в спину и за границу выталкивают. Вот теперь он больше всего жалеет о том, почему не отправил в то государство всё, что ему было дано: «Если бы я сюда отправил?»
На одного такого натолкнулись, поставили, а он: «Я не хочу быть царём». - «Тебя никто не спрашивает, поставили». И он стал расспрашивать о том, кто до него были здесь и где они ныне? Ему не говорят. Он стал задабривать и узнал, чем кончается его царствование. На следующий месяц уже стал переводы делать в другую страну, куда его выгонят.
И он обеспечил себя и всех. Это, конечно, притча, но она и для нас. Мы знаем, что впереди Царство Небесное и потому нужно поскорее туда сокровища отправлять. Смерть колотушками нас будет бить, и она уже нас по ногам бьёт то болезнями, то ворами, то молью: Готовься! Совсем скоро мы пойдём туда!
… Раньше продавалась такая книга, называлась «Балавариани», Грузия выпускала, мы её закупали по 100 экземпляров, наверное. Это житие святого Варлаама и Иосафа о том, как в Индии обратился царь, покаялся, и царский сын ушёл в пустыню, и царь ушёл. Представьте, что сегодня бы 700 миллионов там были православными?
И весь народ, город, государство двинули за ними в пустыню и умоляли: «Не покидайте нас, ещё много язычников…» «Не надо, отстаньте». То есть учение о том, что надо бросать людей, никому ничего не говорить, это нечеловечески жестокое и суперантиевангельское учение уже в мире царствовало. И Советская власть не боялась выпускать эту книгу, потому что это уводило людей в пустыню, где не звучит слово Божие.
Почему ни разу Советская власть не позволила издать «Записки верующего» профессора Марцинковского? Ни разу! Почему ни одной проповеди не разрешили нигде напечатать Ярла Пейсти? Я не могу не задавать эти вопросы. «Кто слушает нас…» Слушают нас, повторяю, там, где Дух Святой царствует.
…. Будут строить храмы, золотить купола – были о том предсказания, а в них ходить нельзя будет. Потому что главный отступник там воссядет.
Так что же такое виноградник, и можно ли наняться поработать, попотеть и, оказывается, на чужого дядю? Думаю, сегодня не случайно всё так совпало. Апостольское чтение было, и сегодня же память Варлаама и Иоасафа. Это большая история. Канон в их честь составлен. А сегодня произошла страшная трагедия целой страны (19 ноября, 304 г.).
Представьте, в Индии Бог открыл истинную веру, а её монахи заглушили. И вот этого царского сына Иоасафа нанял монах, священник Варлаам, и увёл его в пустыню. И вся страна шла следом, просили: «Вернись!»
Канон-то надо было составить так, что другие работники наняли, и не в виноградник Божий, а в другое место повели. Варлаам работал, он подвижник, умница, диспутант, артист. Люди уже готовы были обратиться, ибо и отца его потом обратил. Представьте, вся Индия православная была бы ныне – 800 миллионов. Не описать той трагедии, которая произошла тогда. Вот как описано сие в «Житиях святых».
«…Так как царь не знал уже более, что ему делать с сыном, то Арахия советовал ему разделить своё царство на две половины и одну отдать сыну. «Если ты пожелаешь мучить своего сына, — говорил он, — то будешь врагом самой природе и назовёшься не отцом, а мучителем собственного сына, да к тому же и его погубишь, и сам останешься без детей и ещё прибавишь себе печали.
Остаётся сделать одно: раздели пополам царство твоё и вели сыну своему царствовать в назначенной для него части. Занявшись житейскими попечениями он мало-помалу начнёт свыкаться с тою жизнью, какою живём мы, и всё сделается по-нашему, так как привычки, укоренившиеся в душе, изменяются не столько насилием, сколько верою.
Если даже он останется верным христианству, то для тебя будет некоторым утешением в печали уже одно то, что ты не бездетен, что у тебя есть сын — царь».
Приняв совет Арахии, царь так и сделал: разделил царство пополам и над одною половиною поставил царём Иоасафа. Иоасаф, хотя и не помышлял о царской власти, желая пустынной иноческой жизни, но, рассудив, что всё клонится к лучшему, принял отделённую ему часть царства и, вступив на престол, прежде всего постарался искоренить языческое многобожие и распространить веру в единого истинного Бога. Он разрушил по всей земле своей идолов и разорил до основания их капища, а вместо их строил христианские храмы и всячески распространял веру Христову.
Услышав об этом, христианские епископы, пресвитеры и диаконы выходили из гор и пустынь и стекались к благочестивому царю, который принимал их с радостью и вместе с ними заботился о спасении душ человеческих.
Вскоре он просветил светом веры и окрестил всех своих подданных, не переставая в то же время слёзно мо¬литься Богу об обращении своего отца.
И милосердый Бог не презрел его усердной молитвы и слёз: Он коснулся светом Своей благодати сердца Авенира, и спала завеса тьмы с очей ума его, и он увидел зарю истины и познал суетность лжеименных богов. Авенир собрал своих советников и открыл им о своём сердечном желании при¬нять христианскую веру.
Все похвалили его намерение, ибо всех, по молитвам Иоасафовым, посетил восток свыше. Тотчас же царь письмом призвал своего сына, чтобы научиться от него вере и благочестию.
О, какою радостью и веселием наполнилось сердце Иоасафа, когда он увидел, что отец его обращается к Богу истинному! Достаточно научив своего отца вере в течение многих дней и преподав ему тайны святой веры подобно тому, как самому ему преподавал их препо¬добный Варлаам, Иоасаф привёл его к святому крещению и сам восприял его от святой купели.
Дело — по истине новое и дивное! своему отцу он сделался отцом и для родившего его по плоти явился посредником духовного его возрождения. Вслед за царём приняли святое крещение его вельможи, воины, рабы, короче, — вся индийская земля. И была тогда великая радость на земле и на небесах: на земле радовались верные обращению неверных, а на небесах — Ангелы о бесчисленных грешниках кающихся.
После крещения Авенир всю царскую власть отдал сыну, а сам жил уединенно в безмолвии и, всегда посыпая голову пеплом, сокрушался о грехах своих: так прожил он четыре года и, получив от Бога прощение грехов, преставился в мире.
В сороковой день по кончине царя Авенира Иоасаф, совершая память ему, созвал всех своих вельмож, советников, воинских начальников и других важных должностных лиц и объявил им свою тайну, именно, что он желает оставить земное царство и всё мирское, уйти в пустыню и иночествовать. Все опечалились и проливали слёзы, так как все очень любили его за его кротость, смирение и благотворительность.
Вместо себя он хотел поставить царём одного из своих вельмож, именно — Варахию, давно уже бывшего христианином, — того самого, который держал сторону мнимого Варлаама в прении о вере против всех языческих мудрецов. Иоасаф знал, что Варахия весьма твёрд в вере и имеет великую любовь ко Христу.
Но Варахия отказался от царства, говоря: «Люби, царь, ближнего, как самого себя. Если царствовать —хорошо, царствуй сам. А если — нет, то зачем отдаёшь мне царство? Зачем налагаешь на меня тяготу, от которой бежишь сам?» Тогда все усердно, со слезами, стали умолять святого Иоасафа, чтобы он не оставлял их.
Но он ночью написал грамоту к всему синклиту и ко всем начальникам, в которой поручал их Богу и повелевал, чтобы они никого не ставили себе царём, кроме Варахии, и, оставив эту грамоту в своей опочивальне, сам тайно вышел и поспешно отправился в пустыню. На утро пронёсся слух о его удалении.
Народ смутился и впал в печаль. Многие рыдали. Наконец все жители столицы бро¬сились разыскивать его и нашли в одном высохшем ручье молящимся с воздетыми руками. Здесь его окружили и, павши пред ними, с рыданиями упрашивали возвратиться во дворец и не покидать их.
Иоасаф, вынужденный этими мольбами, воз¬вратился, но скоро опять собрал всех и сказал: «Напрасно вы, удерживая меня, противитесь воле Господней».
Затем он клятвенно подтвердил свои слова, так что с этой минуты он и одного дня не может уже оставаться царём. На Варахию он против желания его возложил свой венец, посадил его на своём престоле и дал ему должное наставление об обязанностях царя, а сам, простившись с народом, вышел из дворца и из города, спеша в пустыню.
Весь народ вместе с Варахиею и со всеми властями, убедившись, что Иоасаф непреклонен в своей мысли оставить царство, не в силах будучи удержать его мольбами и не смея вернуть его с пути насильно, шли за ним с плачем и далеко провожали его; он же просил их не огорчать его и оставить одного; но некоторые всё-таки издалека следовали за ним, с рыданиями, до самого захода солнца, когда ночь скрыла от их глаз любимого владыку и они перестали видеть друг друга.
Таким образом Варахия принял скипетр индийского царства, а Иоасаф в первую же ночь своего пути вошел в жилище одного бедняка и отдал ему свою одежду, а сам пошёл на подвиг пустынного жития во власянице, которую дал ему некогда Варлаам. При этом он не имел с собою ни хлеба, ни другого чего-нибудь, потребного для пищи, ни воды: всю надежду свою он возложил на Промысл Божий и горел пламенною любовью к Господу своему...
Два года ходил святой Иоасаф по пустыне один, ища Варлаама. Питался он травами, растущими там, и часто терпел голод, вследствие недостатка самой травы, так как почва той пустыни была сухая и мало плодородная.
Много напастей перенёс он от диавола, который нападал на него, то смущая ум его различными помыслами, то устрашая привидениями; иногда являлся он ему чёрным и, скрежеща зубами, иногда устремлялся на него с мечом в руке, как бы желая его умертвить, то принимал виды различных зверей, змиев, аспидов. Но мужественный и непобедимый воин Христов все эти видения побеждал и прогонял мечом молитвы и оружием креста… (Всё же нашёл Варлаама).
Проводя такую удивительную и равноангельную жизнь, Иоасаф с Варлаамом прожили вместе довольно много лет. Наконец, преподобный Варлаам почувствовал приближение своей кончины, призвал своего духовного сына Иоасафа, которого он возродил к новой жизни, и сказал ему: «Сын мой, я уже давно желал видеть тебя прежде своей кончины, и когда я однажды молился о тебе, явился мне Господь наш Иисус Христос и обещал привести тебя ко мне.
Теперь Господь исполнил моё желание – я вижу тебя отрекшимся от мира и всего мирского и соединившимся со Христом. И так как время моего отшествия теперь уже приспело, то предай тело моё земле, отдай прах праху, а сам оставайся на этом месте, продолжая духовное житие и вспоминая обо мне, смиренном».
Затем пре¬подобный долго беседовал с учеником о душеполезных вещах и с умилением молился Богу о себе и своём ученике; после молитвы, отечески обняв Иоасафа, старец в последний раз облобызал его и благословил, знаменался крестным знамением и возлёг на одр; тогда лицо его сделалось светлым и радостным, как будто к нему пришли какие-то друзья; так преставился он ко Господу, прожив в пустыне 70 лет, а всего от роду около 100 лет. Иоасаф, пролив над ним обильные слёзы, весь день и всю ночь пел над ним псалмы; на утро же, выкопав могилу около вертепа, предал погребению тело честного старца и, сев около могилы, горько плакал до тех пор, пока не изнемог от плача и уснул.
Во сне он опять увидел тех чудных мужей, которых видел некогда во время искушения: они пришли к нему, взяли его и повели опять на великое поле, которое он уже видел, и в сияющий город... Пробудившись, с душою еще полною виденного света и неизреченной славы, Иоасаф прославил Владыку всего, воссылая ему вдохновенную благодарственную песнь. На месте сожительства с преподобным Варлаамом святой Иоасаф прожил до самой своей кончины. На 25-м году от рождения оставил он земное царствование и принял на себя подвиг постничества, и, прожив в пустыне 35 лет, преставился ко Господу.
Один святой пустынник, живший неподалеку, узнавши, по вдохновению, о преставлении святого Иоасафа, пришёл к нему в тот же час, когда он скончался, воспел над честным его телом со слезами любви обычные песнопения надгробные и положил его вместе с мощами преподобного Варлаама, чтобы и тела тех, которые были нераздельны по духу, почивали нераздельно в одном месте.
После погребения святого Иоасафа пустыннику было откровение от Бога, повелевавшее ему идти в Индийское царство и известит царя Варахию о кончине святого. Получив это известие, царь со множеством народа отправился в пустыню и, прибыв в пещеру преподобных отцов, открыл гроб их и нашёл мощи святых Варлаама и Иоасафа нетленными, причём от них исходило великое благоухание.
Взяв святые мощи, Варахия с честью перенёс их из пустыни в своё отечество и положил в церкви, созданной святым Иоасафом, славя Бога в Троице, Которому и от нас да будет честь и поклонение ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».
Они стоят на площади, желают быть нанятыми, и вот пришёл в третьем часу, в шестом, в девятом. Кто-то приходил между этими часами, и их наняли и увели. Куда? В пустыню. Вот проходит первый век – никто не нанял, во втором, в третьем – никто не нанял. Зато миллиард мусульман уже вызрел. Увели монахи в пустыню всех, кто стремился к Богу, кого Дух Святой уже соделал работником. Пустыню, где зародится мусульманство, можно было тысячи раз подобным Варлаамам обратить ко Христу. Сожрал черноризец без Змея Горыныча.
А работников нет. Восток поднимается кверху, мусульмане набирают высоту, в Москве 15 % иноземцев уже. У них ребятишек по 5-10, и понятно, куда дело идёт. Никто не нанял, а с кого-то за это спросится. Сильное это дело, конечно, молиться и созерцать. Но свидетельство Божие больше. Бог сказал: идите по всему миру и проповедуйте. Где? Там, в пустыне.
Шесть столетий ни одного делателя не послали туда, где родится сильный и смелый Мухаммад- Магомед. Господи, да почему же делатели не в ту сторону пошли? А ведь спросится, и ещё как! И по сегодняшний день одно и то же, третье тысячелетие на дворе, а всё: «Надо открывать монастыри». И убеждают, что духовная жизнь определяется по монастырям. Люди в мире ничего не знают о Жертве и любви Христовой и даже враждебно настроены.
Библию знать не хотят. Ходят в церковь православную, причащаются, тут, мол, корни и традиции. Какая же это традиция, когда все женщины в штанах, мужики бритые?! Да никогда такой традиции не было в России, всегда были юбки длинные, а у мужчин бороды, – а ныне обман во всём. Почему? Да делателей нет, монахи отсекают их, утверждая, что благовестие всеми верующими не нужно. Вот вы молитесь.
Молитесь ли, чтобы Бог выслал делателей на жатву? Дальше в притче говорят праздностоящие: «Никто нас не нанял». Да кто же их наймёт, если посланных нанимать не было? Курдские племена были бы христианами, но их не наняли. Они там готовят боевиков, им только слово «джихад» скажи - и всемирная война. А мы скажем: никто их не нанял.
Покаяния-то у церкви в этом монашеском безумии нет. Папа Римский Иоанн-Павел вышел и принёс покаяние за инквизицию, за крестовые походы и за гонения на евреев. Православная же церковь до сих пор не принесла покаяния ни в чём. Зарубежная церковь принесла покаяние за гонения на старообрядцев. А не за то ли нас постигла чума в 1917 году, что мы разделили природных христиан-патриотов?
… Раньше-то не было Закона. Был закон совести. Напоминаю, что 19 ноября по старому стилю, то есть сегодня, церковь отмечает память Варлаама и Иоасафа.
В Ветхом Завете было так: приходит царь Езекия, рушит всех идолов, - и вся страна верующая. Приходит за ним следующий царь, всё рушит, - и Бога Иегову сразу же никто не знает, Ваалу почти все поклоняются. Как много всё-таки значит правитель. Я 45 лет верую по Евангелию и могу сказать, что князь Владимир не был обращённым христианином. У него другие цели были. Но его называют равноапостольным за то, что он веру православную сделал государственной. Обращения и благовестия у него не было. Вот царь Константин был самым настоящим язычником и в смертный час крестится от еретика Евсевия.
Но он тоже назван равноапостольным, потому что религию сделал государственной. Он видел, что язычество сгнило, а христиане смело идут на костёр, делают добро. Выбор сделал правильный, но сам не обратился вовремя. Нина - просветительница Грузии. Её чтут как просветительницу, и это действительно так! Посмотрите, как сербы чтут Савву своего, а болгары своего Бориса. Читаем сегодняшнее житие, как Варлаам обращает тайно царского сына Иоасафа (по-разному называют: Асаф, Иасафат). Кажется, что всё, победа над язычеством.
Царь передаёт сыну всё царство, а сыну всего 25 лет, самый расцвет силы. Но в него брошено семя монашества, наставник убеждает его бросить всё. Страна бы сбросила с себя всех идолов, выстроила бы храмы, 800 миллионов людей были бы православными.
Но Иоасаф ставит вместо себя сановника и уходит в пустыню. То есть свои собственные интересы ставит выше интересов всей страны. Народ идёт за ним: «Останься, мы же без тебя язычниками станем». «Нет, отстаньте, я иду Варлаама искать». Индия вся опять обратилась к язычеству. Сейчас церковь должна признать, что с Индией допустили непоправимую ошибку.
Нет, опять перепечатывают жития святых под благословением патриарха, и нет покаяния, что не потрудились. А мусульмане потрудились, хотя пришли туда на шесть столетий позже, и в Индии их немало. Ушёл в пустыню в 25 лет, а Варлаам, учитель его, живёт 100 лет, Иоасаф его 2 года ищет.
Встречает, когда Асафу 27 лет, и только по наитию Варлаам узнаёт, что это его ученик. 27 лет – ввалившиеся глаза, заросший шерстью, питался корешками. И умирает в 60 лет (царский сын). А учитель 100 лет прожил. Жители Индии сейчас о нём ничего не знают. Он ушёл, и связь прервалась полностью. А дальше одни только видения. И откуда знают, какие он видит видения? Он там один был. Умер, и вся Индия собирается взять мощи, чтобы захоронить в храме. Где эти мощи? Никто не знает.
… Мы читаем, что злой дух гонит в пустыню. А кто монахов загнал в пустыню? Если бы вся Индия была христианской, то такие маленькие прилежащие страны, как Цейлон, разве были бы мусульманскими или буддистскими, если были бы миссионеры посланы туда? Да этих бы лам и во сне бы не было. Когда Бог всё это откроет, то что мы увидим? Увлекшие Иоасафа в пустыню погубили целую страну.
В Ветхом Завете слово «свидетельство» встречается 34 раза, а в Новом Завете - 136. Явно, что мы все должны быть чадами свидетельства. Если ты в храме был и просто простоял, то, Златоуст говорит, ы напрасно был. Ты должен учится из всего, что видишь.
Втор.31:19 - «Итак напишите себе [слова] песни сей, и научи ей сынов Израилевых, и вложи её в уста их, чтобы песнь сия была Мне свидетельством на сынов Израилевых». Деян.14:17 - «хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши»
.
Свидетельство — как дождь на иссохшие души. Где, кому Слово Божие сказать?