.. Почему о десятине даже не намекается в Посланиях Нового Завета? Разве во всем Новом Завете не говорится о десятинах в связи только с фарисеями, книжниками и стареющим устройстве Левитском? Разве десятина не была связана исключительно со святынями, храмом, жертвенником и жертвами? Почему набожные Иудейские раввины отказывались получать, или требовать десятины? Не нарушали ли бы они закон Божий, делая это, не принадлежа к колену Левиину?
Почему, если уж следовать аналогии с законом, собирающие десятину с народа диаконы, не отделяют от них десятину для своих служителей, как то было в ветхозаветные времена?
Почему Петр, Иаков, Павел, Иоанн и Иуда на удивление ничего не говорят о десятине? Почему они ничего не заповедуют, никак не намекают, ничего не напоминают и не призывают Христиан отделять десятину?
Почему Иисус не назначил десятины для вновь установленной Им церкви?
Почему Павел говорит исключительно о дарах, благодарениях и подаяниях? Разве Павел не мог рассказать несведущим язычникам о необходимости соблюдения Библейского закона о десятине?
Могут ли служители таких церквей доказать существование закона о десятине до закона Моисеева?
Существовала ли денежная десятина в древнем Израиле?
Не отчислялась ли десятина исключительно сельскохозяйственными продуктами?
Почему Иисус не брал десятины с народа? Разве не мог Иисус оставить пример в виде наставления, или же в виде заповеди о получении десятин? Могут ли служители церкви прекратить получать десятины, в точности последуя примеру нашего Господа?
Разве по новому завету Иисуса Христа не существует положения о “даяниях”? Почему же тогда многие люди настолько сильно запуганы начальствующими преуспевающих церквей отлучением или же взятием на заметку в связи с законами о десятине? Не должны ли “даяния” совершаться на личной, добровольной основе, благодаря жертве Христовой и своему глубокому обращению из-за нее?
Каким образом Христиане могут развивать в себе такие необходимые качества, как рассудительность, сострадание и любовь, строго следуя точным законам и постановлениям существующим в законе Моисеевом?
Если все мы составляем царственное священство, не стоит ли каждому из нас платить десятину самим себе?
Даяния, установленные Богом
Истинное даяние происходит благодаря благовестию, благодаря любви Христовой, а не закону.
Все новозаветное учение о даяниях суммируется, конечно же, во 2Кор 9,7: “Каждый [уделяй] по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог”. Стоит задуматься и признать, что каждый из нас где-то в глубине души хочет быть “под законом”, хотя бы немного. Однако слепое следование закону никогда не сделает нас “доброхотно дающими”.
В 1Кор 16,1,2 верующим советуется отлагать по мере благословения Божия для вспоможения святым не ежегодно, как то происходило по закону Моисееву, а еженедельно. А это не похоже на продолжение десятин по закону. Каждый отлагает “сколько позволит ему состояние” и “по расположению сердца”, а не столько, сколько требуется по десятине. Бог любит дающего доброхотно. Доброхотно – значит добровольно, а не по принуждению закона о десятине. Не с огорчением, а с радостью, которая наполняет сердце верующего. Во 2Кор 9,6 говорится о щедрой жатве, при условии, если мы щедро сеем при даянии. А из этого видно, что щедрость нашего даяния целиком зависит исключительно от нашей доброхотности. Щедрая жатва, конечно же, говорит о “вознаграждении” в Царстве Божием”, которое ожидает нас не сейчас, а в будущем, которая будет при кончине века, когда изыдут Ангелы и пожнут жатву (Мф 13,30,39; 25,26; Откр 14,15). Тогда-то и мы пожнем “жизнь вечную… если не ослабеем” (Гал 6,8,9).
Павел говорил Коринфянам, что они, в ответ за полученное ими, должны также что-то отдать. Во 2-м Послании к Коринфянам он со всех сторон обыгрывает такие слова, как “благословение” и “благодать”, убеждая, что их благословение, или же даяние, зависит от благодати Божией, и что их доброхотность зависит от их непорочности и чистоты (2Кор 6,14 – 2Кор 7,1). Они совершили свое очищение по любви (2Кор 7,8-13) и усердию (2Кор 7,2-7), доказав это своей щедростью, о которой Павел пишет в 8-й главе. Однако Павел не дает повеления о даянии (2Кор 8,8). Вместо этого он призывает прежде всего в любви обратить свои сердца. Он хочет, чтобы Коринфяне прежде всего отдали себя Господу, а уж потом применили свое усердие в подаянии. Он хочет, чтобы их даяние было по любви, а не по принуждению (2Кор 8,5,8). Павел напоминает им, что ради них на кресте обнищал Христос, из чего следует, что поэтому и Коринфяне должны дарить имеющуюся у них благодать. Однако Павел при этом не принуждает их, напоминая Коринфянам, что им не нужно давать больше того, что у них есть (2Кор 8,12). Так же им не нужно был обеднять себя ради обогащения других. Единственно чего хотел Павел, так это равенства (2Кор 8,13-14), а потому он и призывал делать подаяние для бедных братий в Иерусалиме. Однако церкви, получающие десятину, похоже, берут деньги со своей паствы, чтобы платить немалое жалование своим пасторам… что совершенно не соответствует денежным подаяниям паствы, направленным к равенству в многоплановом и широко разветвленном теле Христовом. Павел еще и еще раз повторяет, что даяние должно осуществляться добровольно, а не по принуждению и не с огорчением (2Кор 9,5,7).
О том же самом равенстве говорится и в Деян 2,44-47: “Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа”. Вопросы бедности решались не десятиной, а щедростью, с которой богатые делились с бедными.
В Новом Завете неоднократно повторяется о том, что нам необходимо помогать бедным, точно так же, как им частично помогалось десятинами. О том же много раз говорил и Иисус: “Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною” (Мф 19,21). “Продавайте имения ваши и давайте милостыню (бедным). Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах… ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет” (Лк 12,33,34). О чем говорит Иисус? Кому давать? Давайте бедным и будете иметь сокровище на небесах! Не богатым пасторам и церквам! И все это в щедрости Божией, которая не ограничивается благословениями одних, каких-то зажиточных пасторов. Наоборот, “как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век” (2Кор 9,9).
А в результате – 2Кор 9,12: “Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу”. Такое благодарение и восхваление Отца происходит благодаря нашей доброхотной щедрости, а не регулярной отдачи 10% нашего заработка только потому, что мы думаем, что десятина заповедана нам.
Неверно толкуемые места
Быт 14,18-20: “и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, - он был священник Бога Всевышнего, - и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. [Аврам] дал ему десятую часть из всего”.
Комментарий.
Это правда, что Аврам дал десятину этому священнику, однако это совсем не означает, что он “платил” ее. Нигде во всей Библии, где рассказывается об Аврааме, не говорится, что Бог требовал от него что-нибудь вроде закона о десятине. Это единственное место, рассказывающее о единственном случае, когда Аврам дал десятину Мелхиседеку из своей военной добычи. Это не было десятиной, дававшейся каждый год. Ничего больше не написано в Библии о том, чтобы Аврам еще раз давал десятину. Аврам дал добровольно, тогда как по закону Моисееву десятина давалась в обязательном порядке. А потому совершенно ясно, что это место никоим образом не связано с десятинами, которые давались в Израиле по Моисееву завету. Здесь десятина просто-напросто упоминается в процессе повествования. А потому следует спросить: зачем вообще была написана 14-я глава книги Бытие, особенное, если привязать ее к главам 12, 13 и 15? В частности, обратите внимание на то, как Аврам изгнал царей из земли (Быт 14,15), что должно напоминать об обетованиях о земле, данных Аврааму Богом (Быт 12,1). То, что Аврам дал десятую часть, было широко распространенным в древности на Ближнем Востоке обычаем, ибо десятина была знаком глубокого и почтительного уважения, или же благодарения за благословения. Археологические находки того времени свидетельствуют, что “десятины” были в широком ходу. Так 10% доходов от земли давались ее собственнику. А Аврам понимал, что земля принадлежала Богу. Он не хотел, чтобы кто-нибудь мог подумать, что он получает землю в свою собственность. Он знал, что земля ему была дана Богом.
Быт 28:20-22: “И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, - то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, [Боже], даруешь мне, я дам Тебе десятую часть”.
Комментарий.
Нигде во всем повествовании об Иакове не сказано, что от него требовалась десятина. Утверждения о том, что закон о десятине существовал еще до Моисея, ни на чем не основанная чепуха. Этот обет, данный Иаковом, был исключительно личного характера, который Иаков дал по побуждению своего сердца, а не в качестве невдохновенной “сделки” с Богом. И все-таки заметьте, что Иаков говорит о том, что если Яхве будет его Богом, тогда он даст Ему десятину. Этот обычай давать десятину издревле коренится в отношениях наемщика с собственником земли, вассала со своим господином, с царем. То, что Иаков решил отдать Богу десятину, он как бы показывал, что признает Его за своего господина, за своего царя, а потому и поступил по обычаю своего времени. Однако позже, когда Иаков встретился с Исавом, и на самом деле понял, что Бог является его царем, он уже ничего не говорил о десятине, ибо понял, глубоко осознал, что Господу Богу необходимо посвящать буквально все, что у нас есть, вплоть до самой жизни, а не только какую-то часть.
Если учесть времена и обычаи того времени, когда жили Авраам и Иаков, то понятно, что десятины, данные ими, совсем не похожи на те десятины, которые отдавались по закону Моисееву. Десятина, отданная Аврамом из добычи, была благодарностью за его победу, а десятина Иакова была данью Богу ради того, чтобы Он хранил и оберегал его в пути. Ничего в Библии не говорится о том, что Авраам или Иаков продолжали ежегодно отдавать десятину со своих доходов. А потому можно сделать вывод, что каждый из них только один раз отдал десятину. Обратите так же внимание на то, что нигде не сказано, что Иаков заповедует своим потомкам отдавать десятину. Обещание Иакова дать десятину было обусловлено целым рядом обстоятельств (“если Бог будет со мною…” - ст 20), тогда как по закону Моисееву десятина отдавалась безоговорочно и в обязательном порядке.
Лев 27,30-33: “И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня; если же кто захочет выкупить десятину свою, то пусть приложит к [цене] ее пятую долю. И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу; не должно разбирать, хорошее ли то, или худое, и не должно заменять его; если же кто заменит его, то и само оно и замен его будет святынею и не может быть выкуплено”.
Комментарий.
В этом месте закона выделяются два момента: 1) Бог заповедует давать десятину из сельскохозяйственной продукции и 2) каждое десятое животное из скота. Бог никогда не требовал от народа каждую десятую из выловленной им рыбы. Никогда Он не заповедовал и отдавать десятую часть добытой меди. Ни молока, выдоенного у овец, коз или коров. От народа не требовалось отдавать десятую часть с выручки от продажи шерсти, или же горшков. Ни от шитья одежды, ни от произведений искусства резчика по дереву и камню, ни от написанной литературы, ни от строительных работ – со всего этого десятина не взималась. Согласно этому месту закона Божия, если у пастуха в стаде было 18 овец, то десятая овца была посвящаема Господу. Десятина в данном случае составляла 1/18 часть стада, или же 5,6%. Взимающие же десятины церкви не обращают на это никакого внимания, настаивая на том, что им необходимо отдавать исключительно 10% от ваших доходов, хотя “десятина” далеко не всегда означала точно 10% от ваших денег. Так что “десятина” и 10% вещи разные.
Числ 18,20,21,24: “И сказал Господь Аарону: в земле их не будешь иметь удела и части не будет тебе между ними; Я часть твоя и удел твой среди сынов Израилевых; а сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания… так как десятину сынов Израилевых, которую они приносят в возношение Господу, Я отдаю левитам в удел”.
Числ 18,25-28: “И сказал Господь Моисею, говоря: объяви левитам и скажи им: когда вы будете брать от сынов Израилевых десятину, которую Я дал вам от них в удел, то возносите из нее возношение Господу, десятину из десятины, - и вменено будет вам это возношение ваше, как хлеб с гумна и как взятое от точила; так и вы будете возносить возношение Господу из всех десятин ваших, которые будете брать от сынов Израилевых, и будете давать из них возношение Господне Аарону священнику; из всего, даруемого вам, возносите возношение Господу, из всего лучшего освящаемого”.
Комментарий.
Никакое другое колено в Израиле, кроме колена Левия, не могло получать десятины. Подобная оговоренность в законе совершенна ясна и не двусмысленна. Левиты, в свою очередь, из своей десятины, полученной от народа, отдавали десятину служащим священникам. Поступают ли так же современные пасторы, ведь с тех пор эта заповедь ничуть не изменялась? Сегодня десятины получают взявшие на себя это право служители церкви из язычников.
Господь говорит, что у Левитов не должно быть унаследованной земли, вместо которой их уделом должна быть десятина (Числ 18,20-32). Так что получается, что суть Библейской десятины состояла в следующем: 1) забота о Левитах, которым было отказано во владении землей; 2) снабжение продуктами питания священников, задачей которых было проповедование Торы, и 3) общее попечение о бедных. А не огромная зарплата пасторов.
Вт 12,5-6,11: “но к месту, какое изберет Господь, Бог ваш, из всех колен ваших, чтобы пребывать имени Его там, обращайтесь и туда приходите, и туда приносите всесожжения ваши, и жертвы ваши, и десятины ваши, и возношение рук ваших, и обеты ваши, и добровольные приношения ваши, и первенцев крупного скота вашего и мелкого скота вашего… тогда, какое место изберет Господь, Бог ваш, чтобы пребывать имени Его там, туда приносите все, что я заповедую вам: всесожжения ваши и жертвы ваши, десятины ваши и возношение рук ваших, и все, избранное по обетам вашим, что вы обещали Господу”.
Вт 14,22-29: “Отделяй десятину от всего произведения семян твоих, которое приходит с поля [твоего] каждогодно, и ешь пред Господом, Богом твоим, на том месте, которое изберет Он, чтобы пребывать имени Его там; десятину хлеба твоего, вина твоего и елея твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего, дабы ты научился бояться Господа, Бога твоего, во все дни. Если же длинна будет для тебя дорога, так что ты не можешь нести сего, потому что далеко от тебя то место, которое изберет Господь, Бог твой, чтоб положить там имя Свое, и Господь, Бог твой, благословил тебя, то променяй это на серебро и возьми серебро в руку твою и приходи на место, которое изберет Господь, Бог твой; и покупай на серебро сие всего, чего пожелает душа твоя, волов, овец, вина, сикера и всего, чего потребует от тебя душа твоя; и ешь там пред Господом, Богом твоим, и веселись ты и семейство твое. И левита, который в жилищах твоих, не оставь, ибо нет ему части и удела с тобою. По прошествии же трех лет отделяй все десятины произведений твоих в тот год и клади [сие] в жилищах твоих; и пусть придет левит, ибо ему нет части и удела с тобою, и пришелец, и сирота, и вдова, которые [находятся] в жилищах твоих, и пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих, которое ты будешь делать”.
Комментарий.
По этим заповедям Израильтяне должны были нести свои десятины либо в храм либо в скинию собрания. Только потому, что имя Божие было положено сначала в Силоме, а потом и в Иерусалиме, Моисей заповедал нести десятины в эти города. Каждый третий год, если считать по семилетнему циклу, десятины откладывались у себя дома, чтобы потом раздать бедным, пришельцем, вдовам, левитам и проч. Нет сомнений в том, что 14-я глава Второзакония говорит о второй десятине, которая отличалась от первой, целиком посвящаемой левитам (see Dr. J.H. Hertz, The Pentateuch and Haftorahs, 1961, p.810). Эта вторая десятина, или ее денежный эквивалент, должна была потребляться в Иерусалиме исключительно в третий, или шестой годы семилетнего цикла из тех десятин, которые сберегались дома для бедных. Третий год назывался “годом десятин” (Вт 26,12). Однако и здесь церкви, взимающие десятины, лишь поверхностно используют ветхозаветное учение о десятинах. Часть десятин должна была поедаться пред Господом в Его храме. Где и как это делается в современных церквах берущих десятины? Не слишком ли они заносятся, утверждая, что только их церковь является единственным храмом Божиим? Разве употребление десятин не было заповедано на одном единственном месте на всей земле?
Мал 3,6-12: “Я - Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились. Со дней отцов ваших вы отступили от уставов Моих и не соблюдаете их; обратитесь ко Мне, и я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф. Вы скажете: "как нам обратиться?" Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: "чем обкрадываем мы Тебя?" Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы - весь народ - обкрадываете Меня. Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка? Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф. И блаженными называть будут вас все народы, потому что вы будете землею вожделенною, говорит Господь Саваоф”.
Комментарий.
Прежде всего Малахия не писал для современных Христиан. Его слова были адресованы к еврейскому народу, который во дни Ездры и Неемии вернулся из Вавилонского плена. Его заповеди касались народа Израильского его времени. Во-вторых, десятина, о которой идет речь, была по своей природе чисто сельскохозяйственной, что легко можно проверить, если посмотреть на ст 10: “Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища”. Эта десятина Малахии хранилась в кладовых храма (2Пар 31,4-12; Неем 10,38). Очень трудно не прийти к определенному выводу о том, что во дни Малахии Израильтяне (а не язычники) все еще должны были соблюдать закон Моисеев и приносить десятины левитам, которые полагали их в хранилищах, или кладовых, храма. Не стоит закрывать глаза на такие очевидные вещи, или отворачиваться от них, как то делают современные взимающие десятины служители церкви, при этом тыкая пальцем в удобные для себя места (Неем 10,35,37,38).
Можно услышать, что “десятины”, о которых здесь идет речь, должны быть десятой частью ваших доходов, которые нужно откладывать в “дом хранилища”, или кладовую. Кладовая же – образ вашего вклада в церковь. Однако в этом месте говорится совсем, совсем о другом, и ключом для понимания о чем здесь идет речь, является предыдущий стих: “Со дней отцов ваших вы отступили от уставов Моих и не соблюдаете их”. (Мал 3,7). Сегодня мы не находимся под законом Моисеевым, а потому все “уставы” этого закона больше не действуют. Иисус Христос упразднил “вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением… истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту… Итак, если вы со Христом умерли для стихий (Иудейского) мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь (Моисеевых) постановлений?” (ср. Еф 2,15; Кол 2,14,20 с Евр 9,1,10)?
Во времена Малахии десятина была обязательна (Мал 3,8-10), и все, буквально все материальные благословения были обетованы за повиновение ветхому завету. Однако по новому завету благословения не материальные. Мы больше не получаем ни долгих лет жизни, ни большое количество детей, ни изобилие полей. Все наши благословения сейчас находятся “на небесах во Христе” (Еф 1,3; перевод еп. Кассиана) в ожидании блаженного упования вечного общения с Отцом в Его грядущем Царстве.
Мф 23,23: “Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять”.
Комментарий.
Конечно же, книжники и фарисеи совершенно верно исполняли закон Моисеев, ибо давали десятину не с денежных доходов, а со всей сельскохозяйственной продукции. И, конечно же, они все еще находились под законом Моисеевым, ибо храм еще стоял и в нем все так же продолжали служить левиты и священники – вплоть до его разрушения. О чем действительно говорит нам ст 23, так это о том, что у книжников и фарисеев были огороды, с которых они отдавали требуемую десятину. Вспомните, что по закону Моисееву десятину были обязаны давать только пастухи и крестьяне. Из-за того, что они выращивали “зелень”, они причислялись к крестьянам.
Если бы Иисус Христос учил о сборе десятин, говоря, что с членов Его церкви необходимо взимать десятую часть доходов, тогда весьма странным является тот факт, что о сборе десятин ни слова не говорится ни в Новом Завете, ни во всей истории ранней церкви.
7-я глава Послания к Евреям
Комментарий.
Итак, посмотрим, о чем говорится в Евр 7, ибо иногда можно услышать о том, что современные Христиане являются частью, или продолжением не Левитского, установленного по закону Моисееву священства, а Мелхиседекова, а потому, как утверждают они, будучи и сами язычниками, они обладают правом взимать десятины с людей, даже с язычников. Если предположить, что это действительно правильно, то почему бы тогда не ввести в церкви вновь ежегодные Иудейские праздники? Правила очищения, обеты, признаки девства, субботство земли, глаз за глаз, законы и первых плодах, о искуплении первенцев, закона о первенцах, обычаи поклонения, юбилейный год, урим и турим, омовения, обрезание, города убежища, постановления о проказе, о храмовых сосудах, законы о разводе, год прощения, законы о рабстве, уставы для ведения войны, правила ношения льняной одежды, ефода и т.д. и т.п.? Почему бы вновь не ввести в жизнь весь закон Моисеев, с его уставами и постановлениями, и особенно с теми, отмена которых не упоминаются на страницах Нового Завета?
Если верить Евр 7,24, то единственным членом священства Мелхиседекова является Иисус. Священство изменилось, а потому и в законе произошли изменения (Евр 7,12), в котором не нашлось места для десятины. Упоминание истории о том, что Авраам дал десятину Мелхиседеку, просто иллюстрирует превосходство священства Мелхиседекова над Левитским, ибо Послание к Евреям даже не намекает на то, что новозаветное служение и поклонение Богу является Мелхиседековым священством. Только один священник занимает чин Мелхиседека, и этим священником является Христос (Евр 7,24).
Седьмая глава Послания к Евреям не является инструкцией для Христиан следовать примеру Авраама в отдаче десятины, ибо она говорит о вечном превосходстве священства Христова и о Его совершенной жертве. Послание к Евреям утверждает, что Иисус никак не мог быть первосвященником, ибо Он принадлежал к колену Иудину, а не Левиину. В 7-й же главе в качестве сравнения с Иисусом рассказывается о том, что и родословная Мелхиседека также не известна, а потому и он не мог бы быть священником по закону Моисееву. И все-таки, даже такой великий человек, как Авраам, признавал его превосходство, показав это тем, что дал ему десятину. Нашим же единственным Первосвященником на все времена является исключительно Христос, Который возлюбил нас и омыл нас от грехов наших Кровию Своею и соделал “нас царями и священниками Богу и Отцу Своему” (ср. Откр 1,5,6 с 1Пет 2,5,9).
Подводя итог, можно сказать, что священство из Левитского изменилось в священство Христово, а потому изменился и закон, данный священникам-левитам. Как сильно он был изменен? В Послании к Евреям утверждается, что ветхий завет был уничтожен. А это значит, что и законы, по которым заповедовалось давать левитам десятины, были уничтожены.
( взято с интернета