История нашей общины в г. Барнауле В 1972 году уехал последний житель из пос. Потеряевка Мамонтовского р-на. Преступная политика КПСС по укрупнению сёл увенчалась успехом. И уже в следующем году, летом 1973 года, мы, верующие православные христиане, близкие по вере и жизни с Лапкиным Игнатием Тихоновичем, приехали туда отдыхать. Эти поездки в бывший пос. Потеряевка продолжались с ранней весны (за берёзовым соком), до глубокой осени (косили трубчатый камыш по льду для шалашей заранее). Приезжая, устанавливали высокий шестиметровый крест.
Поднимая восьмиконечное знамя победы над врагами пели: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыка…» Это поднятие, воздвижение животворящего оружия на диавола, так и сияет перед глазами. Миру, лежащему во тьме, явлен Маяк Любви Христовой. Неофициально лагерь-стан для труда и отдыха детей стали называть Крестовоздвиженским.
Я, Лапкин Игнатий Тихонович, родился 10 июня 1939 года. Верил, что есть Бог, загробная участь, рай и ад с младенчества. Но по Евангелию уверовал во Христа только 27 сентября 1962 года – в день Воздвижения Креста Господня.
Полюбил Христа и Библию, занимаюсь исследованием Слова Божия почти сорок лет. Родившись в старообрядческой, безпоповской (кержацкой) семье, получил Библию у пятидесятников-баптистов в г. Вентспилс – Латвия. Великий Бог во Святой Троице сохранил меня в Православии, которое я обрёл не только от наставлений матери моей Марии, от дедушки (отца матери) Егора, но и от дяди Степана (брата моего отца Тихона), который, как и дед (по отцу) Димитрий, принадлежал к старообрядцам Белокриницкого согласия. Там надо мной и братом моим Иоакимом (он моложе меня на пять лет) и «довершил» Миропомазанием о. Роман (Павлов), тайно на дому в 1962 г., т. к. крестивший нас троекратным погружением наставник-старовер-кержак дедушка Терентий не был рукоположенным священником в с. Урывка.
Обратившись, уверовав во Христа по Евангелию, пошёл в храм Московской Патриархии в г. Вентспилсе. И что же увидел? Курящего, пьяного священника. Спросил Евангелие на русском языке. Мне ответили, что батюшка его пропил…
Библию я уже прочитал (за 3,5 месяца) и многое запомнил. Законспектировал, проповедовал с кафедры у баптистов и на корабле «Черноморец», где работал матросом 1-го класса и учился на штурмана.
В отпуск летел скорее затем, чтобы засвидетельствовать о радости, что Христос умер за мои грехи, что принял меня. Заехал в Московскую духовную семинарию-академию, долго беседовал со священниками, семинаристами.
…Первое потрясение не прошло за 40 лет – это же находил везде, где бы ни был: в Москве, во всех республиках и зарубежье – ни люди, ни прихожане, ни священники в большинстве не любят и не знают Библию, Христа. И не хотят знать! Проповедь, призыв к ним вернуться к Апостольскому служению вызывал везде только страшную злобу, угрозы.
Меня хватали, предавали, сажали. Страшное обмирщение, безобразное, беспорядочное шатание массы, базар, тьма духовная – и с каждым годом всё гуще, темнее. Полностью опоганенное, обмирщённое, неевангельское, антиканоничное «православие».
Что делать? Где выход? Мы пытались помогать священникам, образовывали библейские курсы в Барнауле. Но покаявшихся, обратившихся от тьмы к свету мы не могли сохранить, ибо возвращали их в ту же беду, в МП. Попы-чекисты предавали нас, писали списки в КГБ, в милицию – куда идти?
Долго искали хороших батюшек, истинного епископа. Как избавиться от симонии, платы за таинства, требы? Как убрать торговлю из храма? Где можно было бы правильно крестить? Как церковь может стать не проходным двором, не базаром? Как добиться тишины, порядка, чтобы все каноны соборов соблюдать? Везде яма и тупик, полная безысходность.
В секте – смерть, там нет истинно рукоположенных преемственно от Апостолов епископов, священников; хотя и проповедуется Слово Божие, но с великими заблуждениями и ересями. Во всех сектах так, начиная с баптистов, адвентистов, пятидесятников. А в официальной государственной Церкви – хаос и бедлам, самотёк. Ситуация никогда и не была под контролем (Деян. 5:13), да там никто в этом и не нуждается.
Создана совершенно новая религия под именем и внешностью Православия. Главное там: уставное богослужение и требы. И везде деньги, тотальная ложь, трусость и корысть. И для этого нужны красивые здания храмов, купола, мощи, мироточивые иконы, чудеса, канонизации, ризы, кадила, наёмные хоры безбожников, и всюду деньги, деньги, деньги.
Писал об этой беде и патриарху Пимену, и митрополиту Новосибирско-Алтайскому Гедеону. В ответ гробовое молчание, затем тюрьма, лагерь.
Я все годы молился и подавал милостыню, чтобы рухнул богоборческий режим, кровавая камарилья КПСС, чтобы вернулся в Россию Солженицын А. И., чтобы в Церкви зазвучало Слово Божие на родном, понятном языке, и в Церкви были только свои, не чужие, был во всём стройный порядок, тишина, братство, любовь.
Помню лето 1980 г., когда в Православие пришёл Генрих Фаст из меннонитов. Ныне он благочинный Енисейского округа. Мы рассуждали, планировали, что и как устроить, чтобы Дух Божий царствовал в Церкви, и ни к чему не могли прийти, ибо всё упирается в правительственную, неообновленческую МП. У старообрядцев со священством – застой, нежизненность, нелюбовь к Библии. Католицизм, папство – враждебно России, полно ересей, лжи.
Началась перестройка, гениальный замысел масонства, через М. С. Горбачёва. Гласность, свобода, открытие «железного занавеса», стали известными приходы Русской Православной Церкви, сохранившиеся за границей от первой белогвардейской эмиграции.
Появилась реальная возможность остаться православными, иметь законного епископа и священника, не связанных с КГБ и КПСС. О Русской Зарубежной Церкви мы не только не слышали до того, но даже и не знали о её существовании. Открытие приходов РПЦз в России – промысел Божий. На семидесятилетний вопль страдальцев в узах и катакомбах, тех, кто исстрадался душою, ходя в храмы МП, видя предательство и обмирщённость, пронизавшие всё, что соприкасается с церковной иерархией.
Для таких открытие приходов РПЦз – великая милость, дар Божий с неба, ответ на слёзы и молитвы. Нас не нужно было уговаривать, рассказывать о РПЦз что-то хорошее. Мы бросились к ним, как узник, увидев отворённой тюрьму, бежит к свету, к свободе.
Не идеализируя нравственность в РПЦз, за 10 лет существования общины мы убедились в её относительном здравии: и в свободном функционировании нашей общины, и священника от нас не переместили на другой приход, прислав другого без учёта мнения общины. Прошедшее десятилетие стало золотым для нашей маленькой общины, образованной с нуля.
В 1989 г. гонения от архиеп. Феодосия Омского побудили пятерых священнослужителей подать прошение в Синод РПЦз принять их под свой омофор. Среди них был и о. Евтихий (ныне епископ Ишимский и Сибирский) и о. Иоаким (наш батюшка).
Первые богослужения Свободной Церкви были в пос. Потеряевка в детском лагере-стане в большой армейской палатке с пристроенным алтарём. В Барнауле стали проводить первые богослужения на ул. Никитина 147-1, на втором этаже старого деревянного дома, наклонившегося на улицу.
Архиерейский Синод РПЦз издаёт указ № 7/90/12 от 14 января 1991 г. «…согласно вашего прошения, с благословения митр. Виталия Крестовоздвиженская община г. Барнаула принимается в лоно Свободной Российской Православной Церкви…».
Ничего не зная об этом указе, мы проводим официальное собрание общины в г. Барнауле 19 января 1991 г.
«Протокол собрания общины верующих Свободной Российской Православной Церкви.
На повестке - вопрос об утверждении приходского Устава Крестовоздвиженской общины СРПЦ Тамбовской епархии г. Барнаула. В целом устав принят единогласно («Нормальный Устав» от Синода) с внесением следующих изменений: в § 33, п. 3 гласящий: «Заведует продажей свечей», заменить на следующий: «Следит (староста) за тем, чтобы не допускать никакой продажи ни в храме, ни на территории входящей в церковную ограду. Свечи должны быть только чисто восковые, без примеси иных веществ.
Чисто растительного происхождения должен быть и елей, масло в лампадках. Свеча, как всесожжение, должна сгорать до конца.
Принимать добровольные пожертвования на общую свечу в виде воска, свечей, масла».
Изменения в § 33 п. 4: Исключить слово «присягу», как клятву, запрещённую Иисусом Христом. Заменить словами: «приносит обещание служить по совести, как Самому Христу».
Подписи членов общины:
1. Лапкин Игнатий Тихонович.
2. Конева Валентина Павловна. 3. Яковлев Виктор Андреевич.
4. Яковлева Мария Фёдоровна. 5. Черепанова (Попова) Надежда Андреевна. 6. Шубина Зоя Николаевна.
7. Петеримова Алевтина Пантелеевна.
Для регистрации общины нужно было 10 человек. Поговорили со старыми знакомыми в Барнауле и в Усть-Тальменке, собрали 20 подписей сочувствующих, но не единомысленных.
На Пасху 7 апреля 1991 г. митрополит Виталий прислал благословенную грамоту Лапкину И. Т.: «Лапкину Игнатию Тихоновичу преподаётся нами Божие благословение на всестороннюю миссионерскую деятельность – проповедь Слова Божия, защиту и укрепление веры в Российской Православной Церкви».
Ещё 10. 12. 1990 г. в № 27 (367) газета «За науку» Алтайского государственного университета публикует материал: «Мы отошли лишь от Московской Патриархии» – заявление на регистрацию общины и на получение Никольского храма. «Жизнь Алтая» за 14.12.1990 г., № 7 (1753) повторила это заявление без сокращений, рядом с посланием Архиерейского Синода РПЦз от 3/16 мая 1990 г. и о расстреле Царя Николая II. «Молодёжь Алтая» кратко оповестила о заявлении об открытии прихода РПЦз.
Как назвать общину? Поднятие Креста над лагерем-станом видится как прообраз проповеди о Кресте (1 Кор. 1:18) в России. Крестовоздвиженская!
Нам предлагают начать ходатайство за бывшую часовню в парке меланжевого комбината, где ныне находится планетарий (дек. 1990 г.). Попытка узнать историю часовни, её название. В архивах не обнаружены. Ответы администрации отрицательны. Наконец узнаём, что в здании планетария располагалась
Крестовоздвиженская церковь! Совпадение?
В Барнауле действовала старообрядческая Крестовоздвиженская община до расстрела её священнослужителей в 1937 г. В ней было 672 человека, из них 348 проживало в Барнауле,община была зарегестрирована 28 мая 1908 г. Церковный совет из 8 человек. Иерей – Игнатий Тихонович Чучалин.
Как будто всё повторилось. Совпадение?
Начинаются мытарства из-за отказа регистрации общины. Лапкин И.Т. только в отделе юстиции был принят 32 раза.
Суздальский архимандрит Валентин (Русанцов) направил в краевой отдел юстиции предупреждение, что в случае препятствия регистрации нашей общины он будет жаловаться.
Благодаря этой помощи отдел юстиции Алтайского крайисполкома выдаёт свидетельство о регистрации устава религиозного объединения (от 6 декабря 1991 г. № 23), Крестовоздвиженской общины г. Барнаула Суздальской епархии Российской Православной Свободной Церкви. С подписью В. Ульянов. Случайно?
11.08.95 за № 23 зарегистрирована Крестовоздвиженская община РПЦз, несмотря на яростное сопротивление от МП, их клеветнические статьи в печати, выступления СМИ.
Община прошла перерегистрацию 14.12.1999 г. Сегодня в общине 72 взрослых и 16 детей. Отступивших, запрещённых, покинувших общину – 45 человек (из тех кто принял правильное Крещение, 17 человек торговали на базаре – почти все до единого стали отступниками).
Исполнилось 16 лет со дня принятия (официально) «Нормального Устава» присланного из Синода. Можно сказать, община состоялась. Действует и внутрицерковный устав из 16 правил: всё, что было задумано по устранению нарушений канонов (а их нарушается 413 из 719 действующих ныне) – практически ни один канон не нарушается.
В поминальниках общины за здравие и упокой вписываются только верующие православные христиане, о котрых известно, что они были во Христе. За неверующих и посторонних специальное прошение: об обращении их ко Христу.
1. Исповедь и причастие в полной тишине, исповедь только наедине.
2. Крещение только полным троекратным погружением.
3. Действует оглашение – катихизация.
4. «Оглашенные изыдите» регулярно совершается на литургии.
5. Без батюшки так называемое «Апостольское служение»*.
6. Все библейские тексты (кроме чтения Евангелия в алтаре) читаются на русском языке.
7. Есть курсы обучения, истинное крещение, все члены общины крещены только через троекратное погружение.
8. Истреблена торговля (не допущена).
9. Действуют епитимии по каноническим срокам.
10. Церковно-приходской совет избирается открытым голосованием, даёт ежегодный отчёт.
11. Действует сестричество, быстро реагирующее на нужды: больные, роженицы, праздники, обеды, приезжие, сбор средств, принятие быстрых решений и претворение их в жизнь.
12. Работа в тюрьме.
13. Содержание детского лагеря-стана.
14. Обихожена группа глухонемых из семи и более человек – по тексту, написанному крупно от руки, следят за богослужением. Снабжаются овощами немощные.
15. Получен дом для богослужений и собраний, два общежития для нескольких братьев и сестёр.
16. Посторонним вход в Церковь абсолютно закрыт.
17. Сохраняются добрые отношения со священниками, епископами, Синодом РПЦз и с епископом Алтайским МП.
18. Есть где принять на ночь, обиходить приезжающих.
19. Уникальность общины в том, что восстановлен авторитет Библии, как вечного светильника, абсолюта, Авторитета.
20. Детей стараются называть по календарю, не шаблонно-стандартными именами по дикому самохотению родителей, прародителей.
21. Есть исполнители-наблюдатели, не допускающие нарушений устава, формы одеяния, порядка, тишины, чтобы решения Совета общины были претворены в жизнь, не нарушались.
22. Платится десятина на содержание священства.
23. Чинно, бесплатно совершаются все Таинства и требы.
24. Произносятся на каждом богослужении проповеди и чтения поучений.
25. Есть небольшой клирос, библиотека, касса взаимопомощи.
26. Нет бреющих, подстригающих бороду.
27. Нет использующих косметику и украшения, мужское одеяние. При богослужениях все в благочестивой форме одеяния.
28. Не допускается разговор даже шёпотом.
29. Не допускается хождение.
30. Опоздавшие стоят с неверными, пишут объяснительные.
Община духовно очень слабая, малоактивная. Активных членов не более пятнадцати человек, т. е. около 20 %.
Кто не оценил уникальности общины, просто числится в списках, они всё равно отпадают.
Первейшая, наиглавнейшая задача всех: смирение, молитва, пост, милостыня, проповедь Евангелия, взаимопомощь, борьба с самостью, безсоветием и непослушанием. Это ежедневно. Познавать Священное Писание, волю Божию. Жить в любви, в Духе Святом, не искать пользы только для себя, даже и в духовном.
31. Члены нашей общины среди недели, когда есть двунадесятый праздник, но нет нашего батюшки здесь, имеют право молиться в храмах МП, подходить под благословение, но не исповедоваться, не участвовать в Таинствах.
Из-за этой «широты взгляда» мы многих потеряли: они легко покинули общину, сказав: «ухожу в Московскую Патриархию» (т. е. в мир, в никуда – все до единого). Но эта позиция не позволила нам скатиться в огульное отрицание благодати в МП, как случилось со старообрядцами и «суперправославными зарубежниками».
32. У нас чтец в храме может говорить проповедь – редчайшее явление в Православии.
33. Выдаются характеристики уезжающим в иную местность.
34. Требуется характеристика и от приезжающих.
35. Не разрешено попрошайничество без «мирной грамоты».
36. Свечи только чисто восковые, самодельные,
37. Ставятся людьми из причта.
38. Братия обязаны отслужить в армии, но без принятия присяги, на альтернативной основе.
39. В общине Символ Веры читается по древнеправославному: «и в Духа Святаго, Господа Истиннаго, Животворящаго».
40. Полная свобода перстосложения, до- и послереформенного: двух- и трёхперстия.
41. Оглашенным даётся два поручителя.
42. Срок оглашения для приходящих из мира, от блудной жизни – до трёх-пяти лет.
43. Пост ненарушим для всех; священник не посягнёт давать разрешение ни на что, кроме вина и елея больным, престарелым, роженицам и малым детям.
44. После богослужения всегда собрания, где принимаются решения. Затем проходят занятия по изучению Слова Божия.
Ситуация в храме, в церковной ограде, во всех помещениях при церкви – под полным контролем.
45. Постоянно на занятиях, в Церкви и после собрания отвечаются, разбираются возникающие вопросы, конфликты, нужды.
46. Детям плачущим – комната, место для игр до и после богослужения есть.
47. Есть трапезная, украшенная библейскими текстами и картинами. Там совершаются прекрасные трапезы в дни торжеств, памяти, бракосочетаний. Организуются собрания для «апостольских служений», работы, учёбы, отдыха, подготовки к богослужениям.
48. Паспортные данные всех приходящих, вплоть до епископа и священников, вносятся в книгу посетителей.
49. После десятого октября каждый год - общегодовое собрание, где дают отчёт члены церковно-приходского совета.
50. Каждую субботу выходят с книгами на благовестие на книжный рынок. По воскресеньям несколько групп идут с благовестием по квартирам по всему городу.
Любители ничегонеделания упиваются изречением святого Серафима Саровского: «стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Побывав в нашей общине, на занятиях, узнав порядки и дисциплину, делают вывод: строго, сурово, нет любви, а всё каноны да правила, запреты – «нельзя!».
А вот если бы …изменили своё отношение к приходящим (пошире открыли дверь входа в общину – икономии напустить), то в общине было бы намного больше. Ну зачем эти бороды, пояса, форма? Бог сотворил человека свободным, а вы их делаете рабами, угнетаете, давите. Отвечаем: если вы, как тренеры чемпионов мира, знаете всё, отчего бы вам не стать самим чемпионами, не создать общину.
Пусть не такую, хотя бы не все 50 пунктов, указанных выше, но главные содержали. И оказывается, что все советчики на деле ничего не могут создать. При самом начале, ещё в проекте, мы пошли самым трудным, узким путём: на первое место - Библия, Евангельские заповеди, рождение свыше, оживить все до единого каноны соборов, строгость во всём, опыт первоапостольской Церкви, епитимии, отделённость от мира.
Только из-за запрета брить, подстригать бороду мы потеряли до десяти молодых юношей. Запреты ходить без пояса, косметики – ещё большее число людей оттолкнули от общины. Нарушение формы одежды, запрет быть на богослужениях в джинсах и свитерах для мужчин – тот же результат. Край платья у сестёр не выше десяти сантиметров от пола – та же реакция и «ухожу в Московскую Патриархию».
И только через десять лет наступила тишина. Не тысячи, но сотня единомысленных в Православии – возможно ли?
На общем собрании общины 4.04.01 г. все единодушно согласились ежегодно отмечать рождение Крестовоздвиженской общины в первое воскресенье после 19 января.