Вопрос 1917: Если христианам нельзя никого проклинать, то как же в житиях встречается, что проклинали друг друга и еретиков? Ответ: Это всё вопреки слов Христа, и на том ставить клеймо: антихристово дело. По этим немногим местам из Библии узнайте же отношение Бога к проклятию.
Быт.27:29 – «проклинающие тебя – прокляты; благословляющие тебя – благословенны!»
Чис.22:12 – «И сказал Бог Валааму: не ходи с ними, не проклинай народа сего, ибо он благословен».
Пс.108:28 – «Они проклинают, а Ты благослови; они восстают, но да будут постыжены; раб же Твой да возрадуется».
Прит.30:11 – «Есть род, который проклинает отца своего и не благословляет матери своей».
Мф.5:44 – «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас».
Рим.12:14 – «Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте».
Евтихий, Флорентий – 23 авг. «Те, кои убили его медведя, не причинившего никому никакого зла, получат еще в настоящей жизни пред глазами всех наказание от Господа».
Лишь только угодник Божий успел сказать эти слова, как за ними последовало и самое дело; ибо внезапно те четыре монаха были поражены от Господа страшною проказою, так что сгнили все члены их, и они умерли в той болезни.
После того, как случилось всё это, человек Божий Флорентий пришел в великий страх, что проклял братий тех, и никогда в продолжении всей жизни своей не переставал рыдать о братиях тех, себя же называл их жестоким убийцею.
Всё сие сотворил всемогущий Бог для того, чтобы тот простой и добродетельный муж, будучи обижен, никогда более не проклинал никого устами своими».
Вопрос 1918: Принято считать, что глаза человека – зеркало его души. Святые это хорошо знали и могли определять не только страсти человека по лицу, но и его задумки. Они – психологи?
Ответ: Быть психологом – это одно дело – на бумаге, по диплому. Истинными психологами могут быть только глубоко верующие, признающие психею-душу и живущие по духу. От них многое не сокрыто, им внутренний их человек показывает, о чем и о ком они должны молиться.
1Кор.2:11 – «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия». Знать – значит принять участие, изменить, переломить ситуацию. Не просто для информации и любопытства знать, а для спасения души.
Рассказывают, что японцы были на советской выставке новых машин. И там были машины, которые могут проходить и по воде, по болотам и через брёвна перелазить и в горах подниматься. Смотрели-смотрели самураи да и выдали: вот какие умные русские, каких разных, всяких машин напридумывали, чтобы только дороги не делать и не ремонтировать. Вот точно так и монахи каких только подвигов не придумывали, каких только иноческих трудов сногсшибательных не наизобретали, только бы не выходить в мир с проповедью; чтобы только слова Христа не исполнять о благовестии миру.
Мрк.16:15 – «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари».
Иер.35:15 – «Я посылал к вам всех рабов Моих, пророков, посылал с раннего утра, и говорил: «обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте поведение ваше, и не ходите во след иных богов, чтобы служить им; и будете жить на этой земле, которую Я дал вам и отцам вашим»; но вы не приклонили уха своего и не послушались Меня».
Ис.30:21-22 – «и уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: «вот путь, идите по нему», если бы вы уклонились направо и если бы вы уклонились налево. Тогда вы будете считать скверною оклад идолов из серебра твоего и оклад истуканов из золота твоего; ты бросишь их, как нечистоту; ты скажешь им: прочь отсюда».
И все эти слова особенно приложимы к монашеству, закрывшему плотно уши свои от слов Божиих идти на проповедь в мир.
Иер.6:16 – «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: «не пойдем»». Иер.50:5 – «Будут спрашивать о пути Сиону, и, обращая к нему лица, будут говорить: «идите и присоединитесь к Господу союзом вечным, который не забудется»».
Павел Препр. – 4 окт. «Раз, войдя в один монастырь, встал он у церкви, наблюдая, кто с какою мыслию входит в нее. Была вечерня и все входили в церковь с радостным лицом и просветленною душою, и с каждым из них входил с радостью и Ангел хранитель. Один же брат шёл в церковь с лицом мрачным, душою озлобленною, будучи окружен бесами, из которых каждый влёк его к себе; Ангел же хранитель его следовал в отдалении, – в унынии и с плачем. Видя сие, святой опечалился и весьма скорбел о погибшем брате; от великой печали не вошел святой Павел и в церковь, но с плачем сидел вне ее. Когда церковная служба окончилась, то все братия выходили такими же, какими и входили, и свет Божественный озарял их. Увидал Павел и того, который прежде был мрачным; и вот лицо его светилось как бы лицо Ангела, и благодать Духа Святого осеняла его, и Ангел хранитель радостно поддерживал за руку его; бес же издали рыдал и не дерзал хотя немного приблизиться к нему»
.