Вопрос 2126: Всегда ли правильно вели себя христиане, или всё же были случаи, когда они вызвали на себя огонь противников своим невоздержанием или даже дерзостно? Ответ: Таких примеров масса. Вполне можно было жить спокойно, прославлять Господа, благовествовать. Но буквально задирали власть предержающих, совершенно пренебрегая мирной, без войны жизнью.
2Тим.2:25 – «[color=red]с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины».
1Тим.2:1-2 – «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте»
. Мятежи воздвигали по пустякам, ни в чём не уступая несогласным с ними, притом не в вопросах веры. Поплия – 9 окт. «Святая Поплия была в царствование Юлиана диакониссой Антиохийской церкви, славилась своею добродетельною жизнью. В молодости своей она недолгое время пребывала в браке и имела сына Иоанна, который впоследствии был благочестивым пресвитером. По смерти мужа она собрала у себя лик девственниц, с которыми славословила Господа. Однажды она с этими девственницами пела утреню; между прочим, они громогласно воспели псалом:
«Идолы язычников – серебро и золото, дело рук человеческих: есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их. Подобны им будут делающие их и всякий, кто надеется на них...» (Пс.134:15-18).
Случайно в то время мимо проходил прибывший в Антиохию император, и, услышав сие пение, приказал замолчать. Но Поплия начала петь еще громче. Тогда разгневанный император велел привести к себе начальницу хора и приказал каждому из сопровождавших его воинов бить её по лицу. Святая в это время бестрепетно обличала Юлиана в безбожии и говорила, что считает истину Божию выше всего. Наконец она была отпущена в свой дом, где по-прежнему продолжала воспевать Бога вместе со своими девственницами. Вскоре после сего она с миром предала дух свой Господу».
Феодосий Вел. – 11 янв. «Великий отец, понимая лукавство царя, был как бы орёл, летающий в облаках, недоступный и недосягаемый, который скорее сам мог уловить своего ловца. Он не отказался от присланного золота, чтобы не показаться безрассудно презирающим веру царя и не подать повода к его гневу, чтобы, кроме того, милостынею, совершаемою на это золото, исходатайствовать ему у Бога милость, для наставления его на путь истинный. Но милостыня не имела никакого успеха, потому что золото было прислано не по правде, а с лукавством. Царь получил надежду иметь в лице Феодосия своего единомышленника, так как он принял золото; но напрасна была его надежда».
Евдоксий – 6 сент. «По обнародовании сего повеления, многие из верующих бежали в пустыни и горы, предпочитая лучше жить там со зверями, нежели в городах с беззаконными людьми. Точно также множество из сановных и знатных людей оставили свои должности и жилища и скрывались в неизвестных местах. Одним из таких был и воинский начальник Евдоксий, верный раб Иисуса Христа; он, оставив свою должность, скрылся с женою и детьми от нечестивых, чтобы избежать царского гнева.
…Потом, призвав свою супругу по имени Василиса, детей, домашних и друзей, Евдоксий сказал им: «Было время, когда я скрывался, теперь же время открыться и добровольно отдаться в руки мучителей за Иисуса Христа, Который Сам отдал Себя на страдания за нас; и вот я иду, и как восхотел Господь мой, так и устроит со мной и поможет мне, вас же я оставляю под Его защитою».
Затем, сделав разные распоряжения по дому, святой дал наставления детям своим и рабам, как им жить без него добродетельно, в страхе и любви Божией, а супруге своей завещал не плакать и не сетовать, когда она услышит о его смерти, но проводит тот день в большой радости и веселии, благодаря Бога, что Он сподобил Своего раба мученического венца.
Простившись с домашними и надев приличную своему сану одежду, оружие и воинский пояс, как подобало одеваться начальнику войска, святой оставил свой дом, жену и детей, рабов, друзей и всё свое имение, покидая всё ради любви к Господу своему. Трогательна была эта разлука, когда жена мужа, дети отца, друзья любимого друга лишались! Горько все плакали, расставаясь с ним, ибо знали, что ему уже к ним не вернуться».
За видимым суметь увидеть Бога, Рим.1:20
Невидимого, любящего нас, Пр.3:12
Предусмотревшего, какие ждут дороги, Иер.29:11
Что будет не сегодня, не сейчас. 2Цар.7:19 Заранее, за годы, за столетья, 1Пар.17:17
Мостит через кого-то переправы. Втор.28:30
Плетёт нам фараон оковы, плети, Исх.5:14
Переплавляет у любимых нравы. Пс.65:10
Заранее, без видимой причины, Пс.104:17
Темничный страж Иосифа скрутил. Быт.39:20
Располагая так события-тычинки, Рим.8:28
В свой срок эфиоплянина крестил. Деян.8:38
Не обойти прегорькие лекарства, Откр.10:9
Разжёвывать, мучительно глотать. Иез.3:3
При жизни подниматься по мытарствам, Пс.70:20
И понимать, что это – благодать. 1Фесс.5:18
Быть может до конца не осознаю, Иоан.13:7
Как, почему мой жребий так суров, Пс.41:8
С таким трудом к скрижалям на Синае, Исх.19:13
Нагорных заповедей ощутить покров. Прит.7:1
Без тесноты и муки не родиться - Прем..7:3
Кораблекрушенье выбросит на остров; Деян.27:44
Островитянам от меня лечиться, Деян.5:15
Мой опыт, слово – этот скальпель острый. Евр.4:12
Моя страна в чахотке издыхает, Иер.14:19
Фугасы лопаются – гнойные нарывы. Ос.4:2
Путь к водоносам... А пока лохани И.Нав.9:27
Сомнительных успехов и наживы. Иоан.2:9
Не будь разбойник пойман и распят, Мф.27:38
Блудницу не схватили б так внезапно, Иоан.8:3
Они всё так же с головы до пят Ис.1:6
Сгнивали крепостными у Пилата. Иоан.18:22
Но за событиями наших биографий, Пс.138:16
За тем, что происходит за границей Пс.73:14
У Бога всё размерено под график, Еккл.3:17
Под будущие книги и страницы. 1Макк.14:23
ИгЛа 21.6.03.
Вопрос 2130: Какое место Писания повелевает дерзить гонителю, чтобы добровольно быть умерщвлённым? Разве это не разновидность самоубийства?
Ответ: Церковь это не одобряет. Нужно скрываться, а если Бог допустит, то переносить мужественно страдания.
Мф.10:23 – «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой». Мф.2:13 – «Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его».
2Кор.11:32 – «В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук
».
Киприан Карфаг. - 31 авг. «Но так как время подвигов святого Киприана ещё не наступило, то он решил удалиться на время из Карфагена, дабы своими увещаниями и наставлениями из неизвестного язычникам места поддерживать веру христиан и побуждать их твердо исповедывать имя Христово.
Решив удалиться на время из Карфагена, Киприан написал своим пресвитерам и диаконам, а также и предстоятелям Церкви римской послание. В этом послании Киприан сообщал, что он удаляется из Карфагена для того, чтобы его присутствие не усилило еще более ярости гонения, что, хотя и отсутствуя от своей паствы телесно, он присутствует с нею в Господе, что он написал тринадцать посланий для утешения сильных, ободрения слабых, для устранения разного рода нестроений в церковной внутренней жизни и для успокоения душ колеблющихся.
Киприан так объяснял свой поступок: «Первая степень победы состоит в том, чтобы исповедывать Господа после взятия руками язычников. Вторая степень славы состоит в том, чтобы благоразумным удалением спасти себя для Господа. Одна есть - всенародное исповедание, другая - частное. Одна побеждает гражданского судию, другая - благоприятнее Богу, как Судии, ибо поддерживает чистую совесть в непорочности сердца. В одном случае обнаруживается более живая твердость, в другом - более уверенная осторожность.
Один, когда приближается час его, оказывается уже созревшим для смерти, для другого, быть может, она отсрочена, - для того, например, который, оставив свое наследие, удалился по той именно причине, чтобы ему не отпасть, но несомненно исповедывал бы себя христианином, если бы и он был также взят (язычниками)».
Без сомнения, своим временным удалением Киприан оказал Церкви более высокую услугу, чем мог бы оказать её сразу же принятым мученичеством. …замечает: «Представим себе, что он (Киприан) тогда (т.е. тогда, когда бы не скрылся из Карфагена) удостоился мученической кончины... Кто бы научил падших покаянию, еретиков - истине, расколоучителей - единству, чад Божиих - сохранению мира и молитве?»…
Но были и такие христиане, которые не выносили мучений и приносили жертвы, или курили ладан идолам, или за деньги покупали у градоначальников записки, в которых означалось, что они приносили жертвы идолам и отреклись от Христа, хотя этого не было на самом деле. Некоторые даже добровольно без всякого требования приносили жертвы богам языческим.
Других языческие судии, с наступлением ночи, отпускали домой и не понуждали к жертвоприношению, но они сами просили дозволения принести жертвы в вечернее время, не отлагая их до другого дня. Много было и таких, которые склоняли друзей своих к отречению от веры христианской, какое совершали сами - обстоятельство, причинившее немало огорчений святому Киприану».
Всё, что другому умно говоришь,
Примеривай на свой хребёт, рубеж.
Нас окружают часто дикари,
То просто беспокойство, то грабёж.
Как хорошо жить и не среди зверья,
Подсиживаний подлых избежать.
Жить по-семейному, друг другу доверять,
И вместо голубя не обрести ежа.
Мне нравится порядок, чистота
За письменным столом и за оградой.
Язык не наворочал бы, как кучи у крота,
Рыбачить так уж с братом, а вовсе не с пиратом.
Но кое в чём мой узок окоём -
Не досмотрел, что рядышком, под носом;
Когда вдвоём мы песню допоём,
Окажется, сосед проткнул уже колёса.
Не доверять, что можно, под кровать,
Загнать к крыльцу и на ночь под окошко;
На богослужении бы носом не клевать.
Что мнение чужое – мне от своих-то тошно.
Стараться дать совет, письмо-ответ,
Чтоб было всё в согласии со словом Иеговы.
Хочу, чтобы и мне, как брат был мой сосед,
Не в службу, в дружбу помогать готовый.
«Не пожелай другому, чего себе не хочешь», –
Вот золотое правило святых.
Лукавость истреби, живи как можно проще,
И Бог поможет нам достигнуть высоты.
А как ему, будь на моём он месте?
Мы целое одно, в одной ячейке.
Не начинать войну, не будет и арестов,
Христовы мы, не скажешь, что ничей ты.
Со мною поступать, как с ними я?
Ого! Да сразу же протянешь ноги.
Не этим мудра хитрая змея.
Не погуби себя, показываясь строгим.
ИгЛа 27.9.03
[/color]