Вопрос 2155: Что такое духовная гордость? Ответ: Гордость - она всегда духовная. Ибо начало её идёт от духа, на ум, на дело. Но, очевидно, вы спрашиваете, что такое гордость у верующих? По настоящему гордость и должна именоваться таковой только у верующих. Неверующие ее даже и знать не должны, потому что гордость это их сущность, их природа. А верующим, рождённым от Духа Божия она с момента духовного рождения и стала чужой.
Всякая молитва, где говорится о избавлении от лукавого, она и выражает просьбу, чтобы избавиться от источника гордости. Конкретно она выражается в присвоении себе не принадлежащего тебе. Например чести, звания, стремления возвыситься над другим – на чужое седалище сесть. Тогда смирение подойдет и попросит пересесть пониже, ибо не по чину карабкается смута. Это «сокровище» очень часто находит себе добротную упаковку в поповских и архиерейских сундуках.
Превозношение, непокорность, выпячивание своего «Я»; самыми малыми знаниями обладая, спорит, вылазит до бесчувствия.
1Пет.5:5 – «Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Рим.11:20 – «Хорошо. они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся».
1Кор.4:18 – «Как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились».
1Тим.3:6 – «Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом».
1Тим.6:4 – «Тот горд, ничего не знает, но заражён страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения».
Откр.13:5 – «И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца»
.
Вопрос 2156: Насколько были свободны иерархи в России от царской власти?
Ответ: Со времен Константина великого церковь потеряла полностью свою самостоятельность. И с этим свыклись. Были от предержащих солидные подачки на монастыри и этим всё сказано. Связали себя по рукам и ногам маммоной, и поэтому, что бы им ни сказали властители, они с верноподданнической услужливостью выполняли.
Лук.16:13 – «Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне».
Даже те, кто канонизирован, - они-то более всего прогибались перед державной тростью. Эти выписки из жития я еще переделал: где говорится о монархе, в оригинале там все местоимения пропечатаны с большой буквы. Как о Божестве – даже страшно было перепечатывать. Вот как в житии Игнатия Брянчанинова показано это:
Том 1. Стр.43. «Император Николай Павлович изволил вспомнить бывших своих воспитанников и приказал митрополиту Филарету не в Москву вызвать игумена Игнатия, а в Петербург для личного представления ему, причём прибавил, что если Игнатий ему так же понравится, как и прежде, то он его митрополиту Филарету не отдаст. Император изволил сказать: «Ты мне нравишься, как и прежде! Ты у меня в долгу за воспитание, которое я тебе дал, и за мою любовь к тебе. Ты не хотел служить мне там, где я предполагал тебя поставить, но избрал по своему произволу путь, - на нем ты и уплати мне долг твой. Я тебе даю Сергиеву пустынь, хочу, чтобы ты жил в ней и сделал бы из нее монастырь, который и в глазах столицы был бы образцом монастырей». И назначил самому игумену получать 4.000 рублей ассигнациями содержания от кабинета.
Стр.45. Как верноподданный и инок, он твёрдо решился в точности исполнить волю возлюбленного Монарха, сделав вверенную ему пустынь образцовою обителью во всех отношениях… «здесь поднялись и зашипели зависть, злоречие, клевета, здесь я подвергся тяжким, продолжительным, унизительным наказаниям, без суда, без малейшего исследования, как бессловесное животное, как истукан бесчувственный; здесь я увидел врагов, дышащих непримиримой злобою и жаждою погибели моей»
Стр.47. Были собраны 50 тыс. рублей. Графиня Орлова также много помогала своими щедрыми даяниями. Церковь и корпус настоятельских келий, как однофасадные здания были соединены новым, двухэтажным корпусом, в верхнем этаже которого весьма удобно устроена была обширная братская трапеза, а в нижнем расположены кухня, пекарня и другие хозяйственные помещения. В 1834 году летом, совершенно неожиданно посетил обитель Государь Император. Приехав из Петергофа около 5-ти часов пополудни, он один вошёл в церковь и с просил встреченного монаха: «дома ли архимандрит? Скажи, что прежний товарищ хочет его видеть».
Государь спрашивал о третьем их товарище Федорове, вместе с ними поступившем в монастырь, и на ответ, что Федоров возвратился в мир и вновь на службе, заметил: «Видно, ему монастырский хлеб сух показался, а тебе, - обратился к Чихачову, заметно сильно пополневшему, - пошел в прок». Назначено было выдать из казначейства 96.806 руб.19 коп.
Стр.52. Монастыри должны быть наделены для устройства земледельческого занятия примерно по 100 до 150 десятин. Комиссия отпустила еще 30.000 руб., о. Михаил Чихачов пожертвовал 40.000 руб. в личное, безотчетное распоряжение архимандрита.
Стр.64. На содержание епископу отпускали 285 руб. серебром. Синод отпустил еще по 1000 руб. серебром в год карманных денег и по 1.5000 серебром на содержание архиерейского дома. Ставропольским вице-губернатором был родной брат еп. Игнатия Петр. Стр.68. Стал проситься на покой в 1861 году у императора. «С чувством верноподданического благоговейного уважения и совершеннейшей преданности имею счастье быть…» Назначена пенсия по 1.000 руб. в год; позже она была увеличена на 500 руб. 74. Государь благоволил вспомнить о строительстве храма.
Стр. 78. Ваше высочество, поддерживайте монастыри по тому благу, которое приносит их существование».
Вопрос 2157: Не могу согласиться, что выражение «святая Русь» не соответствует действительности, так как столько было у нас монахов и монастырей на Руси. Разве не видна Вам в этом святость?
Ответ: В самом вашем вопросе уже видно незнание Евангелия. Монашество проповедывало, насаждало не Евангельскую веру. И народ жил по-язычески, ибо слово Божие было неведомо народу. Грешили, пили, воровали. И самое главное, что Христа евангельского, Христа, перерождающего человека люди не знали. Потому Бог и разбил эту фальшивую святость за грехи и за безумие царей, дворян и священства.
Лев.26:33 – «А вас рассею между народами и обнажу вслед вас меч, и будет земля ваша пуста и города ваши разрушены». Иез.12:14 – «А всех, которые вокруг него, споборников его и всё войско его развею по всем ветрам, и обнажу вслед их ме[/color]ч». Михаил, Феодор - 20 сент. «Когда ты видишь смуты и войны или иные бедствия, не думай, чтобы всё сие было простым, обычным явлением сего временного мира, или произошло от какого-нибудь случая, но знай, что бедствия попускаются волею всемогущего Бога за наши грехи, дабы согрешающие приходили в чувство и исправлялись. В начале Господь вразумляет нас грешных малыми наказаниями; если же мы не исправляемся, тогда Он посылает на нас большие наказания, как некогда и на израильтян. Ибо что попустил Господь на тех, кои не захотели исправиться от вервий бича Христова? (Иоан.2:15)
«Поразишь их, – сказал Он, – жезлом железным» (Пс.2:8). Наказания малые, которые Господь попускает в начале, суть следующие: мятеж, голод, внезапная смерть, междоусобные войны и тому подобное. Если же такими наказаниями грешники не вразумляются, тогда Господь посылает на них жестокое и тяжкое нашествие иноплеменников, чтобы хотя в сем великом бедствии люди могли придти в чувство и обратиться от путей своих лукавых, – по слову пророка:
«[color=red]Когда Он убивал их, они искали Его
» (Пс.77:34).
Так было и с нами, со всей нашей землею Российской. Когда мы своим злым нравом прогневали благость всемилостивого Бога и сильно оскорбили Его милосердие, придти же в раскаяние, уклониться от зла и творить благое не хотели, – тогда разгневался на нас Господь праведным гневом Своим и восхотел наказать нас за наши беззакония лютейшею казнью.
И вот Он попустил тогда придти на нас безбожным и жестоким варварам, называемым татарами, с нечестивейшим и беззаконнейшим их царем Батыем. В бесчисленном множестве напав на русскую землю, они победили русских благоверных князей и сокрушили их войско; все города они разорили и землю русскую опустошили мечом и огнем, ибо никто не мог сопротивляться тем безбожным полчищам, коим за наши грехи предал нас Бог, глаголавший некогда чрез пророка:
«Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрёт вас» (Ис.1:19-20).