Вопрос 2078: Существуют ли препятствия и ограничения для принятия иночества? Ответ: Это возрастной ценз, согласие хозяев, жены, детей. Но на практике эти все правила вообще не соблюдались нигде; главное постричься, увеличить число монашествующих, этот неумирающий и неистребимый во всех религиях род. Кто соглашался постричься, ему всё списывали, называя постриг вторым крещением и причислением к Ангельскому чину и прочие красивые, ничем не подтвержденные громкие обещания, противные Писанию Божию.
Ис.8:20 – «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света».
С изобретением монашества у постригшихся осталось только вверх идти – лезть на столп, или вниз свалиться – в подземелье. А быть с народом? Только не с народом. Путь современного и бывшего монашества - это путь Ионы, бегущего от Бога в другую сторону. И когда вокруг буря, все ищут выхода и осознают погибель, один пророк Божий, чтущий Его, как ему казалось, спокойно один почивает и бежит совсем в другую сторону, только бы не идти в указанную Ниневию и не благовестить. Тогда он был вестник грозный. Но и сегодня могли бы монахи возвестить миру о грядущих казнях, если не покаются люди?
Ион.1:9 – «И он сказал им: я Еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу». Иона – это прообраз монашествующих. Он согласен быть выброшен даже на смерть в море, только бы не идти с проповедью в мир. Может быть, монахи и есть подлинные последователи того Ионы и их ещё ждет китовая пасть и погружение в глубины?
Савва Освященный – 5 дек. «По Божию провидению, Савва был оставлен вместе с родительским имением у брата его матери Ермия. Но так как жена у Ермия была злая и сварливая, то отрок много терпел и, наконец, ушёл к брату своего отца Григорию, жившему в другом селе, называвшемся Сканда. Вследствие сего возникла вражда между дядями Саввы. Родители его долго оставались в Александрии, а Ермий с Григорием ссорились между собою, и каждый из них хотел не столько иметь у себя отрока, сколько попользоваться имуществом его отца.
Блаженный отрок. еще с юного возраста отличавшийся зрелым разумом, видя раздоры и свары своих дядей, отказался от всего имущества и, удалившись в монастырь Флавианов, отстоявший от Муталаски на три с половиной версты, принял на себя Ангельский образ восьми лет от роду; живя там, он вскоре изучил псалтирь и прочие книги Священного Писания, преуспевал в добрых делах и во всем следовал иноческому уставу. Немного времени спустя дяди блаженного Саввы помирились между собой, пришли к нему в монастырь и начали соблазнять его, советуя уйти из-за стен святой обители и, взяв себе жену, жить в отцовском имении. Но он, желая оставаться в доме Божием, а не жить в селениях грешников, и любя монастырскую жизнь более мирской, не послушался своих дядей и отверг их соблазнительное предложение.
«Как от змей, — говорил он, — убегаю я от тех, которые советуют мне сойти с пути Божия, ибо худые сообщества развращают добрые нравы, и боюсь навлечь на себя проклятие, которым пророк проклинает уклоняющихся в разврат: Псалом 118:21 – «Ты укротил гордых, проклятых, уклоняющихся от заповедей Твоих».
Евфимий Нов. – 15 окт. «Наконец, через сорок два года после оставления отеческого дома, Евфимию привелось, к своему утешению, постричь в иночество и своих родственников, к чему он звал их, ещё будучи в Никомидии, когда впервые шёл на Афон с Олимпа. Он был как бы второй Иосиф, – столь же чистый в своем житии, столь же прославленный после перенесенных им трудов и бедствий, и лишь чрез сорок два года узнанный своими присными, сознавшими наконец суету мира сего и решившимися принять иноческий образ. Родственников своих он взял в свою обитель, а для родственниц построил новый женский монастырь на купленном им для того месте. Начальницею над сим монастырем была поставлена сестра преподобного, названная во святой схиме Евфимиею».
Александр Невс. - 30 авг. «Между тем благоверный великий князь Александр благополучно доехал до Орды, и Господь помог ему умилостивить раздражённого хана. Последний не только простил русских за избиение татарских сборщиков, но, по ходатайству святого князя Александра, дал им и новую милость - освободил от тяжелой обязанности нести военную службу в татарских полках.
Благоверный князь спешил возвратиться на родину с радостною вестью. Но этой радостной вести не удалось услышать русским людям из уст самого князя. Это был уже последний подвиг благоверного князя. Утомлённый трудностью пути и тревогами, какие пришлось ему испытать, благоверный князь Александр Ярославич на обратном пути из Орды в Городце опасно занемог. Предчувствуя блаженную свою кончину, он созвал своих спутников и обратился к ним с последнею прощальною беседою, которая у всех вызвала горькие слёзы при мысли о предстоящей утрате.
Затем благоверный князь призвал к себе игумена и принял иноческое пострижение, заменив своё княжеское имя иноческим - Алексий. Приняв Св. Тайны и простившись с окружавшими его иноками, благоверный князь-инок тихо отошёл в вечные обители, предал свою чистую душу Господу, Которому так пламенно послужил в земной своей жизни. Это было 14 ноября 1263 г. Он скончался во цвете лет, не имея еще 45 лет от роду.
Неодолимый в битвах, изнемог он под бременем великокняжеского венца, который в то тяжелое для Руси время был поистине венцом терновым, требовал постоянного напряжения сил и взамен этого доставлял великому князю лишь огорчения и тревоги».