Вопрос 1870: Почему ни один из Апостолов, возродившись свыше, получив благодать Божию для служения Богу, не истязал своё тело? И как это могло статься потом так, что без этого самоистязания спасение уже и не мыслилось – привлекли к спасению и зверей, и гадов, и насекомых, чтобы себя отдать им прежде мук адских на съедение. Такого нет во всей Библии, и как Бог на это посмотрит? Ответ: Можно прочитать любимую монахами и всеми верующими книгу Псалтирь. Там уже дан им ответ: Пс.118:113 – «Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю». Эти кровавые экзекуции над своим храмом-телом яснейшим образом свидетельствуют, что монахи эти ничего не знали о благодати, дарованной в крещении Господом Христом, о той чудной победе над грехом. И эти их попытки на болотах приравниваются к попытке вытащить себя из трясины за волосы своей плешивой головы. На каждом болоте нужно было написать плакаты с таким текстом. И тогда монахи бы уже не гнулись на этих топких и гиблых местах. Рим.7:24 – «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» 1Кор.15:57 – «Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!»
Этот путь совершенствования русские не сами придумали. Антоний Печерский, и Феодосий, и другие ходили неоднократно в командировку на Афон и в другие заграничные монастыри и оттуда перенимали, поднабирались опыта; этот опыт реанимации мертвеца. На этом и стоит ныне всё православие. Не согласились с оценкой Божией, что человек сам по себе мёртв, и его этими «подвигами» ни на йоту не приблизить к оживлению. Надо было признать свое поражение и довериться Христу, Который и дарует жизнь вечную и новый дух вложит в воскресшую и обновленную жизнь.
Еф.2:5, 8-9 – «и нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены.. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился».
Серафим Сар. – 2 янв. «Для удобрения земли, он ходил в жаркие летние дни на болотистые места за мохом, – и так как он входил туда, обнажившись и лишь препоясав чресла свои, то комары и другие насекомые, кишевшие над болотом, жестоко уязвляли тело его, так что оно часто не только опухало, но даже синело и запекалось кровью.
Но подвижник Божий добровольно терпел эти мучительные язвы, Господа ради, и даже радовался им, потому что, как говорил он впоследствии, «страсти истребляются страданием и скорбью – или произвольною, или посылаемою Промыслом», и потому, для совершеннейшего и надежнейшего очищения души, принимал на себя произвольные страдания».
Макарий Александрийский – 19 янв. «Так, голодая, Макарий прожил три года, съедая в день только по небольшому куску хлеба, равно также и воды выпивая такою же мерою. Масла же для пищи он употреблял один секстарий на целый год. Однажды, желая в конец побо¬роть сон, он не входил под кров келлии в течение двадцати дней и ночей, а пребывал около нее днём под палящим зноем, а ночью дрожа от холода, употребляя при этом все усилия, чтобы не заснуть.
И, как впоследствии сам он рассказывал для назидания других, от такого подвига высох его голов¬ной мозг, и если бы он еще дольше не вошел в келлию и не уснул, то сошел бы с ума. Преподобный при сем прибавлял: «На сколько я имел силы, я одолел сон, но человеческой природы, требующей сна, я не был в силах одолеть, а потому и должен был повиноваться ей».
Однажды преподобного Макария стал весьма сильно искушать бес любодеяния. Для того, чтобы преодолеть сего врага, Макарий решил в течение шести месяцев нагим сидеть в скитском болоте, находящемся в далекой пустыне. В нем было множе¬ство таких больших комаров, как осы, которые могли про¬кусывать даже кожу диких вепрей. Комарами этими преподоб¬ный был так сильно искусан, что некоторые думали, не в проказе ли он.
Когда же он, после шести месяцев, вернулся в свою келлию, то только едва но голосу узнали ученики, что это их авва Макарий. Но святой Макарий и вторично осудил себя на таковое же истязание от комаров. Случилось это после того, как он однажды убил на своей ноге, сильно его беспокоившего комара, из которого вытекло много крови. После сего он раскаялся и стал укорять себя, как убийцу и мстителя до тех пор, пока не отомстил сам себе, отдавшись нагим для уязвления от комаров».
«И преподобный Макарий пребывал в этих келлиях в темноте во все дни святой четыредесятницы. Одна из его келлий была тесна настолько, что в ней нельзя было протянуть ноги».
Макарий Ег. – 19 янв. «Придя туда, я нашел громадное болото, посредине которого увидал остров. В это время пустынные звери пришли, чтобы напиться воды. Среди зверей я увидал двух нагих людей, и всё тело мое затрепе¬тало, ибо я подумал, что вижу бестелесных духов. Увидав, что я очень испугался, люди эти сказали мне: «Не бойся, ибо и мы такие же, как и ты люди». Тогда я спросил их: «Откуда вы пришли в эту пустыню?»
«Мы из киновии,– ответили они, – посоветовавшись друг с другом, мы решились придти сюда. И вот уже тридцать лет, как мы ушли из обители. Один из нас египтянин, другой – ливиянин».
Иринарх Рост. – 13 янв. «Стоя в церкви он ни с кем не разговаривал; во время чтений не садился, а всегда выстаивал на ногах, как твердый камень, и никогда не выходил из церкви до отпуста…. Услышал Иринарх, что в Ростове стоит на правеже от заимодавцев один христолюбивый человек, и захотел выку¬пить сего человека с правежа. С этою целью он босой пошел в Ростов, а в то время был лютый мороз. Отошедши от монастыря вёрст семь, Иринарх отморозил у ног пальцы и от стужи вернулся в монастырь. Три года он проболел но¬гами, на которых образовались раны и текла кровь, но и в болезни он не оставлял своего правила и по прежнему трудился для Бога.
… А в это время он носил уже на себе железа тяжелые и на ногах путы… По зависти диавольской, один из старцев, по имени Никифор, подошел и сказал строителю: «Зачем ты принял старца: ведь он игумена не слушает, в ветхих и худых ризах и бос ходит, и железа на себе многие носит».
Но строитель Варлаам своим посохом отстранил этого старца, действовавшего по навету диавола, и принял вновь Иринарха в монастырь с радостью и дал ему отдельную келью».
Симеон Столп – 1 сент. «Пребывая в лавре, блаженный Симеон пошел однажды к колодезю, чтобы почерпнуть воды. Взяв верёвку от черпала, очень жесткую, сплетенную из пальмовых ветвей, он обвил ею себя по голому телу, начиная от бедр до шеи, так крепко, что веревка врезалась в тело. Прошло десять дней, и тело его загноилось от ран, а в ранах этих кишело множество червей. Братия стали жаловаться игумену: «Откуда привел ты к нам человека сего? Невозможно его терпеть: смрад от него исходит. Никто не может стоять рядом с ним. Когда он ходит, черви падают с него; постель его также полна червями».
Удивился игумен, услыхав об этом; но, убедившись, что всё ему сказанное справедливо, спросил Симеона: «Скажи мне, чадо, почему от тебя исходит такой смрад»?
Но Симеон, потупив свои взоры, стоял пред игуменом молча. Игумен разгневался и повелел силою стащить с Симеона верхнюю одежду. Тогда увидели, что бывшая на нем власяница вся в крови, а в тело врезалась глубоко до самых костей верёвка. И игумен, и все с ним бывшие пришли в ужас. С великим трудом едва могли снять с Симеона эту верёвку, так как вместе с нею отрывалось и изгнившее тело. Симеон же, терпеливо перенося эти страдания, говорил: «Отпустите меня, как пса смердящего: я заслужил эти страдания за грехи мои».
«Тебе только еще восемнадцать лет, – сказал ему игумен,– какие же твои грехи»? «Отче!–отвечал Симеон,–пророком сказано: Псал. 50:7 – «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя».
Услышав такой ответ, игумен изумился рассудительности Симеона и удивлялся, что такой простой юноша мог так глубоко проникнуться страхом Божиим. Он стал, однако, убеждать его, чтобы он не делал себе таких мучений. «Нет никакой пользы, – говорил он,– начинать то, что выше сил: довольно для ученика, если он будет таким, каков его учитель».
Много времени прошло, пока зажили раны Симеона. Но когда Симеон выздоровел, игумен и братия снова заметили, что он, подобно прежнему, изнуряет свое тело.
Тогда, боясь, как бы другие более немощные не стали подражать ему и не сделались сами виновниками своей смерти, игумен велел Симеону уйти из монастыря. Оставив монастырь, Симеон долго странствовал по пустыне и по горам, пока наконец не обрёл безводный колодезь, в коем обитали гады. Спустившись в сей колодезь Симеон стал там молиться Богу.
Спустя некоторое время после сего игумен увидел ночью видение, будто множество народа с оружием и свечами в руках окружили монастырь и восклицали: «Где Симеон, раб Божий? Покажите нам того, кто так благоприятен Богу и Ангелам. Если же не покажете нам его, то сожжем вас и весь ваш монастырь. Симеон выше вас всех и много чудес чрез него Бог сотворит на земле».
… Вскоре он встретил пастухов, пасущих стада овец, и, опросив их, узнал, что Симеон находится в пустом колодце. Поспешив к сему колодцу, игумен стал звать Симеона: «Здесь ли ты, раб Божий?» «Оставьте меня, святые отцы,– отвечал Симеон, – только на малое время, пока не предам я дух свой: изнемогла душа моя, ибо прогневал я Господа».
Но иноки насильно извлекли его из колодца и привели в монастырь. Прожив здесь немного времени, блаженный Симеон тайно ушел из монастыря и стал опять скитаться в горах и пустыне.
… он привел себе на память, как Моисей и Илия постились сорок дней, и пожелал испытать и себя таким же постом. В это время пришел в Таланиссу епископ той страны, по имени Васс, обходивший церкви по городам и селениям. Услыхав о блаженном Симеоне, епископ пришел и к нему.
Симеон стал умолять его, чтобы тот запер двери его келлии на сорок дней, не давая ему никакой пищи. Но епископ не соглашался. «Не подобает,– говорил он,– человеку убивать себя безмерным постом: ибо сие скорее грех, чем добродетель».
… Пробыв три года в своей тесной каменной келлии, Симеон взошел на самую вершину горы. И чтобы не сходить отсюда, он взял железную цепь длиной в двадцать локтей и одним концом ее оковал себе ногу, а другой конец приковал к горе…. Как реки стекались к Симеону различные народы и племена…
Он изобрёл он небывалый способ избавиться от суеты людской: для того, чтобы приходящие не могли касаться его, умыслил он построить столп и стоять на нем…. После высота столпа доведена была до двадцати локтей, а затем – и до тридцати шести…. претерпевая страдания, летом мочимый дождем и палимый зноем, а зимою терпя стужу.. Ограды эти сооружены были приходившим народом из сухих камней. Такие огражденные места назывались мандрами и так как в них поселялись желавшие подвизаться под руководством прп. Симеона, то он называется архимандритом».
Дометий – 7 авг. «Войдя здесь в один монастырь, он принял святое крещение, а затем облекся во иноческий образ, беспорочно проходя подвиг постнической жизни. Но по наветам завистливого и лукавого беса его возненавидели обитавшие в том монастыре иноки, так что святой Дометий принужден был бежать оттуда в монастырь святых мучеников Сергия и Вакха, в городе Феодосиополе.
Тут он подражал житию архимандрита Нурвела, о котором повествуется, что в течение шестидесяти лет он не вкушал ничего варёного, спал чрезвычайно мало, да и то не лёжа или сидя, а стоя – наклонясь на жезл. Архимандрит Нурвел поставил преподобного Дометия в диаконы, но когда святой узнал, что архимандрит хочет принудить его сделаться священником, он удалился и оттуда. Уединившись на одной пустынной горе, святой Дометий проводил здесь жизнь по Богу, терпя зной, мороз и все изменения погоды. Потом, войдя в один вертеп, он жил уже там, совершая множество чудес именем Христовым: многих, приходящих к нему, он исцелял от болезней, приводя от идолопоклонства к вере Христовой»
.