Вопрос 1941: С какого временим стало правилом, чтоб епископы были обязательно монахами? Может, это и к лучшему, так как еще до того, как монах станет епископом, он много времени подвизается в монастыре и становится кротким и спокойным, и с ним легче другим будет жить? Ответ: Теоретические благие концепции были бы оправданы, если бы практика хотя бы чуточку помогла в этих благих ваших рассуждениях. Появилось это заблуждение, что только монахи должны быть епископами рано. Уже в четвертом веке это был установившийся обычай.
Это дало в дальнейшем чёткую тропу, пробитую до наших дней, что если карьеристский дух влечёт человека к епископскому сану, то он это пронесет и через послушания – лишь бы вырваться на тактический простор епархиальной власти. И вот он уже на кафедре. И тут из него полезла волчатина. Деян.20:29 – «Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада».
Арсений Тверской – 2 марта. «Между тем на родине блаженного Арсения – в Твери возникли нестроения. Тверской епископ Евфимий внёс немалое смущение в свою паству; отличаясь неуступчивым характером, вступался он в мирские дела; не имея смирения христианского, он отличался великою гордостью и тщеславным высокоумием. Своим поведением епископ вооружил против себя не только князя и бояр, но и духовенство, монахов и простых мирян…. Четыре дня спустя митрополит со всем освященным собором разбирал дело Тверского епископа. Евфимий сначала защищался. Но отцы собора обличили его неправые деяния; его лишили сана и послали на заточение в Московский Чудов монастырь».
Александр неусыпающих – 3 июля. «Замечал преподобный, что епископ в делах своих поступал не соответственно своему званию; видел он не по правде поступающими и воеводу городского, и других важных сановников и, проникшись Илииною ревностью и вместе с тем будучи преисполнен кротости, безбоязненно и смело обличал, научая их правде от слова Божия. Всем он был учителем и наставником. Но не всем приятна была такая его ревность, особенно же начальствующим. Некоторые и из духовенства хотя и удивлялись его добродетельному житию, но весьма ненавидели его и возбуждали против него епископа.
Поэтому послан был от епископа самый злобный иподиакон, по имени Малх, со многими слугами к преподобному, чтобы выгнать его из города…. Епископ еще более воспылал гневом и советовался с воеводою, который также был гневен на святого. После этого взяли преподобного из обители, тайно от народа, ночью, и прогнали его в Халкиду; разогнали также и братию его, и разошлись все, куда кто мог…. угодив Богу и приведя души многих ко спасению, отошел ко Господу в глубокой старости, подвизаясь в иночестве пятьдесят лет».
Феофил – 23 июня. «Сначала епископ не внимал их клеветам и не давал им веры, зная своего эконома за человека во всех отношениях добродетельного и безупречного. Но так как те не переставали клеветать из зависти, чуть ли не ежедневно взводя на Феофила разные унизительные обвинения, то мало помалу епископ начал склоняться к их словам, выслушивать их клеветы и доверять им.
Спустя некоторое время он отставил Феофила от экономской службы, так чтобы тот более ничем не управлял ни в архиерейском доме, ни в церковном имуществе, но чтобы жил у себя дома, тихо и безмолвно, отдыхая от трудов; экономская же служба была поручена другому».
Рим.10:17 – «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия». Вера не от пощения по сорок дней, не от неспанья по месяцу, но от Библии. Жития описывают случаи с Авраамием затворником, с Иоанном Коловым и др., что они по одному разу вышли в мир и тут же приобрели падшие души. Так сколько же таких возможностей пересидели, перемолчали в пустынях за всю свою долгую молчальническую и затворническую жизнь? Такие таланты имели и закопали на такую глубину, что и сами не могли при жизни найти их
.