Вопрос 1886: Если случалось, что священники не слушались добрых архиереев, то что они с ними делали? Ответ: Или наказывали, или запрещали, или совсем отлучали. Было и похуже, что ослушников настигала смерть. Евр.13:17 – «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно». 3Иоан.1:10 – «Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви».
Геннадий – 31 авг. «Призвав сего клирика, патриарх начал увещевать его, отечески исправляя его духом кротости, но видя, что он оставался неисправимым, повелел слегка наказать его. Когда же тот продолжал быть неисправимым и наказание не действовало на него, патриарх послал одного из слуг своих в храм мученика, при коем находился Харисим, умолять мученика, чтобы он сам исправил бы или отсек от Церкви преданного грехам клирика своего храма. Посланный, придя в храм, стал пред алтарём и, простерши руку ко гробу мученика, сказал: «Святой мученик Елевферий!
Патриарх Геннадий возвещает тебе через меня, грешного, что клирик Харисим, служащий в твоем храме, совершает многие беззакония и творит соблазны; посему ты или исправь его, или отсеки его от Церкви».
После сего, на другое утро, Харисим был найден мёртвым».
Честь защитить, достоинство, жену,
Жильё, достаток, место у кормушки;
Быки рогами недруга прижмут,
Цыплёнка коршун с высоты – на мушку. Баран с разбегу лбом по лбу соседа,
Копытом бьёт лягавый жеребец.
И голубь клювом долбит не безвредно,
Оставит пёс на память нам рубец.
Верблюд плюётся, щиплет гусь гусят…
А в человеке – скотный двор, зверинец.
На нем зарезанные в ягдашах висят,
Вся экология и мирный выстрел Гринпис.
Там, где учение Христа не прижилось,
И Сам Спаситель – нежеланный Вестник,
Тысячекрат усиленная злость,
Не просто мухомор, но атомный навесит.
Еще от первой мировой войны
Не примерли израненные вдовы;
Но толстосум кидает из мошны,
Подлодки выстроены, и к войне готовы.
Обезоруженный младенец не бессилен…
Таким и видится всегда христианин.
Невозрожденные от ярости сбесились
И выбивают только клином клин.
Завет Спасителя, не Ветхого Завета,
Преображает в Ангелов убийц;
И заговоры рушатся. Наветы
В прощенье нашем потеряют смысл.
Что значат Филаретовы враги:
То Божьи, то отечества, то наши?
Придёт к нам с ятаганом Ибрагим,
А к ним с мечём с Невы наш дядя Саша…
Сквитались, как считают, угольками,
И не на этом свете, а в геенне.
Пока что клацают зубастые клыками,
Собаки лютые на прошлогоднем сене
.
8.9.03 ИгЛа
Вопрос 1887: Часто священники рассказывают разные побасёнки и выдают их за святые истории. Откуда они их берут?
Ответ: Жизнь подставляет эти примеры; и в житиях хватает этих присказулек. Иер.23:28 – «Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь».
Пафнутий Боровск. – 1 мая. «Одна милостыня может спасти человека, если живет он законно»,– говорил преподобный.
Один милостивый человек скончался, а другому было откровение о его загробной судьбе. Приведен был умерший к реке огненной, а на другой стороне реки рай – чудное место, светлое и злачное, прекрасный сад. Но не может никак перейти душа человека через страшную реку. И вот приходят множество нищих, получивших его милостыню; они ложатся мостом через реку и милостивый человек переходит по мосту в рай».
Вопрос 1888: Почему Вы не согласились стать священником? Столько бы пользы могли принести.
Ответ: Мог и не раз. Многие епископы здесь и за границей покушались меня «обрезать» в свою иерархию. Не мое это дело. Кроме того, это сильно подрезало бы мою благовестническую, миссионерскую работу. Это понимал и митрополит Виталий. Хотя и предлагал рукоположиться ради эксперимента, что, может быть, это мне бы как-то помогло еще шире в проповеди. Из житий известно, что святые почти все поистине или только для приличия отказывались от священства. Тем более от епископства. Многие искали этой чести, но они не во святых.
По-истине, говорю, что лично я недостоин быть настоящим пастырем, как его рисует Златоуст. Да притом не могу горбатиться перед тем, что не по Библии. Меня тут же и запретили бы, и был бы я не просто лысый старикашка, а ещё и с приставкой «расстриги». Это ли нужно проповеднику?
Гал.1:10 – «У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым». И главное, что меня страшит – это покойники. Отпевать всех подряд? Мои ноги не выдержат молений длинных; потом еще требы и полное отстранение от народа, от проповеди? Нет, избави Бог – я уж на низу пирамиды так и буду ассенизатором и чернорабочим.
Св. Иоанн Златоуст (350-407 г.), состоя в звании диакона в Антиохии и желая избежать пресвитерского и епископского служения, на¬писал в свое оправдание «Шесть слов о Свя¬щенстве». «Священник должен во всем столько превосходить всех, за которых про¬сит, сколько защитник превосходит защища¬емых. Душу священника обуревают волны, сильнейшие тех, которые ветром поднимают¬ся в море.
И прежде всего видится огромная скала тщеславия, любовь к похвалам, жела¬ние чести, неразумные и вредные почести, благосклонности, робкий страх, отсутствие дерзновения, великий вид смиренномудрия, в котором истины – нисколько, устранение об¬личений и епитимий, или, лучше сказать, применение их даже выше меры к людям не¬знатным, а перед людьми, облеченными вла¬стью, – несмелость, не позволяющая и рот от¬крыть.
Пороки священников могут быть и скрытыми, но хотя бы они были и малы, скоро делаются известными. Грехи обыкновенных людей, как производимые во мраке, губят од¬них согрешающих, а порочность значительно¬го и известного многим мужа наносит общий вред всем»... «Для священства должны быть избираемы такие души, какими благодать Бо¬жия некогда показала в вавилонской печи те¬ла святых отроков.
Знаю многих, подвизав¬шихся всё время, изнурявших себя постом, пока они могли быть в уединении и заботиться о себе, угождали Богу и каждый день успева¬ли в любомудрии; а когда, встав в толпе, принуждены были исправлять невежество на¬рода, тогда – они в самом начале оказались неспособными к такому делу, весьма много повредили себе и не принесли никакой поль¬зы другим. Итак, рукополагающему следует подвергать большему испытанию рукополага¬емого, а ещё больше самому рукополагаемому следует испытывать самого себя. По причине неопытности одного много людей доводится до последней погибели». По слову Златоуста священник должен быть человеком образо¬ванным, особенно же сведущим в Священном Писании.
Блаженный Иероним (340-420) в своём сочинении «О жизни клириков и священни¬ков» восстает против недостатков духовенства: «В службе Христовой не ищи мирской прибыли; в противном случае и о тебе будут говорить: они сеяли пшеницу, а пожали терны; измучились и не получили никакой поль¬зы; постыдитесь же таких прибытков ваших по причине пламенного гнева Господа» Иер. 12:13.
«Клирика, который занимается торговы¬ми делами, из бедняка стал богатым, бегай как язвы. Священник, заботящийся о собст¬венном обогащении, делает себе бесчестие».
Иероним советует по возможности избе¬гать даже подарков. «Что пользы, если ты не ешь скоромного, а между тем выбираешь себе лакомые явства? Поверь, самый строгий пост там, где хлеб и вода. Читай как можно чаще Божественное Писание, или лучше, не выпу¬скай из рук священных книг.
Чему ты должен учить, тому научись сам. Берегись, чтобы по¬ступки твои не опровергали твоих слов, чтобы в то время, когда ты проповедуешь в церкви, кто-нибудь про себя не сказал о тебе: «Поче¬му же ты сам не делаешь так, как учишь?» Слова пресвитера должны быть украшены словами Писания. Я не желаю, чтобы ты ви¬тийствовал напоказ, выходил из себя, говорил много, не давая в том себе отчета». «Все, имеющие власть, прежде всего должны обра¬щать внимание не на власть над подчинённы¬ми по своему желанию, а на равенство с ними по природе своего происхождения себе» Григорий Двоеслов «Правило пастырское» 604 г
.