Вопрос 2003: Иногда писатель, создавая образ героя, наделяет его личностными чертами. Не то же ли мы видим и в «Житиях»?
Ответ: Только так! Он монах и всё гнёт только под спасительность пострига и ухода от активной жизни в дебри самости и угнетения и изничтожения плоти. Если он отрёкся от богатства, то и в житиях он своих героев наделяет такими же чертами – бессребренники. А на деле-то легче святого найти, чем нестяжательного. 2Тим.3:5 – «Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся». 1Пет.5:2 – «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия
».
Но особенно наглядно это видно в житиях первых веков, которые совершенно непохожи на жития, начиная с четвертого века, со времени бурного роста монашества. И вот, описывая живших в первом веке, житописатель-монах 17-го века, гнёт их жития под свою монашескую колодку, явно и неприкрыто-обманно вставляет такие, якобы бывшие поступки даже у Апостолов, как у Фомы, что достойно сие горького сожаления. Будто бы Фома разводил семейных. Да не мог же он идти вопреки тому, что знал от Господа и вопреки тому, как учили другие Апостолы.
1Кор.7:5 - «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим».
Фома Ап. - 6 окт. «По окончании пира, царь, услыхав о происшедшем, призвал к себе святого Апостола Фому и сказал: «Войди во дворец и благослови отданную замуж дочь мою». Апостол, войдя в опочивальню, стал поучать новобрачных целомудрию и хранению чистого девства и, помолившись за них, благословил их и удалился.
Во сне новобрачные увидали Иисуса, Который явился им в образе Апостола Фомы и с любовью обнимал их. Муж, подумав, что пред ним – Фома, сказал ему: «Ты вышел от нас раньше всех – каким образом ты снова очутился здесь?» Господь ответствовал: «Я – не Фома, а брат его, и все, отрекшиеся от мира и последовавшие за Мною так же, как и он, не только будут Моими братьями в будущей жизни, но и наследуют Мое царство.
Итак не забудьте, дети Мои, того, что советовал вам Мой брат, и если, согласно его совету, вы сохраните непорочным свое девство, то удостоитесь нетленных венцов в Моем небесном чертоге». Сказав сие, Господь стал невидим; они же, пробудившись от сна, рассказали друг другу то, что видели во сне, и, вставши, всю ночь усердно молились Богу; слова же, сказанные им, хранили в своем сердце, как драгоценные жемчужины…
Мигдония умилилась сердцем и уверовала во Христа; возвратившись домой, она все время размышляла об апостольских словах и, беседуя с племянницей своей Синдикией о Христе, утверждалась в любви к Нему. С того времени она стала гнушаться неверующими, как врагами Божиими, и избегать всякого общения с ними в беседах и на пирах, а вместе с тем отдаляться вообще от мирских удовольствий. Она решила также прекратить супружеское сожительство с мужем своим.
Это глубоко опечалило его, и когда он не мог заставить Мигдонию изменить свое решение, то стал просить царя Муздия, чтобы тот послал жену свою, царицу Тертиану, уговорить Мигдонию не гнушаться супружеским сожитием (царица Тертиана и Мигдония, жена Каризия, были родные сестры). Царица пошла к Мигдонии и спросила ее, по какой причине она не повинуется мужу.
Мигдония отвечала: «Потому, что он – язычник и враг Божий, а я – раба Единого истинного Бога, Иисуса Христа, и не хочу быть оскверненной человеком неверующим и нечистым»...
Он же, проповедуя им Христа, просветил их светом веры, омыл купелью святого крещения и научил их хранению заповедей Божиих и всяким добродетелям. Тертиана и Мигдония, запечатлевши в сердце своем все, что им было сказано, согласились обе служить Господу в чистоте и не сообщаться с мужьями своими, как с неверными…
Царица Тертиана, возвратившись от Мигдонии, пребывала в молитве и посте и продолжала отказываться от плотского сожительства с мужем своим. Царь, удивившись такой перемене в жене своей, сказал другу своему Каризию: «Желая возвратить тебе твою жену, я потерял и свою собственную, и моя стала еще хуже относиться ко мне, чем твоя к тебе».
Есть ли место Христу и за скудным столом,
Приглашён ли Он Сам среди званых?
Когда даром дают, сколько прёт напролом -
Редко-редко увидишь не пьяных. Место тем, кто воистину беден и бледен,
Погорелец, вдова, сирота.
Сколько беженцев может сидеть за обедом,
Кто промок под забором, так ночь коротал.
Есть ли место для Библии в нашем шкафу
И на нашем столе, в рюкзаке?
В нашем сердце есть место хотя бы стиху,
Или так и бредём налегке?
Место голубь нашёл не на трупах скота,
Он масличный листок углядел. Быт.8:11
У смиренных есть повод увидеть Христа, Иоан.14:23
Среди множества суетных дел.
Просвещённых умом Дух Святой посетит -
Тех, кто жаждет воды родниковой. Иоан.7:37
Не в пещеры к отшельникам или же в скит,
А туда, где Священное слово в оковах.
На безводных пустынных местах
Что же бисер горстями метать? Мф.7:6
Кто забыл о нужде за столом у Христа,
Тот манкурт, православный мутант.
Им кусочки от трапезы тучной возьми, Лук.9:13
Раскроши всем хотя понемногу.
Тут враги завопят: «Будет много возни!».
Рвы нарыв, перекроют дорогу. 1Фесс.2:15
Им пудами взамен из огарков свечей
Выльют идола – мироточенье,
Не Христа, а иконы, частицы мощей...
О подобном ином попеченье.
Среди речи, статей вы позвольте Христу
Свою мысль довести до конца.
У дверей на дворе слышен Странника стук. Откр.3:20
Кто такой?.. Нам не видно лица. Иоан.5:43
30.9.03 ИгЛа