Вопрос 2002: Христос посылал Своих учеников в мир, чтобы они преобразили мир благовествованием. Как же потом так получилось, что стали считать за святость нарушение повеления Спасителя?
Ответ: Только потому, что Христос оказался не нужен. Стали пользоваться своими правилами, совершенно не сверяя их с Евангелием и Библией. Потому и бежали от людей, а не к людям. Река повернула вспять, – не туда, куда ей Бог назначил течь. Деян.7:51 – «Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы».
Ударились в чудеса и чудеса потекли рекой от живых и от мёртвых. Пристроился к ним и сатана и он свои спектакли начал по затворам и монастырям регулярно проводить. Любящие чудеса всё время смотрят на столы: то огонь, то колебания. А больше нужно смотреть на пол и под столы. Напрасно ли нам это предписано?
Дан.14: 18-21 – «И как скоро отворены были двери, царь, взглянув на стол, воскликнул громким голосом: велик ты, Вил, и нет никакого обмана в тебе! Даниил, улыбнувшись, удержал царя, чтобы он не входил внутрь, и сказал: посмотри на пол и заметь, чьи это следы. Царь сказал: вижу следы мужчин, женщин и детей. И, разгневавшись, царь приказал схватить жрецов, жен их и детей и они показали потаенные двери, которыми они входили и съедали, что было на столе»
Арсений Великий – 8 мая. «Преподобный не всегда подвизался на одном и том же месте, но иногда переселялся из скитской пустыни в более уединенные и безмолвные места, удаляясь от приходящих для беседы людей, так как они нарушали покой его душевный».
Косма Маюмский – 12 октяб. «Родители святого Иоанна Дамаскина взяли его к себе вместо сына и воспитали вместе и наравне со своим сыном Иоанном. Купив у агарян в качестве раба одного инока, именовавшегося также Космою, они отдали в обучение ему обоих отроков - Иоанна и Косму. Косма, обучившись у сего образованного инока всей премудрости христианского ведения и достигнув совершенного разума и возраста, оставил суетный мир и, удалившись в одну обитель, возложил там на себя бремя иноческого пострига и добре подвизался в нем».
Сергий Нуромский – 7 окт. «И пробыл преподобный Сергий Нуромский у великого Российского светила Сергия под паствою долгое время, внимая ему и последуя святому житию его. Здесь он упражнялся во многих подвигах и совершил много добрых дел, так что сам преподобный Радонежский чудотворец удивлялся ему, видя такое его рвение к Богу, и любил беседовать с ним о духовных исправлениях.
… Полетел он духом, как птица в гнездо свое, и искал он места, где Бог ему укажет, не имея с собою ничего, кроме души и тела. Устремившись к северным странам, пришёл он в область, покрытую дебрями, лесами, мхами и болотами.
Тут обрел он место, в Обнорской волости, на реке Нурме, где впоследствии и построил монастырь. В той же местности пребывал и великий Павел, Обнорский чудотворец, который тогда жил еще в уединении, во внутренней пустыне на той же реке Нурме: обители же и братства о Христе у него еще не было.
Придя на место то и осмотрев его, преподобный Сергий весьма возлюбил его и воздал благодарение Богу за то, что Он не презрел его моления, но привел его на сие место. И сказал он словами пророка Давида: «Это покой Мой на веки: здесь вселюсь, ибо Я возжелал его» – Пс.131:14.
Павел Латрский – 15 дек. «Посвятил себя всецело на служение Богу в одном монастыре… Не довольствуясь и сими подвигами, чтобы всецело предаться Христу, преподобный Павел удалился на безмолвие в пещеру; потом восшёл на высокую гору и поселился на ней. Один пастух, случайно обретший преподобного в его уединении, доставлял ему пищу… Слава о дивных подвигах и святом житии преподобного привлекла к нему многих подвижников, которые, поселившись у подошвы скалы, устроили монастырь».
Пафнутий Боровск. – 1 мая. «Немного спустя пришёл в монастырь посланный от Московского митрополита Геронтия, пришли новые послы от великого князя и великих княгинь. Они настойчиво добивались свидания с преподобным и его беседы. Долго Иннокентий отказывался и отлагал говорить о них болящему старцу, но наконец доложил о посланных.
Старец оскорбился на своего ученика и говорил ему, что все 60 лет своего иночества он постоянно обращался с князьями, боярами и другими мирянами. «Теперь я понял, что нет никакой пользы от этого,— одно испытание для души. Своим милосердием, не хотя смерти грешника без покаяния, дал мне Господь шесть дней для покаяния; а ты мне не даешь покоя, наводишь на меня мирян. Уж теперь мне нельзя и из келлии выйти, чтобы они не докучали мне».
Агапит Печерский - 1 июня. «Уже будучи при кончине, князь просил тогдашнего игумена Печерского Иоанна прислать к нему в Чернигов для врачевания блаженного Агапита. Игумен призвал его и известил о просьбе князя, но блаженный Агапит, которого никто еще не видел выходящим из ворот для врачевания вне монастыря, со смирением сказал: «Если я пойду для этого дела к князю, то и ко всем должен идти. Прошу тебя, отче, не побуждай меня выходить за монастырские ворота ради славы человеческой, избегать которой обещался я пред Богом до последнего издыхания. Если позволишь, лучше я удалюсь в иную страну и потом опять возвращусь сюда, когда минет эта нужда».
Серафим Сар. – 2 янв. «Но от такого необычайного молитвенного подвига и почти трехлетнего стояния на ногах старец пришёл в крайнее телесное изнурение и получил тяжкие, болезненные язвы на ногах, кои не оставляли его до самой смерти. И только тогда, наконец, прекратил он свой невыносимо тяжкий подвиг столпничества…. По смерти старца Исаии, преподобный Серафим не изменил своего образа пустыннической жизни, но придал новый характер своему подвижничеству, возложив на себя тяжкий подвиг молчальничества.
Приходили ли к нему в пустыню посетители, — он не выходил к ним. Случалось ли ему самому встретить кого в лесу,—он падал ниц на землю и до тех пор не поднимал очей, пока встретившийся не проходил мимо…. . Один брат носил ему и пищу в пустынную его келлию, особенно зимою, когда у старца не было своих овощей. Пища при¬носилась раз в неделю, в воскресный день.
Когда брат входил в сени, старец, сказавши про себя: «аминь», отворял двери, потупив лицо в землю, и лишь когда брат уходил, старец клал на лоток, лежавший на столе, небольшую частицу хлеба или немного капусты, в знак того, что принести ему в сдедующее воскресенье…. некоторые даже как бы укоряли его за то, что он уединяется, тогда как, пребывая в близком общении с братиею, он мог бы назидать их и словом и примером, не терпя ущерба и в благоустроении своей души.
Но на все сии упреки старец отвечал словами преподобного Исаака Сирина: «возлюби праздность безмолвия предпочтительно насыщению алчущих в мире».
Евфимий Вел. – 20 янв. «Проходя по пустыне, они пришли к одному утесу, около которого был расположен дикий овраг, в глубине которого протекал поток; на север от потока на утёсе находилась пещера, в которой жили звери, и в которую можно было лишь с трудом пробраться по стене. Обрадовавшись, как будто место это было приуготовано им Самим Богом, они поселились там, питаясь растущими кругом травами и в лавру уже не возвратились.
…Некоторые пастухи из Лазарии привели стада свои к этому потоку. И когда они подняли взоры свои вверх на гору к пещере, то заметили неожиданно двух мужей, ходивших по утесу, и, испугавшись, обратились в бегство. Отцы же кротким голосом кричали им вслед: «Не бойтесь, братия! не бойтесь: ибо и мы — люди, но ради грехов наших живём в этом месте».
Илия Пустынник – 8 янв. Преподобный Илия вступил с ранней юности в иноческое житие и семьдесят пять лет провёл в полном уединении в отдаленной суровой пустыне близ Антиноя Фиваидского. Невозможно передать словом те великие подвиги, которым он предавался на вершине дикой пустынной горы, откуда ни разу не выходил в населенные места, и куда вела к нему проложенная среди острых камней узкая тропинка, на которую едва можно было ступить ногою.
Усердствующие посетители находили старца сидящим под каменным навесом пещеры, темнота которой едва позволяла рассмотреть пустынника; от дряхлости он весь трясся, ибо житие его было более ста десяти лет. Другие отцы пустынники говорили о преподобном Илии, что никто не помнит, когда он поселился на горе.
Под старость он вкушал только по три малых куска хлеба утром и столько же вечером и по три солёных маслины; в юности же он принимал пищу лишь один раз в неделю. Приходивших к нему для назидания он поучал так: «Не пре¬давайте себя во власть сатаны. Есть три проявления диавольской силы, которые вызываются грехопадениями иноков. Первое — забвение, второе — леность, третье — похоть. Когда на инока нападет забвение, рождается леность, а от нее проистекают похоти, а от похоти падает человек. Если же инок внимателен и имеет страх Божий, не бывает у него ни лености, ни дурного пожелания, потому и бессилен против такого сатана, не силен он ввергнуть такого человека в грех, и спасется такой человек Божиею благодатью».
Макарий Ег. – 19 янв. «В то время еще никто не селился в пустыне, кроме Антония Великого и никому неизвестного пустынника Павла Фивейского, подвизавшегося где-то во внутренней пустыне и виденного лишь одним Антонием»…
«Этот старец проживал невдалеке от селения Птинапор в пустынном месте, где он имел отшельническую келлию. Он никогда никому не показывался из людей… На другой день рано утром Макарий пришёл к старцу и открыл ему тайну своего сердца, что он желает всеми своими силами работать для Господа, и вместе усердно просил старца научить его, что ему делать для спасения души своей….
Спустя несколько времени в селение Птинапор случилось придти епископу той страны, и он, узнав от жителей селения о подви¬гах блаженного Макария, призвал его к себе и, против его желание, поставил клириком местной церкви, хотя Макарий был еще молод. Но святой Макарий, тяготясь должностью клирика, которая нарушила его безмолвное житие, спустя несколько дней убежал оттуда и поселился в пустынном месте около другого селения». «Вот почему я сказал вам, братия,— окончил преподобный Макарий свою речь,— что я еще не сделался иноком, но иноков видел».
...В другой раз авва Исаия попросил преподобного: «Скажи мне, отче, какое-нибудь наставление на пользу душевную».
«Бегай от людей», — отвечал ему преподобный Макарий.
«Что значит бегать от людей?» — спросил тогда авва Исаия.
Преподобный отвечал ему: «Сиди в своей келлии и сокрушайся о грехах своих».
Серафим Сар. – 2 янв. «Когда Курские посетители спра¬шивали Серафима, не имеет ли он передать чего своим родственникам, он, указывая на лики Спасителя и Божией Матери, с улыбкой промолвил: «Вот мои родные, а для живых родных я уже живой мертвец». Вся Россия в это время знала и чтила преподобного Сера¬фима, как великого подвижника и чудотворца».
Кирилл – 11 мая. «В Константинополе царь и патриарх встретили блаженного Константина с похвалою за тот богоугодный труд, которой он выполнил. Но не долго был Константин в Царьграде. Скоро он ушел в одно тихое и глухое место, где стал заботиться только о своем спасении».
Петр Афонск. - 12 июня. «Охотник, следя за оленем, увидал тогда направо от зверя нагого мужа с густой бородой, с волосами, доходящими до чресл, тело которого обросло ими, как у зверей. Увидев преподобного, охотник страшно испугался и бросился бежать назад. Тогда святой Петр, заметив, что охотник устремился назад, воззвал к нему громким голосом, говоря: «Брат! Почему ты боишься и бежишь от меня? Ведь и я такой же человек, подобный тебе, а не бесовское привидение, как ты подумал. Возвратись и подойди ко мне, и я расскажу тебе всё о себе, так как тебя послал сюда Господь».
Онуфрий Вел. – 12 июня. «Я весьма хотел узнать, есть ли еще другой такой пустынник, служивший Господу? Я весьма хотел найти его, дабы получить от него пользу для души своей.
Отправляясь в предпринимаемый мною пустынный путь, я взял с собою немного хлеба и воды, которых хватило на непродолжительное время. Когда же хлеб и вода были мною уничтожены, то я восскорбел, ибо не имел пищи; однако я крепился и шёл ещё четыре дня и четыре ночи без пищи и пития, так что весьма изнемог телом; я упал на землю и стал ожидать смерти».
Аза - 19 нояб. «Потом, желал быть воином не земного царя, а Небесного, он оставил воинское звание и удалился в пустыню».
Иларион Вел. - 21 окт. «Когда остальные братия, а также жители окрестных сел и городов узнали, что преподобный покинул их, они собрались в числе десяти тысяч человек и, погнавшись за ним, настигли его.
…Огорчившись, святой ударил в землю жезлом и сказал: «Не буду ни есть, ни пить, пока вы меня не отпустите; если же хотите увидеть меня мёртвым, то удерживайте». В течение семи дней удерживали они преподобного своими мольбами и, наконец, убедившись в непреложности его намерения, с миром отпустили. Все множество народа с плачем далеко провожало его».
Марина и Кира – 28 февр. «Преподобные Марина и Кира происходили из города Берии от знатных и известных в городе родителей. Но они пренебрегли знатностью своего происхождения и, достигши совершенного возраста, удалились за город, сами обгородили для себя один небольшой уголок земли и, завалив вход в убежище камнями и глиною и оставив только небольшое отверстие для по¬дачи им необходимой пищи и бесед с приходящими, стали подвизаться в огражденном месте, на открытом воздухе.
Про¬славляя в душе своей Бога, преподобные всё время пребывали в молчании и прерывали его чрез каждые пятьдесят дней только на один день. На теле своем под широкими иноческими одеждами святые носи¬ли весьма тяжёлые железные вериги и с необыкновенным терпением переносили голод и происходящие от него страдания. В течение трех лет подряд они принимали пи¬щу только один раз через сорок дней. Отправившись однажды на поклонение живоносному гробу Господню, они не принимали никакой пищи до тех пор, пока не совер¬шили поклонения, а возвра¬щаясь назад, они прошли всё пространство своего пути, заключавшее в себе 20 стадий, ничего не вкушая».
Пимен Великий – 27 авг. «Спустя некоторое время правитель страны той пожелал видеть преподобного отца нашего Пимена и послал к нему вестника с просьбою дозволить ему придти к преподобному.
Старец же весьма опечалился, размышляя в себе так: «Если вельможи будут приходить ко мне, дабы оказать мне честь, то и из народа многие будут приходить ко мне и беспокоить меня; они помешают моему безмолвию, и я лишусь благодати смирения, которую я при помощи Божией стяжал с юности великими трудами; тогда я легко могу впасть в гордость».
Рассудив в себе так, преподобный отказался видеть князя и просил его через того же вестника не приходить к нему, – так как, – сказал преподобный, он не увидит его; напротив, отгонит его с места того.
Услыхав такой ответ, князь весьма опечалился и сказал: «Это за грехи мои я не удостоился видеть человека Божия». Однако весьма желая видеть как-нибудь святого старца, придумал такую хитрость: взял, как бы за некоторый проступок, сына сестры старца и заключил его в темницу, надеясь, что старец будет ходатайствовать пред ним за своего племянника; таким путем думал он увидать святого. Посему князь сказал своим слугам:
«Если придёт авва Пимен, то тотчас же выпущу юношу на свободу; а если не придёт, – то не оставлю без наказания провинившегося: ибо проступок его весьма велик». Когда мать юноши (сестра Пимена) услышала об этом, то тотчас же отправилась в пустыню к брату; придя к его отшельнической келлии, она начала стучать в дверь, слёзно моля его пойти к князю и походатайствовать за ее сына, дабы он был освобождён.
Старец же не только не открыл ей двери, но ничего не ответил.
Однако сестра долгое время продолжала со слезами упрашивать старца, стуча в дверь; но так как она не получила ответа, то начала с укоризнами и гневом говорить старцу: «Немилосердный, бесчувственный, жестокий, безбожный и зверонравный! Неужели тебя не трогают слезы мои? ведь сын мой, который у меня только один, находится в смертной опасности!»
Старец же послал ученика сказать ей: «Иди отсюда: Пимен не имеет детей и потому он не печалится».
Сестра возвратилась с горьким плачем, укоряя брата.
Когда князь услышал обо всём происшедшем, то сказал своим друзьям: «Скажите старцу, – пусть напишет ко мне письмо с ходатайством об освобождении, и тогда я отпущу из темницы племянника его». И многие советовали старцу написать письмо князю. Старец написал так: «Прикажи властию своею хорошенько исследовать преступление провинившегося юноши, и если будет найдено что-либо достойное смерти, то пусть он умрёт, дабы временною казнию избегнуть мук вечных; если же провинившийся не окажется достойным смерти, то, наказав его, как требует закон, отпусти».
Когда князь прочитал такое послание старца, то удивился уму и добродетели мужа, поняв, что то был истинный угодник Божий; князь отпустил юношу; преподобный же Пимен скитался по разным странам долгое время. Потом поселился снова в египетской пустыне и пребывал в ней до старости».
Харитон – 28 сент. «Святой повелел еще братии находиться в своих келлиях и безмолвствовать, не переходя с места на место и не собираясь на праздные беседы, ибо много соблазна происходит от пустых разговоров, как свидетельствует Писание: «худые сообщества развращают добрые нравы» (1Кор.15:33).
…Так научив братию и приведя обитель в подобающий порядок, преподобный повелел всем собраться и, избрав из братии того, кто известен был более всех своею добродетелью, поставил его вместо себя для них пастырем, сам же решил уйти в глубочайшую пустыню, любя безмолвие и устраняясь от людей. Пищею ему служила зелень, росшая около того места, а более всего он питался Словом Божиим… некоторые из братий, согласившись между собою, пошли искать в пустыне своего пастыря:
Сам Бог восхотел, чтобы искусный наставник и добрый правитель многих направлял и вёл в Царство небесное не только себя, но и других… уподобляясь Илии и Предтече, «далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне» (Пс.54:8). Он переходил с места на место, по дебрям, стремнинам, холмам, расселинам и пропастям земным, всего себя предав Богу…
После того, как преподобный уже долгое время скитался в пустыне, Бог восхотел, чтобы сей светильник, сиявший добродетелями, снова вышел из-под спуда пустынного и светил образом жизни своей всем, хотящим шествовать узким путем, ведущим в жизнь вечную…. Он же, собрав уже третье стадо овец Христовых и, научив их иночеству, устроил третью обитель, которая после стала именоваться на сирском языке Сукийскою, по-гречески же именовалась Старою Лаврою. Потом он взошел на вершину находящейся там горы и поселился на возвышении, имевшем в себе небольшую пещеру, куда можно было взойти только по очень высокой лестнице. Там он стал как на столпе, удаляясь от земли и приближаясь к небесным селениям».
Глаза – светильник веры на вершине, Лук.11:34
Свет, освещающий храмину-телеса. Мф.6:22
Две фары удивительной машины, Пс.118:73
Ещё в раю увидевшей Творца. Быт.3:8 Нам заповедано о горнем помышлять, Кол.3:2
Искать Небесное, утерянное Царство. Мф.6:33
Жену у Лота помнить, не обращаться вспять, Лук.17:32
Столб соляной неверным - хорошее лекарство.Быт.19:26
Цветные, карие, небесно-голубые, 1Цар.16:12
Зелёные, лучистые, с прищуром, Пр.16:30
По-рачьи выпученные, в яминах – любые, Зах.14:12
Расскажут, кто ты: умница или сплошная дура. Неем.2:2
Слепым родиться, зренье потерять – Иоан.9:2
Несчастный инвалид, рождён для муки? Мф.20:30
Нет, кто не верит в Бога – такой родился зря; Еккл.6:9
Познать Христа – есть высшая наука. Мрк.14:21
Духовным зрением, молитвой вдохновенной Иов.19:27
Пронзаешь светом веры прошлый путь, – Иер.6:16
Не только свой, что многократно ценно, Иер.18:15
Здесь главное – духовно зрячим будь. Иоан.9:41
Открытым оком верующий зрит, Чис.24:3
Пророчества во мраке прозревает. Мф.13:17
Невидящий свой грех, свои глаза протри Дан.9:24
Той мазью, что власяницу срывает. Откр.3:18
Будь дальнозорким на свои грехи, Сир.8:6
Не окажись в сужденье близоруким. Откр.2:5
Тот человек окажется плохим, Пр.6:10
Кто жизнь проспал – тем нищета порукой. Пт.24:31
Глаза, учитесь слёзы проливать, Лук.7:44
Сочувствовать и многое не видеть, Иак.5:9
Читать библейские бессмертные слова, И.Нав.1:8
Запоминать псалмы царя Давида. Иак.5:13
Мой Бог - мои глаза и Поводырь, Пс.22:2
Во тьме сидящим – Свет и Озаренье. Пс.111:4
Просматриваю прошлое и будущего ширь - Сир.42:19
Мой добрый Рафаил вернул мне зренье. Тов.14:2
4.6.03.ИгЛа