ИгЛа: когда человек лежащий, ибо он мёртвый без веры, услышит голос проповеди, и благодать призывающая его коснётся, то он восстаёт. Еф.5:14 – «Посему сказано: "встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос». Если же человек верой своей искажает весь строй своей жизни, уклоняется в ересь или в грех, то это и означает, что он падает,
Гал.5:7 – «Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?» Пс.19:9 – «они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо
».
Падший уже и не идёт ни на исповедь ни в храм, он лишается благодати, подкрепляющей человека в его пути.
Пс.25:12 – «Моя нога стоит на прямом [пути]; в собраниях благословлю Господа». 3Ездр.7:48 О, что сделал ты, Адам? Когда ты согрешил, то совершилось падение не тебя только одного, но и нас, которые от тебя происходим»
.
Пусть света, путь праведности узок и немногие находят его.
3Ездр.10:9 – «Спроси землю, и она скажет тебе, что ей-то должно оплакивать падение столь многих рождающихся на ней».
Мудрец внимательно наблюдал за поведением людей и увидел, что лишённый благодати, подкрепляющей человека, такой легко воспламеняется гневом, и похоть потопляет его.
Сир.2:22 – «Не может быть оправдан несправедливый гнев, ибо самое движение гнева есть падение для человека». Сир.12:30 – «Как охотничья птица в западне, таково сердце надменного: он, как лазутчик, подсматривает падение».
Сир.21:18 – «Преткновение от земли лучше, нежели от языка. Итак, скоро придет падение злых».
Лук.2:34 – «И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий
».
Феофилакт толкует:
«на падение неверующим, а верующим – на восстание. Знамение есть крест, который доселе находит противоречие себе, то есть не принимается неверными».
Мф.7:26-27 – "А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое".
«Не сказал: уподоблю его, – но сам собою уподобится неразумному тот, кто верует, но дел не творит. Такой человек строит на песке, т.е. на непрочном основании, посему от искушений он и падает. Когда опрётся, т.е. устремится на него искушение, он падает падением великим. Из неверных никто не падает, потому что они и так уже всегда лежат на земле, если падает, то верующий. От того-то и падение бывает великое, что он падает, будучи христианином».
Рим.11:12 – «Если же падение их - богатство миру, и оскудение их - богатство язычникам, то тем более полнота их».
Иоанн Златоуст говорит, что сколько раз ты пал, столько раз и вставай. И говорит это, не потворствуя греху, но преграждая путь отчаянию.
В себе самом не всегда удаётся увидеть собственное падение – должны быть у тебя духовные братья, которые и помогут исправиться. Так пал Давид, и жил, и не ведал того – совесть замерла в грехе. Но пророк Нафан обличил его. Он пал и раскаялся и обретена бала душа.
Жития святых полны подобных примеров.
1Иоан.5:16-17 - "Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и [Бог] даст ему жизнь, [то есть] согрешающему [грехом] не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти».
Труднее всего оставить ересь. Там может быть уже похулен Дух Святой и потому ничего кроме безумия и еретических всплесков злобы там нет, но остаётся дымное надмение мира.
Евр.10:26-31 – «Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. [Если] отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия [наказывается] смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой. Страшно впасть в руки Бога живого!»