Пьянство. Игнатий Лапкин (ИгЛа) Трудно найти предмет, столь часто и столь различно трактуемый даже одной и той же властью, у которой всегда находится до преизлиха апологетов и противников. Говорю о вине и о последствиях от него. Вводили сухой закон (значит, при продаже вин «мокрый» закон?) – грех делался ещё более желанней, как в Тунисе, в Саудовской Аравии, где алкогольные напитки называют шайтаньей (бесовской) кровью.
Советские послы вспоминают, как сыновья шейхов выпивали у них за зашторенными окнами, с героической дрожью во всём теле, зная, что им за эту радость с черного хода грозит обезглавливание.
Газеты писали о голландском капитане, при входе в порт Джигда не опечатавшем судовой буфет с вином, и за то поплатившимся высадкой на берег, тюрьмой. И как английский инженер, работавший по найму, на дому там изготовил что-то с градусами, и суд определил ему 2,5 года тюрьмы, несколько тысяч фунтов стерлингов штрафа и через каждые полгода на площади по 40 ударов палкой.
Думаю, что не всем сегодня известно отношение Книги книг – Библии, автор которой Сам Бог, к вину, к пьянству.
«Работник, склонный к пьянству... придёт в упадок. Вино и женщины развратят разумных... гниль и черви наследуют его» – Сирах.19:1-2. Все вместе взятые школы и обучение профессии не успевают делать того, что делает вино, дисквалифицируя, делая нищим.
«Вино испытывает сердца гордых – пьянством. Против вина не показывай себя храбрым, ибо многих погубило вино. Вино полезно для жизни, если будешь пить его умеренно... горесть для души – вино, когда пьют его много, при раздражении и ссоре. Излишнее употребление вина увеличивает ярость неразумного до преткновения, умаляя крепость его и причиняя раны» – Сир.31:29-35.
Как правило, у проповедующих винопитие вино и женщины идут в одной упряжке. «Большая досада – жена, преданная пьянству, и она не скроет своею срама» – Сир.26:10; «Отнюдь не сиди за вином с женою замужней, и не оставайся с нею на пиру за вином, чтобы не склонилась к ней душа твоя, и чтобы ты не поползнулся духом в погибель» – Сир.9:10-11; «Вино и женщины развратят разумных, а связывающийся с блудницами сделается ещё наглее» – Сир.19:2.
«Дети голубого воскресенья», как говорят немцы, наполняют дома для умалишенных. В Римской империи государственный закон, под страхом смерти запрещал молодожёнам до 30-летнего возраста употребление вина.
В житиях святых (5 мая, Ирина) читаем, как диавол кричал: «Я друг пьяниц». Евтихий (6 апреля) исцелил прокажённого и дал наказ: не пить вина и будешь здоров. Когда заговоришь о вреде пьянства, то «знатоки» Писания, не прочитавшие даже строчки из Библии, непременно скажут: но ведь и Сам Христос воду превратил в вино на свадьбе... Но мало кто знает, что святой Епифаний имел дар превращать и вино в воду.
И если по церковным традициям сами пьяницы и родные их, измучившиеся с ними, просят в своих молитвах обычно к святому Вонифатию, имеющему дар от Бога после своей смерти помогать запойцам освободиться от их беды, то к св. Епифанию нужно бы молиться о превращении винных рек в алкогольных берегах в обыкновенную воду.
Любую покупку человек таит, неся домой, но если даже самый бедный в России купит любую «червивку», «сучёк», он его несёт, как дитя из роддома, на показ: знай, какой Кондрат богатый, всё-то у меня есть, мне и помирать не надо. Мечта же номенклатуры не только иметь свой гарем, но и «преисполниться дорогим вином» – Прем.2:7, «пиршествовать каждый день блистательно» – Лук.16 гл. Некогда молодой и безмерно богатый премудрый царь Соломон решил познать истинные радости жизни на практике: «вздумал я в сердце моём услаждать вином тело моё... и вот это суета и томление духа» – Еккл.2 гл. Апостол Павел предупреждает всех любителей Бахуса: «и не упивайтесь вином, от которого бывает распутство (в нём же есть блуд)» – Еф.5:18.
Зная губительное действие пьянства, Церковь на уровне соборов запретила священнослужителям даже входить в корчму.
«Если кто из клира будет замечен в том,что ест в корчме, да отлучится, кроме случая, когда на пути по нужде в гостинице отдыхает» (Апост.54), и только по великой нужде в пути, для ночёвки, дозволялось войти туда.
«А преданных вину священнослужителей должно извергать из сана, и мирян; и низшие клирики да будут отлучены от церкви, ежели не престанут от сего» Апост. 42,43.
В Ветхом Израиле был закон, по которому непокорных детей следовало наказать, приведя в судилище, сказав: «сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница. Тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти, и так истреби зло из среды себя, и все израильтяне услышат и убоятся» – Втор.21:20-21.
Скажут: жестокий век, жестокие нравы, просто-де не умели пить культурно. Но вот что говорят святые отцы об этом:
«Если выпито много вина, оно становится подобным мучителю, ворвавшемуся в крепость, который с высоты её производит в душе неумолкающие мятежи, не отказывая себе ни в каком беззаконном требовании, но прежде всего, поработив рассудок, смешивает и приводит в расстройство весь сознательный строй жизни: голос делает громким, возбуждает непристойный смех, опрометчивый гнев, необузданное вожделение, неистовую и бешеную страсть ко всякому беззаконному удовольствию.
Пьянство – начало безбожия, ибо оно омрачает разум, которым обыкновенно наиболее познаётся Бог. Пьянство не даёт места Господу, пьянство отгоняет Святого Духа. В душу, осквернённую пьянством, не войдут пост и молитва. Пьянство – мать порока, противление добродетели; оно делает мужественного робким, целомудренного – похотливым, не знает правды, отнимает благоразумие. Пьянство – это добровольно накликаемый бес, через сластолюбие вторгающийся в душу» Василий Великий.
«Кто проводит время в пьянстве, разгуле и объядении, тот подпал жестокой власти диавола».
Пьянство – корень всех зол. Пьяница – живой мертвец. Пьянство – это падение, лишение оправдания, общий позор нашего рода.
Главное зло пьянства в том, что оно делает для пьяницы недоступным небо и не позволяет достичь вечных благ, так что вместе с позором на земле страждущих этим недугом и на небе ожидает тягчайшее наказание. Пьянство происходит не от вина – и вино создано Богом... но порочная воля производит пьянство» Иоанн Златоуст.
«Ежели кто не пьёт из освящённого чина (из духовенства), или миряне не ради воздержания, а гнушаясь, тот да извержется из своего чина, и из Церкви» Апост. 51, 53
. Вино надвое растворено: умному - на веселье, дураку - на погибель. Хотя вино, как лекарство, положено по церковному и монашескому уставу в воскресные и субботние дни, иногда и в Великий пост, но Христовы подвижники не только не злоупотребляли такой возможностью, но и воды не пили досыта. Вино питие первое праведным Ноем привело к тому, что весь Африканский континент доныне пребывает в рабстве.
Быт. 9 гл. «Пробудитесь, пьяницы, и плачьте, и рыдайте, все пьющие вино» – Иоиль.1:5; «Пьяницы Царствия Божия не наследуют» – 1Кор.5:11, вот что одно должно бы выбить из рук пьющих чашу с вином.
«Пьяный бывает хуже бесноватого: все мы жалеем бесноватого, а на пьяницу негодуем и гневаемся. Почему? Потому что у того – болезнь от диавольской напасти, а у этого – от беспечности; у того – от козней врагов, у этого – от козней собственных помыслов.
Пьянство – несчастье, над которым смеются, болезнь, над которою издеваются; произвольное беснование, которое хуже умопомешательства; пьяница неприятен для друзей, смешон для врагов, презираем подчинёнными, отвратителен для жены, несносен для всех... Особенно же тяжело то, что пьянство, полное стольких зол и порождающее столько несчастий, даже и не считается у многих виной.
Пьяный более жалок, чем мёртвый. Мёртвый бесчувственен и не может делать ни добра, ни зла, а пьяный способен делать зло и, зарыв душу, как в могиле, в плоти зла, умерщвляет своё тело. Даже и удовольствием не может воспользоваться пьяница, потому что удовольствие в умеренности, а в неумеренности – бесчувственность.
Пьянство – всегда зло, но особенно в Святые праздники.
Здесь вместе с грехом есть и величайшее оскорбление и унижение Божественных вещей; за это может быть и двойное наказание.
Пьянство и само по себе может служить вместо всякого наказания, наполняя душу смятением, исполняя ум мраком, делая пьяного пленником, подвергая бесчисленным болезням, внутренним и внешним.
Пьянство – это многообразный и многоглавый зверь... здесь вырастает у него блуд, там – гнев, здесь – тупость ума и сердца, а там - постыдная любовь.
Пьяница не может видеть Царствия Небесного, и что я говорю Царствия! Пьяница не видит и настоящих предметов. Пьянство превращает дни в ночи, свет во тьму, пьяный, глядя во все глаза, не видит и того, что у него под ногами.
Храм Божий – это те, в ком обитает Дух Божий. Храмом идолов и диавола являются те, которые оскверняют себя пьянством и невоздержанием.
Христос хочет обитать у тебя, а ты попираешь Его объедением и пьянством» Иоанн Златоуст.
«Пьянство приводит к тому, что люди валяются в грязи, как свиньи в болоте, делает человека скотом. Пьяный человек способен на всякое зло, идёт на всякие соблазны.
Тот же, кто так его угостил, становится участником и всех его беззаконий. Поэтому, кто открывает дорогу к гибели, тот и этой гибели бывает виновен» Тихон Задонский.
«Диавол ничего так не любит, как роскошь и пьянство, поскольку никто так не исполняет его воли, как пьяница» Златоуст.
По толкованию Священного Писания святыми отцами находим, что вино означает строгость (обличение, наказание). Вино употреблялось как лекарство.
«Впредь пей не одну воду, но употребляй и немного вина, ради немощи твоего желудка, и частых твоих недугов» – 1Тим.5:23.
«У пьяного всё идет верхом (ртом) и низом» Иоанн Златоуст.
Вот описание состояния пьяницы, как будто не три тысячи лет позади, а современный вытрезвитель видим: «Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры (водки) и до позднего вечера разгорячают себя вином» – Ис.5:11;
«У кого вой? У кого стон? У кого ссоры? У кого горе? У кого раны без причины? У кого багровые глаза? – У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного (настойки, коньяка). Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как ухаживается ровно: впоследствии, как змея оно укусит и ужалит, как аспид: глаза твои будут смотреть на чужих жён, и сердце твоё заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря, и как спящий наверху мачты, и скажешь: «Били меня – мне не было больно, толкали меня – я не чувствовал. Когда проснусь – опять буду искать того же» – Прит.23:29-35.
Алкозависимость – в таком положении свыше 70% населения бывшего Союза.
Привыкший пить вино, отвыкает думать, теряет смысл жизни, прячется за винные пары, смотрит на мир одним глазом через горлышко бутылки. Отравить разум, отключиться, не думать, не знать, что готовит тебе опостылевшая жизнь. Здесь вино выступает как палач, завязывающий глаза, выносящий приговор, отсекающий голову – разум.
Вино, говорит мудрец, делает безногого ходячим, слепого – зрячим, нищего – богатым. В доказательство своих слов посадили за стол слепого, хромого и нищего и напоили их. Слепой: «Какое прекрасное это красное вино!» Безногий: «Замолчи, а то так ударю ногой, все рёбра переломаю!» Нищий: «Убей его, я за него заплачу».
В последних наставлениях Иисус Христос предостерегал: «Смотрите за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением, пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно» – Лук.21:34;
«Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?.. потому что всего этого ищут язычники; и потому что Отец ваш небесный знает, что вы имеете нужду во всём этом. Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это всё приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы» – Мф.6:25, 31-34;
«Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику» – Пс.54:23; «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печётся о вас» – 1Петр.5:7; «Ибо что будет иметь человек от всего труда своего и заботы сердца своего, что трудится он под солнцем... и это суета» – Еккл.2:22; «Ибо человеку, который добр пред лицом Его, Он даёт мудрость и знание и радость; а грешнику даёт заботу – собирать и копить, чтобы после отдать доброму пред лицом Божиим. И это суета и томление духа!» – Еккл.2:26;
«А упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя заботами, богатством и наслаждениями житейскимия подавляются и не приносят плода» – Лук.8:14.
«Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жён должны быть как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся, ибо проходит образ мира сего. А я хочу, чтоб вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене» – 1Кор.7:29-33.
Кто ищет Божественную Премудрость, «тот скоро освободится от забот» – Прем.6:15.
Премудрость Божия «есть советница на доброе и утешение в заботах и печали» – Прем.8:9;
«Ревность и гнев сокращают дни, а забота – прежде времени приводит старость» – Сир. 30:26, потому «о лишнем не заботься» – Сир.3:23;
«Прежде болезни заботься о себе» – Сир.18:19.
Слово Божие настаивает заботиться о чести имени своего, не запятнать его грехом.
«Заботься об имени, ибо оно пребудет с тобою долее, нежели многие тысячи золота» – Сир.41:15, выполнить попечение о дочери.
«Дочь для отца — тайная постоянная забота, и попечение о ней отгоняет сон: в юности её — как бы не отцвела, а в замужестве — как бы не опротивела; в девстве — как бы не осквернилась и не сделалась беременною в отцовском доме, в замужестве — чтобы не нарушила супружеской верности и в сожительстве с мужем не осталась бесплодною. Над бесстыдною дочерью усиль надзор, чтобы она не сделала тебя посмешищем для врагов, притчею в городе и упреком в народе и не осрамила тебя пред обществом» – Сирах.42:9-11.
Господь удерживает излишнюю любознательность о судьбах всего мира,
«а ты заботься о себе и подобным тебе ищи славы» – 3Езд.8:51;
«Не заботьтесь ни о чём, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» – Фил.4:6.
Священнослужитель же всегда должен заботиться о проповеди народу, о своём духовном росте.
«Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.
О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден. Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасёшь и слушающих тебя» – 1Тим.4:13-16,
и не входить в заботы житейские, депутатские, в распоряжение мирскими делами. Господь указал на большее, нежели наши пышные трапезы, требующие многих трдов и забот, и сказал это любящим Его, желающим приветить Его.
Лук.10:40-42 - «Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё».
«Дошло до святого собора, что некоторые из принадлежащих к клиру ради гнусного прибытка берут на откуп чужие имения и устрояют мирские дела, о Божием служении небрегут, а по домам мирских людей скитаются и поручения по имениям приемлют, из сребролюбия. Посему определил святый и великий Собор, чтобы впредь никто, ни епископ, ни клирик, ни монашествующий не брал на откуп имений, и в распоряжение мирскими делами не вступал; разве токмо по законам призван будет к неизбежному попечительству над малолетними, или епископ града поручит кому иметь попечение о церковных делах, или о сиротах, и вдовах беспомощных, и о лицах, которым особенно нужно оказать церковную помощь, ради страха Божия. Если же кто впредь дерзнёт преступить сие определение: таковый да будет подвергнут церковному наказанию» IV Всел. 3, 10.
«Поскольку некоторые из клира, уклоняясь от силы существующего в правилах постановления, оставив свой приход, отбегают во иные приходы, наипаче же в сем Богоспасаемом и царствующем граде, и у мирских начальников водворяются, отправляя Богослужения в их молитвенницах: то сих, без воли своего и Константинопольскаго епископа не позволяется принимать, в каком бы то ни было доме, или церкви.
Если же кто сие сотворит и в том упорен будет: да будет извержен. А тем, которые с согласия вышереченных священноначальников сие творят, не надлежит принимать на себя мирских и житейских попечений, как Божественными правилами возбранено сие творить. Если же кто обрящется, занимающий мирскую должность у так называемых вельмож или да оставит оную, или да будет извержен.
Лучше же да идёт учить отроков и домочадцев, читая им Божественное писание: ибо для сего и священство получил» VII Всел. 10.
«Пресвитеров или диаконов, приемлющих на себя мирские начальственные должности или попечения, или в домах мирских начальственных лиц звание управителей, Божественныя и священныя правила подвергают извержению. То же и мы подтверждая и о прочих, принадлежащих к клиру, определяем: если кто из них вступит в мирские начальственныя должности, или в домах начальственных лиц, или в градских предместьях примет на себя звание управителя: такой да изгонится из своего клира.
Ибо, по реченному от Самого Христа истинного Бога нашего, и неложному слову, никто не может двум господам работать (Матф. 6, 24)» Двукр. 11, за исключением только попечения по повелению епископа о сиротах или беспомощных. «Разсуждено, да не бывают епископы и пресвитеры и диаконы откупателями ради корысти, или управителями, и да не приобретают пропитания занятием безчестным или презрительным. (2Тим. 2,4); Карф. 19.
Слово «не заботься» не означает не работать или небрежно, бездумно жить. Не заботься – не ахай, не стони, не умирай прежде времени от забот, но усердно и честно трудясь, уповай в молитве во всём на Бога и не загадывай вдаль, но говори: «если Господу угодно будет и живы будем, то сделаем». Зря не хвались, не тщеславься с весны языком собирать в закрома. «Теперь послушайте вы, говорящие: “сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживём там один год, и будем торговать и получать прибыль”; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: “если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое”, — вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло. Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» – Иак.4:13-17.
«Оттого многое в общественных и частных делах идёт у нас не по нашему желанию, что мы заботимся не о духовном прежде всего, а потом о житейском, но извратили порядок... Не жизнь для пищи, но пища для жизни дарована от начала, а мы как будто для ядения пришли в мир, так всё проживаем на это» Иоанн Златоуст.
«Кто желает и заботится, чтобы одежда или обувь шла ему, с целью понравиться людям, тот, очевидно, страдает человекоугодием, удаляется от Бога, и в самых малоценных вещах выказывает недуг суетности. Люди, сильно предавшиеся житейским попечениям, подобны откормленным птицам – напрасно имея крылья, они не могут оторваться от земли» Василий Великий.
«Иметь попечение о видимом свойственно не представляющим для себя никакой надежды в будущем веке, ни страха Суда, ни угрозы геенской, ни ожидания благ, ни чего-либо уповаемого по воскресении. Свойственно людям, которые, наподобие животных, видят только настоящую жизнь, признают за благо одно то, что может дать удовлетворение гортани, чрева и прочих сладострастных требований» Григорий Нисский.
«Пренебрежём всем житейским, отвлекающих ум от Бога, ибо за силой и красотой следует старость и немощь, славу и богатство рассеивает смерть и тление, а правда пребывает вовек»
Ефрем Сирин.
«Лучше носить ветхое и заботиться о душе в страхе Божием, чем одеваться пышно и жить неблагочинно» Ефрем Сирин.
«Заботящиеся только об украшении своего дома, богатые только внешними благами нерадят о внутренних благах и не обращают внимание на то, что душа их пуста, нечиста и покрыта паутиной. Но если, презрев внешнее, они всю свою заботливость обратят на свою душу и будут украшать её, она сделается жилищем Христовым. Что может быть безопаснее и выше, чем иметь лишь одну заботу о том, как угождать Богу?
“За сим, братия, просим и умоляем вас Христом Иисусом, чтобы вы, приняв от нас, как должно вам поступать и угождать Богу, более в том преуспевали” – 1Фес.4:1.
Господь, когда видит благомыслящую душу, не много заботящуюся о настоящем, являет о ней великое промышление. Если мы сами заботимся об имуществе, Бог удаляется от помышления о нём, а если всё возложим на Его попечение, Он и наше имение устроит во всякой безопасности...
Не будем нерадеть о душах своих, потому что душе нет цены. Охотно претерпим искушения, всякую скорбь и тесноту, будем укрощать тело, порабощая его душе строгим постом, всенощными бдениями, возлежаниями на голой земле, трудами и вообще суровой жизнью, чтобы душа наша со дня на день обновлялась» Иоанн Златоуст
.