В чём состояла наша осторожность и опасливость при раздаче книг? Дело в том, что мы слишком хорошо, доподлинно знаем ситуацию, и не только в нашей епархии, а вообще положение со священством. При сегодняшней свободе, не считая заключённых и армии, пожалуй, нигде нет такой несвободы, как в монастырях и среди священства.
Власть архиерея очень часто бывает жёсткая, тираническая, не способствующая развитию талантов у подчинённых. Любое движение мысли, крохотная нестандартность позволяют архиерея подвести подобного инициатора под прещение (запрещение в служении).
А далее уже не нужно большого воображения, чтобы понять, что будет с этим священником, у которого или нет настоящей специальности, чтобы заработать на хлеб насущий, или он уже давно отвык трудиться на ломовой работе.
А у него жена, нередко куча ребятишек, а то ещё и больные престарелые родители свои или жены. И вообрази, что он будет делать, внезапно оставшись без всего, а может статься, и без крыши над головой. Поэтому священник с подобным арсеналом и довесками «талантов» ходит по струнке, по одной плашке: «чего изволите-с».
Зная отношение архиерея к нам, как крайне нетерпимое, несообразное, основанное на лжи, доносах, зависти, мстительности, священнику стократ способнее повторять слова архиерея в отношении нас, чем протянуть руку общения.
Вот почему перед нами стоял вопрос в течение года: как сделать так, чтобы священники могли получить от нас в дар книги, которых нигде больше нет.
Священники в большинстве своём находятся в сельской местности (я говорю про Алтайский край), и как их достичь? Мы посчитали, что самым удобным моментом может быть Прощёное воскресенье в Покровском кафедральном соборе, где может быть до 30 священников.
Что мы и сделали, отстояв службу, – простились со всеми священниками, подходя к каждому, и на улице стали их ждать. 22 комплекта из 4 книг (трёхтомник «Нового Завета» и «Для слова Божия нет уз») приняли, а некоторые сказали, что у них уже есть.
И вторая дата – это узнать сию дату через близких к епархии (а оказалось, что весь сценарий опубликован и расписан на епархиальном сайте), узнать, где будет исповедь, собрание (в соборе или в епархии), и лично каждому подарить пакет с книгами. Узнали, что собрание будет после исповеди в среду, 23 марта в 13.00 до 17.30 примерно.
Мы оставили одну машину с помощниками возле епархии, провели рекогносцировку на местности возле Покровского собора, дабы не пропустить ни одного клиента.
Выходов из храма несколько, но выходов на улицу из ограды только два: калитка напротив главного входа и ворота на храмовой территории. Три машины с людьми расположили так, чтобы было и недалеко и под присмотром. Мы опасались, что если кто возьмёт у нас, и с нашим синим пакетом возвратится в храм, а таких может быть несколько, кто выходил с пустыми руками, а вернулись все с одинаковыми пакетами – их сразу же вычислят: что-то неладное!
Но Бог миловал. Ещё до окончания собрания выходившие священники, получая пакеты, оставляли их в своих машинах и возвращались снова в храм, купив кое-что в магазине, который возле храма.
С синими пакетами в руках (иногда по четыре пакета) на хлынувшую толпу священников выдвинулось наших восемь человек. Конечно, всё это можно было заснять и на видео, и на фото, но мы этого не сделали, и, может быть, не только потому, что упустили, но и из-за опасения вызвать настороженность священников. А их вышло из храма, пожалуй, около ста человек.
Часть из них, когда к ним подходили наши люди, сказали, что им подарили книги ещё раньше; другие сказали, что книги получили в пос. Потеряевка, когда были там на нашем престольном празднике 16 сентября 2010 года.
Правда, в самом конце, когда уже все священники разъехались на своих «колесницах», один из охранников собора сильно начал бузить, кривляться, куда-то звонить, упрекая наших сотрудников, что они как волки. Брат Игорь спросил его: «Волки пришли к вам с Евангелием, которое дают даром, а вы кричите, гоните, поносите, так кто же вы есть?»
Интересная ситуация, вот этот синдром бациллы страха, которым пропитана вся страна, особенно заражена церковь – и это видно было особо на этом прислужнике. Если он простой прихожанин с такой яростью набросился на нас (овца спасает пастырей), это до какой же степени надо было довести людей, чтобы они имели такое гипертрофированное представление о дееспособности своих руководителей-пастухов. Будто бы они сами без этой защиты сторожа ни в жизнь не разберутся, что можно читать, а чего нельзя.
Вот эта ситуация страха оккупировала русский народ не сегодня, превращая всех в рабов-манкуртов. А такие ничего создать не могут, кроме одобрения существующего разбоя. Творить может свободный человек! И только свободный может искренне молиться, истинным защитником стать, чисто верить, быть исполненным Духом Святым и радости неизреченной.
Правда, один священник спросил: «А с какой целью вы раздаёте книги? Вы хотите, чтобы приняли ваши мысли?» Ему ответили: «Здесь толкование блаженного Феофилакта, которые усилены комментариями, и более ничего нет.
При всей непроходимости иного мнения в мозги и сердца батюшек этот священнослужитель всё же принял книги: «Хорошо, посмотрим…»
Можно ли вообразить себе, что при таком настрое, при такой боязни своего епископа расслышать голос Духа Божия, ибо мученных на свободу,
2Кор.3:17 – «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода».
Теперь молимся о том, чтобы посеянное семя (подаренные книги), а это уже 155 комплектов из 4-х книг, не считая того, что уже отослали патриарху Кириллу, епископам, - более чем на 300 тысяч рублей, – не пропали, не заглохли, не были склёваны птицами в чёрных рясах.
Поневоле вспомнишь историка церковного Краснова-Левитина, который горько воздыхал о стране, поражённой бациллами страха, трусости и корысти. И он добавлял, что всюду трусость и корысть, корысть и трусость, и этим трижды больна наша Церковь.
Мы всё это делали при искренней молитве дома и там, и когда возвратились, то нас посетил Господь великой радостью, что дал нам объект, души, на ком мы могли показать любовь Божию.
Хорошо бы подобные акции проводить в это же время каждый год. А так как у нас издано 38 книг, то впереди у нас ещё может быть подобных восемь лет (хотя мирной жизни на восемь лет уже ждать не приходится). Богу нашу слава во веки веков. Аминь.
Быт.32:20 – «умилостивлю его дарами, которые идут предо мною, и потом увижу лице его; может быть, и примет меня». Тов.13:11 – «Многие народы издалека придут к имени Господа Бога с дарами в руках, с дарами Царю Небесному; роды родов восхвалят тебя с восклицаниями радостными».