Хотя догматика адвентистов Седьмого дня и включает в себя общие для большинства христиан основы - учение о Св. Троице, о Рождестве от Девы и о Воскресении, - есть все основания считать их сектой.
Слово 'адвентизм' происходит от латинскаго 'адвентус', т.е. пришествие; оно относится к тем религиозным группам, которые не только ожидают грядущего второго Пришествия, но более того, вопреки словам Спасителя: 'О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, я только Отец Мой один'(Мт.24:36), желают знать день и час. И хотя в наши дни адвентизм пользуется широкой популярностью среди различных групп 'харизматического' толка, возник он в прошлом веке в результате вполне конкретной попытки указать момент Второго Пришествия.
Адвентисты Седьмого дня ведут свое начало от Уильяма Миллера. Он родился в Массачузеттсе в конце 18-го века. В юности он не верил в Бога, но к 37 годам, тщательно изучив Библию, он уверовал вновь и вернулся к баптизму, в котором были воспитаны его родители.
Миллер заинтересовался содержанием книг Пророка Даниила и Откровения Иоанна Богослова. В 1831г., основываясь на выражении 'две тысячи триста вечеров и утр' (Дан.8:14), он объявил срок которого Пришествия: март 1843 - март 1844 г. Будучи в то время ещё баптистом, Миллер начал собирать вокруг себя приверженцев и основал первую адвентистскую газету Знамения Времени.
Надо сказать, что Миллер был далеко не единственным глашатаем конца света. В первой половине 19-го века Новая Англия была наводнена разного рода проповедниками; популярные в народе религиозные собрания и встречи под открытым небом предоставляли им широкое поле деятельности. Эмоциональная напряженность на подобных собраниях сплошь и рядом достигала высокой степени. На Миллера, честного и прямодушного оратора, не имевшего, по-видимому, скрытых целей и претензий, реакция слушателей производила тяжёлое впечатление: 'они напоминали ему скорее вавилонян, нежели смиренных христиан, в покаянии склоняющихся перед Господом'. Около двухсот проповедников распространяли учение Миллера по всей стране, и к 1840 г. число его сторонников, получивших название 'миллеритов', достигло пятидесяти тысяч.
Когда наступил 1844 год, и Христос, вопреки ожиданиям, не явился, Миллер принёс публичные извинения за ошибку. Между тем последователи его, как утверждают, облачившись в специально сшитые на такой случай одежды, ожидали Второго Пришествия на вершинах холмов (некоторые историки, впрочем, находят это сомнительным). В результате кое-кто из миллеритов потерял рассудок или даже покончил с собой, но большинство просто отвернулось от своего неудавшегося пророка.
На этом, однако, дело не остановилось. На следующее утро после 'Великого Разочарования' одному убежденному миллериту по имени Хайрам Эдсон было, как он утверждает, видение с небес: 'Ему открылось, что предсказанное пророком Даниилом время очищения святилища есть вход Христа во Святое Святых небесного Храма, лишь незадолго перед Его Вторым Пришествием'.
Между тем другой миллерит, Джозеф Бэйтс, пришёл к заключению, что из семи дней недели праздновать следует субботу, а не воскресение. (Адвентисты Седьмого дня не устают повторять, что-де 'император Константин в нарушение Божией заповеди переменил святой день недели'; известно, однако, что первые христиане соблюдали субботу, и наряду с нею, на следующий день, праздновали Воскресение Христово. В Православной Церкви это остаётся в силе, что хорошо видно, например, во время Великого Поста, когда в субботу, наряду с воскресением, совершается Божественная Литургия и даётся разрешение на вино и елей.)
Это нововведение, заимствованное на самом деле у баптистов Седьмого дня, было отвергнуто умеренным крылом миллеритов, но ато принято небольшой группой, которую возглавляла девятнадцатилетняя 'пророчица' Эллен Хармон. В 1846 г., вскоре после встречи с Бэйтсом, ей было видение: 'Господь допустил ее видеть каменные скрижали с Десятью заповедями, и к ее изумлению четвертая заповедь, говорящая о соблюдении субботнего дня, была в самом центре, окружённая светящимся нимбом'.
В том же году Эллен вышла замуж за адвентистскаго проповедника Джеймса Уайта, и вскоре убедилась в истинности откровения
Хайрама Эдсона. Она объявила, что 'в 1844 году Господь вступил в небесное святилище, дабы очистить мир от гнусного греха осквернения Субботы. Когда это будет исполнено, Он возвратится на землю'.
Это слияние субботничества с адвентизмом положило начало особой ветви миллеритов, оффициально названной адвентистами Седьмого дня в 1860 г. Обединяющим началом для них была вера в пророческий дар Эллен Уайт, которая почиталась наряду с ветхозаветными пророками: руководство движением к этому времени практически полностью перешло от Миллера к Джеймсу Уайту, а точнее - к его жене.
От нее-то и берёт начало адвентизм Седьмого дня. Пускай адвентисты утверждают, что Св. Писание - динственный источник их вероучения: многочисленные сочинения Эллен Уайт безапелляционно принимаются ими за единственно верное толкование Библии, и если они противоречат Писанию, то тем хуже для последнего.
Адвентисты Седьмого дня уделяют исключительное внимание соблюдению субботы (что они возвели в ранг Символа веры) и ожиданию конца света: как и для большинства других сект, само их существование строится на искусственно выделенных и изолированных элементах христианства. Однако корень их заблуждений - незыблемое доверие к Эллен Уайт, 'богооткровенные свидетельства' которой не только полны вопиющих противоречий, но, как показывают исследования, содержат явный плагиат.
Вот несколько примеров: В марте 1844 г., когда время предсказанного Миллером Второго Пришествия истекло, некий его последователь 'уточнил' его вычисления и перенёс последний срок на 22 октября. В декабре того же года Эллен (тогда еще Хармон) якобы имела видение, что для грешников, то есть тех, кто всё ещё не принял учения Миллера, 22 октября дверь к спасению закрылась. Однако из последующих изданий ее ранних трудов упоминание об этой закрытой двери было изъято.
Подобная же судьба постигла и другую её заповедь: объявив, что обращение за помощью к врачу есть признак безверия, по прошествии нескольких лет она писала: 'иногда совет врача совершенно необходим: мы всегда придерживались такого мнения'.
Интересны 'божественные откровения' г-жи Уайт по поводу женского платья: в те годы горячо обсуждался популярный среди феминисток новый фасон, состоящий из короткой юбки с брюками или шароварами. В 1863 г. она утверждала, что 'Господь не желает видеть Своих людей в новом платье', но через четыре года оказалось, что 'теперь Господь желает видеть Своих людейв новом платье', которое, по её словам, было показано ей в видении ещё в 1863 году! Несмотря на столь явно выраженную Божью волю, сёстры-адвентистки оказали упорнейшее сопротивление переходу на новую форму одежды, и в 1875 г., к большому своему облегчению, Эллен получила новое откровение, что-де 'вопрос о реформе платья идёт вразрез делу правды', после чего весь вопрос был благополучно закрыт.
В этой же связи нужно взглянуть и на перемены в гигиене и здравоохранении, происходившие в середине прошлого века. Тогдашний достаточно примитивный уровень развития науки давал простор всевозможным реформаторам, подчас не имевшим ни малейшего понятия о предмете. Трезвость - одна из ключевых тем протестантского возрождения в США - занимала важное место в проповедях Эллен Уайт; неудивительно, что помимо алкоголя она вскоре воздвигла гонение на чай, кофе, какао и табак. Позже, в 1863 г., очередное видение потребовало от неё включить в список запретных продуктов также мясо, яйца, масло и сыр. 'Здоровое питание,' - писала она, - 'столь же неотъемлемо от правды, сколь рука - от тела'.
Как Эллен Уайт, так и её муж Джеймс, всю жизнь имели слабое здоровье; недаром медицина заняла существенное место в её богословских трудах. Но даже современники поражались, насколько точно ея 'божественные ткровения' следовали за новейшими суждениями медиков и гигиенистов, в частности, за 'Философией здоровья' Л.Б.Коулса. Одна из её сотрудниц, Фрэнсис Болтон, жаловалась: 'Большая часть из того, что я пишу, публикуется в Обозрении или в Вестнике как вышедшее из-под пера сестры Уайт, которым будто бы водил сам Господь. Должна сознаться, что я крайне обеспокоена этим делом: я чувствую, что принимаю участие в обмане'. Когда это признание достигло г-жи Уайт, г-жа Болтон тотчас лишилась работы.
События подобного рода вызвали раскол среди адвентистов, но большинство сохранило верность своей пророчице даже несмотря на свидетельства о плагиате. Под её руководством в США и в других странах один за одним открывались консультации и санатории. В 1910 г. санаторий в Лома Линда (шт. Калифорния) был реорганизован в Колледж Медицинских Проповедников. В наши дни у адвентистов есть много своих больниц; пациенты там черпают духовную пищу в пророчествах Эллен Уайт и держатся на строгой вегетарианской диете (адвентистам не рекомендуется есть мясо, а кофе, чай и спиртные напитки воспрещены). Некоторые больницы, наряду с обычными палатами, имеют опытные раковые отделения, амбулатории для лечения алкоголизма и наркомании, приюты, школы и церкви.
Среди элементов адвентистского вероучения, помимо Второго Пришествия и соблюдения субботы, нужно упомянуть отрицание бессмертия души. Утверждается, что по смерти человек полностью исчезает, а когда наступит конец света - Христос воскресит его тело и лишь тогда наделит его бессмертной душой. Грешники при этом исчезают навсегда, не воскресают, и не подвергаютсявечному мучению.
Штаб-квартира 'Международной Федерации адвентистов Седьмого дня' расположена близ Вашингтона. В составе её 13 подразделений - около четырёх миллионов человек; управляется она выборной 'Генеральной Конференцией'.
Хотя адвентисты и отстают от мормонов и свидетелей їеговы в активности вовлечения новых членов, миссионерству они уделяют очень большое внимание. Адвентисты 'не ставят себя наравне с прочими религиозными группами; они убеждены, что их движению предназначено возвестить всему миру пророческое слово накануне Суднаго Дня'.
Учение адвентистов распространяется через телепередачи, рассчитанные на образованного зрителя (например, еженедельная программа 'Как сказано в Писании'), и через массовый журнал Чистая Правда. Этот журнал рассылается подписчиком бесплатно; он публикуется и финансируется дочерней организацией адвентистов, 'Всемирной Божьей Церковью', но адвентизм сам по себе в нём упоминается крайне редко. Подобная 'тактика маскировки' вполне характерна для культов.
Забота адвентистов об укреплении семьи и физическом здоровье привлекает к их движению всех тех, кто озабочен нынешним развалом семейных отношений и опасностями от загрязнения источников пищи. Их вероучение, однако, легко опровергается каждым, кто знаком со Св. Писанием и историей Церкви.
(Из иностранной печати) Пс.118:113 – «Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю». Более подробную информацию вы можете получитьЗДЕСЬ http://www.kistine1.narod.ru
Тайна ярославской тюрьмы или инициалы «Г. И. Л.». Царствование Екатерины Великой (1762—1792) было одним из самых блестящих в русской истории. Это был период расцвета экономики, культуры, военного дела. Мощь России была так велика, что даже её враги — прусский король Фридрих II и Австро-Венгерская императрица Мария Терезия говорили, что без согласия Екатерины II в Европе не посмеет выстрелить ни одна пушка. В те годы Россия была одной из стабильнейших стран Европы, не зная ни революционных потрясений Франции, ни политической раздробленности Германии и Италии, ни феодальной отсталости фанатично католической Испании. Поэтому немудрено, что в Россию в те годы приезжало большое количество эмигрантов из различных стран Европы, и, в первую очередь — Германии, желая найти мир и покой, которых они не имели у себя на Родине. Десятки тысяч приезжавших немцев царское правительство селило преимущественно на Волге, где немцами основывались целые немецкоязычные поселения. К одному из таких семейств, предки которых эмигрировали когда-то в Россию, принадлежала и семья Лебсак, которая вместе с немецким языком продолжала хранить, переехав в Россию, и свою веру — лютеранство. Именно в такой лютеранской семье 4 января 1870 года родился мальчик, названный родителями Генрих Иоганн. Генрих родился в большой семье, которая отличалась не только религиозностью, но и трудолюбием. В 18 лет Генрих женился на Марии Катарине, также происходившей из числа поволжских немцев. В 1890 году Лебсак и его жена знакомятся с адвентистским учением через пастора Якова Клейна, открывшего молодым супругам библейские доктрины о праведности по вере, Божьем законе, святилище. Исследуя с молитвой Библию, Лебсаки убеждаются в том, что их родная лютеранская церковь, к сожалению, в своем учении не придерживается многих библейских доктрин, а некоторым из них прямо противоречит. Поэтому они решают покинуть лютеранство и присоединиться к адвентистской церкви. Решение молодых супругов было как гром среди ясного неба для их родных. Это вылилось в то, что его отец Иоганн Фридрих лишает Генриха наследства, но это решение было бесповоротным. Более того, он решает стать служителем в адвентистской церкви. Для этого Лебсак отправляется в Гамбург, бывший тогда центром адвентизма в Европе, где он принимает крещение от Конради на реке Альснер и заканчивает школу для миссионеров. Вернувшись в Россию, Генрих работает литературным евангелистом в Поволжье, в Ростовской и Кубанской губерниях. За эту деятельность, противоречащую тогдашним законам России, предусматривающим существование только одной христианской религии — православия, Лебсак был арестован и посажен в тюрьму в Таганаше. Случилось это в самый канун рождества 1892 года. Вот как об этом вспоминал сам Лебсак: «Урядник не доверял татарам из ближайшего аула, которые охраняли нас в доме брата Шейрера. На следующий день утром брат Теске в закрытой повозке, так как разыгралась снежная буря, повёз нас в Таганаш, лежавший в двух днях перехода, к приставу. В пути следования урядник, арестовавший нас, переживал за наше здоровье и по нашей просьбе приказал поставить самовар. Так мы могли немного согреться. Наконец в сопровождении полицейского мы прибыли в Таганаш. Пристава не оказалось дома, по этой причине, распрощавшись с братом Теске, мы должны были отправиться в арестантскую комнату. Ввиду рождественских и новогодних праздников нами некому было заниматься. Поэтому у нас было достаточно времени, чтобы свидетельствовать заключённым, которых иной раз в арестантской комнате бывало до 16 человек. И, несмотря на то, что арестанты курили, плясали, свистели и пели, всё же нам удавалось свидетельствовать им о Боге. Мы ежедневно преклоняли колени и молились. Постепенно мы приобрели доверие наших тюремщиков и могли несколько раз в день выходить во двор, где чистили снег, прогуливались и пели псалмы. Наконец, после 11 дней, когда миновали праздники, нас допросил пристав. Он был очень любезен. Наши книги он велел просмотреть одному немцу. Отпустить нас самостоятельно он не мог, но обещал составить по возможности положительный протокол, чтобы мы были освобождены. Нам выдали по 6 копеек суточных, на которые мы могли покупать для себя пищу на рынке. Если бы мы не имели своих денег, то нам пришлось бы очень тяжело продержаться на таком содержании. Несмотря на то, что наши книги просматривал католический священник, он дал о них хороший отзыв. Из всех книг было послано по одному экземпляру губернатору, который возвратил их нам обратно без запрещения распространять их. В ожидании наших документов об освобождении нас отправили из Таганаша через Чигир в Перекоп, где 6 лет назад до нас сидели в тюрьме Л. Конради и Г. Перк. В Перекопе исправник отпустил нас под подписку до судебного разбирательства. Возвратившись в Чигир, мы оставались здесь до 15 марта 1893 года, используя время на переплетение книг и проведение бесед, благодаря которым несколько лиц приняли крещение. Затем земский начальник в Армянске оштрафовал нас на 30 рублей и выпустил на свободу. Таким образом, мы получили первое разрешение продавать наши книги в Перекопском уезде Таврической губернии и в Одесском уезде». [Лебсак Г. И. Великое Адвентистское движение и Адвентисты Седьмого Дня в России. С. 157—161]. Выйдя из тюрьмы, Лебсак продолжает активную миссионерскую работу, зарекомендовав себя, также, и прекрасным организатором. Поэтому на 3-ем съезде Российского миссионерского поля, проходившем с 7 по 17 октября 1894 года на Кубани, в немецкой колонии, в Александродаре, Генрих был рукоположен в сан проповедника Л. Р. Конради и Г. П. Гольсером. Так в 24 года Лебсак становится первым проповедником, рукоположенный в этот сан из числа подданных Российской империи. Уже в следующем году, на 4-м съезде Российского поля, проходившем 30 апреля 1895 года в том же Александродаре, Лебсаку поручается руководить миссионерской работой в Прибалтике, Польше и Волыни. Тогда же для повышения квалификации как пастора он прослушивает цикл лекций в духовной семинарии во Фриденсау (Германия). В 1897 г. он начинает работу среди меннонитов (одного из протестантских течений, проживающих в Оренбургской области). В 1899 году Лебсак проводит 7-ой съезд Российского миссионерского поля, проходивший с 12 по 18 мая в Риге. На нём было отмечено, что только за последние 9 месяцев было принято в члены церкви 50 новых людей. На 8-м же съезде в 1900 году отмечалось, что за 12 месяцев было сделано «3525 миссионерских посещений, разослано 490 миссионерских писем, заказано 233 журнала для миссионерских полей, приобретено 100 новых подписчиков на журналы, распространены 91218 страниц печатных произведений и 1485 журналов на сумму 980 рублей». [Лебсак. Указ. соч. С. 175—176]. Вдумаемся в эти скупые цифры, которые как ни что лучше характеризуют работу Лебсака как руководителя. Краткие цифры, но насколько они ценнее порой многочасовых отчётов, которые не содержат ни одной конкретной цифры. С 1901 по 1909 гг. Лебсак руководит адвентистской работой на Кубани, проживая в Александродаре. В эти годы Поволжья коснулся страшный голод, обусловленный неурожаем. Люди ели порой 1 раз в 2—3 дня. Эта беда коснулась и верующих. С просьбой о помощи от голодомора Лебсак обращается в письме к Конради, руководителю адвентистов Европы: «Ты можешь быть уверен, что мне трудно сказать вам, не хотите ли вы быть милосердными и помочь нам. Мы израсходуем ваши средства очень экономно, чтобы помочь только действительно нуждающимся». [Лебсак. Указ. соч. С. 219]. В 1907 году он принимает участие на годичном совещании Генеральной конференции. В 1909 году он участвует в 37-ой сессии Генеральной конференции, где имел личную встречу с Еленой Уайт, произошедшую 5 мая, в ходе которой Уайт выразила свою особую радость встречи с русскими и вспоминала о своем пребывании в Европе. Лебсак становится в эти годы одним из учредителей проведения в России в конце каждого года особой молитвенной недели, а также отправки во Фриденсау на учёбу молодых братьев, подающих большие надежды. С 1909 г. по 1916 гг. он возглавляет Западно-Российское миссионерское поле (до этого с 1907 по 1909 гг. он был председателем Восточно-Российского миссионерского поля). В это время, как уже говорилось в предыдущих главах, наступают гонения на церковь, которая была ложно обвинена православным духовенством в связях с немецкой контрразведкой. В это время из России был депортирован её руководитель пастор Бетхер, вместо него руководить церковью остался Отто Рейнке, не знавший русского языка и сам постоянно испытывающий давление и недоверие со стороны властей. Ближайшим помощником Рейнке становится Лебсак, который фактически и начинает руководить церковью в этот сложный период. Исследуя характер этого человека, прослеживаешь одну очень важную черту — отсутствие тщеславия и самоуверенности. В 1918 году, в самый разгар гражданской войны в Украине, когда Киев постоянно переходит из рук в руки сторонников центральной рады, гетмана Скоропадского, большевиков, Директории, Белой армии, Лебсак организовывает выпуск журнала «Голос истины». Это было поистине Божьим провидением и чудом. На передовице журнала было напечатано обращение Лебсака к читателям, в котором, в частности, говорилось: «К читателям. С самого начала существования церкви Иисуса Христа челн веры народа Божия уже неоднократно приходил в шатание. Так и уже колебался на волнах Галилейского моря чёлн с учениками Христа, откуда слышен был сквозь свист ужаснейшей бури боязливый крик: „Господи, спаси нас, мы погибаем!“. Но подобно тому, как во время естественной бури ученики нашего Господа, благодаря Его присутствию и укоризненным словам: „Зачем вы усомнились?“ — успокоились, точно так же Господь Бог ободрял Своим присутствием церковь в конце первого столетия, в её борьбе с язычеством. Все Апостолы своей смертью уже запечатлели свою веру, в то время, когда старец Иоанн при Домитиане был сослан на скалистый остров Патмос в Эгейском море; Апостол Иоанн должен был сам испытать, что значит распространять новую религию, которая не была признана римским государством, и последнее сослало его, чтобы он в суровых условиях жизни ссыльного закончил бы там свою жизнь и чтобы его голос заглох, и память о нём изгладилась. Но там, в торжественный час, в день Господень (по греч. кириакэ хемера) он услышал позади себя голос своего Спасителя: „То что ты видишь, запиши в книгу и пошли церквам в Азии“. Голос этот как бы с высокой сторожевой башни среди бушующего моря, как его можно услышать в Апокалипсисе, дал утешение не только церквам в Азии, но и церкви Иисуса Христа во всех временах и странах всего земного шара; ибо в нем предсказана история церкви и всех мировых государств так утешительно, поучительно и с нежным предостережением, что эта книга в действительности не является Откровен. Иоанна, но Откр. Иисуса Христа. (Откровение 1:1). Точно таким же образом и в настоящее время, вследствие войны и революции, челнок веры опять стал колебаться. Древние обычаи и старые законы, даже, целые государства похоронены под развалинами переворота, и многие заменили догматы своей веры лозунгами революции. Таким же образом старые мировоззрения уступают место новым и иные думают, что вместе с этим устранена Библия и прежняя вера в Бога. Так как даже духовные лица оставляют свои кафедры, то у прихожан вполне естественно возникает вопрос: „Существует ли вообще теперь какая-либо правда и существует ли Живой Бог, о Котором они нам говорили“?. Все вышеуказанные обстоятельства служили основанием для организации Книго-Издательского Товарищества „Патмос“ и оно поставило себе задачей доказать, с Божьей помощью, и ответить посредством печати нашему читателю на все волнующие его вопросы, что действительно еще существует Единый и Истинный Бог, Который во Христе еще заботится о Своих созданиях. Тот же Самый Бог бросает через Свое вернейшее пророческое слово якорь надежды и утешения Своему народу, который, даже войдет „во внутреннейшее за завесу“, т. е. в Святое Святых на небесах. Таким образом через телескоп пророческого слова Он открывает нам будущность и вселяет нам надежду на скорое Второе Пришествие нашего дорогого Спасителя и укрепляет нашу веру в обетования Священного Писания. Как этот Бог относится к судьбе народов нашей земли, и какой совет Он нам дает для счастливой и мирной земной и вечной жизни, будет показано на страницах наших выпусков, которые будут выходить с определенными промежутками, под названием: „ГОЛОС ИСТИНЫ“. Да, чтобы слова, которые мы пошлем к своим читателям действовали бы также животворяще и укрепили бы нас как слова нашего Спасителя к Своей церкви с острова Патмоса, о которые должны разбиться все житейские бури». [Лебсак Г. И. К читателям. // Голос истины, 1918. № 1. С. 1—2]. Сколько смелости в этих словах, сколько пасторской любви, которая превышала страх за свою собственную жизнь. И действительно, когда все шатается в этом мире, Бог и Его Слово остаются неизменными. Недаром в первый номер журнала Лебсак помещает статьи о пророческом сне Навуходоносора, о цене времени, в которое мы живём, о свободе совести, о параллелях с временами Ноя и одновременно с известиями о распространении Божьей вести по миру и стихотворением Яна Вильсона «Призыв к работе на ниве Божьей», и эпиграфом из Тараса Шевченко «Молітесь Богові одному, молітесь правді на землі». Этот номер действительно был вестью надежды для тех, кто в ходе страшной гражданской войны разуверился, казалось, во всем. На протяжении нескольких лет он оставался редактором этого прекрасного журнала, дающего людям весть надежды. Там же в Киеве Лебсак основывает издательство Патмос, где выходит в 1918 г. его книга «Великое адвентистское движение и Адвентисты Седьмого Дня в России», которая в настоящее время, благодаря стараниям Д. О. Юнака, адвентистского историка и пастора, готовится к печати и, безусловно, её выход будет иметь большую ценность. Говоря о литературной деятельности Лебсака нельзя не упомянуть, что он был редактором журнала «Маслина», выходившем на русском языке с 1905 по 1913 гг. Пользуясь свободами, дарованными февральской и октябрьской революцией, Лебсак созывает с согласия Рейнке Всероссийский съезд, проходивший с 29 по 30 сентября в Москве. На этом съезде он избирается председателем ВСАСДа (Всесоюзного Совета Адвентистов Седьмого Дня). Последующие годы Лебсак занимается становлением церковной организации в новых условиях. При его содействии была организована адвентистская благотворительная организация, через которую из-за границы для граждан России отправлялась продовольственная гуманитарная помощь. Он же содействовал созданию адвентистских коммун, организации Библейских миссионерских курсов. Так в 1921 г. была образована адвентистская школа для подготовки служителей в Киеве. В 1925 г. открыт Библейский институт и курсы в Воронеже. В это время в 1922 г. от тифа умирает его 24-летняя дочь Рахиль, вторая дочь Лебсака Марита вспоминает об этом: «Помню как сам папа был сильно потрясён этой ужасной вестью. Дав нам выплакаться и стараясь быть спокойным, он пригласил нас преклонить колени и помолиться. О, как было тяжело сделать это. Но его уверенность в воле Божьей была непоколебима. И встав с колен мы все получили утешение и уверенность в Его воле, в воле нашего Утешителя от всех скорбей». Другой, не меньшей трагедией Лебсака был уход из церкви его сына Георга, закончившего в своё время семинарию во Фриденсау, но позже бежавшего в Берлин, где он становится редактором одного из светских журналов. Но чаша страданий, которую начал пить Генрих Иванович, была еще только пригублена, как покажет дальнейшая жизнь. В эти годы, несмотря на тяжёлые утраты, сотрудников и друзей Лебсака поражала его необыкновенная работоспособность. Как союзный руководитель церкви, Лебсак был весьма требователен, даже авторитарен, но в первую очередь и к себе. Он не сидел в кабинетах, не ждал, когда с проблемами придут к нему, а ехал сам в общины. В течение одного года он успевал побывать и в Средней Азии, и на Дальнем Востоке, и на Кавказе, и на Украине, и в Европейской части России. Проделанная им работа в этих поездках просто поражает: как можно было в течение года, практически каждый день говорить проповеди, проводить собрания, участвовать в проведении крещения и Вечери, посещать отдельных людей и вникать в их нужды. Но Генрих Иванович успевал. Он как будто бы чувствовал, что времени свободы остается совсем мало. Он чувствовал это подсознательно, быть может, сам не до конца понимая это, ибо он до последнего верил заверениям Советского правительства о свободе совести. Именно эта его вера во многом и стала роковой. Дело в том, что начиная с середины 20-х годов Советское правительство берет четкую линию на уничтожение церквей, причем делая это, в первую очередь, изнутри. Одним из вопросов, поднятие которых, безусловно, привело бы к расколу среди верующих, был вопрос об отношении к воинской повинности. Советская власть настаивала на обязательном, наравне со всеми гражданами, несении верующими воинской повинности с оружием в руках, со всеми вытекающими отсюда последствиями. В недавно изданной книге светского ученого А. Ю. Григоренко «Эсхатология, миллеризм, адвентизм: история и современность». СПб., 2003 г., приведены архивные документы спецслужб, в деталях показывающие, как совершалась эта коварная работа, как сеялись расколы среди пасторов и верующих. Этому давлению властей подверглись все протестантские церкви, в т. ч. и адвентисты, пользующиеся до этого времени Ленинской конституцией 1918 г., признающей право как религиозной, так и антирелигиозной агитации, а также допускающей для верующих альтернативную службу. Органы власти обращаются к руководству церкви с требованием дать конкретный ответ по позиции церкви к армейской службе. В случае отрицательного ответа власти грозили ввести запрет на проведение съездов, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Понимая, что отказ приведет к закрытию церкви, конфискации её имущества и желая избежать этого, Лебсак решает пойти на компромисс, который выражался в том, что на 6-м съезде, проходившем в 1928 г. в Москве, было решено, в частности, следующее: «Опираясь на учение Священного Писания Ветхого и Нового Завета (1 Царств 8:10—12; 10:25; Луки 20:25; Римлянам 13:1—8; Титу 3:1), согласно которым правительство является Божьим установлением для наказания злых во благо добрым, а также принимая во внимание декларацию 5-го Всесоюзного съезда АСД о нашем отношении к советской власти, 6-ой Всесоюзный съезд настоящим разъясняет и постановляет, что АСД обязаны отдать „Кесарево кесарю, а Божие — Богу“, неся государственную и военную службу во всех ее видах на общих для всех граждан законных основаниях. Всякого, кто будет учить иначе и побуждать к уклонению от несения государственных повинностей, съезд рассматривает как лжеучителя, идущего против учения Священного Писания, отделяющегося от единства церкви Божией и ставящего себя вне организации АСД». [Отчет 6-го Всесоюзного съезда АСД. Киев: Издание Всеукраинского объединения АСД, 1928. С. 11—12]. Спустя годы известный адвентистский пастор и историк Н. А. Жукалюк, говоря об этой декларации, напишет, что эта «… декларация не отражала ни позиции всемирной Церкви, ни убеждений большинства ее верных членов, ни даже делегатов того незаконного (с точки зрения курса деятельности АСД) съезда. Только одному Богу известно, с какой душевной болью этот злополучный документ был принят в тяжелом 1928 году. После случившегося лишь одно можно утверждать с полной уверенностью: отступление от библейских принципов ничем и никогда не может быть оправдано и не предотвратит беды». [Жукалюк Н. А. Вспоминайте наставников ваших. К.: Джерело життя, 1999. С. 93]. Люди, собрания, съезды могут ошибаться — нерушимым остается только Библия и её законы, следование которой никогда не подведет. Роковая ошибочность решения, утвержденного VI съездом, скоро стала всем очевидной. Оно не только конечно же не прекратило преследование церкви со стороны государства, но и дало в руки повод внутренним недоброжелателям церкви начать сеять расколы, приведшие к уходу из церкви многих членов и служителей, а так же активацию раскольнического реформистского движения. Между тем государственные власти заставляют правление ВСАСДа распустить все областные союзы. На декабрьском пленуме 1931 года «отмечалось, что деятельность Церкви АСД в СССР свертывается в связи с неблагоприятным отношением извне к религии в нашей стране». [Юнак. Указ. соч. Т. 1. С. 244]. Начинаются массовые аресты служителей и членов церкви, большинство из которых остались верны Господу и Истине до смерти, порой зверской и мучительной. Верующих пытали, обливали до смерти на морозе холодной водой, жгли паяльными лампами… Ночь 21 марта 1934 года стала последней ночью на свободе и для Генриха Лебсака. Эту роковую ночь описал в своих воспоминаниях пастор Григорьев, ставший очевидцем её событий. Вот, что он пишет: «Я приехал из Сибири в Москву. Остановился у брата Лебсака. В тот вечер мы долго беседовали. Днём брат Лебсак был вызван в Совет по делам культов, его приняли любезнее обыкновенного. Такая непривычная любезность показалась ему даже подозрительной. Мы говорили о тяжёлом положении дела Божьего, о том, что ещё может ожидать нас впереди, если по-прежнему так будут поступать с верующими. Многие из братьев были арестованы, и никто не мог знать, когда настанет наш час. На исхудавшем лице брата Лебсака лежала печать глубокой тоски, как будто он что-то предчувствовал. После вечерней молитвы мы легли спать, но долго не могли уснуть. Сильный стук в дверь прервал наши скорбные размышления. Мы знали, что этот стук не предвещал ничего хорошего. Брат Лебсак встал с постели и открыл дверь. Один за другим быстро вошли в комнату несколько человек и закричали: „Генрих Иванович Лебсак! Вы арестованы! Сдайте оружие и драгоценности!“. Последовал тщательный обыск. Несмотря на отчаянное положение, из которого не было видно никакого выхода, арестованный был совершенно спокоен. Он молча смотрел на все действия, выслушивал горькие упрёки, насмешки и ругательства. Когда перед ним открылась дверь, то прежде, чем переступить через порог, он обернулся и высказал своё последнее желание, своё завещание оставшимся братьям. Лицо его выражало мужество и достоинство. Слова были произнесены со столь твёрдой верой, что казалось, будто и враги должны были содрогнуться от их силы: „Братья! Работайте, не унывайте! Дело Божие — как река, которую никто не в силах остановить!“. Его попытались заставить замолчать сильным ударом, но он всё же еще продолжал говорить окровавленными устами: „Работайте! Работайте, не унывайте!“. Захлопнулась дверь, и его голос умолк навсегда». [Цит. по: Мацанова А., Мацанов П. Указ. соч. С. 12—13]. На одном из свиданий, которое он имел в тюрьме со своей женой, Генрих Иванович заверил её, что он до конца осознал ту роковую ошибку, которую допустил на VI съезде и после глубочайшего раскаяния просил у Бога прощения. После этого у него в душе воцарился мир и покой, давший ему силы пройти четырехгодичное заключение вначале в московских тюрьмах Лубянке и Бутырке, а затем в Ярославской тюрьме. Вплоть до сегодняшнего дня не известна точная дата смерти, лишь год — 1938, а так же сами обстоятельства смерти. По одним данным он умирает от болезней и тюремных условий, по другим он был расстрелян в подвалах Ярославской тюрьмы, которая всё ещё продолжает хранить тайну смерти Генриха Ивановича Лебсака. Но если сталинскому террору было под силу заставить замолчать Лебсака-человека, то заставить замолчать Лебсака-поэта было ему не под силу. Сборник «Псалмов Сиона», выпущенный под его самым непосредственным руководством продолжал жить и говорить о Боге, утверждая веру тысяч людей. И до сих пор псалмы над которыми лично работал Лебсак продолжают совершать эту работу. Вчитайтесь в 234-й псалом «Пускай шумят морские волны».
№ 234. Пускай шумят морские волны, В бессильной злобе суетясь: Вперед смотрю, надежды полный, Угроз житейских не страшась.
Сонм ангелов нас охраняет, Господь наш путь благословляет.
В житейском море Слово Божье, Как свет прибрежный для пловца; Закон святой здесь в бездорожьи, — Водитель верный до конца. Кто волю Божью соблюдает, Того Господь благословляет
. Пс.118:113 – «Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю». Более подробную информацию вы можете получитьЗДЕСЬ http://www.kistine1.narod.ru
Итак, несмотря на то, что миссионерскую школу закончил уже полгода как, в секту с миссионерскими целями я пришел только в третий раз и снова к АСД (адвентисты седьмого дня), в этот раз в общину на ст. м. Щелковская. Увы, по отсутствию дисциплины(а у христиан, как говорит в одном из видео в интернете архимандрит Тихон (Шевкунов) правильнее говорить благочестие), проспал встречу и доехал только к 12 или даже 13. Спаси Бог Ирину – уговорила, ну и конечно меня стимулировал доехать тот факт, что Анна поставила меня «за главного», что приятно и в связи с этим деваться мне было некуда, и Слава Богу – ни момента я не пожалел о решении отправиться на миссию. (Кстати, ночью «затачивая меч» и приводя в порядок Библию, нашел ЖЖ с полезной информ. на темы икона\идол, иконопочитание\идолопоклонство, пользуясь случаем пиарю - http://vladimir-chub.livejournal.com/24766.html ).
Перед выходом глянул на карте в гугле, где находится община, и поехал –рассчитывал, что доберусь от метро быстрее, но неверно рассчитал количество кварталов до мкада, поэтому несколько раз забредал не в те дворы. Зашел в довольно типовое здание общины. По динамику проповедь звучит. Охранник в белом костюмчике подсказал, где найти основное собрание. На 2-ом этаже сидит дикая куча народу, человек 160-180, сажусь я на почти пустой ряд, за женщиной с девушкой (как выяснилось еще и дочкой по совместительству). Пастор, за кафедрой и перед латинском крестом предлагает обратить внимание, в честь 8 марта, на сестер «церкви» и то ли поблагодарить то, ли просто за ручки подержать, уж забыл. Прикольно, что после этих слов матушка поворачивается ко мне и говорит дочке, чтобы она взяла меня за руки, чем ловко смутила и меня и дочку, в общем, получилось весело. Тут начинается молитва адвентистов, я открываю Библию и пишу «своим», чтобы выяснить где они есть, а то одному миссионерить страшно же. Хотя вполне можно было – на собрании не соблюдается молчание, и внимание к словам пастора не возводится к соблюдению третьей заповеди декалога, на мой взгляд.
Спускаюсь обратно, обращаю внимание на тот, факт что здание общины мне откровенно нравится, идеальное место под «миссионерскую бытовку», все выполнено добротно и без всякой мишуры, да и здание само больше нежели у Нагатинской общины, приличная кухня – большая и не дорогая. На кухне молодой человек, имени которого я не запомнил и брат-коллега и соратник Всеволод и Елизавета с Ириной – рад был всех видеть. Разговор получился какой-то вяленький, больше похоже на рассказ о себе и о нас. Как-то размышляя и общаясь, не заметили как в кухне собралось куча народу – началась готовка пищи. А к нашей беседе присоединился мужчина по имени Виктор, оказался умным и глубоким человеком, с которым есть о чем говорить, неплохо знающим Писание и историю, он вызвал у меня уважение. Позже вежливо и учтиво, нас попросили перейти в зал побольше, т.к. на кухне началась подготовка к трапезе. Незадолго до этого подтянулась Наталья. В зале беседа перешла с Виктора на Егора, который общался в основном с Всеволодом. Я был на молитвенном посту в это время, хотя иногда все же порывался встрять в беседу, что говорило о недостатке дисциплины/благочестия с моей стороны. Время двигалось к 15, адвентисты накрыли на стол и всех позвали к столу, Всеволоду нужно было бежать пономарить, а я голодный-безработный решил остаться поесть, сестры тоже. Стол знатным оказался – вообще приятная неожиданность, что нас накормили, да еще так славно, с нами сидел и общался Егор и еще какая-то барышня, спрашивали как я стал христианином, в общем-то популярный вопрос. Не зная как правильно, уходить или нет, и боясь обидеть ребят, с сестрами помолились тихонько, никуда не выходя, перед и после принятия пищи. После трапезы появилась перспект
ива остаться на молодежный кружок, пообщаться, но помним о службе, которой, чтобы не превратить миссию ради Христа в миссию ради миссии, нельзя пренебрегать. Однако есть реальный выход – ночная служба на Афонском подворье. Это идея подошла и мне, и Наталье, Ира и Лиза за неимением времени были вынуждены покинуть кружок. Кстати, еще приятный момент, в честь 8 марта всем барышням подарили по тюльпану и пакету с сухофруктами, которые мне с Натальей весьма пригодились. Однако же, жертва вечерней службой на ночную могла ввести в уныние, еще потому, что немного устали от долгого общения, с 16 часов до 18 мы проводили время, слушая истории «прихода к Богу» адвентистов и наших сестер. После беседы мы решили попить чаю, и с Егором договорились почитать Библию вместе. Увы, организация всего мероприятия не очень удалась, мало кто захотел достать Писание во время чаепития, на самом деле по опыту знаю, что за чаем беседы продуктивнее и полезнее, и если вдруг еще происходит чтение Писания, то благочестия больше получается вкупе.
В процессе подготовки к чтению 2-ой главы книги Деяний Святых Апостолов( решили с Наташей, что эта тема будет актуальна, т.к. больше всего общались на тему создания Церкви Христовой) спели православное «многое лето» Виктору, у которого недавно был день рождения. В процессе чтения выяснился прежде всего тот печальный факт, что я не могу доказать, что момент снисхождения Духа Святого на апостолов есть момент рождения Церкви. Однако все же с Егором, (а с ним мы и общались в основном, остальные либо слушали, либо ушли) мы пришли к выводу, на основании Писания, что Новозаветная Церковь появилась где-то между Преображением Господа на Фаворе и событиями 2-ой главы книги Деяний. Кстати, факт крещения одним Духом Святым без водного крещения никто не смог доказать. Время 21:15, мой мозг выжат. Наталья показала чудеса благочестия, все время находясь на молитвенном посту и не встревая в нашу с Егором беседу, что позволило мне увидеть мою миссионерскую «недоподготовленность». Впереди меня с Наташей ждал акафист по договоренности, холодное плутание вокруг метро Щелковская, крошка-картошка с сухофруктами и целая ночь на Афонском подворье на начало Недели Страшного Суда.
В целом миссия прошла полезно – я увидел свои недостатки касательно момента возникновения Церкви, касательно крещения, недостаток благочестия. И в заключении, о ребятах из щелковской общины – они все очень приятные люди, мы почувствовали уважительное и деликатное отношение к человеку, а к нам особенно, т.к. мы «гости», да еще и из другой «веры» – за что Спаси их всех Христос. 09 марта 2013 года
Из миссионерского дневника Ивана Хрисанова. Слово Твое - светильник ноге моей и свет стезе моей. Пс.118:105
Более подробную информацию вы можете получитьЗДЕСЬ http://www.kistine1.narod.ru
В ста километрах от Москвы, в райцентре Заокский Тульской области, находится высшее учебное заведение адвентистов седьмого дня. Вот уже четверть века как оно действует. Отстроена была академия методом народной стройки на базе заброшенной школы, заваленной мусором. При академии существует образцовое овощное хозяйство, расположившееся на 26 га земли. Здесь же общеобразовательная школа и Христианский гуманитарный экономический институт. В школе обучается более 170 учащихся, 30% которых из православных семей. Перед началом занятий совершается молитва, на которую приходят по желанию. «Отношения у нас толерантные» – пояснил пригласивший нас Е.В. Зайцев, бывший ректор академии, ныне он руководит экономическим институтом.
Спрашиваем у старушки: «Как проехать к православному храму?» Она нам объясняет: «Вообще-то я адвентистка, хожу в адвентистский храм – там лучше изучают Священное Писание, чем у православных». Приехали мы в Заокский на 1,5 часа раньше намеченного для встречи времени. Говорю своим спутникам: «Надо подождать, адвентисты – сообщество западного происхождения, им наверняка свойственна европейская педантичность». Так и порешили. Когда потом Евгений Владимирович узнал, что мы не решились подойти сразу по приезде, он сказал: «Да нет, что Вы, нам свойственна русская широта; нужно было сразу подойти – больше бы пообщались». Наш водитель, одетый в косоворотку, с длинной колоритной бородой произвел определенное впечатление. «У нас есть детский ансамбль – ребята выступают в национальных костюмах» – сказал Е.В. Зайцев. На одной из дверей увидел изображение восьмиконечного креста с надписью «Великая Православная Русь». Евгений Владимирович был удивлен этим фактом. Что бросается в глаза при общении с адвентистами – это их абсолютное спокойствие, отсутствие аффектаций, навязчивости, неподдельная благожелательность. Спрашиваю: «Были ли у Вас ранее православные священники?» Ответ: «Были. Но встреча в формате вопросов и ответов впервые». Предложили трапезу. Я: «Просьба без мяса и вообще у нас сегодня постный день – среда». Реакция: «А мы мяса совсем не едим». Да, я чуть не забыл, что они вегетарианцы. Спрашиваю об отношениях с местными православными священниками. «В целом отношения нормальные, хотя один из них перед Рождеством распространял листовки с критикой «адвентистской секты». О выступлении в местном клубе известного сектоведа А.Л. Дворкина: «В целом оно было корректным». Посетили стоматологический кабинет Центра. В течение 20 лет 2 раза в год приезжает врач-стоматолог из США и благотворительно лечит зубы. Замечаю: «Самая интенсивная молитва у верующих бывает на стоматологическом кресле. К сожалению, после того как проблема решается, вновь наступает расслабление». Врач запомнился еще тем, что в течение 2500 часов он собственными руками изготовил самолет. В Америке на Пасху хор их адвентистской общины, состоящий почти из 100 человек, выступает в местном православном храме (как я понял, храм относится к юрисдикции Американской Православной Церкви).
В кабинете Е. В. Зайцева обратил внимание на пасхальное яйцо, подаренное Патриархом Алексием Вторым, картину с изображением деревянной православной церкви, на группу матрешек с надписями из апостольского послания: «Покажите в вере Вашей добродетель», «В добродетели терпение» и т.п.
При Адвентистском Центре с большой буквы существуют несколько центров с маленьких букв: центр исследования трудов Е. Уайт, аналитический центр православно-адвентистского диалога и др. Большое впечатление произвела библиотека, организованная по последнему слову техники. Есть в ней и раздел о Православии: книги епископа Игнатия (Брянчанинова), о. Павла Флоренского; книги о патриархе Никоне и русских подвижниках 18 века; «Патриарх Кирилл: жизнь и миросозерцание», «Свидетельство обвинения» В.Русака, «Православная Церковь» епископа Каллиста (Уэр); тома «Православной энциклопедии», выпуски «Богословских трудов» и др.
Главная цель посещения Заокского – встреча с преподавателями и студентами, вопросы-ответы. Встреча продолжалась 2,5 часа. Вопросов была масса: от наименования «Русская Православная Церковь» до проблем исихазма. Очень помогло в общении (внимание миссионеры!) постоянное цитирование мною Священного Писания. Прозвучало примерно полтора десятка цитат, преимущественно из книг Паралипоменон и великих пророков. Слава Богу, на память пока не жалуюсь (точнее на память по крупному, в важных вопросах, а вот по мелочам рассеян: постоянно забываю ручки, очки и пр.). Вот некоторые цитаты из Писания, озвученные мной на этой встрече: «Так говорит Господь: для чего вы преступаете повеления Господни? Не будет успеха вам; и как вы оставили Господа, то и Он оставит вас» (2 Паралипоменон 24:20); «Не бойся, ибо Я – с тобою; не смущайся, ибо Я – Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» (Исаия 41:10); «Но люди, чтущие своего Бога, усилятся и будут действовать» (Даниил 11:32).
Между прочим, в православной среде не так много людей, способных свободно и к месту цитировать Св. Писание, да еще и с ссылкой на главы и стихи – я знаю только одного такого человека, – это Игнатий Тихонович Лапкин (я пишу о нем в первой части своих воспоминаний). Не могу не сказать несколько слов об этом удивительном человеке: где-то в 80-е годы, будучи в Киеве, направился он в Андреевскую церковь. Стоит у храма в стоптанных сапогах и в потертой рубахе. Мимо идет итальянская делегация. Итальянцы между собой: «Как бедно одет этот русский!» И вдруг этот мужичок на чистейшем итальянском языке без акцента говорит им: «А у нас на первом месте духовный фактор, материальное начало подчинено духовному». Примерно такие же слова прозвучали на недоумение немецкой и английской делегации – соответственно на чистейшем немецком и английском. Вокруг этого русского самородка собралась толпа иностранных туристов, и он еще долго на разных языках общался с ними на духовные темы. [img]http
Никаких комплексов, общаясь с адвентистской аудиторией, я не ощутил, все-таки я основательно проштудировал их историю и особенности вероучения, цитировал по памяти отрывки из их песнопений и проповедей, что произвело на них большое впечатление. Говорил о соотношении Писания и Предания, иконопочитании (несколько изображений Христа я видел в коридорах); на тему: «Суббота или воскресение» и пр. Думаю, что эта встреча для адвентистов не прошла безследно. Честно говоря, и для меня тоже. В чем именно? Дала импульс к более углубленному изучению Священного Писания, прежде всего. Ну и потом, спокойствие и ровность адвентистов подействовали благотворно. Я еще подумал: «Что же получается? Люди, мягко говоря, не обладающие полнотой истины – такие. А что же я: иной раз взрываюсь, завожусь с полуоборота». Одним словом, встреча помогла и мне получше рассмотреть себя со стороны.