7. О священном Предании
2 Фес.2:15 – «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланиями нашими». Откуда и как мы научаемся истинной вере в Бога? Из двух источников Богопознания: из естественного и сверхъестественного откровения Божия. Под естественным откровением разумеется вся видимая, сотворенная Богом природа: небо, земля, солнце, луна и звезды, моря, реки, леса, животные и растения, весь видимый мир приводит человека к познанию Бога.
Пс.18:2-3 – «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание». Пс.49:6 – «И небеса провозгласят правду Его; ибо Судия сей есть Бог». Пс.88:6 – «И небеса прославят чудные дела Твои, Господи, и истину Твою в собрании святых».
Но естественного откровения далеко недостаточно для полноты Богопознания, особенно после человеческого грехопадения, повредившего всю духовно-телесную природу людей, исказившего их ум, волю и сердце. Действительным и непогрешимым источником научения вере в Бога является сверхъестественное откровение, когда не люди слабыми силами ума своего стараются познать Всемогущего и Непостижимого Бога, а Сам Бог, по бесконечной любви к людям, открывает им Себя и Свою волю через избранных Им святых мужей, которые объявляли волю Божию устно или письменно. Первый, устный способ передачи воли Божией, называется Священным Преданием, в отличие от обыкновенных преданий человеческих.
Второй способ, письменный, – Священное Писание, Библия. Оба способа являются Божественным откровением, «ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» – 2Пет.1:21, 1Пет. 1:10-12, Евр.1:1,2.
Христос учил людей только устно, а Апостолы устно и письменно, но устно – несравненно больше. Таким образом, новозаветным Святым Преданием называется устное учение Господа нашего Иисуса Христа и Его Апостолов, записанное не самими св. Апостолами, а уже их учениками или их преемниками и неповрежденно сохраняемое Церковью наряду со Св. Писанием. Христиане в делах веры и церковной жизни должны одинаково руководствоваться Св. Писанием и Св. Преданием, ибо то и другое есть учение самих Апостолов, учеников Христа.
Разбор возражений сектантов
1. Сектант:
Предания не нужно никакого, ибо Сам Христос осудил его (Мф.15:1-17). Марк 7:7-8 – «Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим; ибо вы оставили заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш и делаете многое другое, сему подобное».
Православный:
Здесь речь не к Апостолам, а к книжникам и фарисеям, и говорится не о Предании Апостольском, а о предании ветхозаветных старцев, которые учили, например, что омовение рук перед употреблением пищи важнее исполнения всех заповедей; предания такие мы и не признаем. (Гал.1:1;
Сир.8:11-12 – «Не удаляйся от повести старцев, ибо и они научились от отцов своих, и ты научишься от них рассудительности и — какой в случае надобности дать ответ»;
Втор.32:7 – «Вспомни дни древние, помысли о летах прежних родов; спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе».)
2.Сектант:
Гал.1:8-9 – «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема».Нужно признавать одно Писание, ибо Предание – это уже иное благовествование
Православный:
Здесь ни слова не говорится о Св. Предании. Всё послание к галатам написано против иудействующих, то есть таких учителей, которые учили, что если принявшие Христа язычники не обрежутся по обряду Моисееву, то не спасутся (Гал.5). Апостол Павел говорит, что если и Ангел с неба будет учить обрезанию, да будет отлучен. Это место, скорее, говорит в пользу Св. Предания: «как прежде мы сказали». Послание написано в 56 году.
3.Сектант:
Апостол Павел отвергает Предание.
Кол.2:8 – «Смотрите (братия), чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу».
Православный:
Говорится здесь о предании человеческом, о языческой философии в городе Колоссы, где учили, что мир не Богом создан, а произошел сам собою, из стихий мира: воды, огня, воздуха – эонами, произошедшими от Бога Ангелами, из которых будто бы один и есть Христос. Против них и предупреждает Апостол Павел.
4. Сектант:
1 Кор.4:6 – «Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один пред другим».
Православный:
Здесь речь идет не о Предании, а о тех партиях и разделениях, которые появились среди коринфян.
1 Кор.1:10-15 – «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Исуса Христа, чтобы все вы говорили одно и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: «Я Павлов», «Я Аполлосов», «Я Кифин», «А я Христов». Разве разделился Христос? Разве Павел распялся за вас? Или во имя Павла вы крестились? Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя». Им и пишет Апостол, чтобы они не гордились, не мудрствовали сверх того, что им написано ранее:
1Кор.3:4-5 – «Ибо когда один говорит: «Я Павлов», а другой: «Я Аполлосов», то не плотские ли вы? Кто Павел? Кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом по скольку каждому дал Господь».
Иер.9:24 – «Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я – Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь».
5. Сектант:
Апостол Павел запрещает предания, называя их баснями. 1
Тим.1:3,4 – »Отходя в Македонию, я просил тебя пребывать в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят большие споры, нежели Божие назидание в вере».
Тит.1:13,14 – «Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их, не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины».
Православный:
Под иудейскими баснями Апостол Павел разумеет не Предание Апостолов, а талмудические толкования Моисеева закона и фарисейские обычаи. (Мф. 7:3-4; 15:3-7; 23:16-26; Ин.4:11; 18:28; Деян.10:28). Под родословиями разумеется учение язычников о происхождении их богов, а также бесконечные родословия иудеев, старавшихся доводить перечень своих дедов, прадедов до Авраама, чем они особенно гордились, сами не делая ничего, достойного похвалы.
6. Сектант:
1 Тим.6:3,4 – «Кто учит иному и не следует словам Господа нашего Исуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходит зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения».
Православный:
Учили иному еретики, особенно гностики, гордившиеся своими знаниями и любившие словопрения.
Деян.17:21 – «Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое». Слово Божие повелевает сохранять Священное Предание:
2 Фес.2:15 – «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены, или словом, или посланием нашим». 1 Кор.11:2 – «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам». 2 Фес.3:6 – «Завещаем же вам, братия, именем Господа нашего Исуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас».
7. Сектант:
Господь запрещает прибавлять к Священному Писанию какое бы ни было учение, следовательно, и всякие предания.
Втор.4:2 – «Не прибавляйте к тому, что я заповедаю вам, и не убавляййте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедаю».
Откр.22:18 – «И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей».
Православный:
Приводимое место из Второзакония запрещает не Священное Предание, а языческое учение и поклонение Ваал-Фегору.
Втор.4:3,4 – «Глаза ваши видели все, что сделал Господь с Ваал-Фегором: всякого человека, последовавшего Ваал-Фегору, истребил Господь, Бог твой из среды тебя; а вы, прилепившиеся к Господу, Богу вашему, живы все доныне». Ветхозаветные праведники очень много прибавляли и не были наказаны Богом. (2 Пар.29:25; 3 Цар.7:29,36,42; 9:1,3; Есфирь 9:20-28; Ин.10:22 и др.) В Откровении 22:18 говорится только об одной книге Откровения Иоанна.
8. Сектант:
2 Тим.3:15-16 – «Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Исуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности». Для спасения достаточно одного Священного Писания.
Православный:
Апостол Павел сам учит христиан: «Стойте и держите Предания» – 2 Фес.2:15.
Тимофей был научен вере больше устной проповедью, что видно из стиха 14-го: «А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен».
1Тим.6:20 – »О Тимофей! Храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания».
2Тим.1:13 – «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе».
2Тим.2:2 – «И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить».
9. Сектант:
Довольно одного Писания, чтобы правильно веровать во Христа, как делали верийцы.
Деян.17:11 – «Здешние были благомысленнее Фессалоникийских: они приняли Слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писание, точно ли это так».
Православный:
Приводимое место не оправдывает, а обличает сектантов, не признающих устного учения, Священного Предания. Здесь говорится, что когда Апостолов изгнали из Фессалоников, то они ушли ночью в Верию, где в синагоге начали проповедовать о Христе, «они приняли Слово», то есть устную проповедь, а не отвергли, как в Фессалониках».
10. Сектант:
2 Пет.1:19 – «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших». Достаточно одного Писания, без Предания.
Православный:
Нет недостаточно: нужно еще и правильное изъяснение Священного Писания, ибо «никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою» – 2 Пет.1:20.
Но кроме этой истины, есть много и других, необходимых для нашего спасения, о которых пророки мало говорили: о таинствах крещения, покаяния, брака, елеоосвящения, о которых возвестил устно Христос и научили устно и письменно святые Апостолы.
11. Сектант:
Лк.16:29 – «Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки, пусть слушают их».
Ин.5:39 – «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную».
Рим.3:21 – «Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?»
Православный:
В словах Авраама и Спасителя нет даже и намека на ненужность устного научения вере, то есть Священного Предания. В речи Авраама говорится о необходимости для братьев богача, живших в Ветхозаветные времена, слушаться предписания Моисея и пророков.
Мрк.1:15 – «И говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие, покайтесь и веруйте в Евангелие».
2 Фес.2:15 – «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим».
12. Сектант:
Рим.1:16 – «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, иудею, потом и еллину». Достаточно одного Писания.
Православный:
«Благовествование» – это устная проповедь. 1 Ин.1:5; Лк.4:18; 43-44; 9:6; Деян.5:42; 11:20.
13. Сектант:
Деян.20:27-31 – «Ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию. Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас».
Православный:
Эти места Писания говорят в пользу Св. Предания. «Непрестанно» – Апостол учил ефесян устно три года «день и ночь», и ничего не записано.
14. Сектант:
Деян.1:1 – «Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала». Записано всё, что необходимо для спасения.
Православный:
Нет, не всё. Ин.20:30 – «Много сотворил Иисус перед учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей».
Ин.21:25 – «Многое и другое сотворил Иисус: но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь».
Лк.1:2 – «Как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова». У Луки не описано омовения ног Христом ученикам (Ин.13:1-16), беседа Христа с Самарянкой (Ин.4:5-26), притча об истинном пастыре (Ин.10:1-18).
15.Сектант:
Мы не признаем Св. Предание потому, что если оно было дано церкви, то Апостолами; и почти за 2000 лет могло быть изменено и даже совершенно повреждено.
Втор.32:7 – «Вспомни дни древние, помысли о летах прежних родов; спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе».
Православный:
Но на этом же основании должно отвергнуть и Св. Писание, ибо без Св. Предания нельзя убедиться в подлинности и не поврежденности Св. Писания, то есть что именно то, которое было написано Св. Апостолами за 2000 лет оно ни в чем не повреждено. Если верите, что нашею Церковью Св. Писание сохранено неповрежденным, то должны верить и в сохраненное Св. Предание.
Св. Церковь, от времен Св. Апостолов также бережно сохраняла Св. Предание, как и Св. Писание, ибо верила и верит, что Виновник того и другого, есть один и тот же Дух Святой.
Св. Апостолы, приказав христианам хранить Св. Предание (2Фес.2:15) повелели своим преемникам, пастырям Церкви, чтобы оно (Предание) всегда содержалось согласно со Св. Писанием, ибо истинный епископ Церкви, должен быть: «держащийся истинного слова, (Св. Предания) согласно с учением» (со Св. Писанием). Тит.1:9, 1 Тим.2:2.
В первые века Церкви Христовой, св. отцы и учителя, как Ириней Лионский, Климент Александрийский, стали записывать Предание Св. Апостолов, так что к IV веку они были уже все собраны в один канон, утвержденный на иппонийском соборе 393 года. Определение собора было подтверждено 33 правилом Карфагенского Собора 397 года и на 7 вселенском Соборе 691 года.
Св. Предание заключается в древних символах, в древних литургиях (Апостола Марка, Апостола Фаддея), в писаниях св. отцов и учителей Церкви, церковной богослужебной практике, в правилах Апостолов, в правилах семи Вселенских и девяти Поместных Соборов, которые будучи выражением голоса всей Церкви, являются источником православной веры и христианского благочестия.
Сами сектанты, отрицая Св. Предание, пользуются им, при праздновании Рождества Христова, Пасхи, Вознесения Христова, и удерживают обычай давать детям имена св. отцов, которых они не почитают. Отвергнув обряды Церкви и богослужения, сохраненные по Преданию от Св. Апостолов, сектанты выдумали свои обряды, при совершении «преломления», «крещения», брака, омовения ног, обновления дома; выдумали свое богослужение, свои катихизации, введение пророчеств и «когда мы отсылаем их к тому Преданию, которое происходит от Апостолов, и сохраняется в Церкви через преемство пресвитеров, они противятся преданию, говоря, что они премудрее не только пресвитеров и Апостолов, и что они нашли «чистую истину» Св. Ириней Лионский (II век
).