АЛЕКСИЙ II (Алексей Михайлович Ридигер) Патриарх Московский и Всея Руси (1990-2008)
Родился 23 февраля 1929 года в Таллине (Эстония) в семье Михаила Александровича Ридигера (1902-1964) и Елены Иосифовны Писаревой (1902-1959), русский. Потомок курляндского дворянина Франца Вильгельма Ридигера, который при Екатерине II перешел в православие, став Федором Ивановичем. Кроме курляндских немцев, в роду были выходцы из Германии и Швеции. Один из предков - генерал Ридигер, герой войны 1812 года. Отец родился в Санкт-Петербурге, жил в эмиграции в Эстонии, был последним, четвёртым, ребёнком в браке Александра Александровича Ридигера и Аглаиды Юльевны Бальц. Окончив Богословские курсы, в течение 16 лет был настоятелем церкви в Таллине, председателем епархиального совета. В 1961 году был удостоен Патриархом Алексием I наперсного креста. Мать - уроженка г. Ревеля (прежнее название Таллина), дворянка, дочь расстрелянного большевиками полковника царской армии.
В мае 2004 года Глава Императорского Дома Романовых Великая Княгиня Мария Владимировна Романова восстановила Патриарха Алексия II во дворянстве и он был внесен в "СПИСОК ЛИЦ, УТВЕРЖДЁННЫХ ГЕРОЛЬДИЕЙ Е. И. В. В ПОТОМСТВЕННОМ ДВОРЯНСТВЕ И ВНЕСЁННЫХ В ОБЩЕРОССИЙСКУЮ ДВОРЯНСКУЮ РОДОСЛОВНУЮ КНИГУ В 2004 Г." ("...Его Святейшество Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II (в миру Алексей Михайлович РИДИГЕР) (*23.02.1929), сын священника Михаила Александровича, внук статского советника Александра Александровича Ридигера, который был утверждён в потомственном дворянстве указом Департамента Герольдии Правительствующего Сената 5.05.1909 г. № 1059 (по офицерскому чину своего прадеда Фёдора Ивановича РИДИГЕРА, прапорщика (с 1795 г.), впоследствии подпоручика) (из дворян Санкт-Петербургской губ." - Сайт Герольдии Е.И.В. Великой Княгини Марии Владимировны). Мальчиком Алексей с родителями ежегодно совершал паломнические поездки в Свято-Успенский Пюхтицкий и Псково-Печерский монастыри, в 1938-1939 годах ездил в Валаамский монастырь на Ладожском озере. С 6 лет прислуживал в церкви - сначала священнику Александру Киселеву (другу и духовнику генерала Андрея Власова - Русское возрождение. 2002, № 81, стр. 112). Под руководством А.Киселева был в 1943 году алтарником в храмах, в которых окормлялись бойцы дивизии "Руссланд" (русского военного формирования, не входившего в РОА Власова и действовавшего в составе Вермахта под руководством зондефюрера абвера Артура Хольмстона-Смысловского). После ухода А.Киселева с немцами, остался в Таллине и прислуживал своему духовному отцу протоиерею Иоанну Богоявленскому (с 1946 года - епископ Таллинский и Эстонский Исидор, ум. в 1949 г.). В 1944-1946 годах служил старшим иподиаконом у архиепископа Таллинского и Эстонского Павла (Дмитровского, ум. в 1946г.). В 1945 году готовил к открытию Александро-Невский собор в Таллина, который был закрыт во время оккупации). С мая 1945 года по октябрь 1946 года - алтарник и ризничий собора. Учился в частной школе, затем в гимназии, закончил русскую среднюю школу при советской власти. С 1946 года служил псаломщиком в Симеоновской церкви г.Таллина. В 1946 году духовника А.Ридигера протоиерея Иоанна Богоявленского назначили ректором новооткрытой Ленинградской Духовной Академии и семинарии (ЛДА и С). В том же году Алексей сдал экзамены в ЛДС, но не был принят как не достигший совершеннолетия. В 1947 году служил псаломщиком в Казанской церкви г.Таллина. В 1947 году поступил в 3-й класс ЛДС, сдав экстерном экзамены за 2 класса. Окончил семинарию в 1949 году по первому разряду. В 1949-1953 годах заочно учился в ЛДА.
Будучи студентом первого курса ЛДА, 11 апреля 1950 года женился на Вере Георгиевне Алексеевой, дочери настоятеля Александро-Невского собора в Таллине, где некогда был прислужником будущий патриарх, в том же году развелся. Согласно доносу инспектора Ленинградской Духовной академии региональному Уполномоченну Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР, целью женитьбы было уклонение от службы в армии ("В Л.Д.А. был случай посвящения в сан священника с целью уклониться от отбывания службы в Советской армии. Ридигер А.М., 1929 г.р., подлежал призыву на военную службу в 1950 году. Будучи женихом дочери протоиерея г. Таллина Г.Алексеева, Ридигер А. желал избавиться от военной службы. Узнав наверняка за несколько дней о призыве в армию, Ридигер, протоиерей Алексеев и епископ Таллинский Роман упросили митрополита Григория на согласие повенчать Ридигера во вторник на пасхальной седмице, когда по Церковному Уставу брак запрещен. Ридигер был повенчан в Академической церкви во вторник пасхальной седмицы 1950 года, спешно произведен в диаконы, затем во священники епископом Романом и назначен на эстонский приход ст. Йыхва, Балт. ж.д., Нарвская ул., Э 102. Инспектор Академии Л. Парийский, 27 ноября 1951 г." - Евгений Сидоренко [Евгений Комаров]. Замужем за патриархом// "Московские новости", 22.05.01). Согласно официальной версии, был признан невоеннообязанным из-за болезни сердца.
15 апреля 1950 года рукоположен во диакона, а 17 апреля 1950 — во священника и назначен настоятелем Богоявленской церкви города Йыхви (Johvi) Таллинской епархии. Совмещал служение приходского священника с заочной учебой в академии. В 1953 году окончил духовную академию по первому разряду и был удостоен степени кандидата богословия за курсовое сочинение «Митрополит Московский Филарет (Дроздов) как догматист». С 15 июля 1957 года - настоятель Успенского собора г.Тарту и благочинный Тартуского округа. 17 августа 1958 года возведен в сан протоиерея. С 30 марта 1959 года - благочинный Тарту-Вильяндиского благочиния Таллинской епархии. 3 марта 1961 года принял монашеский постриг. 14 августа 1961 года на заседании Священного Синода определен быть епископом Таллинским и Эстонским, временно управляющим Рижской епархией. 23 августа 1961 года архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом (Ротовым), председателем ОВЦС, возведен в сан архимандрита. Хиротонисан 3 сентября 1961 года. На этом посту смог спасти от закрытия кафедральный собор в Таллине, Пюхтицкий Успенский женский монастырь и 65 приходов, решение о прекращении деятельности которых "за нерентабельностью" было уже подготовлено властями. 14 ноября 1961 был назначен заместителем председателя ОВЦС (председатель - Никодим Ротов). 12 января 1962 освобожден от временного управления Рижской епархией. С 17 октября 1963 года по 1979 год - член Комиссии Священного Синода по христианскому единству и межцерковным отношениям. 23 июня 1964 года возведен в сан архиепископа. С 22 декабря 1964 года по 29 июля 1986 года - управляющий делами МП, постоянный член Священного Синода (сменил на этом посту митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена (Извекова, впоследствии Патриарха). С 7 мая 1965 года по 16 сентября 1986 года - председатель Учебного комитета при Священном Синоде (освобожден от должности по собственной просьбе). С 25 февраля 1968 года - митрополит Таллинский и Эстонский. С 10 марта 1970 года по 1 сентября 1986 года осуществлял общее руководство Пенсионным комитетом. Как и другие иерархи РПЦ, Алексий принимал участие в направляемой властями деятельности различных общественных организаций. С начала 1960-х годов он являлся членом Эстонского правления Комитета защиты мира и Общества дружбы с зарубежными странами, членом правления республиканского Фонда культуры. В конце 1970-х - начале 1980-х годов - член правления этих же организаций союзного уровня, вице-президент общества советско-индийской дружбы (1980-1989 годы), участник разного рода конференций и совещаний за мир и разоружение. 28 мая 1971 года, выступая на Предсоборном совещании, посвященном выборам нового Патриарха, митрополит Никодим (Ротов) заявил: "... у нас имеется кандидат на Московский Патриарший Престол... Совместно с Высокопреосвященными митрополитом Киевским Филаретом (Денисенко, ныне глава УПЦ КП) и митрополитом Таллинским Алексием мы написали свое мнение... это - Высокопреосвященный Пимен, митрополит Крутицкий и Коломенский".
В 1974 году митрополит Алексий вместе с митрополитами Крутицким и Коломенским Серафимом (Никитиным, на покое) и Тульским и Белевским Ювеналием (Поярковым, ныне Крутицкий и Коломенский) выступил в советской печати против писателя Александра Солженицына.
В 1979 году в парижском "Вестнике РХД" был опубликован переданный на Запад о.Глебом Якуниным т.н. доклад Фурова" - "Извлечения из отчета Совета по делам религий членам ЦК КПСС за 1974 г., подписанные заместителем председателя Совета Василием Фуровым. В этом докладе В.Фуров распределил всех архиереев РПЦ на 3 группы по степени лояльности их Советcкой власти: митрополит Алексий был определен Фуровым в первую группу ("Правящие архиереи, которые и на словах и на деле подтверждают не только лояльность, но и патриотичность к социалистическому обществу, строго соблюдая законы о культах и в том же духе воспитывают приходское духовенство, верующих" - "Вестник РХД". 1979. № 130. С. 278-279).
В 1978 году - член комиссии по подготовке и проведению празднования 60-летия восстановления патриаршества в РПЦ. С 23 декабря 1980 года по 1988 год - заместитель председателя Комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси. С 25 мая 1983 года по 16 сентября 1986 года - председатель Ответственной комиссии по реставрации и строительству в Даниловом монастыре. 20 февраля 1990 года назначен председателем Синодальной Библейской комиссии. С 29 июля 1986 года по 10 июня 1990 года - митрополит Ленинградский и Новгородский, управляющий Таллинской епархией. По должности - председатель Ленинградского филиала ОВЦС. Активный деятель Всемирного Совета Мира (ВСМ); в 1980-1981 годах - президент КЕЦ. С марта 1987 года - председатель Президиума и Совещательного Комитета КЕЦ. С 1963 года - член Правления Cовесткого фонда Мира (СФМ). С 27 мая 1981 года - член Совета Общества по культурным связям с соотечественниками за рубежом (Общество "Родина"). Входил в состав общественной комиссии по связям с зарубежными религиозными кругами Советского комитета защиты мира. В 1981 году - вице-президент Общества советско-индийской дружбы.
В 1986 году написал письмо Михаилу Горбачеву, в котором, высоко оценивая перестройку, высказывался за новые отношения РПЦ с обществом и государством. Письмо вызвало жесткую отрицательную реакцию Секретариата ЦК КПСС. Было принято Постановление, в котором выражалось неудовлетворение и содержалась просьба к Совету по делам религий провести соответствующую работу. В результате, формальное повышение Алексия (назначение митрополитом Ленинграда и Новгорода) фактически явилось отстранением его от критически важного, особенно учитывая болезнь патриарха Пимена, поста Управляющего делами. С 18 марта 1989 года по январь 1991 года - народный депутат СССР от Советского фонда милосердия и здоровья, член Комиссии Совета Национальностей по вопросам развития культуры, языка, национальных и интернациональных традиций, охраны исторического наследия.
На съездах народных депутатов СССР голосовал за включение в повестку дня вопроса о 6-й статье Конституции СССР, предусматривавшей руководящую роль КПСС в обществе, за расширение прав автономий, за изъятие слова "советский" из словосочетания "советский конституционный строй".
7 июня 1990 года на Архиерейском Соборе РПЦ митрополит Алексий был избран Патриархом Московским и всея Руси. За него было подано 166 голосов из 317 возможных. Двумя другими кандидатами на пост Патриарха были митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко) и митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан, ныне митрополит Киевский и всея Украины). Интронизация совершена 10 июня 1990 года. Личным секретарем Алексия в Ленинграде был епископ Ладожский Арсений, после интронизации некоторое время личным референтом был диакон Андрей Кураев. В речи на церемонии интронизации в 1990 году продолжил и развил критику проекта Закона о свободе совести, требуя более четкого разграничения сфер влияния церкви и государства, в то время, как Священный Синод придерживался более консервативной позиции. В конце 1990 года Верховный Совет отверг предложении Патриарха о церковной монополии на производство предметов церковной утвари.
Подписавшись в начале 1991 года под "письмом 53-х" в защиту "твердой руки", затем дезавуировал свою подпись. На встрече с Горбачевым выступил в поддержку сохранения СССР.
В январе 1991 года осудил применение силы в Вильнюсе. В июне 1991 года благословил Президента РСФСР Б.Н.Ельцина на церемонии инаугурации. После подавления попытки государственного перевоорота ГКЧП в августе 1991 года осудил путч и обратился к пастве с посланием: "В дни, которые только что довелось пережить нам, кончился Промыслом Божиим период нашей истории, начатый в 1917 году. В то уже далекое время нашу землю обагрила кровь, началось великое разделение и братоубийственная война, завершившаяся торжеством властителей, которые сами о себе свидетельствовали как о людях и политиках "нового типа". Их новизна была в отвержении всех абсолютных нравственных начал, в забвении духовных истоков и смысла человеческого существования, в уверенности в том, что ни перед Богом, ни перед людьми они никогда не понесут ответственности за свои деяния. Последнюю череду из них - я надеюсь, что уже последнюю, - мы видели в дни переворота".
С 12 августа 1992 года по 17 июля 1996 года сам исполнял обязанности Управляющего делами МП (после избрания митрополита Владимира (Сабодана) Предстоятелем УПЦ). Во время политического кризиса осенью 1993 года прервал свой официальный визит в США, вернулся в Москву и стал инициатором мирных переговоров между представителями исполнительной и законодательной ветвей власти в Свято-Даниловом монастыре, которые оказались безрезультатными. 4 декабря 1995 года на III Всемирном Русском Народном Соборе (ВРНС) избран Главой ВРНС, как постоянно действующей международной общественной организации. В 1990-е гг. высказывался против расширения влияния эмигрантской РПЦЗ на территории МП, не принял условий для воссоединения, предлагавшихся РПЦЗ. В январе 2001 назвал приоритетной задачей РПЦ распространение религиозного образования в России: "Мы и дальше будем убеждать светские власти в необходимости ввести в школьные программы эту важную дисциплину, а в вузах предоставить возможность студентам изучать теологию". ("КоммерсантЪ", 30 января 2001). В феврале 2001 осудил верующих, отказывающихся от индивидуального номера налогоплательщика, обвинив их в "попытке внести раздор в общество и посеять недоверие к власти".(Сегодня, 2 февраля 2001). По словам Патриарха, те, кто приравнивает принятие ИНН к отказу от христианства, наносят вред церкви. ("Парламентская газета", 6 февраля 2001)
В апреле 2000 года газета "Экспресс-хроника" опубликовала статью Александра Подрабинека "АГЕНТ АККУРАТЕН, ОБЩИТЕЛЕН", в которой приводилась текст и фотокопия документа из архивов КГБ Эстонии - справка на "агента "Дроздова" ("Агент "Дроздов". 1929 года рождения, священник православной церкви. [...] Завербован 28 февраля 1958 года на патриотических чувствах для выявления и разработки антисоветского элемента из числа православного духовенства, среди которых он имеет связи, представляющие для органов КГБ оперативный интерес. При вербовке учитывалось в будущем (после закрепления на практической работе) выдвижение его через имеющиеся возможности на пост епископа Таллинского и Эстонского.". Статья сопровождалась выдержкой из Открытого письма Г.Якунина, в котором утверждалось: "Сопоставление биографических данных А.М. Ридигера со служебной биографией агента "Дроздова" даёт веские основания полагать, что речь в них идёт об одном и том же лице". - "Экспресс-хроника", 22 апреля 2000 г., №16 (619)// Библиотека Якова Кротова. Патриарх Алексий II не комментировал эти обвинения.
С февраля 2001 года - председатель попечительского совета общественного Военного фонда. В марте 2001 г. в беседе с журналистами в Берне сказал, что со временем будет преодолен раскол между РПЦ и РПЦЗ: "Время вылечит и этот раскол, потому что РПЦЗ и Церковь Московского Патриархата - это плоть от плоти и кровь от крови своего народа... На сегодняшний день отпали все причины, которые раньше оправдывали разделение." (Русский вестник, N8-9, 2001) В ноябре 2001 г. сказал, что не исключает возможность приезда нового главы РПЦЗ митрополита Лавра и секретаря синода епископа Гавриила в Россию по его приглашению: "если приглашение ими будет принято, то во время пребывания митрополита Лавра в Москве состоятся переговоры о возможных путях к объединению церквей". По мнению Патриарха, "в XXI веке сложились условия для воссоединения русской православной диаспоры с Матерью-Церковью". (Интерфакс, 23 ноября 2001). 28 октября 2002 г., во время поездки в Астраханскую епархию, был госпитализирован. Ночью перенес гипертонический криз. На следующий день был перевезен в Москву. Решение об этом было принято на консилиуме личных врачей патриарха и медиков Астрахани. (ИТАР-ТАСС, 29 октября 2002) В апреле 2003 г. из-за проблем со здоровьем впервые не участвовал в торжественном пасхальном богослужении в Храме Христа Спасителя. Сказал, что это стало для него "сугубой скорбью", потому что на протяжении 53 лет своего архиерейского и пастырского служения он всегда совершал пасхальные службы. В августе 2004 г. в СМИ появились слухи о том, что патриарх перенес операцию на сердце. Сам Алексий II слухи опроверг и сообщил, что у него была мерцающая аритмия. (РИА «Новости», 9 августа 2004) 17 июля 2005 года в Киеве прошел крестный ход памяти святых царственных страстотерпцев. В нем приняли участие около 40 тыс. человек.Участники крестного хода скандировали: "Автокефалии (независимости Украинской церкви) - нет!", "Алексий II - наш патриарх". (Интерфакс, 17 июля 2005) 21 декабря 2005 г. Патриарх заявил о "недопустимости торговли благодатью" и потребовал от духовенства РПЦ отмены жестких тарифов на службы и Таинства.Он резко осудил случаи отказа в совершении треб, если прихожанин не может внести необходимую сумму "на пожертвование". "Если материальные блага, иерархическое положение, награды становятся стержнем жизни - Церковь начинает восприниматься не как среда духовного возрастания и труда в винограднике Божием, а как место кормления, сфера добывания денег". (Pravoslavie.ru, 21 декабря 2005 ) В марте 2006 г. выразил благодарность Юрию Лужкову за решение "оградить Москву и москвичей от попыток устроить в столице России публичный парад пропаганды греха" и не допустить проведения в столице шествия гомосексуалистов.(РИА Новости, 16 марта 2006) 17 мая 2007 г. в московском храме Христа Спасителя состоялось подписание Акта о каноническом общении, в результате которого произошло воссоединение Русской православной церкви Московского Патриархата и РПЦЗ. Акт подписали Патриарх Алексий и первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр. 13 сентября 2007 г. Патриарх Алексий заявил, что не исключает в будущем встречу с папой римским Бенедиктом XVI. При этом он считает, что этой встрече должно предшествовать урегулирование проблем между двумя церквями. "Такая встреча должна быть хорошо подготовлена, и надо преодолеть те трудности, с которыми мы сталкиваемся начиная с 1990-х годов,- сказал патриарх.--Миссионерская деятельность римско-католических священников, монахов и монахинь, которая осуществлялась в России, имела конечной целью прозелитизм среди православного населения". "Думаю, что на встрече с папой, которая может состояться, нужно стремиться не только перед камерами, телевидением показаться, но чтобы эта встреча дала бы действительно конкретные шаги к улучшению наших взаимоотношений",- подчеркнул Алексий II. (Ъ, 14 сентября 2007 ) 2 октября 2007 г. в ходе визита в Страсбург Патриарх выступил на сессии ПАСЕ перед парламентскими делегациями 40 стран, входящих в Совет Европы.
Умер 5 декабря 2008 г.
Источники: Официальная биография на сайте Патриархии Википедия база данных "Просопограф - описатель лиц"; материалы Николая Митрохина в базе данных "Лабиринт"
Патриарх Алексий II. Последнее интервью.
Пс.118:113 – «Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю». Более подробную информацию вы можете получитьЗДЕСЬ http://www.kistine1.narod.ru