В Тверской области священник, устав бороться с пьянством прихожан, попросил суд ликвидировать приход Служители Фемиды пошли старцу навстречу
В конце апреля Торжокский городской суд вынес беспрецедентное решение – ликвидировать церковный православный приход. "Православным приходом нарушено законодательство, регулирующее деятельность некоммерческих организаций… Торжокский городской суд решил признать Православный приход Покровской церкви прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра" - гласит вердикт суда.
Новость сама по себе "аховая", поэтому мы сразу созвонились с настоятелем Покровской церкви отцом Георгием.
- В сообщении суда все перепутано, - пояснил священник, – прекращена деятельность не Покровского, а Богоявленского прихода в селе Яконово. Да что там говорить, я сам просил архиепископа Виктора закрыть этот приход… Понимаю, вас это удивляет, дело небывалое, но иного выхода небыло. Да вы приезжайте, я вам все объясню.
И мы поехали…
"Ироды сожгли иконы и порубили Христа"
Добираясь до села Поведь, что в Торжокском районе Тверской области, мы с водителем не уставали поминать то Бога, то черта. Путь к храму оказался не на шутку тернистым – расхлябанная дорога, ребристая как стиральная доска, бесконечные поля с "пасущимися" на них аистами, туман, морось, грязь вокруг – все это не по христиански раздражало и вгоняло в затяжную депрессию.
Километров через 40 после Торжка на горизонте замаячило село Поведь и белоснежная Покровская церковь - первый пункт нашего назначения.
На пороге дома священника отца Георгия (в миру Георгий Воробьев) нас встречает его жена, матушка Зоя. Ярко-голубые глаза, доброе лицо и заявление сходу:
- Сейчас ребятушки я вас буду кормить нашими деревенскими щами!
- Да нам-бы сначала батюшку увидеть…
- Он облачается. Ладно, увидите, поговорите, а потом поедИте, - и смеется – в рифму получилось.
И вот к нам выходит ОН – пожалуй первый священник в России который сам попросил закрыть церковь, ликвидировать православный приход. Высокий жилистый, вызывающе седой (пожалуй только у священников бывает такая благородная серебристая седина), пристально смотрит, затем крепко жмет руку.
- Ну что, пойдем храм покажу…
Заходим в церковь, и я вижу такое, от чего даже забываю перекреститься – деревянное распятие Христа с изрубленными руками в центре храма.
- Это после революции большевики постарались, - зло сверкая глазами объясняет батюшка. – Храм закрыли большевики впервые после его постройки в 1761 году, разорили все внутреннее убранство, Христа порубили. Иконы жгли, топтали ногами, в крест на куполе стреляли ироды!
- Так и сейчас храмы грабят и рушат, времена меняются, люди – нет, - глубокомысленно подначиваю его я.
- Это ты о Яконово, о Богоявленской церкви, наверное, о моем втором приходе, - хмурясь и оглаживая бороду бормочет священник. – Да, там все плохо, хуже некуда. Здесь-то все более-менее, москвичи помогают деньгами, да мы с матушкой на свою пенсию что можем – восстанавливаем… А там… Там и паствы не осталось. Да и здесь прихожан мало. На Пасху пришло всего 15 человек. Иногда мне приходится привозить прихожан на своем Уазике из других деревень.
"Местные пьяницы превратили церковь в притон"
- Мне пришлось обратиться к владыке Виктору с просьбой закрыть Богоявленский приход, - перемешивая ложкой сметану в деревенских щах нехотя говорит отец Георгий. – И он освободил меня от служения в Яконово.
- Подождите, но ведь у вас там была паства, даже мальчики и девочки пели в церковном хоре, - не выдерживаю я. – И вот вы, духовный наставник, оставляете их?
- Леш, божий ты человек, пойми – из прихожан там никого не осталось. Ходили пять бабулек, да все померли. А на счет хора, так деткам родители запретили храм посещать. Уж не знаю почему.
И тут отца Георгия что называется "понесло". Перемена была моментальной и разительной, голос из спокойного превратился в звенящий, отодвинув еду в сторону он положил сжатые в кулаки руки на стол:
- Храм разграбили, осквернили! В советские времена здесь была дискотека, клуб, когда меня назначили служить в этом приходе он был в ужасном состоянии. Убрались внутри, как могли навели чистоту, начали проводить воскресные службы…
- Батюшке уже 70 лет, ему приходилось восстанавливать сразу два прихода, - тихо добавляет матушка Зоя. – Он конечно здоровьем крепок, даже дайвингом занимается, все больше на нашей речушке Поведь.
Далее мы выслушали рассказ о пути отца Георгия к храму. Оказалось, что по образованию Георгий Воробьев химик-технолог органического и нефтехимического синтеза, долгое время работал в Нефтекамске на заводе искусственных кож, потом перебрался в Фергану, где и закончил духовную семинарию.
- Всегда был верующим, - поясняет батюшка.
В 1994 году он стал дьяконом, в 1997 году – священником Покровской церкви, а потом и Богоявленского храма.
- Не ожидал я такого от местных. Православие надо возрождать, а они его уничтожают! Церковь разграбили, стекла повыбивали, сам шесть раз вставлял новые! Привез из Москвы иконостас из 20 икон, так на следующий день и их выкрали… Пьют, воруют, святотатствуют… Вот я попросил закрыть приход. Обращался к местному председателю, Марату Горшкову за помощью, так он сказал что не будет восстанавливать храм, мол и без того дел выше крыши. Наверное он мусульманин, православный-бы так не ответил…
Ильич в соседях у Христа
Яконово встретило нас хмуро и пустынно. Грязный щенок лабрадора гонялся за местными курами, а потом удирал от разгневанного петуха – вот пожалуй единственное проявление жизни. Над администрацией деревни горделиво развевался российский флаг. Прямо напротив – Богоявленский храм, скрытый буреломом.
- Разворовала все молодежь, - сокрушается главный специалист Яконовского сельского поселения Надежда Каменская. – Даже проводку с розетками выдрали, батареи поснимали.
В сам храм пролезть оказалось сложно, окна высоко, двери наглухо забиты, лишь с задней стороны остался единственный вход. Внутри – натуральная помойка. пустые винные и водочные бутылки, кипы бумаг, окурки, да следы чьей-то наспех состряпанной любви - презервативы. Со стены бывшего "дискотечного" зала по - революционному строго взирает рисованный Ильич.
На куполе храма еще остались православные узоры, да что там, даже иконы, правда бумажные, сохранились. Темные от сырости лики Христа и Богородицы как-бы с недоумением рассматривают висящий рядом плакат XXV съезда КПСС с надписью "Социалистические обязательства". Становится грустно, тошно и неуютно.
- Раньше я убиралась в храме, помогала как могла, - рассказывает местная пенсионерка, 64-летняя Людмила Арапова. – А сейчас церковь вновь как и в советские времена осквернена – местные алкаши постарались. Сейчас вы их не найдете, отсыпаются по углам да другим деревням… Пьют, не работают, воруют… Да у нас и работать-то негде – 150 коров, шесть доярок да 4 тракториста. Остальные… Сами понимаете!
Возле сельмага задумчиво наблюдая за моими потугами найти вандалов покуривает местный старожил – 50 летний Сергей Глебов.
- Не найдешь ты никого сейчас, да и не только местные постарались, приезжие тоже крушат и воруют. По-молодости я сюда (в храм – Ред.) на дискотеку ходил, ансамбль у нас даже был, я на "басухе" играл. А храм, да кому он здесь нужен?! да еще в таком состоянии!
- Не любили у нас этого священника (отца Георгия – Ред.) – сходу заявила мне местный бухгалтер Надежда Кондратьева. – Высокомерный он какой-то. К нему и ходило-то пять старушек.
- Смотрю у вас на стене иконы висят, истово веруете-то? – в шоке от местного колорита вопрошаю я.
- Верующая, но в храм не хожу, некуда!
Вот и говори после этого о возрождении православия, думал я возвращаясь домой. Десятки полуразрушенных храмов, тысячи якобы верующих и натужно православных людей, никакого финансирования - лишь крохи с чьего-то барского плеча , ну как тут с горя не перекреститься?
Комментарий Торжокского городского суда
- Суд пришел к выводу, что неоднократные нарушения законодательства России, регулирующего деятельность некоммерческих организаций (не предоставление отчетов, сведений о переизбрании председателя прихода и т.п. – прим. Ред), свидетельствуют о том, что православный приход в Яконово прекратил свою деятельность, - сообщили "КП" в пресс-службе Торжокского городского суда. - Поэтому суд признал приход прекратившим свою деятельность.
…И тверской епархии
Отец Георгий Беляков, ответственный за информацию в Торжокском благочинии:
- Я отказываюсь давать какие либо комментарии по поводу Богоявленского прихода! Почему? Да потому что мне об этом ничего не известно! Я от вас первый раз услышал что приход закрыт… Простите, но я не владею никакой информацией.
И бросил трубку...
Алексей КОСОРУКОВ
"КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА", 6 мая 2011 г.