Так кто находится в послушании Церкви?Настоятель "мятежного" прихода в Барнауле о том, что происходит на его приходе и в РПЦ МП Вознесенский приход г. Барнаула обвиняют в раскольничестве и непослушании Церкви. Опустим пока вопрос о том, что Русская Православная Церковь шире, чем Московский патриархат, о чём свидетельствует воссоединение РПЦ ПМ и РПЦЗ, которую ранее у нас считали раскольнической и даже безблагодатной организацией. Воссоединение же произошло без покаяния "зарубежников" и, следовательно, РПЦЗ признана нами равноценной по благодати структурой Православной Церкви. Напомним, что значительная Её часть воссоединения с нами не приняла.
Обратимся к Уставу самой РПЦ МП. Как известно сейчас действует его редакция принятая на Архиерейском Соборе 2009 года. Здесь мы видим, что в его пункте 34 прямо указано, что "Высшим органом управления прихода является Приходское собрание...". Такое положение полностью соответствует традиции и канонам Церкви, да и просто здравому смыслу. Что же мы видим в спущенном нам Типовом уставе прихода принятом Священным Синодом РПЦ МП. В п.5.1 говорится: "Епархиальный архиерей является высшим (руководящим) органом управления Прихода..." Как видим - явное противоречие! Может ли подчинённый орган Архиерейского Собора (напомню, что согласно п.1 главы III Устава РПЦ "Архиерейский Собор является высшим органом иерархического управления Русской Православной Церкви..."), а согласно п.1 Главы V Устава РПЦ " Священный Синод, возглавляемый Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем), является органом управления Русской православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами", принимать положение прямо противоречащее воле высшего органа? Ответ очевиден.
Следовательно, Священный Синод оказал непослушание своему высшему органу Архиерейскому Собору! Может ли совесть христианина мириться с таким явным попранием канонического устройства Церкви?
Ещё более нелепо выглядит ситуация с точки зрения здравого смысла. Записанное в Типовом уставе положение аналогично тому, что в армейских установлениях было бы сказано, что командиром взвода является, к примеру, командующий армией. Так почему приходы должен поддерживать и принимать эту явную несуразицу?
Нет в ныне действующем Уставе РПЦ МП и революционного положения пункта 1.4 Типового устава о том, что приход осуществляет свою деятельность в соответствии, в том числе и с указами и распоряжениями Патриарха Московского и всея Руси. Напомню, что распоряжения - это индивидуальные акты. А из этого следует, что патриарх напрямую может управлять любым приходом любой епархии. Говорить при этом, что мы не движемся в направлении к католицизму, копируя полномочия папы, просто неприлично.
К сожалению, Архиерейским Собором 2009 года принято положение, выраженное в п.п. "н" п.18 Главы X о том архиерей "частично или полностью изменяет состав Приходского собрания при отступлении членов приходского собрания от канонических правил и установлений Русской Православной Церкви".
Всё это отражает такое понимание канонического устройства Церкви: если я архиерей, что хочу то и ворочу, а вы обязаны слушаться. Пункт же 18 даёт самые широкие возможности архиереям - самодурам. Что таковые имеются, в Барнаульской епархии знают очень хорошо.
Но и это положение Типовой устав "улучшает". В его п.7.3 записано: "В случае, если член Приходского собрания не исполняет хотя бы одну из обязанностей, предусмотренных пунктом 7.4 настоящего Устава, Епархиальный архиерей единоличным решением вправе исключить всех (часть) членов из состава Приходского собрания и включить в его состав новых членов по собственному усмотрению". То есть, за неисполнение кем-то из членов Приходского собрания такой, например, обязанности записанной в п.7.4. как отсутствие на заседании Приходского совета без уважительной причины, архиерей может исключить из прихода всех его членов.
Скажите нам, пожалуйста, почему сейчас в Церкви должны царствовать попрание элементарных канонических норм и извращённая логика?
Исходя из этого Вознесенский приход г. Барнаула и считает себя находящимся в единстве с канонической традицией Церкви и, следовательно, в послушании Ей. А те, кто требуют от нас принятия этого устава, в послушании Ей не находятся.
Я уже не говорю о нарушении догмата о соборности Церкви, смысл которого в совместном поиске истины, чтобы она стала для всех очевидной. Типовой приходской устав грубо попирает этот принцип.
Иерей Георгий Титов, настоятель Вознесенской церкви г. Барнаула.
P.S. Прошу прощения за неполноту в охвате темы и аргументации, так как материал писался в больнице.
"НОВОРОССИЯ", 20 августа 2010 г.
http://www.novorossia.org/religia....vi.html