Вопросы и ответы из Интернета. Часть 2 Вопрос 1652: Правила, каноны и догмы в Православной Церкви напоминают своей застывшестью прежнюю партийную идеологию, а церковные иерархи – советских лидеров на трибунах. Церковь не хочет избавляться от тоталитарного наследия?
Ответ: История Православной Церкви насчитывает два тысячелетия. Всё это время Церковь стоит на незыблемой основе, на краеугольном камне – твердой вере в воплотившегося, распятого и воскресшего Господа Бога Иисуса Христа.
Верующие с помощью церковных таинств имеют общение с Вечным и Неизменным Богом. И только благодаря этому общению члены Церкви стоят на твердой почве и сохраняют свободу от порабощения грехом. Если же под ногами человека постоянно трясется земля, то ему, может быть, и кажется, что он свободен от «тоталитаризма», что он двигается по своей воле. Не мнимое ли это впечатление? Тем более, что в любой момент под тобой может образоваться бездна.
Что же касается ассоциаций – то разве церковные иерархи виноваты в том, что лидеры коммунистической партии стали подменять демонстрациями крестные ходы, записывать в моральный кодекс коммунизма искаженные Божии заповеди? Этим они подменили вечную и незыблемую основу, веру в Бога, на иную – временную и ложную.
И.Л.: Вопрос задан и по существу, и очень правильный. Но батюшки с церковных пеленок приучены жить в закупоренных сосудах с водой снобизма и полностью зашорены непогрешимостью мнимой.
Они научены только учить других, но не учиться из Библии, сидя у ног Христа. Только исповедывать других, но самим не исповедываться.
Почему бы прямо и не сказать, что да, действительно, репертуарчик давно не менялся, и потому никому не интересно стало просто стоять в храмах. Людям хочется еще и понимать, чтобы не только пением услаждаться, тем, как безбожные хоры мурлычут и вопят, но и любить. Любить своего Любящего Отца.
Быть за Его столом, а не принюхиваться к объедкам, которыми кормят невозрожденные священники доверившихся им. Нужно так и сказать, что да, так и есть, что действительно, заморили свою паству, что всё в застывшей форме, что окоченели от невидения горя и беды, в какую впала православная церковь. И в мятежах души и страны виновата в первую очередь церковь обмирщенная.
Священники мёртвые и не знают, что такое рождение свыше. И только давят обрядоверием, только гонят к исповеди и к причастию мертвецов. Благодати призывающей и благодати обращающей нет. Потому такое поле мертвых костей и церковь превратили в скотомогильник. А с 1927 года, когда митрополит Сергий сдал все позиции сатанистам и заключил с ними предательский конкордат, жизнь в церкви стала подобна жизни в номенклатурной партийной ячейке. А сама московская патриархия превратилась в пятый отдел КГБ СССР.
Сегодня дворкины много и умно толкуют о тоталитарных сектах, что это за явление, как вызволить попавших в плен этим тоталитарным волкам. Но если бы тщательно расследовать все признаки тоталитаризма, то самое похожее сегодня – это монашество в православии, подходит под все до единого пункта. Полное бесправие, как писал о. Григорий Петров, что и видим от времен древних.
Понаписали в каждом монастыре свои уставы закабаления личности, полной, уничижительной покорности воле грешного человека, и совершенно нигде не написали заповеди, чтобы слушались больше Бога живого.
Иер.11:10 – «Они опять обратились к беззакониям праотцев своих, которые отреклись слушаться слов Моих».
Деян.5:29 – «Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам».
Вопрос 1653: Как вы думаете, с какой книги лучше всего начать неверующему человеку, чтобы он захотел идти к Богу? И почему?
Хочу вкратце рассказать о своем пути к вере.
Из атеиста в верующего человека я превратилась, как ни странно, после прочтения книг Сергея Лазарева «Диагностика кармы». Почему странно? Потому, что знаю, что православием категорически отрицается и карма, и множественность жизней, и само отношение к этому автору очень недружелюбное.
Поэтому перед тем, как опубликовать мой ответ, неплохо было бы посоветоваться, может быть, с не одним даже, а с несколькими священниками. Спустя некоторое время после ее прочтения я сама уже смогла отделить зерна от плевел, но значение этой книги не могу переоценить. Дело в том, что по образованию я технарь, а Лазарев буквально посредством трех законов Ньютона и теоремы Пифагора объясняет физический (энергетический) смысл молитв, христианских таинств, постов и т.д.
Теперь о следующей ступени на моем пути от веры вообще к христианству в частности. Поначалу христианство казалось мне противоестественной, чуждой жизни религией. Это связано с тем, что жизнь представлена там как мучение (в поте лица, в муках) и противопоставлена раю.
Многих вещей, конечно, я тогда еще не знала. В свое время прочитала книгу Ефремова «Таис Афинская». Греческое язычество в противовес христианству обрисовано там радужным, легким и светлым. Я с этим согласилась. Потом услышала о книге Сенкевича «Камо грядеши», тоже написанной о раннем христианстве, и захотела прочитать и ее. Но при чтении выяснилось, что в ней христианство представлено совершенно с другой стороны, чем у Ефремова. И в конце концов оно берет верх над языческим Римом, находящимся на грани упадка.
Теперь я православная христианка, чего и Вам от всей души желаю. Светлана
Ответ: Начать следует с Нового Завета. В книге «Закон Божий» приведены достаточно подробные разъяснения. Игумен Максим (http://trinity.defender.ru)
От автора: Я тоже по образованию технарь. Книги, кои меня превратили из атеиста (не научного) в православного – Ф. Ницше «Человеческое, слишком человеческое» и Дневники Ф.М. Достоевского. Но это было в те времена (эпоха Брежнева), когда я читал Ницше и В.С. Соловьева только тайком и в очень плохом ксероксе (точнее, это был даже не ксерокс). С ответом игумена Максима не согласен.
Человек слишком индивидуален. И на такой сложный и одновременно простой вопрос ответа, видимо, нет. Надо знать человека очень хорошо. Пути у всех разные.
И.Л.: Если бродяга решил стать сыном, то ему нужно идти в дом Отца через те же рытвины, что и при уходе из отчего дома, через осознание своего пути отступления и падения, через покаяние. Пока человек не придет к сознанию своего полного краха, через эту первую ступеньку отречения от самого себя, он не может приблизиться к Создателю.
Эти три ступеньки крыльца и есть единственный путь возврата за стол Отца, к Новому Завету.
Мф.11:28 – «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас».
Лк.15:19 – «И уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих».
Мф.16:24 – «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».
Все остальные учения, все «кармы», коими окормлялся на стороне далекой, есть срам, исторгнутый из чужого чрева.
Ис.28:8 – «Ибо все столы наполнены отвратительною блевотиною, нет [чистого] места». Пока человек не осознает, что он погиб и погиб окончательно и безвозвратно, ему незачем покидать блистательные пиршества в стойбище сатаны, ему и так тепло со свиньями. Осознание безвыходности поднимает взор к небу, к словам Откровения, к Библии.
Песн.3:2 – «Встану же я, пойду по городу, по улицам и площадям, и буду искать того, которого любит душа моя; искала я его и не нашла его».
Лк.15:18 – «Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою».
Вопрос 1654: Недавно слышала (в передаче Радзинского о Распутине), что Николай II считал его юродивым. Тема юродства мне почти не знакома, но я знаю, что юродивые могли непристойничать, ругаться и т.п. специально, чтобы быть поношаемыми, ругаемыми и стяжать таким путём спасение.
Могли ли юродивые, дабы доказать своё юродство, совершать смертные грехи – прелюбодеяние, «разрушение чужих судеб» (по словам Радзинского, да и по другим источникам). В связи с возможной канонизацией Распутина – каялся ли он в своих грехах? И является ли насильственная смерть в пьяном виде мученическою смертью? С уважением, Татьяна
Ответы: У вас на ссылке: http://www.spasi.ru/answer/0301.htm содержится вопрос о юродстве. Предлагаю спрашивающему зайти на мой сайт о юродивых http://blazhenny.narod.ru или написать мне orthodoxy@pisem.net
И.Л.: Далее даются подробнейшие ответы Ридигера и иных мудрецов. И уже разделились во мнениях, и ни один не обращается за советом к Господу, что Бог говорит о распределении людей до Суда Божия вверх или вниз: канонизировать или анафематствовать?
1Кор.4:5– «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога».
Ис.28:7 – «Но и эти шатаются от вина и сбиваются с пути от сикеры; священник и пророк спотыкаются от крепких напитков; побеждены вином, обезумели от сикеры, в видении ошибаются, в суждении спотыкаются».
Придумали комиссии, которые разве у Господа Бога в канцелярии сидят, и Бог дает им Свои резолюции, кого во святые, а кого и по шапке? И каждый мертвец от имени Православия вопит:
2Цар.15:4 – «О, если бы меня поставили судьею». Не надо прежде временим разделять, кого куда. Даже Господь наш не делал этого и по земным вещам.
Лк.12:14 – «Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас»? И канонизация вся, любая, и юродство, всё, любое – это выдумки человеческие, об этом ни слова не написано в Библии. А чего нет в Библии, о том и не рассуждаем, – говорит Златоустый учитель.
Еккл.11:3 – «Когда облака будут полны, то они прольют на землю дождь; и если упадет дерево на юг или на север, то оно там и останется, куда упадет». То есть перестаньте после смерти человека менять, определять его посмертную участь, в зависимости от своих притязаний, кривотолков греховных.
Вопрос 1655: На Вашу страницу мне бы хотелось обратиться вот с каким вопросом: очень часто в жизни каждого из нас душа наша обращается за помощью к Всевышнему, разум в такие моменты, по-моему, просто это не может ни понять, ни воспрепятствовать.
Но, к сожалению, бывают и такие моменты, когда разум наш, каждодневные мирские заботы, хлопоты а порой и отчаяния заставляют(!?) забывать нас о душе. Как избежать этой дисгармонии, как в такие тяжёлые, стрессовые состояния очистить свет души нашей вечной, как не потерять голову (веру потерять нельзя)?
Ответ: Вы уверены, что нужно стараться избегать эту «дисгармонию»? Даже Иисус Христос, праведный Иов пережили состояние богооставленности, что говорить о нас, грешных?
И.Л.: Как легко и быстро ответили на этот сложнейший вопрос. Сначала о богооставленности Христа Отцом Небесным. Пример взят совершенно не к делу и не к месту. Это не дисгармония, а час искупления, когда грехи всего мира были на Сыне Человеческом.
Мф.27:46 – «А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?»
И если отец в притче говорит сыну, что нет оставленности его, то тем более у Отца Небесного не было в плане спасения оставить Христа.
Лк.15:31 – «Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое».
Как видим, здесь не было ни опустошенности, ни усталости, ни сна, ни безразличия к спасению.
Евр.5:7 – «Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение».
У Христа и на кресте всё было в полной гармонии с замыслом Отца о спасении нашем и со словами Его.
Иов же был не в апатии, не в угнетенном состоянии, но как человек, несправедливо наказанный. Требовал он разъяснения от Бога, так как его друзья обвиняли его, что он наказан за множество своих тайных преступлений.
Иов.19:7 – «Вот, я кричу: обида! и никто не слушает; вопию, и нет суда».
Иов.30:28 – «Я хожу почернелый, но не от солнца; встаю в собрании и кричу».
И этот пример совершенно не соотносится с вопросом.
Ответ же нужно искать в духовном сверхплачевном состоянии прихожан, над которыми так издевательски прозвучал ответ батюшки. Люди не знают истинного пути спасения. Их запрограммировали ходить по кругу: храм, батюшка, богослужения, исповедь, причастие; храм, батюшка, богослужения, исповедь, причастие; храм, батюшка, богослужения, исповедь, причастие.
И ни звука о том, чтобы прихожане поверили, что они избранные чада Божии, что им дарован Дух Святой, и они имеют полный доступ к благодати слышания слова Божия, вникать в Библию, что всем дарована благодать священнодействия проповеди.
Рим.15:16 – «Быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу».
Нужно быть всегда в общении с Богом через слово Его и через искреннюю молитву, а не через стояние только в храме; и через близкое общение с верными детьми Божьими. Это состояние оставленности и апатии – путь одиночества и стремящихся к монашеству - совершенно неизвестен был первым христианам, когда жизнь вокруг них была на грани жизни и смерти. Нужно идти в мир и там исполнить порученное Богом свидетельство любви. Тогда и близко не подойдет уныние. А будет внутреннее радостное ликование спасенного грешника, желающего во всем быть благодарным на деле Христу.
2Кор.6:10 – «Нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем».
Фил.4:4 – «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь».
1Фесс.5:16 – «Всегда радуйтесь».
Рожденье мира, мириадов звёзд, Ам.5:8
Гармонии и ликованья духов. Иов.38:7
Движенье – всё пустилось в рост – Иов.8:11
Исследованье зрению и слуху. Еккл.1:13
Плодиться, размножаться, расщепляться Быт.1:22
Отныне суждено; и сохраниться. 3Ездр.8:14
Блаженство матерей, отцы от счастья Ин.16:21
Хмелеют, видя винограда кисти. Песн.7:8
Во сколько горше приближенье к смерти – Сир.41:1
Терзание грудей, распущенных волос Иез.23:34
За детище свое, которым демон вертит, 2Кор.11:3
Кому не нужен Иисус Христос... Иов.21:14
Рождение идеи и открытий, Сир.38:38
Поэм, симфоний, миллионов книг Еккл.12:12
Ведёт к Отцу или к свиней корыту, Лк.15:15
Раскручивая в вечность каждый миг? Мф.25:41
Конечно, без Творца мы глухи, немы, Пс.57:5
Незрячи, и мертвее мертвеца. Ин.9:41
От повода, причин, начало темы – 2Кор.11:12
Но побуждение к добру лишь от Отца. Иак.1:17
Из недр Его непостижимо страшно Иак.1:18
Первоначальное рожденье и движенье. Рим.11:36
И семя мысли на перо-бумажку, 2Ин.1:12
В октавы, в симилитерное пенье. Пс.26:6
«Христос воскрес!» – залогом на победу 2Тим.1:12
Над злом, над смертью и над сатаной. Рим.16:20
В богатого переродится бедный, 2Кор.8:9
В том городе с высокою стеной. Откр.21:14
Рожденье от воды, в воде, водою, Деян.1:5
Помазаны, осолены штормами. 1Ин.2:20
Таланты, семя высеять, удвоить, Мф.25:20
Перерождая капища из храма. Ин.14:23
Рождение от проповеди слова, 1Кор.4:15
Не пропусти, не просмотри, пловец. Евр.3:15
Сгоревший мир вдруг возродится снова – 2Пет.3:10
Над всей вселенной лучезарный Крест. Мф.24:30
30.5.03. ИгЛа
Вопрос 1656: Вот Вы говорите, что Бог забирает к себе человека либо во время пика его развития, либо тогда, когда его уже нельзя спасти. Но ведь Бог по Вашим убеждениям всемогущ и всеведущ, а потому Он точно знает, какую жизнь проживёт человек уже тогда, когда этот человек только-только родился.
Бог уже знает, как этот человек закончит жизнь, сможет ли он спастись или погрязнет в грехах. Но так ведь если он погрязнет в грехах, то, забрав его к Себе ещё безгрешным младенцем, Бог даст ему шанс спастись и ему самому (младенца не за что судить), и избавит от страданий многих других людей.
Ведь получается, что такой человек именно в пору своего младенчества находится на пике своего развития, дальше будет только хуже. А Бог, Который, как Вы говорите, знает, что пик развития данного человека – именно младенчество, не забирает его к Себе, а даёт ему возможность впасть в грех и погубить свою душу, а заодно и испоганить жизнь многих других людей. Как такое может получиться?
Ответ: Опять несправедливость со стороны Бога! Зачем Он попускает зло? А затем, хотя бы, что человечество еще в прародителях наших избрало познание мира на путях познания добра и зла. Об этом говорится в первой книге Библии. Другого пути познания мира ни у меня, ни у Вас нет. В идеале мы познаем добро и принимаем его, и познаем зло и отрицаем, отторгаем его.
Что же касается младенцев и взрослых людей, то не мы с Вами, а один Бог знает, когда человек достигает своего духовного пика – в неразумном младенчестве ли или в глубоком покаянии в возрасте зрелом. Мы пытаемся проверить человеческой логикой Промысл Божий, но это более бесконечно-бессмысленное занятие, чем знаменитое «поверить алгеброй гармонию». Тихон
И.Л.: Очень хороший ответ дал Тихон. Подтвердим это Библией, на авторитет которой Тихон и ссылается.
Иер.29:11 – «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду».
3Цар.14:12-13 – «Встань и иди в дом твой; и как скоро нога твоя ступит в город, умрет дитя; и оплачут его все Израильтяне и похоронят его, ибо он один у Иеровоама войдет в гробницу, так как в нем, из дома Иеровоамова, нашлось нечто доброе пред Господом Богом Израилевым».
Прем.Сол.4:7-19 – «А праведник, если и рановременно умрет, будет в покое, ибо не в долговечности честная старость и не числом лет измеряется: мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь — возраст старости. Как благоугодивший Богу, он возлюблен, и, как живший посреди грешников, преставлен, восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его. Ибо упражнение в нечестии помрачает доброе, и волнение похоти развращает ум незлобивый. Достигнув совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета; ибо душа его была угодна Господу, потому и ускорил он из среды нечестия. А люди видели это и не поняли, даже и не подумали о том, что благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его. Праведник, умирая, осудит живых нечестивых, и скоро достигшая совершенства юность — долголетнюю старость неправедного; ибо они увидят кончину мудрого и не поймут, что Господь определил о нем и для чего поставил его в безопасность; они увидят и уничтожат его, но Господь посмеется им; и после сего будут они бесчестным трупом и позором между умершими навек, ибо Он повергнет их ниц безгласными и сдвинет их с оснований, и они вконец запустеют и будут в скорби, и память их погибнет».
4Цар.19:25 – «Разве ты не слышал, что Я издавна сделал это, в древние дни предначертал это, а ныне выполнил».
Иов.3:16 – «Или, как выкидыш сокрытый, я не существовал бы, как младенцы, не увидевшие света».
Иов.7:15 – «И душа моя желает лучше прекращения дыхания, лучше смерти, нежели сбережения костей моих».
Еккл.6:3 – «Если бы какой человек родил сто детей, и прожил многие годы, и еще умножились дни жизни его, но душа его не наслаждалась бы добром и не было бы ему и погребения, то я сказал бы: выкидыш счастливее его».
Вопрос 1657: Прошу дать оценку книгам Владимира Мегре об Анастасии, количество читателей которых быстро увеличивается.
Ответ: Серия названных Вами книг начала публиковаться не так давно, но уже породила множество споров и недоумений относительно личности Анастасии и ее мировоззрения. Вам наверняка знакомо содержание книг В. Мегре, поэтому постараемся остановиться лишь на некоторых моментах, которые показывают, насколько не соответствует жизнь Анастасии православному пути спасения, а ее мировоззрение – христианскому.
Еще дед Анастасии говорит о «сынах» Бога-Отца. Не вдаваясь в подробности (речь идет вовсе не о сыновстве по благодати), можно констатировать нарушение догмата о Святой Троице (Един Бог: Бог – Отец, Бог – Сын, Бог – Дух Святой. Един Бог в трех Ипостасях). Анастасия, воспитанная дедом, легко усвоила преподанные им «истины».
Он говорил ей не только о «сынах» бога, но и научил поклоняться «Высшему духу», проводником «энергии» которого служили т. н. «Звенящие кедры» (особые кедры-долгожители). Такого рода верования восходят к учению друидов, поклонявшихся деревьям и обожествлявших их. Кусочки этих кедров Анастасия рекомендует носить как «оберег». К элементам язычества относятся рассказы Анастасии о духе ее «прамамочки», заключенном в дольмене (дольмен – каменные склепы, где умирали (часто добровольно) люди). Такие люди как Анастасия и иные, подобные ей, считают, что дух умершего живет в дольмене, а потому с радостью общаются с ним...
На прямой вопрос В. Мегре о венчании Анастасия отвечает, что для нее «венчающий найдется». Она просит Владимира прочитать самую распространенную молитву. Владимир читает «Отче наш». Анастасия отвергает эту молитву, как «неподходящую и неточную». Распространение книг Мегре об Анастасии уже принесло свои плевелы. Создана школа, где дети активно изучают Рерихов («Живая этика», «Шамбала» и др.), учатся на практике раскрывать свои «скрытые резервы».
Книги действительно искушают читателя легкостью чтения, острыми интересными сюжетами, новизной, псевдоискренностью. Увы, многие не замечают того яда, духовной заразы, которой вбирают в себя люди даже при обыкновенном чтении подобного рода литературы.
Бог дает человеку много даров. Иногда эти дары так велики, а способности так необычны, что порой человек теряется и воспитывает в себе неправильное отношение к ним. Христос создал Церковь, которая может показать человеку, научить его, можно ли, в каком случае и каким образом развивать в себе разного рода способности. Вспомните, что говорил Христос тем, кто оправдывался перед Ним: «Не Твоим ли именем пророчествовали, изгоняли бесов и т. д.» «Отойдите от Меня, я не знаю Вас». Христианин должен руководствоваться в духовной жизни
Преданием Церкви и Священным Писанием, одна из строк которого говорит: «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» (1 Ин. 4:1).
И.Л.: Ответ священников никогда не показывает истинных виновников той трагедии русского народа, что народ бродит впотьмах, и кто бы что ни изблевал, прихожане батюшкины обязательно подберут и сожрут.
Ис.28:8 – «Ибо все столы наполнены отвратительною блевотиною, нет чистого места».
Совершенно нелепые верования прилепляются и вгрызаются в прихожан. И эту всеядность привили людям батюшки леностью своей, что не проповедывали им чистое словесное учение, что не находились с народом в свободном общении, не разбирали слово Божие, как делали Апостолы.
Деян.17:11 – «Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так».
Отгородились богослужением и думают, что что-то великое сделали, отстояв службу с прохожанами.
Деян.20:20 – «Как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедывал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам».
И вина батюшек поэтому безмерна велика! В объятия этой ведьмы подтолкнули вопрошателей сих разжиревшие в безделье батюшки.
Втор.32:15 – «И [ел Иаков, и] утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего».
Ис.56:10 – «Стражи их слепы все и невежды: все они немые псы, не могущие лаять, бредящие лежа, любящие спать».
Вопрос 1658: Что такое агапа, и действительно ли агапы запрещены решением одного из соборов?
Ответ: В книге Деяний Святых Апостолов неоднократно говорится о «преломлении хлеба», которое первые христиане совершали «по домам» (Деян. 2:46; Деян. 20:7 и др.).
Под «преломлением хлеба» подразумевается Евхаристия при общих трапезах. Эти трапезы включают в себя воспоминание смерти Господней, признание жертвенной цены Искупления, совершенного Спасителем, а также были выражением внутреннего единства учеников Христовых.
По примеру Тайной вечери Спасителя, такого рода трапезы происходили в вечернее время. Так было положено начало агапам, или вечерям любви. Наряду со Священным Писанием об агапах сидетельствуют такие памятники, как письмо Вифинского проконсула Плиния Секунда к императору Траяну, датируемая 111-114 годами; «Учение 12 апостолов» и даже свидетельство сатирика Лукиана Самосатского (втор. пол. II).
Сведения об агапах можно также из творений Св. мученика Иустина Филосифа (II в.), Климента Александрийского (III в.), Тертуллиана (III в.), Минуция Феликса и Оригена, священномученика Киприана Карфагенского (III в.), из памятника церковной письменности, известного под названием «Завещание Господа нашего Иисуса Христа».
Уже св. апостол Павел в первом послании к Коринфянам (1 Кор. 11:20-34) обращает внимание на то пренебрежение, которое оказывается на «Господней вечери» причащению Тела и Крови Христовой. Некоторые из коринфских христиан приходили на «вечерю Господню» с целью утолить голод и так как на вечерях кормили бедных, то богатые участники старались скорее насытиться от своих приношений, чтобы бедные не оставили их голодными. Евхаристия таким образом отодвигалась на второй план. Апостол Павел с горечью и негодованием советует такого рода участникам агап утолять голод дома, чтобы жадностью не осквернять Трапезы Господней.
Таким образом, почти с самого начала существования агапы и началась тенденция к отделению от них Евхаристии (причащения), а впоследствии – к преобразованию их в вечерню (кстати, благословение хлеба, вина, пшеницы и елея на вечерней службе является отголоском древних агап).
Св. мч. Иустин Философ в первой апологии совершенно не упоминает о какой-либо трапезе. Но в связи с Евхаристией он говорит о помощи богатых бедным, т. е. указывает на агапу, принявшую чисто благотворительный характер. В течение II века постепенно происходит процесс отделения Евхаристии от агапы. Во всяком случае Евхаристия стала предшествовать принятию пищи. Ориген упоминает только о поминальных агапах. Священномученик Киприан указывает на перенесение Евхаристии на утро.
В IV-V вв. произошло уничтожение агап. Широкий внешний рост Церкви, в которой оказалось много недостойных членов, стал причиной этого уничтожения. Если во времена Апостола Павла христиан, недостаточно понимавших величие христианской веры, было немного и они постепенно могли дорасти до достойного участия в агапе, то теперь такого рода «плевел» было слишком много, и Церковь должна была отказаться от вечерей любви.
Кроме того, агапа не вполне соответствовала аскетическому духу, которым под влиянием подвижников-аскетов стало проникаться христианское богослужение.
Лаодикийский собор (ок. 360 г.) запрещает как «совершать евхаристию в домах», что соединялось с агапой, так «и в местах Господних или в церквах устраивать агапы» (Правило 58). Блаженный Августин свидетельствует, что «в большей части Италии и во всех или в большинстве других церквей агапы не совершаются вовсе или, если устраиваются согласно обычаю, то оканчиваются и отменяются после любвеобильного увещания епископа» (Письмо 22 к Аврелию).
Третий Карфагенский собор (418 г.) запрещает угощения и пиршества в Церкви, а также причащение после принятия пищи. На Западе впервые запрещает агапы Оксерский Собор 584 г. Уничтожение агап окончательно утвердило обычай причащения прежде принятия пищи, также придало суточному кругу богослужения совсем иной, духовный характер, лишив христианские службы того, что делало их прежде похожими на богослужение ветхозаветное и других естественных религий.
И.Л.: Большое дело – быть грамотным, знать из книжек происшедшее, бывшее.
Но по книжкам очень трудно воплощать хорошее бывшее в настоящее.
По книжкам совершенно невозможно проникнуться исцеляющими пророчествами, когда настоящее твое идет как раз вразрез тому, за что Писание угрожает уже в настоящем. Просмотрите еще раз выделенные здесь места в добротном ответе.
И отвечающий батюшка совершенно ни слова сожаления не высказал по поводу того, что Апостольское служение было нарушено, опыт первоапостольской церкви пренебрегается именно потому, что «равноапостольный» Константин распахнул двери входа в церковь шире врат адовых.
Объяснения такие тяжело языческие, такие чугунно-плотские, что говорить о необходимости вернуть всё на свои места даже и не возникает. И церковные стражи сегодня строго следят за тем, чтобы эти вечери любви, не дай Бог, не возникли и не сблизили народ.
Можно выпивать в компаниях, можно пить за здоровье папы-мамы, можно дни рождения и престольных праздников справлять, но вот вернуть агапы, вечери любви, что было и по Писанию, и по совести – на это даже и шажка махонького кандидаты наук не сделают. Нет тоски по утерянному, по той первой любви.
Откр.2:4 – «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою».
Полюбили красочность богослужений, полюбили, влюбились до беспамятства в Церковную иерархию, полюбили крестные ходы. Но не полюбили первоапостольское служение любви, не пожалели об утерянном.
Ос.2:7 – «И погонится за любовниками своими, но не догонит их, и будет искать их, но не найдет, и скажет: «пойду я, и возвращусь к первому мужу моему; ибо тогда лучше было мне, нежели теперь». И это только потому, что не произошло со многими рождения духовного, свыше, не было Евангельского входа в церковь через личное принятие Христа верою, через жизнь в Духе Святом.
Агапы должны быть возвращены. И пока нет этого решения на уровне соборов, нужно вводить их на низовом уровне, без священников, чаще собираться и жить одной семьей.
Вопрос 1659: Почему на Афон не допускаются женщины? А если даже они появляются вблизи полуострова, это часто приводит к трагедиям, например, пожарам в монастырях. Чем они так провинились пред Богородицей? Быть может, это своеобразный символ того, что женщина первой согрешила? Но не слишком ли это жестоко и несправедливо?
Ответ: Зачем что-то выдумывать и строить какие-то псевдобогословские обоснования? Афон – монашеская республика. Все монастыри там мужские. Монастыри (в том числе женские) со строгим уставом никогда не допускали на свою территорию лиц противоположного пола.
Это аскетическая практика, а не превосходство пола. Слава Богу, что эта добрая традиция сохраняется на Афоне уже несколько столетий. Это позволяет монахам вести более сосредоточенный образ жизни, легче и с большей пользой совершать подвиги поста и молитвы, а афонскому монашеству – давать миру новых подвижников и молитвенников за мир.
И.Л.: Прочтите книжки и просмотрите фильмы Воробьевского Юрия, и уже не нужно будет ничего добавлять, чтобы сделать вывод, что на Афоне совершенно новая религия, ничего общего не имеющая с Евангелием, с Новым заветом.
От начала и до наших дней. Когда и кто из Апостолов или Христос учили, чтобы люди уподобились кротам или другим подземным животным и жили в окружении бесов, за всю жизнь не посмели бы радостно взглянуть в небеса?
У многих афонских монахов представление о Боге ничем не выше, как у тунгусских дикарей. Бог – это страшно, что Бог – это жестоко, что Бога нужно всё время задабривать молитвами и надрывом непомерным.
Восторгам Воробьевского нет предела. Он или совершенно неверующий, или узко специализирующийся на запахах тлена и костей. А когда приезжают оттуда люди, то свидетельствуют, что там эти зилоты наполовину бесноватые, злобные и страшно гордые, и путь Евангелия им совершенно неведом.
Деян.1:8 – «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли».
Деян.13:47 – «Ибо так заповедал нам Господь: Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли».
И путь любви и радости Христовой, путь свидетельства миру об этой любви, миру, в котором и женщины.
Фил.4:4 – «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь».
1Фесс.5:16 – «Всегда радуйтесь».
И никуда и никогда Бог не запрещал женщинам ходить, то есть на гору или на полуостров. А куда запрещал? В алтарь.
Вопрос 1660: Батюшка, ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: благословляется ли в свв. посты принимать витамины и биологически активные добавки, не прописанные врачом? И как обстоит дело с лекарствами, если их прописывает врач?
Ответ: По причине нашей духовной немощи мы не способны поститься так же, как постились святые отцы, хотя всячески должны стремиться к этому.
Но здесь главное – не переусердствовать, предавшись «ревности не по разуму». Если наш организм становится настолько истощен, что это отрицательно сказывается на молитве (одолевает сонливость, уныние, рассеянность, общая расслабленность, нет сил выстаивать богослужения и т. д.), то в этом случае, конечно же, не грех начать принимать витамины, так как цель поста – не умерщвление плоти в буквальном смысле этого слова, но ее порабощение духу, умерщвление греховных страстей.
О том, какие выбрать витамины и как их правильно принимать, нужно посоветоваться с врачом. Что касается биодобавок, то их состав мне неизвестен, поэтому в этом вопросе требуется консультация специалиста. Но, на мой взгляд, лучше от них воздержаться, особенно если эти добавки содержат в себе непостные компоненты.
Относительно лекарств: ответственность за их назначение ложится на врача, который призван вместе с Вами заботиться о Вашем здоровье. Если Вашему организму необходимо употребление назначенных врачом медицинских средств, то Вы не должны игнорировать их. Ермаков
И.Л.: Любой ответ сегодняшних батюшек так интересно слушать прихожанам. И ни батюшка, ни прихожане не знают, что любой ответ их нужно сравнивать с Библией, проверять, правильно ли отвечает руководитель.
Никакое лекарство, в котором есть кровяные добавки, не разрешается к употреблению вообще.
Деян.15:29 – «Воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы».
То есть и во всех колбасных изделиях, где не выпущена кровь, и животных, когда они убиты током. Здоровье Бог дает, а не врачи и биодобавки. Они только иногда могут помочь, а могут и повредить. Сир.38:13,15 – «В иное время и в их руках бывает успех. Но кто согрешает пред Сотворившим его, да впадет в руки врача»!
Болезни в большинстве своем от грехов. Потому и упор делать нужно на святость жизни и на упование на Господа.
Прит.5:9 – «Чтобы здоровья твоего не отдать другим и лет твоих мучителю».
1Пар.29:12 – «И богатство и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем, и в руке Твоей сила и могущество, и во власти Твоей возвеличить и укрепить всё».
Фил.4:13 – «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе