Вопрос 92, ("...открытым оком" том 1. Игнатий Лапкин): В этот пост можно собороваться или только в Великий пост?:
Ответ: Хотя я и не ограничиваю никого вопросами более десяти лет уже, но помнить, что вопросы должны быть по Священному Писанию. Этот вопрос я не смогу ответить, опираясь на Библию. Об этом сказано только в одном месте у Апостола Иакова .5:14 – «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне». Это собрание пресвитеров у одра болезни и названо соборованием. Сколько, когда, в какое время, натощак или после обеда – ничего не указано.
Сегодня учат, что любой может пособороваться, получить елеопомазание, было бы желание, потому что тут прощаются грехи. И идут, приезжают, на всякий случай, не помешает, а авансом здоровье – так даже и лучше, кажется.
Согласно указанного места видно, что призывать нужно, а не идти к пресвитерам. Почему? Очевидно, что болезнь очень серьёзна, и сам не движим, и не транспортабелен. Принято, чтобы было семь священников, полнота. Но где их взять? Решают, что один епископ вполне может и одним священником восполнить недостатки. Резонно.
«Помолятся над ним». Не о нём, а «над ним». Это редкое выражение и говорит о лежащем в больнице или в реанимации. Он не молится с нами вместе? Молится, но положение его не рядом, а ниже, очевидно, в лежачем положении. Сколько раз мазать? Всего ли, как у нас. Как оладушки на масленицу блестят, пропитанные маслом. Может, так и хорошо, но всё же исцеляет молитва.
Иак.5:15-18 – «И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного. Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой».
И молитва веры. Не масло. Масло даёт видимость телу, чтобы реальнее представить вхождение в душу благодати. Всё совершает Бог на невидимом уровне. Болезни, как правило, производные от грехов. Важно и следующий стих относить именно по смыслу к предыдущим стихам. Чтобы признавались в проступках друг против друга, жили мирно, дабы молитва друг за друга была искренняя, от сердца.
Пример Илии одного допускает силу молитвы одного, так что остальные, если и слабо молятся, не ослабят силы соборования.
Можно и не в пост. Была бы болезнь, остаётся дело за малым: веру добыть, и масло купить. Пост вовсе ни при чём. Иначе можешь уйти из жизни и всё масло пойдет на пироги на поминки.
Пс.18:3 – «День дню передаёт речь, и ночь ночи открывает знание». Рим.1:19-20 – «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны».
Говорят, что хотели Творцу подарить,
И спешат перечислить едва ли каёмку
От того, что любезно по жизни, из книг,
Вообще, что Любовью объемлется ёмко. И как юной невесте плетут языком
О луне и о солнце, о звёздочках ясных,
О росе, по которой бежал босиком,
И такие раздуют ухабы и лясы.
Жил без нас Вседержитель, понятно, немало…
Болтовнёю своей мы и ближним наскучим.
Жизнь по-своему всех нам ухабисто мяла,
На этапах швыряла с достигнутым с кручи.
Бог невидим… и байки не нужно «травить»
О виденьях монашеских тонких спросонья.
Всё что есть от осенней пожухлой травы,
До земли пересохшей и слипшейся в комья.
Всё Его и от нас не прибудет ничто,
Разве только испортит природное свойство!
Славь за каждое зёрнышко, каждый росток,
Разуменье настанет значительно после.
Чувство нежной любви невозможно сдержать, –
Атмосферных явлений бесчисленна пропасть.
Даже моль, даже вор и коварная ржа
Никогда ничего не докажут нам против.
Только мыслями, только едва и чуть-чуть
Заглянуть удаётся под панцирь у тайны.
Не понять, лишь догадка, в чём общая суть,
И истома приятности в духе настанет.
Дар Творцу – осознать всю Его доброту,
В безграничную мудрость уткнуться взахлёб;
Подражая орлу, не слепому кроту,
Никогда не приемля на Бога поклёп.
Всё, что в нас и себя не слепцом осознать,
Славословя Зиждителя давшего вечность.
За меня на Голгофе борьба и цена,
Я – Его, лучший дар, помазаньем помечен.
18.03.08. ИгЛа (Игнатий Лапкин).
Рим.5:8 – «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками». 1Иоан.3:16 – «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев».
1Иоан.4:10 – «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши»
.
Вопрос 127: Что означает соборование, во все ли четыре поста надо собороваться? Что оно даёт, и как к нему готовиться? Идти в храм натощак, или можно поесть?
Ответ: Иак.5:14 – «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне». Соборованием называется это таинство, фактически из-за двух буковок в одном месте Библии – «-ов», т. е. не одного призвать пресвитера, но несколько; собрание, собор пресвитеров.
Соборование – это не Библейское выражение. Всё, что касается этого Таинства, придумано намного позже, оформлено в определённые рамки. Ниоткуда не видно, что должно быть непременно семь пресвитеров или заменяющий их один разъездной епископ. Главное условие – не пост, а болезнь, и болезнь очень серьёзная, с вызовом скорой церковной помощи на дом.
Призовёт, т. е. через кого-то или сам, что маловероятно.
Ни о каком соборовании в храме нет и речи, всё это не по написанному в Библии, а значит, и настаивать на этом не нужно.
Помолятся над ним – не с ним, а именно над ним, т. е. больной находится ниже молящегося над ним. Помазав его – не говорится ни о том, какой член должен быть помазан (вернее всего чело или больное место), ни то, сколько раз. Значит, настаивать и на этом не нужно.
Пресвитеров Церкви – не начётчиков, не имеющих рукоположения, не самоизмышленных пасторов сектантов, протестантов, у которых нет истинного рукоположения, а значит, не может быть и ни одного Таинства.
Иак. 5:15 – «И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему».
В непременное условие ставится исцеление болящего, его восстановление и прощение грехов. Первое условие – видимое, и известным делается для всех, второе, невидимое – прощение грехов, и здесь могут манипулировать исполнители как угодно, вводя в заблуждение и заблуждаясь.
Мф.9:5 – «Ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?»
И что легче претворить в жизнь? Ни «натощак», ни «после еды» – этих слов нет, и поэтому настаивать на них никто не должен.
над ним, помазав его елеем во имя Господне».
Некоторые, совсем уж неверующие или маловерующие, всё еще цепляются за жалкую жизнёжку, думая как-то выкарабкаться из подступившей к ним беды. Родственники, зная их богопротивный характер и видя, что болезнь и не таких подминала, исподволь начинают подводить его к мысли об исповеди и соборовании. Нередко такие «прозелиты» в сердцах говорят: «Что вы меня раньше времени живьём хороните, я и без попа ещё поднимусь».
Т.е. этот человек явно «дышит на ладан», и вот-вот будут «петь Лазаря», т.е. читать отходную, как о четверодневном брате Марии и Марфы. Приход священника с его атрибутами, и в первую очередь кадилом, рассматривается, как заказ на смерть, подведение черты. А должны бы рассматривать священника как вестника жизни, евангельскую трубу благовестия.
Мне 10 июня будет в 2011 году уже 72 года (я это только языком говорю, а умом не могу понять).
Всё ещё ношусь на велосипеде, лажу по несколько раз в день на голубятню, езжу по районам на благовестие.
И ни разу не соборовался, и не съел за всю жизнь ни одной таблетки.
Всё же в Божьей руке.
Сир.42:6 – «Итак, для чего ты отвращаешься от того (умереть), что благоугодно Всевышнему? десять ли, сто ли, или
тысяча лет».