Иулия | Дата: Среда, 02.10.2013, 14:36 | Сообщение # 12 |
Супер главный
Группа: Администратор
Вера: православная христианка
Страна: Российская Федерация
Сообщений: 2023
Награды: 14
Репутация: 64
Статус: Offline
| Приглашаем обсудить проект документа «О подготовке ко Святому Причащению» 02.10.2013
Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, публикуется с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия, на портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим. Первоначальный проект данного документа был подготовлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам приходской жизни и приходской практики, затем отредактирован специальной рабочей группой, состоящей из представителей духовных школ. Далее проект был направлен на изучение в комиссию Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства, после чего был доработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия, председателем которой является Патриарх. Оставить комментарий можно на сайте "Межсоборного присутствия", отправив письмо на наш электронный адрес alt.eparhia-press@ya.ru , либо написать сообщение в официальной группе епархии в социальной сети Вконтакте.
1. Краткий исторический обзор
Духовная жизнь православного христианина немыслима без причащения Святых Таин. Приобщаясь Святых Тела и Крови Христовых, верующие таинственно соединяются со Христом Спасителем, составляют Его единое Тело — Церковь, получают освящение души и тела.
Уже в апостольскую эпоху в Церкви установилась традиция совершать Евхаристию каждое воскресенье (а по возможности и чаще: например, в дни памяти мучеников), чтобы христиане могли постоянно пребывать в общении со Христом и друг с другом (см., напр., 1 Кор 10:16-17; Деян. 2:46; Деян. 20:7). Все члены местной общины участвовали в еженедельной Евхаристии и причащались, а отказ от участия в евхаристическом общении без достаточных к тому оснований рассматривался как пренебрежение Церковью и подвергался порицанию.
Количественный рост Церкви в III и, особенно, IV веке привел к существенным переменам в ее организации. В частности, евхаристические собрания начали совершаться все чаще, а присутствие на них рядовых христиан стало восприниматься многими желательным, но необязательным — равно как и участие в причащении. Церковь противопоставила этому следующую каноническую норму: «Все входящие в церковь, и слушающие священные Писания, но, по некоему уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отвращающиеся от причащения святыя Евхаристии, да будут отлучены от Церкви дотоле, как исповедаются, окажут плоды покаяния, и будут просити прощения, и таким образом возмогут получити оное» (2-е правило Антиохийского Собора).
Тем не менее, высокий идеал постоянной готовности к принятию Святых Таин оказался труднодостижим для многих христиан. Поэтому уже в творениях Святых Отцов IV века встречаются свидетельства о сосуществовании разных практик в отношении регулярности причащения. Так, святитель Василий Великий говорит о причащении четыре раза в неделю как о норме:«Причащаться же каждый день и приобщаться Святого Тела и Крови Христовой — хорошо и полезно, поскольку Сам [Христос] ясно говорит: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, имеет жизнь вечную ... Мы каждую неделю причащаемся четыре раза: в воскресенье, в среду, в пятницу и в субботу, а также и в прочие дни, если случится память какого-либо святого» (Послание 93 [89]).
Менее полувека спустя святитель Иоанн Златоуст отмечает, что многие — в том числе монашествующие — стали причащаться один-два раза в году, и призывает усердных христиан придерживаться древней нормы о причащении за каждой Литургией:«Многие причащаются этой Жертвы однажды во весь год, другие дважды, а иные — несколько раз. Слова наши относятся ко всем, не только к присутствующим здесь, но и к находящимся в пустыне, — потому что те [тоже] причащаются однажды в год, а нередко — и раз в два года. Что же? Кого нам одобрить? Тех ли, которые [причащаются] однажды, или тех, которые часто, или тех, которые редко? Ни тех, ни других, ни третьих, но причащающихся с чистой совестью, с чистым сердцем, с безукоризненной жизнью. Такие пусть всегда приступают; а не такие [не должны причащаться] и один раз [в году]» (Беседы на Послание к Евреям 17, 4).
В IV веке была окончательно зафиксирована сложившаяся еще в доникейскую эпоху норма об обязательном евхаристическом посте — полном воздержании от пищи и питья в день причащения до момента принятия Святых Таин Христовых: «Святое таинство олтаря да совершается людьми не ядшими» (41-е [50-е] правило Карфагенского Собора; подтверждено 29-м правилом Пято-Шестого Собора). Однако уже на рубеже IV-V веков, как пишет святитель Иоанн Златоуст, многие христиане связывали причащение не только с евхаристическим воздержанием перед Литургией, но и с соблюдением Великого поста. Святитель порицает возведение этого обычая в ранг нормы: «Прошу, скажи мне: приступая к причащению раз в году, ты действительно считаешь, что сорока дней тебе достаточно для очищения грехов за весь [этот] период? А потом, по прошествии недели, опять предаешься прежнему? Скажи же мне: если бы ты, выздоравливая в течение сорока дней от продолжительной болезни, потом опять принялся за ту же пищу, которая причинила болезнь, то не потерял ли бы ты и предшествовавшего труда? Очевидно, что так. Если же так устроено физическое [здоровье], то тем более — нравственное... [Всего] сорок — а часто и не сорок — дней ты посвящаешь здоровью души — и полагаешь, что умилостивил Бога? <...> Говорю это не с тем, чтобы запретить вам приступать однажды в год, но более желая, чтобы вы всегда приступали к Cвятым Тайнам» (Беседы на Послание к Евреям 17, 4).
Вместе с тем, в Византии к XI-XII векам в монашеской среде установилась традиция причащаться только после подготовки, включавшей в себя пост, испытание своей совести перед монастырским духовником, прочтение перед причащением особого молитвенного правила, которое зарождается и начинает развиваться именно в эту эпоху [1]. На эту же традицию стали ориентироваться и благочестивые миряне, поскольку монашеская духовность в Православии всегда воспринималась как идеал. В наиболее строгом виде эта традиция представлена, например, в указании русского Типикона (гл. 32) об обязательном семидневном посте перед причащением.
В 1699 году в состав русского Служебника была включена статья под названием «Учительное известие». В ней, в частности, содержится указание и об обязательном сроке подготовки ко Святому Причащению — в четыре многодневных поста причащаться могут все желающие, а вне постов следует поститься семь дней, но этот срок может быть сокращен: «Три дни или един день да постятся точию».
На практике крайне строгий подход к подготовке ко Святому Причащению, имевший положительные духовные стороны, приводил, однако, и к тому что некоторые христиане подолгу не причащались, ссылаясь на необходимость достойной подготовки. Против этого злоупотребления была, в частности, направлена норма об обязательном причащении всех христиан Российской империи хотя бы раз в году, содержащаяся в «Духовном регламенте»: «Должен всяк христианин и часто, а хотя бы единожды в год причащатися Святой Евхаристии. Сие бо есть и благодарение наше изящнейшее Богу о толиком смертию Спасителевою содеянном нам спасении. Елижды аще ясте Хлеб сей, и Чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дондеже приидет. И напутствие к животу вечному. Аще не ясте Тела Сына человеческаго, и не пиете Крове Его, живота не имате в себе. И есть характир или знамение, которым являем себе быти уды единаго мысленнаго Тела Христова, сиесть, сообщники единой Святой Церкви... Того ради, аще который Христианин покажется, что он весьма от Святаго Причастия удаляется, тем самым являет себе, что не есть в Теле Христове, сиесть, не есть сообщник Церкви».
В XIX — начале XX века благочестивые люди стремились причащаться хотя бы во все четыре поста, а святые того времени, среди которых — святитель Феофан Затворник, праведный Иоанн Кронштадтский и другие — призывали приступать к Святым Таинам еще чаще. Исповеднический подвиг Церкви в годы безбожных гонений ХХ века побудил переосмыслить существовавшую ранее практику редкого причащения, так что сейчас большинство воцерковленных православных людей причащается со значительно большей частотой, чем христиане в дореволюционной России.
2. Говение
Определяемые духовником требования подготовки ко Святому Причащению зависят от частоты приобщения Святых Таин и духовно-нравственного состояния верующего.
Практика приуготовительного поста (говения) регулируется аскетической традицией Церкви. Пост в форме воздержания от скоромной пищи (а в более строгом варианте — в форме сухоядения) и удаления от развлечений, сопровождаемый усердной молитвой и покаянием, традиционно предваряет причащение Святых Таин. В то же время продолжительность и строгость говения как подготовки ко Святому Причащению могут быть разными в зависимости от внутреннего состояния христианина, а также объективных условий его жизни.
Сложившаяся в наши дни практика, согласно которой для причащающихся несколько раз в году достаточно поговеть три дня, а для причащающихся чаще одного раза в месяц — одного дня, при условии соблюдения однодневных и многодневных постов, — вполне соответствует преданию Церкви, отраженному, в том числе, в Учительном известии.
Согласно церковной традиции, говение состоит не только в отказе от определенной пищи, но и в более частом посещении церковных богослужений, а также в совершении определенного домашнего молитвенного последования, которое обычно состоит из канонов и акафистов Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю, святым, иных церковных молитвословий. Объем и состав домашнего молитвенного правила в период говения, согласно Следованной Псалтири (точнее, включенному в ее состав «Правилу готовящимся служити, и хотящим причаститися Святых Божественных Таинств, Тела и Крове Господа нашего Иисуса Христа»), может изменяться и находится в зависимости от духовного устроения готовящегося к причастию, а также объективных условий его жизни. Наиболее важная часть молитвенной подготовки причастника — последование ко Святому Причащению, состоящее из соответствующего канона и молитв. Поскольку Евхаристия есть вершина всего богослужебного круга, присутствие на предваряющих Божественную литургию службах — в первую очередь, вечерне и утрене (или всенощном бдении) — является важной частью подготовки к принятию Святых Тела и Крови Христовых.
Духовникам при определении меры поста и объема молитвенного правила готовящегося ко Святому Причащению следует принимать во внимание душевное и телесное состояние говеющего, общую занятость и обремененность попечениями о ближних.
При подготовке ко Святому Причащению необходимо помнить, что целью говения является не внешнее выполнение формальных условий, но обретение покаянного состояния души, искреннее прощение и примирение с ближними.
3. Светлая седмица
Особый случай в отношении практики говения составляет Светлая седмица — неделя после праздника Пасхи Христовой. Древняя каноническая норма об обязательном участии всех верных в воскресной Евхаристии в VII веке была распространена и на Божественные литургии всех дней Светлой седмицы: «От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся» (66-е правило Трулльского Собора). Из этого правила ясно следует, что миряне призываются причащаться на литургиях Светлой седмицы. Исходя из этого правила, а также имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, — следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся в целом ряде приходов и епархий Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко Святому Причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи.
4. Евхаристический пост
От говения следует отличать евхаристический пост в строгом смысле слова — полное воздержание от пищи и питья с полуночи до Святого Причащения. Этот пост канонически обязателен (см. выше) и не может быть отменен. При этом следует заметить, что требование обязательного евхаристического поста не может быть применимо к младенцам, а также к лицам, страдающим тяжелыми заболеваниями, требующими неопустительного приема лекарств, и к умирающим.
Поскольку Литургия Преждеосвященных Даров согласно Уставу соединена с вечерней, совершение ее в вечернее время предполагает увеличение продолжительности евхаристического поста, в который включаются не только ночь и утро, но и день. Поэтому при вечернем причащении за Литургией Преждеосвященных Даров воздержание от пищи с полуночи сохраняется в качестве нормы. Однако для лиц, не имеющих физической крепости, Священный Синод Русской Православной Церкви на своем заседании от 28 ноября 1968 года установил возможность сокращения евхаристического поста при причащении вечером до шести полных часов [2].
Каноническое право предписывает воздерживаться в период подготовки ко Святому Причащению от супружеского общения. 5 и 13 правила Тимофея Александрийского говорят о воздержании в течение суток перед причащением.
5. Исповедь и причащение. Препятствия к принятию Святых Таин
В период говения готовящийся ко Святому Причащению совершает испытание своей совести, предполагающее искреннее раскаяние в совершенных грехах и открытие совести перед священником в Таинстве Покаяния. Исповедь перед причащением является неотъемлемой важной частью говения, поскольку не только очищает душу для принятия Христа, но и свидетельствует об отсутствии канонических препятствий к участию в Евхаристии. В отдельных случаях, с благословения духовника, миряне, намеревающиеся приступить ко Святому Причащению несколько раз в течение одной недели — в первую очередь, на Страстной и Светлой седмицах, — могут быть в качестве исключения освобождены от исповеди перед каждым причащением.
Не допускается причащаться в состоянии озлобленности, гнева, при наличии тяжелых неисповеданных грехов или непрощенных обид. Дерзающие приступать к Евхаристическим Дарам в таком помраченном состоянии души сами подвергают себя суду Божию, по слову апостола: «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господне»(1Кор 11:29).
Каноны также запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2-е правило святого Дионисия Александрийского, 7-е правило Тимофея Александрийского, 19-е и 44-е правила Лаодикийского Собора, 69-е правило Пято-Шестого Собора).
6. Причащение и вопросы семейной жизни, а также личной нравственности
Как отмечено в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви (Х. 2) и в определении Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года, Церковь, настаивая на необходимости церковного брака, все же не лишает причащения Святых Таин супругов, состоящих в брачном союзе, который заключен с принятием на себя всех законных прав и обязанностей и признается в качестве юридически полноценного брака, но по каким-то причинам не освящен венчанием. Эта мера церковной икономии, опирающаяся на слова святого апостола Павла (1 Кор. 7:14) и правило 72 Трулльского Собора, имеет в виду облегчение возможности участия в церковной жизни для тех православных христиан, которые вступили в брак до начала своего сознательного участия в таинствах Церкви. В отличие от блудного сожительства, являющегося каноническим препятствием ко причащению, такой союз в глазах Церкви представляет собой законный брак (за исключением тех случаев, когда законодательно допустимые «браки» — например, союз между близкими родственниками или однополое сожительство, которые признаны в ряде стран, — с точки зрения Церкви недопустимы в принципе). Однако долг пастырей — напоминать верующим о необходимости не только заключения юридически действительного брака, но и освящения такового в церковном священнодействии.
Подготовка детей ко Святому Причащению имеет свои особенности. Продолжительность и содержание подготовки определяются родителями в консультации с духовником и должны учитывать возраст, состояние здоровья и степень воцерковленности ребенка. Первая исповедь перед причащением, согласно 18-му правилу Тимофея Александрийского, совершается по достижении возраста десяти лет, но в традиции Русской Православной Церкви первая исповедь происходит, как правило, в возрасте семи лет. Следует признать, что для детей до трех лет евхаристический пост не является обязательным. По традиции, с трехлетнего возраста детей в православных семьях начинают приучать к воздержанию от пищи и питья перед причащением Святых Таин. К семилетнему возрасту ребенок должен твердо привыкнуть причащаться натощак, с этого же времени следует учить ребенка соблюдать перед причащением посильный однодневный пост и прочитывать молитвословия из Последования ко Святому Причащению.
7. Заключение
Таинство Евхаристии — центральное таинство Церкви: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день», — говорит Спаситель (Ин. 6:53-54). Поэтому регулярное причащение необходимо человеку для спасения.
В отношении того, с какой частотой следует причащаться верующему, возможны различные подходы, при соблюдении приведенного выше правила святителя Иоанна Златоуста причащаться всегда «с чистой совестью, с чистым сердцем, с безукоризненной жизнью». Об этом же свидетельствуют и святые отцы последних веков. По словам святителя Феофана Затворника, «мера [причащаться] в месяц однажды или два раза — самая мерная», хотя «ничего нельзя сказать неодобрительного» и о более частом причащении [3]. В этом вопросе каждый верующий может руководствоваться такими словами этого святого: «Святых Таин причащайтесь почаще, как духовный отец разрешит, только старайтесь всегда приступать и с должным приготовлением и паче — со страхом и трепетом, чтоб, привыкнув, не стать приступать равнодушно» [4].
[1] См.: Alexopoulos S., Hoek A., van den. The Endicott Scroll and Its Place in the History of Private Communion Prayers // Dumbarton Oaks Papers. 2006 [2007]. Vol. 60. P. 146–188.
[2] Журнал № 41 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года // Журнал Московской Патриархии. 1969. № 1. С. 3–5.
[3] Святитель Феофан Затворник. Письма. V, 757.
[4] Святитель Феофан Затворник. Письма. IV, 693.
Слово Твое - светильник ноге моей и свет стезе моей. Пс.118:105
Более подробную информацию вы можете получить ЗДЕСЬ http://www.kistine1.narod.ru
|
|
| |
Иулия | Дата: Суббота, 12.10.2013, 10:59 | Сообщение # 13 |
Супер главный
Группа: Администратор
Вера: православная христианка
Страна: Российская Федерация
Сообщений: 2023
Награды: 14
Репутация: 64
Статус: Offline
| Протоиерей Геннадий Фаст: Азбука подготовки к причастию 11 октября, 2013 Продолжается обсуждение проекта документа «О подготовке ко Святому Причащению». О том, как, по его мнению, надо готовиться к причастию, Правмиру рассказал протоиерей Геннадий Фаст, настоятель храма равноапостольных Константина и Елены города Абакана. Всё, что связано с причастием и подготовкой к нему, очень важно, но в сегодняшней ситуации очень опасно принимать по этому вопросу некое решение, которое стало бы общеобязательным для всей Русской Православной Церкви. Либо может произойти обычная формализация принятых решений, либо они не смогут стать общеприемлемыми.
Дело не в том, будут в документе слишком строгие требования или слишком мягкие, а в том, что Церковь сегодня неоднородна. И духовенство неоднородно, и особенно паства — от крещеных, которые ни разу в жизни не причащались, до ревностных прихожан, и в миру живущих почти по-монашески. Естественно, никакого общего уложения быть не может. Всё зависит от духовного состояния человека и от устроения общины или прихода. Это в первую очередь пастырский вопрос.
Есть идеал, который соответствует Евангелию и канонам Церкви, а есть реальность, в которой мы живем и служим. Идеал видится таким: вся община причащается ежевоскресно, не причастники в воскресенье — это либо отлученные от Церкви, либо несущие какую-то епитимью, либо оглашенные, которые должны присутствовать на воскресной литургии, но, естественно, пока они оглашенные, не исповедуются и не причащаются.
В нормальном состоянии Церкви исповедь и причащение практикуются как два различных таинства. Многие литургисты и канонисты отмечали, что в древней Церкви отпущение грехов как таинство было для отлученных, которые хотели через покаяние вновь присоединиться к Церкви. Однако будем исходить из исторически сложившейся практики, когда в таинстве исповеди участвуют регулярно все верные. Можно предложить ежемесячную исповедь непременной для всех верующих, а сверх того — по необходимости, по внутренней потребности человека. Чувствует он, что ему необходимо исповедоваться, никто не может ему в этом отказать. При отсутствии канонических грехов человек, исповедующийся раз в месяц и участвующий в каждой воскресной литургии, может и должен причащаться. Нет для этого никаких препятствий.
У священника только одна льгота перед прихожанами — соблюдать всё требуемое ещё строже. Чаще, чем раз в месяц, священники не исповедуются. Распространенная практика — один-два раза в году епархиальная исповедь, а дальше священник сам регулирует частоту своей исповеди, как подсказывает ему совесть. Но для мирян я всё же предлагаю ежемесячную исповедь.
Что касается поста, то достаточно поститься в среду и пятницу и соблюдать четыре установленных Церковью поста. Даже требование поститься один день перед причастием необоснованно, тем более что в нашей практике этим днем чаще всего оказывается суббота. Существуют три канонических правила вселенского значения, в том числе и Апостольское правило, которые запрещают поститься в субботу. Таким образом, требуя от паствы субботнего поста, мы идем против Апостольских правил. Известно, что наличие субботнего поста имело место в Римо-Католической Церкви и послужило одним из поводов к расколу. Восточная Церковь такой пост не принимала. Нелишне отметить, что запрещение субботнего поста было принято Церковью в то время, когда ежевоскресное причащение христиан было нормой.
В году и так больше половины дней постные, а когда Пасха ранняя и соответственно Петров пост длинный, таких дней бывает даже больше двухсот. Этого достаточно, и требование дополнительно поститься перед причастием для соблюдающих все эти постные дни — совершенно необоснованное требование. А если уж его вводить, то первыми его должны соблюдать священники. Естественно, ни один священник этого не соблюдает, и правильно делает. Но и не должны мы возлагать на людей бремена неудобоносимые, которые сами не несем.
Лучше обратить внимание на то, чтобы пост был не просто сменой меню, но переживался духовно. Что греха таить, сегодня из всех постов духовно переживаемым является только Великий пост. Остальные посты многие честно соблюдают, но ни в богослужении нет никаких постовых особенностей, ни в быту это никак не проявляется. Хорошо, что люди постятся — воздержание само по себе полезно, но только великопостные богослужения помогают почувствовать и духовную радость во время поста, понять его духовный смысл.
Что касается женской нечистоты, то если это месячные, то, думаю, женщине следует воздерживаться от причащения, а если у нее аномальное кровотечение, которое может длиться месяцы и годы (в Евангелии говорится о женщине, которая 12 лет страдала кровотечением), мы не имеем права лишать женщину возможности причаститься. Как часто и каким образом, уже решать пастырю в каждом конкретном случае.
По поводу супружеского воздержания, думаю, разногласий нет. Достаточно одного дня, то есть не иметь супружеских отношений в ночь перед причащением. В Ветхом Завете и даже в некоторых уставных книгах говорится о трех днях. При редком причащении это замечательно, но для тех, кто причащается каждое воскресенье, достаточно воздержаться в ночь перед причащением. В любом случае в ночь с субботы на воскресенье Церковь рекомендует воздерживаться всем от супружеской близости.
А вот молитвенное правило перед причастием, думаю, ни для кого не обуза, если не требовать от прихожан, чтобы они совершали его в полном объёме в субботу (а некоторые священники даже требуют, чтобы в воскресенье с утра). Совершить чинопоследование ко святому причащению в течение нескольких дней никому не в тягость. Например, в пятницу прочитать три полагающихся канона, а в субботу — правило ко святому причащению. Имеются в виду постоянные прихожане, которые причащаются каждое воскресенье. А если кто-то причащается чаще, то это особый случай, пусть духовник решает.
Для тех же, кто приходит в храм от случая к случаю, причащается один или несколько раз в год, исповедь перед причастием обязательна. Если человек не ходит в храм каждое воскресенье, его духовная жизнь не течет нормально, поэтому причащать его без исповеди нельзя. А насчет говения опять же решать пастырю. В одном случае целесообразно порекомендовать человеку поговеть неделю, в другом — когда например, человек впервые в жизни пришёл на исповедь — принять его как блудного сына и сразу допустить к причастию. Вновь пришедший имеет возможность быть принятым Христом, а уже потом пастырь смотрит, как дальше духовно вести этого человека. Всё индивидуально.
Норма исповеди и причастия может быть рекомендована ежевоскресным прихожанам. В первые три века христиан, которые не были ежевоскресными прихожанами, просто не существовало, а сейчас их миллионы. Мы не можем их отринуть — это наша паства, — но мы и не можем создать для них какой-то норматив, ориентируемый на их жизнь. К ним необходим пастырско-миссионерский подход. Сложившиеся к сегодняшнему дню нормы в немалой степени ориентированы как раз на невоцерковленных крещенных людей. Воцерковленные же должны почему-то тоже жить по этим нормам.
В документе предлагается разрешить постоянным прихожанам причащаться в Светлую седмицу ежедневно и без исповеди. Звучит так, как будто это в виде исключения. Но есть 66 правило Трулльского Собора, который по значимости приравнивается к Шестому Вселенскому Собору:
«От святого дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражнятися во псалмех и пениих и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаяся».
То есть в идеале мы все должны с Пасхи до Светлой субботы включительно причащаться ежедневно. Разумеется, без исповеди и поста. Супружеский пост на Светлой седмице и так предусмотрен — венчания начинаются на Фомино воскресенье. Вкушать можно всё, как это делают и священники, и за каждой литургией причащаться. Другое дело, что не у всех есть возможность в будни прийти на литургию.
Всем православным следует рекомендовать приходить в субботу вечером на Всенощное бдение. Исповедь во время литургии должна отсутствовать. Единственное, что допустимо — если служат два или больше священников, один из них на запричастном может выйти и исповедовать детей, болящих и тех, кто приехал издалека. Прерывать литургию на исповедь недопустимо. Человек, который всю литургию стоял в очереди на исповедь, в литургии не участвовал, следовательно, не может и причащаться. Христианин должен не просто присутствовать на литургии, но сознательно участвовать в ней, молиться вместе со всей Церковью.
Поэтому исповедовать лучше накануне, а в идеале — вводить специальные исповедальные дни. Потому что после всенощной — тяжело и для священника, и для прихожан. Но там, где пытались ввести исповедальные дни, это плохо приживалось, потому что люди не приходили на исповедь. Уже сложился стереотип, что исповедь должна быть непосредственно перед причастием. Знаю даже случаи, когда священники настаивают на том, чтобы прихожане исповедовались только в воскресенье, потому что после субботней исповеди ночью могут согрешить. То есть человек должен во время литургии исповедоваться и спешить к Чаше, пока не успел согрешить. Совершенно не евангельское и не апостольское восприятие причащения и покаяния, к тому же, не имеющее никакого основания в канонах Святой Церкви.
Подготовил Леонид Виноградов
Слово Твое - светильник ноге моей и свет стезе моей. Пс.118:105
Более подробную информацию вы можете получить ЗДЕСЬ http://www.kistine1.narod.ru
|
|
| |