ИгЛа: Книга «Для слова Божия нет уз» была в мягком переплёте, с чёрно-белыми фотографиями. Она теперь переиздана нами, размер стал стандартный – 752 стр., то есть увеличена на 120 страниц, ламинирована обложка. И 64 страницы цветных фотографий. Цена – 300 руб.
Предисловие
Все документы, предлагаемые читателю, связаны с одним человеком – Лапкиным Игнатием Тихоновичем, но не он главный герой этой книги. Главный герой – Слово Божие, проповеди которого посвятил свою жизнь Лапкин.
«Слово Божие живо и действенно» - Евр.4:12, поэтому проповедь о Сыне Божием из уст Игнатия Тихоновича никого не оставляла безучастным, и перед читателем открывается как бы сорокасемилетний срез Российской истории с неожиданной стороны, открывающий отношение ко Христу самых различных людей, властей, церквей. Отношение это было самое различное: от восторженного желания помогать и содействовать, до злобного, ненавидящего желания уничтожить, заставить замолчать.
Кто только ни противился проповеди: советская власть, КПСС, КГБ, некоторые епископы и священники, но чем больше они воздвигали препятствий для Слова, тем более широко оно распространялось – «...В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме...
Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово» - Деян.8:1,4. Читатель увидит, что ни безбожная тоталитарная власть, ни тюрьма, ни гонения православного духовенства не могут стать препятствием к благовествованию Царствия Божия.
Что только ни делал враг для того, чтобы заглушить проповедь и в годы советской власти, и во время перестройки, и в нынешнее время, но
«свет во тьме светит, и тьма не объяла его» - Иоан.1:5.
Впереди православных неминуемо ждут гонения, тюрьмы, ссылки, причём, может быть, в очень скором будущем; поэтому предлагаемый сборник материалов может стать незаменимым пособием для каждого, кто захочет, несмотря ни на какие жизненные обстоятельства, остаться истинным христианином, ревностным, горячим и трезвенным учеником Христовым.
Кроме того, в книге изложен опыт создания и жизни детского православного лагеря-стана, опыт возрождения полностью уничтоженной коммунистами деревни на православных и исконно русских традициях, а также многие другие стороны православной жизни.
Иеромонах Нафанаил (Судников), февраль 2002, Барнаул.
Книга первая:
«Магнитофонизация всей Сибири»
от составителя
Как появилась эта книга? После того, как Игнатий Тихонович Лапкин вернулся домой из лагеря, друзья упросили его рассказать о пятнадцатимесячном пути от ареста до выхода на свободу.
Да и сам он чувствовал потребность поделиться приобретённым опытом. Из этих рассказов вышла вторая часть книги. Тюремные воспоминания Игнатия вызвали у многих читателей живой интерес, поэтому друзья стали просить его восполнить их рассказом о более ранних событиях.
Постепенно из разных отрывков сложилось повествование, составляющее первую часть этого тома. А в третью часть вошли некоторые письма Игнатия, написанные уже по возвращении из заключения. Приложения включают приговор суда, акты тюремной психиатрической экспертизы, показания свидетелей на предварительном следствии, протесты, посланные в суд и прокуратуру, и другие документы.
Игнатий никогда не возражал против любого использования его писем верующими – «была бы душе польза», таков его обычный ответ. Поэтому мы решили, что не погрешим против воли автора, собрав все эти тексты вместе. Надеемся, что верующий читатель найдёт здесь и поучение, и пищу для раздумий. А будущий исследователь нашей нынешней церковной жизни обнаружит в этих записках ценный материал.
Мы включили в эту книгу (в сокращённом виде) и небольшой самиздатовский очерк о сибирском «магнитофонизаторе», написанный вскоре после его освобождения. Полностью он был помешён в «Бюллетне христианской общественности» № 2.
«МАГНИТОФОНИЗАЦИЯ ВСЕЙ СИБИРИ» – таков полушуточный девиз миссионерской и просветительской деятельности Игнатия Тихоновича Лапкина – православного христианина из Барнаула, 28 марта 1987 года досрочно освобождённого по указу Президиума Верховного Совета СССР из уголовного лагеря ЖД-158/3 в казахском городе Жанатас.
Проповедь Евангелия, свидетельство о духовном богатстве Православия, библейское просвещение верующих, сплочение их в стойкие братские общины, в которых каждый жертвенно служит Господу как и чем может – вот основные направления миссионерского служения Игнатия.
Библейский фундаментализм, старообрядческая приверженность к уставу и регламентации жизни парадоксально, но как-то очень органически сочетаются в нём с открытостью, непредвзятостью суждений, а порою прямо-таки пророческим дерзновением. С этим столь непривычным для нас «сибирским самородком» можно в чём-то соглашаться или не соглашаться – но нельзя не признать его права говорить то, что он говорит.
Позиция Игнатия родилась не в ленивом разговора за чашкой чая, она действительно выстрадана до крови. Соответствие слова и дела Игнатий засвидетельствовал ещё прежде своего тюремного и лагерного исповедничества.
Игнатий и его друзья – самый яркий из известных мне примеров аскетической жизни.
Речь идёт не только о продолжительных молитвенных правилах и дисциплине внутренней. На питание семья Лапкиных: Игнатий и его жена Надежда – расходует около двадцати рублей в месяц. Кирзовые сапоги да дешёвая рубашка, перехваченная пояском, – в другом виде я не встречал Игнатия ни разу. Зимой фуражка заменяется на видавшую многие виды ушанку, добавляется ватная телогрейка; многодневные поездки – только в общем вагоне. А все оставшиеся деньги – на помощь нуждающимся, на дело миссий и служения.
Не ограничиваясь Барнаулом и окрестными сибирскими городами, Игнатий по крайней мере раз в год, во время отпуска (до ареста он работал сторожем) предпринимал вместе с кем-нибудь из друзей «миссионерское путешествие»: Казахстан, Украина, Средняя Россия, Прибалтика – где только ни пролегали его маршруты! Квартиры друзей, молитвенные дома баптистов, адвентистов и пятидесятников, дворы православных храмов, обращённые в музеи церкви, вагоны поездов, комната милиции в московском метро – и всюду общение с новыми и новыми людьми: проповедь, проповедь, проповедь...
Игнатий всегда старался поддерживать максимально близкий контакт с духовенством. Одно время он был частым гостем и в епархиальном управлении. Уговаривал и наедине увещевал знакомых батюшек. Обновление, оживление приходской жизни, безбоязненное и свободное общение священника с прихожанами, введение более строгой церковной дисциплины и, главное, усиление Евангельской проповеди – вот на что были направлены его усилия.
Результаты, как нетрудно догадаться, были весьма разные – от самых внутренних и глубоких (включая всенародное покаяние двух священников перед их паствой), до таких вот, скорее комических:
- Гм-м-м... Опять Игнат пришёл, придётся проповедь говорить, а то ведь «накапает» владыке... – вздыхает местный батюшка, отодвигая пальцем завесу и с неудовольствием взирая сквозь завитушки царских врат на слишком хорошо знакомое бородатое лицо в толпе прихожан.
«Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться», – так ведь говорил когда-то другой неутомимый миссионер, во многом послуживший образцом для «Златоуста со Второй Строительной», как окрестили Лапкина в статье «Алтайской правды» (Фил.1:18).
А почему, собственно, Златоуст? Не только корреспонденту пришла в голову эта действительно небезосновательная аналогия: впервые ярлык «секты златоустовцев» налепил на друзей Игнатия настоятель барнаульского храма. Дело в том, что «издательская» деятельность Лапкина, которая затем привела его в барнаульскую тюрьму и в Жанатас, начиналась как раз с записи всех творений св. Иоанна Златоуста в русском переводе на 62 магнитофонных катушках (около 600 часов звучания). Замысел был таков.
Во-первых, лучшего способа размножения религиозной литературы в провинции не найти. Пишущая машинка – это очень малая скорость, дороговизна, полуслепые экземпляры и неизбежные опечатки. Во-вторых, не все умеют читать (да-да, православные-то бабушки в Сибири!)
Не все могут много читать (слабость зрения – особенно у пожилых). Не все, наконец, любят читать, не все приучены. А кто же откажется сесть поудобней, нажать кнопку, закрыть глаза и слушать – да не кого-нибудь, а Иоанна Златоуста? Или – что мешает слушать проповеди и жития за повседневной домашней работой? B-третьих, когда человек читает книгу, он обычно один. А вокруг магнитофона как бы сам собою возникает кружок слушателей. Почему бы не пригласить ещё соседей? И вот деревенские посиделки превращаются в прослушивания.
Успех «магнитофонизации»
стал превосходить все первоначальные ожидания её изобретателя. За кассетами стали приезжать издалека, просили их отовсюду – знакомые, знакомые знакомых и просто прослышавшие.
Архиереи, священники, монахи, причетники и миряне, молодые и старые, православные и неправославные. Образовалась очередь. Находились и те, кто говорил: «За любые деньги!» Но в этом отношении Игнатий с безукоризненной строгостью держался правила, принятого как обет в самом начале: весь труд – только ради Господа, абсолютно бескорыстно, ни копейки себе.
Более того, неимущим вскладчину приобретали магнитофоны – тоже для общего пользования, бесплатно давали записи.
«Магнитофонизация» началась со Златоуста, но им, конечно, не ограничилась.
Начитаны и размножены были Библия, Жития святых с I до XIX века, «Добротолюбие», «Лествица», «Исповедь» блаженного Августина, «О подражании Христу» Фомы Кемпийского, книги проповедей о. Димитрия Дудко, «Исторический путь Православия» о. А. Шмемана, апологетические книги баптистского автора Рагозина. К 1986 году полная каталогизированная фонотека лапкинских записей составляла около двухсот кассет. Это более чем на два месяца непрерывного звучания.
Игнатий (как, впрочем, и Златоуст) не смог ограничиться «чисто религиозной» тематикой. Наговорил он и «Архипелаг ГУЛаг» с собственным послесловием, и послания патриарха Тихона. Собрал и размножил записи своих бесед с верующими, включавшие их воспоминания о годах репрессий.
Писал стихи – в том числе и про «вождя мирового пролетариата», как будет позднее сказано в следственном деле. В круг интересов Лапкина входили вообще очень разные темы, в частности и такие, которые мне весьма несимпатичны. Так, в 1978-79 годах он размножил кассеты «Тайна беззакония в действии», в основу которой были положены апокалиптически интерпретированные «Протоколы сионских мудрецов»...
Ах, не хотелось бы мне и говорить об этом теперь, – но придётся, а то уж и вовсе я перейду в жанр жития или акафиста.
Всем этим Игнатий занимался, не таясь, по справедливости, не видя в своих делах ничего преступного. Последствия заставили себя ждать, пожалуй, дольше, чем можно было думать.
Однако в мае 1980 года он был арестован и пробыл до октября под следствием по статье 190-1, а потом был внезапно освобождён после того, как подписал заявление, что больше не будет размножать произведений политического характера.
В справке, с которой он вышел из тюрьмы, в графе «Причина освобождения» было написано: «Ввиду переменившейся обстановки». При этом представитель КГБ сказал, что против чисто религиозной деятельности Лапкина никаких возражений не имеется: «Златоуста своего размножай хоть мешками».
Почти всю фонотеку, изъятую при обыске, в тот раз вернули (кроме, конечно, «Архипелага» и ещё некоторых вещей).
За последующие пять лет Игнатий ещё улучшил свою техническую базу и действительно размножил не один мешок магнитных плёнок.
Это был и Златоуст с другими прежними записями, и проповеди полюбившегося Игнатию стокгольмского радиопроповедника Я. Пейсти, новые книги Дудко, труды о. Г. Дьяченко, «Трагедия Русской Церкви» Регельсона. Свою подборку «Житий» он завершил, включив в неё материалы о новомучениках, известную в самиздате книгу «Отец Арсений» и другое.
Слово, данное в тюрьме, держал. Но, видно, «обстановка» вновь переменилась и 9 января 1986 года Игнатия опять арестовали. В тот же день во многих городах страны прошли обыски. Более чем у тридцати человек были изъяты многочисленные катушки с записями. Златоуста со всем прочим вновь упаковали в мешки с печатями...
Мы опускаем заключительную часть очерка: о последующих событиях читатель узнает от самого Игнатия Лапкина.
Николай Балашов, Москва, август 1988 г.
.