Игнатий_Лапкин_(ИгЛа) | Дата: Среда, 16.05.2012, 08:17 | Сообщение # 1 |
Супер главный
Группа: Главный Администратор
Вера: Православный христианин
Страна: Российская Федерация
Регион: Алтайский
Город: Барнаул
Сообщений: 7670
Награды: 32
Репутация: 30
Статус: Offline
| Неплюев, Николай Николаевич
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Н. Н. Неплюев (1901) Род деятельности: основатель и блюститель Крестовоздвиженского братства Дата рождения: 11 сентября 1851 Место рождения: Черниговская губерния, Российская империя Дата смерти: 21 января 1908 (56 лет) Место смерти: Воздвиженск, Черниговская губерния, Российская империя Последователи: епископ-катехизатор Макарий (Опоцкий), священник Александр Секундов
В Викицитатнике есть страница по теме Неплюев, Николай Николаевич
Николай Николаевич Неплюев (11 сентября 1851 — 21 января 1908) — богослов, основатель и блюститель Крестовоздвиженского православного трудового братства, основатель и попечитель Воздвиженской сельскохозяйственной школы (Черниговская епархия).
1 Начало деятельности 2 Основание Воздвиженской сельскохозяйственной школы 3 Воспоминания посетителей школы 4 Основание Крестовоздвиженского православного трудового братства 5 Братские священники 6 Основные богословские идеи Н. Н. Неплюева, положенные в основу Крестовоздвиженского трудового братства 7 «Голос верующего мирянина по поводу предстоящего Собора» 8 Публичные лекции 9 Последние годы жизни 10 Библиография 11 Примечания 12 Ссылки
Начало деятельности
В 1875 году он окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Служил в Мюнхене в Императорском посольстве. В 1877 году покинул Мюнхен и поступил вольнослушателем в Петровскую сельскохозяйственную академию.
В одной из своих первых работ «Историческое призвание русского помещика», опубликованной в 1880 году, до рождения братства, Н. Н. Неплюев писал о тяжёлом положении крестьянина, который по результатам реформ 1861 года получил свободу, но сам, фактически, никак не изменился. По мнению Неплюева, Историческое призвание русского помещика заключалось в том, чтобы взять на себя задачу просвещения. «Мы одни можем успешно исполнить эту задачу потому, что в нас одних соединяется сила материальная с силою интеллектуальной», — писал Неплюев[1]. Он предложил начать с того, чтобы взять на воспитание одного-двух детей из нуждающихся семей, поместить его не в барском доме, а в простой избе и воспитывать их ежедневным общением и научением, дать им знания о сельском хозяйстве и приучить к труду.
После публикации этой работы на Неплюева обрушились многочисленные критики. Полемизирующие с ним авторы полагали, что для состоятельного и образованного человека нет причин поступать по его примеру; один из несогласных написал, что Неплюев берется не за свое дело и что единственным историческим призванием русского помещика только и может быть дрессировать собак, а не воспитывать людей[2].
Осенью 1880 года Н. Н. Неплюев переселился в своё родовое имение в Черниговской губернии. Его отец занимал должность губернского предводителя дворянства и редко бывал в имении. Все дела находились в ведении главного управляющего, который не только не сочувствовал начатому молодым Неплюевым делу, но и считал его проживание в имении крайне неудобным. «Всесильный управляющий на каждом шагу воздвигал новые препятствия, и все кругом боялись помогать мне, опасаясь навлечь на себя его неудовольствие», — вспоминал Н. Н. Неплюев[3].
Несмотря на все сложности, он не отступился и «чтобы отрезать для себя путь к отступлению»[3], принял на воспитание десять сирот. Таким образом, 4 августа 1881 года зародилась будущая Воздвиженская школа. Отец Неплюева выделил сыну в пользование небольшой домик в местечке Янполь. Несколько лет пустя отношение главного управляющего стало еще более враждебным, и он стал настраивать отца против сына. После этого к конфликту подключились мать и сестры Николая, которые уговорили старшего Неплюева выделить сыну имение Воздвиженск в полную собственность. Это означало, что Неплюев получил полную материальную независимость и возможность свободно заниматься своим делом. Окончательно он переехал в Воздвиженск с воспитанниками, число которых достигло уже около 30 человек, осенью 1884 года.
Основание Воздвиженской сельскохозяйственной школы
В 1883 году Неплюев подал прошение в Министерство государственных имуществ об открытии школы. Летом 1884 года в Воздвиженск приезжал уполномоченный от министерства Д. С. Москальский. После своего визита он дал благоприятный отзыв в докладе министру. Прошение об открытии школы было поддержано министром М. Н. Островским. В конце зимы 1885 года Неплюев подписал договор с Министерством государственных имуществ, был утверждён устав школы. 4 августа 1885 года школа была открыта, на её деятельность была выделена государственная дотация на содержание преподавателей и учебные пособия в размере 3500 рублей в год. Остальные расходы оплачивал Неплюев. Обучение было бесплатным. Учащиеся изучали теорию сельского хозяйства, приобретали практические навыки на полевых работах в братстве, получали знания по Новому Завету, изучали катехизис, православное богослужение, русский язык, географию, математику, физику, химию, биологию, русскую историю. Впоследствии в братство неоднократно приезжали чиновники министерства, проверяя деятельность школы, принимали участие в приёме экзаменов, проверяли, как школьники выполняют полевые работы и т. д.
В 1888 году Н. Н. Неплюев обратился к министру государственных имуществ М. Н. Островскому с докладной запиской, в которой просил его дать Воздвиженской школе права приглашать на должности учителей бывших воспитанников школы, успешно ее окончивших. Разрешение это было получено. Это было важной вехой в развитии школы. Влияние братских преподавателей благотворно сказывалось на учебном процессе: «Несмотря на то, что официальный образовательный ценз их предшественников был выше, я считаю себя вправе сказать и говорю это с убеждением — никогда до того школа наша не имела преподавателей лучше подготовленных к выполнению своих обязанностей и так добросовестно их выполняющих»[4].
В 1891 году открылась аналогичная мужской четырехлетняя школа для девочек — Преображенская. Ее попечительницей стала ближайшая помощница и сестра Неплюева — Мария Николаевна Уманец.
Воспоминания посетителей школы
Вот как описывает Воздвиженские школы один из посетителей братства, А. Тюменев[5]: Мужская школа. Продолговатое каменное здание, потонувшее в зелени, с длинным коридором и спальнями по обеим сторонам. В коридоре нас встретили воспитанники босиком и со швабрами — мыли полы. Прислуги нет. С детства труд внушается им, как одно из содержаний жизни. Актовая зала школы — большая комната, увешанная по стенам портретами друзей Братства. Здесь портреты императора Александра III, давшего Трудовому братству права юридического лица, бывшего министра М. Н. Островского, поддержавшего школу в её становлении, епископа Черниговского и Нежинского Сергия, образованнейшего архипастыря, весьма сочувствовавшего делу братства. …
Лица у мальчиков открытые, добродушные, глядят прямо, на вопросы отвечают толково и к стенкам не жмутся. Ходят в простых блузах из черкасина, кто босиком, кто в сапогах. Но нигде не заметно шума, возни, драки, хотя в некоторые комнаты мы заходили, видимо невзначай. … Пройдя большой фруктовый сад размером 7-8 десятин, мы вошли в широкий и длинный коридор большого одноэтажного дома. Женской школой заведуют две сестры Н. Н. и его старушка мать. С какой любовью они относятся к своему делу, которое они не отделяют от своей жизни, я увидел после воочию. Здесь чистота и порядок, если можно так выразится, изящнее, чем в мужской школе. Обстановка тоже. … Сборная зала мужской школы была полна воспитанниками, когда я вошёл в неё. Они тихо разговаривали между собой, так что не требовалось вмешательство дежурного учителя. Вошёл Н. Н. Неплюев и сел за столом против учеников. Я поместился рядом. — Кто должен читать сегодня дневник? — спросил Н. Н. Из рядов вышел мальчик лет пятнадцати, стал за пюпитр и начал чтение дневника, где излагалась одна из воскресных бесед Н. Н. Речь шла «о доверии». Николай Николаевич поправлял записанное неточно и спрашивал некоторых, как они понимают тот или иной вопрос. Внимательно наблюдая за детьми, я заметил, что все они мысленно работают и участвуют в обмене мнений. … Николай Николаевич обратился ко мне. — Может быть вы предложите какой-нибудь вопрос для обсуждения? Мною овладело искушение. — У вас, обратился я к Н. Н., всё основано на принципе любви и это слово беспрестанно повторяется воспитанниками. Я хотел бы знать, насколько сознательно они употребляют его. — Вот наш гость хочет узнать как вы понимаете слово любовь, что вы подразумеваете под ним? Не может ли кто-нибудь объяснить? Напряженная тишина была ответом в первое время. … И не удивительно, что воспитанники сначала ответили молчанием. Но потом начали отвечать. Я не буду приводить их ответов, замечу только, что они высказали много сознательной, пытливой работы ума. Мне же только и хотелось узнать — не повторяют ли они с чужого голоса.
Основание Крестовоздвиженского православного трудового братства Основная статья: Крестовоздвиженское православное трудовое братство
В 1889 году окончил школу первый выпуск. Трое из шести выпускников остались с Неплюевым и положили начало Крестовоздвиженскому трудовому братству. Все они остались при школе и в течение года готовились под руководством Неплюева к поступлению на должности учителей. Андрей Иванович Фурсей занял должность управляющего школой, преподавателя земледелия в старших классах и управляющего Воздвиженским имением. Федор Ефимович Чвертка стал преподавателем скотоводства и ветеринарии. Илья Павлович Кобец был преподавателем первого подготовительного класса, стал старшиной братской семьи учителей, готовился к принятию священного сана, но заболел чахоткой и скончался в 1893 году. Как отмечал Неплюев, он заслужил «искреннюю любовь и глубокое уважение всех его знавших»[5].
С момента основания Трудового братства жизнь Н. Н. Неплюева и дело братства неотъемлемы друг от друга и составляют единое целое. Ради служения братству он избрал путь безбрачия. В 1890 г., после смерти отца, Н. Н. Неплюев стал владельцем значительного состояния. Его мать Александра Николаевна и сестры Мария и Ольга тоже активно включились в братскую жизнь.
Братские священники
Священник Александр Секундов
В 1893 г. в Воздвиженске был построен и освящен храм во имя Воздвижения Креста Господня. За все время деятельности братства в нем сменилось пять настоятелей. Имена двух из них хорошо известны по их дальнейшей церковной деятельности: священник Сергий Четвериков и священник Роман Медведь. В 1903 году настоятелем братского храма стал священник Александр Секундов. Он оставался братским духовником до конца деятельности братства.
К богослужению в братстве относились как к «празднику живой любви»[6]. На клиросе пел братский хор. Кроме обычных храмовых богослужений, в которых участвовало все братство, существовала общая молитва утром и вечером в братских семьях. Стремление братства к осмысленной жизни по вере находило свое выражение в ежедневной молитвенной жизни общин, в общебратских беседах, специальных молитвенных собраниях.
Основные богословские идеи Н. Н. Неплюева, положенные в основу Крестовоздвиженского трудового братства
Основная идея Н. Неплюева, которой он посвятил всю свою жизнь, заключалась в необходимости покаяния и к единению между христианами, которое осуществляется в христианской общине. Такие общины могут объединиться в трудовое братство, в которых верующие могли бы устроить свою жизнь по вере, жить вместе с братьями во Христе и зарабатывать средства к жизни путём совместной деятельности. Неплюев указал три основания устроения жизни и деятельности христианского трудового братства: Вера в Бога Живого и в то, что общинная жизнь есть воля Божия. Любовь: верность и стремление остаться вместе вопреки конфликтам и всему, что разъединяет. Труд: качественное исполнение своих обязанностей ради общей пользы и добровольная дисциплина.
Братскую жизнь Неплюев считал делом Божиим. По его мнению, членство в братстве есть призвание от Господа, поэтому имеет значение не то, насколько немощен тот или иной человек, так как нет такой немощи, перед которой Господь оказался бы бессильным. Важно, насколько каждый человек, выбравший путь братского устроения христианской жизни, устойчив в желании отдавать свою жизнь под водительство Божие.
Другая сторона любви к Богу — братолюбие. Жизнь в братстве — духовный труд, ежеминутная проверка реальности своего братолюбия. Братство должно стать для человека домом, семьей и делом всей жизни. Этим делом не может заниматься тот, кто не желает отвергнуться себя, взять крест и последовать за Христом: он может жить в братстве и честно трудиться, но никогда не станет его твердой опорой. Если братство не будет составлять для человека потребности жизни, оно рискует потерять его в любую минуту, так как он будет верен братству только до тех пор, пока жизнь в нем ему удобна: «Необходимо, чтобы братолюбие было высшей потребностью, которой сознательно и радостно подчинялись все остальные потребности. Без этого фатальна измена делу любви, даже и при ясном сознании всего ее значения»[7]. Однако нигде вне братства обрести такое отношение невозможно, поэтому достаточно лишь признать отсутствие его как собственную немощь, и с доверием принять авторитет и руководство духовно старших в братстве.
По мысли Неплюева, священной обязанностью братолюбия является труд. Однако в христианском трудовом братстве ни сам по себе труд, ни экономические результаты хозяйственной деятельности не могут иметь самодовлеющего значения и являться конечной целью. Необходимо, чтобы братство было самоокупаемым, а каждый человек честно трудился.
Кроме трудовой профессиональной деятельности, Неплюев говорил о необходимости и важности труда духовного — добровольной дисциплины любви, которая заключалась в признании общей для всех братчиков иерархии ценностей: служение Богу воплощается в устроении трудового братства, которому необходимо подчинить свои личные и семейные интересы.
«Голос верующего мирянина по поводу предстоящего Собора»
Неплюев считал, что обществу требуется новая христианизация, так как люди не живут по вере, а духовенство ничего не делает, чтобы исправить эту ситуацию. В 1906 г. в № 6 и 7 «Трудов Киевской духовной академии» была напечатана статья Неплюева «Голос верующего мирянина по поводу предстоящего Собора», в которой он предложил ряд реформ церковной жизни для рассмотрения Поместным собором. Он подверг резкой критике церковную жизнь: «приходы распылены, превратились в фикции», многие представители духовенства руководствуются «не правдой Божией, а указами и предписаниями начальства», выдавая "антицерковную рутину за «истинное православие»[8].
Неплюев видел возможность улучшения церковного управления в восстановлении принципа соборности, так как его нарушение приучило мирян «не считать себя ответственными членами церкви»[9]. Насущной необходимостью Неплюев считал восстановление в церкви «института катехетов»: «Это дело настолько настоятельное и неотложное, что все епископы, их викарные и монастыри должны на пользу Церкви не пожалеть никаких расходов и трудов»[10]. Под этим Неплюев понимал возрождение в церкви института катехизации. «Школу катехетов» должны пройти «все верующие для того, чтобы иметь ум и сердце крещенными и не позорить Церкви жизнию своею»[11]. Им не должны "забивать головы научением «богословских наук», а ограничиться «знанием нового катехизиса» и научить жить по «заповеди любви, что может быть достигнуто в один, много, в два года»[12]. Вместе с тем требуется издать совершенно новый катехизис, более «вразумительный и жизненно-полезный»[13]. Отмечал он также, что необходимо «исправить редакцию богослужебных книг до вразумительности их содержания и сделать богослужебный язык общедоступным»[14].
Публичные лекции
С 25 по 31 января 1907 г. Неплюевым был прочитан цикл лекций в аудитории Московской духовной академии. Летом 1906 г. группа профессоров и студентов академии посетила братство, а через полгода руководство МДА пригласило Неплюева для чтения лекций. В них он изложил свое понимание жизни по вере и обязанностей духовенства и мирян в деле духовного возрождения России. Он подробно рассказал о Крестовоздвиженском трудовом братстве, уделив также значительное внимание вопросам готовящегося Поместного собора. На еп. Евдокима (Мещерского) речь Неплюева произвела сильное впечатление: «Благословляю тот день, когда решился дать возможность г. Неплюеву прочитать означенные семь лекций в Академии», — писал он в рапорте в Учебный комитет при Синоде. — «От рождения своего я никогда не видал, не слыхал такой глубокой веры, веры живой во Христа Спасителя из уст светского, высокопросвещённого человека, обладающего громаднейшими связями и колоссальными богатствами». Журналист А. Панкратов писал о том, что лекции сопровождались овациями[15].
В том же 1907 г., 28 октября, Неплюев читал лекцию о Крестовоздвиженском братстве, о возрождении приходской жизни и об образовании Всероссийского братства в Орловском женском епархиальном училище. Раздел хроники епархиальной жизни в «Орловских епархиальных ведомостях» повествует о том, что на этой лекции присутствовал правящий епископ Орловский Серафим (Чичагов). Епископ Серафим провел на Орловской кафедре около двух лет, но за это время успел многое сделать для возрождения христианской жизни в народе. Кроме него, на лекции присутствовал епископ Елецкий Митрофан (Афонский), «духовенство города, преподаватели духовно-учебных заведений, члены церковно-приходских советов и множество посторонних лиц»[16]. Спустя два месяца в «Орловских епархиальных ведомостях» был напечатан отзыв о лекции, пересказывающий отдельные её положения и подчёркивающий церковность братства: «Религиозная жизнь трудового братства находится в полной гармонии с религиозным укладом и строем господствующей в России Православной церкви»[17]. Статья заключается пожеланием автора, чтобы «к делу Трудового братства не остались глухи будущие работники прихода, будущие пастыри и учители народа» и призывом к знакомству с братством в Воздвиженске[18].
Последние годы жизни
В последние годы жизни Неплюев стал разрабатывать проект Всероссийского братства с единым уставом и управляющим органом, под покровительством Синода и императора. Всероссийское братство — это совокупность приходов, которые должны стать живыми клетками церковно-государственного организма. Для осуществления этой идеи необходимо пробудить самосознание прихожан, поэтому священники должны заботиться о духовном преображении своих приходов: проповедовать, устраивать катехизические собеседования, чтобы вера не оставалась в области отвлеченного мышления. В 1906 г. Неплюев приехал в Киев, где попытался образовать общество по созданию Всероссийского Братства.
Неплюев сам написал проект Устава, но осуществить свой замысел уже не успел. С проектом Устава в декабре 1907 года Неплюев отправился в Петербург, но там тяжело заболел гриппом. Несмотря на болезнь, он продолжал работать и даже читал публичные лекции по приглашению Петербургской духовной академии. 21 декабря он вернулся в Воздвиженск. В течение болезни Неплюев часто причащался, а в день смерти его соборовали.
21 января (03 февраля н.ст.) 1908 г. Н. Н. Неплюев скончался.
Библиография Неплюев Н. Н. Собрание сочинений: В 5 т. СПб., 1901—1908. Неплюев Н. Н. Воздвиженская школа — колыбель Трудового братства. СПб., 1895. Неплюев Н. Н. Всероссийское братство. СПб., 1907 г. Неплюев Н. Н. Братские союзы в учебных заведениях — высших, средних и низших: Могут ли дольше обходиться без них церковь и христианское государство и как их осуществить? Лейпциг, 1893. Неплюев Н. Н. Голос верующего мирянина по поводу предстоящего Собора. Киев, 1906. Неплюев Н. Н. Звуки души. Берлин, 1896. Неплюев Н. Н. Ко всем верующим. СПб., 1907. Неплюев Н. Н. Открытое письмо к учащейся молодежи. СПб., 1906. Неплюев Н. Н. Проект устава Воздвиженского сельскохозяйственного трудового христова братства. СПб., 1885. Неплюев Н. Н. По поводу ложных слухов. СПб., 1907. Неплюев Н. Н. Таинственные явления земной жизни духа моего. Берлин, 1896. Неплюев Н. Н. Трудовое братство и школы его. СПб., 1900. [править] Примечания
↑ Показывать компактно ↑ Неплюев Н. Н. Историческое призвание русского помещика // Собрание сочинений. В 5 т. СПб. — 1901—1908. — Т. 3. — С. 246. ↑ Неплюев Н. Н. Путь веры // Неплюев Н. Н. Путь веры. Голос верующего мирянина по поводу предстоящего Собора. — 2-е изд. — М.: Межрегиональная общественная организация «Культурно-просветительский центр „Преображение“», 2010. — С. 113. ↑ 1 2 Неплюев Н. Н. Воздвиженская школа колыбель Трудового братства: 1885—1895. Санкт-Петербург: Паровая скоропеч. Я. И. Либермана, 1895. — С. 8. ↑ Там же, с. 21. ↑ 1 2 Тюменев А. Делатель добрый: Школа Трудового братства Н. Н. Неплюева. Ркп. Музей «Трудовое братство Н. Неплюева», с. Воздвиженск, Сумская область. ↑ Неплюев Н. Н. Братские союзы в учебных заведениях // Собр. соч. в 5 т. СПб, 1901—1908. — Т. 3. — С. 176. ↑ Неплюев Н. Н. К лучшему будущему // Собрание сочинений: В 5 т. СПб, 1901—1908. — Т. 3. — С. 19-20. ↑ Неплюев Н. Н. Голос верующего мирянина по поводу предстоящего Собора // Неплюев Н. Н. Путь веры. Голос верующего мирянина по поводу предстоящего Собора. — 2-е изд. — М.: Межрегиональная общественная организация "Культурно-просветительский центр «Преображение», 2010. — С. 193. ↑ Там же, с. 232. ↑ Там же, с. 214. ↑ Там же, с. 213. ↑ Там же, с. 239. ↑ Там же, с. 210. ↑ Там же, с. 240. ↑ Свет памяти: Н. Н. Неплюев в воспоминаниях современников. Киев, 2008. — С. 81. ↑ Хроника // Орловские епархиальные ведомости. — 4 ноября 1907. — № 44. — С. 842. ↑ Ф. Р. По поводу лекции Н. Н. Неплюева в зале Орловского епархиального женского училища (28-го октября) // Орловские епархиальные ведомости. — 1908. — № 2. — С. 44. ↑ Там же, с. 49.
Ссылки Крестовоздвиженское трудовое братство на сайте Живой Журнал. Беседа IV. Опыт жизни нашего трудового братства. Фрагмент лекции, прочитанной Н. Н. Неплюевым в стенах Московской духовной академии в январе 1907 г. Фрагменты хроники жизни Крестовоздвиженского братства. Из Отчетов блюстителя православного Крестовоздвиженского трудового братства от 14 сентября 1899 года по 11 сентября 1901 года. Фурсей А. И. Имеют ли основание говорить о «Неплюевщине» и «Неплюевцах». СПб., 1902. Труды Н. Н. Неплюева и работы о нём на сайте predanie.org
Пс.118:113 – «Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю». Более подробную информацию вы можете получить ЗДЕСЬ http://www.kistine1.narod.ru
|
|
| |
Игнатий_Лапкин_(ИгЛа) | Дата: Среда, 16.05.2012, 08:34 | Сообщение # 2 |
Супер главный
Группа: Главный Администратор
Вера: Православный христианин
Страна: Российская Федерация
Регион: Алтайский
Город: Барнаул
Сообщений: 7670
Награды: 32
Репутация: 30
Статус: Offline
| Н.С.Солодовник
ВОЗДВИЖЕНСКОЕ ТРУДОВОЕ БРАТСТВО
Н.Н.НЕПЛЮЕВ: ВОЗДВИЖЕНСКОЕ ТРУДОВОЕ БРАТСТВО - ЛОКАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ БУДУЩЕГО БЕСКОНФЛИКТНОГО ОБЩЕСТВА СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ: [Теория, практика, печальный финал].– М.: Издание автора, 1994.– 289с.
Об авторе
Нестор Семёнович Солодовник (1906-1998) – человек c незаурядной биографией, запечатлевшей немало знаковых имен и событий ХХ века. Генерал-майор разведки, кандидат военных наук, доцент; кавалер орденов Красного знамени, Красной звезды, Богдана Хмельницкого, Великой Отечественной войны I и II степеней. Он родился в селе Чуйковка, Черниговской губернии (ныне Ямпольский р-н, Сумской области). С 1922 по 1927 год учился в Воздвиженской агрономической школе, которую окончил с отличием. Однако в сельском хозяйстве пришлось работать недолго. В 1929г. он был призван в Красную армию, с которой связана вся его дальнейшая жизнь. В 1936г. он оканчивает военную академию, а затем – курс английского языка в Кембриджском университете и уезжает в Китай. В период сражения под Москвой зимой 1941-1942 гг. майор Солодовник — начальник разведки 20-й армии генерала А. Власова. В сентябре 1942г. он назначен руководителем военного отдела ТАСС и направлен в Египет в качестве представителя Красной Армии при штабе фельдмаршала Бернарда Луи Монтгомери, командующего 8-й английской армией.
В 1943г. Солодовник получил звание генерал-майора. В 1944г. он был официальным представителем Советского Союза в Международной контрольной комиссии по делам Италии.
В 1947г., по окончании Академии генерального штаба, он получает назначение на пост начальника управления в ГРУ. С 1952г. работал в Комитете информации при МИД СССР, где он был одним из заместителей В.М. Молотова, тогдашнего главы МИД и председателя Комитета. Военную карьеру завершил в 1964г. Затем cлужил советником посольства СССР в Германии. С 1968 по 1973г. был научным сотрудником Института мировой экономики (ИМЭМО). Н.С. Солодовник автор нескольких книг на военно-политическую тематику. Его заметки о некоторых малоизвестных фактах из истории Второй мировой войны опубликовал в 1985г. еженедельник «Московские новости».
Последние годы своей жизни Нестор Семенович посвятил изучению наследия основателя Крестовоздвиженского трудового братства Н.Н.Неплюева.
Что же заставило вчерашнего руководителя советских спецслужб, члена КПСС с 50-летним стажем, заняться восстановлением исторической правды о Н.Н. Неплюеве – крупном помещике и православном богослове? И это 1983 году, когда в СССР шла планомерная антирелигиозная пропаганда.
Он говорил, что взяться за перо побудили благодарная память о неплюевской школе, давшей ему «путевку в большую жизнь», близкое знакомство с воспитанниками братства и чувство возмущения за незаслуженное попирание имени Неплюева, которое происходило в ту пору на его малой родине. Первый вариант своей рукописи он попытался опубликовать в Москве в перестроечном 1987 году. Тогда, рассказывал он, никто не захотел связываться с темой Неплюева.
Свой несколько раз переработанный труд «Воздвиженское трудовое братство» (М., 1994) ему удалось выпустить, только в постсоветское время, так сказать, «самиздатским» способом, крохотным тиражом. Книга является полноценной научной работой, по сути, диссертацией. Цель моего исследования, писал Н.Солодовник – «не осудить, приговорить или оправдать Неплюева, но понять, объяснить его личность, как общественного деятеля своего времени, наследие которого незаслуженно забыто и ещё не оценено по достоинству».
В этой работе, автор ещё нередко использует лексику и терминологию советской исторической школы. Не совсем адекватным, представляется и рассмотрение взглядов православного христианина Неплюева сквозь материалистическую призму «социального гуманизма». В нашей публикации представлены лишь некоторые отдельные главы и разделы из двух десятков, присутствующих в монографии. Её достоинствами можно назвать глубокий, всесторонний анализ рассматриваемого явления, ясность изложения, строгое следование фактам.
Ценность этой работы заключается еще и в том, что написана она очевидцем, который и до поступления в братскую школу, проживал в одном из окрестных сел. В юности Н. Солодовник успел застать Неплюевское братство в малоизмененном после Октябрьской революции виде. Здесь еще жили сестры Н.Н.Неплюева – Мария и Ольга, в школах служили учителя, назначенные братской думой, совершались богослужения в храме, словом, сохранялись дух, нрав и обычаи христианского братства-коммуны. Во время учебы в Воздвиженской агрошколе молодой Нестор Солодовник стал свидетелем драматических событий, происходивших с братством и его обитателями в начальный период советской власти. Здесь завязалась его дружба с воздвиженскими сверстниками – братчиками второго поколения, продолжавшаяся до глубокой старости. Одним из плодов этой дружбы явилась монография о Н.Н.Неплюеве.
Знакомство с этим серьезным и весьма познавательным сочинением будет интересно всем, кто занимается отечественной историей и изучением русского богоискательства.
В. Авдасев, директор народного музея
«Трудовое братство Н.Н. Неплюева»
Друг мой, храни вас Бог от односторонности: с нею всюду человек производит зло – в литературе, на службе, в семье, словом – везде.
Н.В.Гоголь.
ПРЕДИСЛОВИЕ
В данном исследовании речь пойдет об одной удивительной христианской трудовой общине небольшой численности (400-500 чел.) с мессианскими чаяниями перемен к лучшему, создания «нового очага новой жизни», где будут исключены зло и социальная несправедливость, с чаяниями преобразования, в перспективе, по его образу и подобию всего общественного устройства России, а затем – и мира. Ни более и не менее.
О глубокой вере, порой до экзальтации, в Новозаветного Бога любви и милосердия, о стремлении общины любовь, братолюбие сделать законом жизни вместо борьбы за существование.
О попытках трудовой общины изменить социальную и индивидуальную психологию её членов для новой, коллективистской жизни, которым будет открыта истина, пока недоступная другим. Служение идеям общины считалось и называлось подвигом.
Об оригинальных организационных и вероучительных установлениях в общине для поддержания в ней чувства избранности, исключительности, особости, дабы не раствориться в окружающем мире.
О новаторском для своего времени экономическом устройстве трудовой общины, образовавшей в конце своей деятельности своеобразный мини-агрокомплекс.
О надеждах и разочарованиях членов общины, об их личных судьбах – драматических и трагических, - о внутриобщинных противоречиях и конфликтах (люди – не ангелы), о печальном финале.
О главном архитекторе и бессменном руководителе трудовой общины Николае Николаевиче Неплюеве, его мировоззренческой доктрине и практической деятельности по претворению её в жизнь, ревностном блюстителе устоев и миссионерского рвения общины.
И – о многом другом.
Община была названа Трудовым братством. По замыслу его учредителей это название должно было включать в себя глубокий социальный смысл и богатое идейное наполнение, ведущая роль в которых отводилась христианским нравственным ценностям и мотивам. Члены трудового братства называли друг друга братьями и сестрами.
Оттуда-то, из небольшого населенного пункта, не имевшего даже ранга села – хутора и исходили перестроечные импульсы и настойчивые миссионерские призывные сигналы: Всем, всем, всем! Слово было услышано в стране, в ближнем и дальнем зарубежье. Не всеми понято, еще меньшим числом людей принято, тогдашней общественной системой России в целом отвергнуто.
Дело же – практическое воплощений в жизнь идеалов общины – трудового братства – так и не смогло перешагнуть пределы замкнутого островного пространства. Поспешно созданные трудовым братством два аванпоста оказались нежизнеспособными и «десантники» вынуждены были вскоре вернуться в свою первообщину – Трудовое братство.
Это еще не седая старина, но, несомненно, уже давняя-давняя быль.
Со времени формирования взглядов Н.Н.Неплюева (1851-1908) минуло более века, а воплощения их в жизнь – около 90 лет. Однако, как представляется, они не утратили своего познавательного значения и по нынешним меркам.
«Опытным полигоном», своего рода строительной площадкой для практической реализации социальных, экономических и христианских устремлений Неплюева послужило его образцовое по тому времени имение с центральной усадьбой в хуторе Воздвиженске, Глуховского уезда, Черниговской губернии, ныне: с. Воздвиженское, Ямпольского района, Сумской области Украины.
Именно в Воздвиженске развивались, конкретизировались и воплощались в жизнь основные социальные установки Неплюева, в первую очередь его аграрно-кооперативные идеи. Здесь практически создавалась и испытывалась на социально-экономическую устойчивость и жизнеспособность христианская трудовая община – Воздвиженское трудовое братство, базировавшаяся на групповом (артельном) владении средствами производства, прежде всего землей, на совместном труде, коллективистском образе жизни и принципах жизни раннехристианских общин.
По замыслу Неплюева Трудовое братство должно было стать первой локальной эталонной моделью будущего более совершенного общественного устройства – бесконфликтного общества социальной справедливости в виде целостной системы трудовых братств во всероссийском, а затем и общеевропейском масштабе.
В мировоззренческой доктрине Неплюева одно из важнейших мест занимала его аграрная концепция, предусматривавшая перевод аграрного сектора страны на производственно-кооперативные рельсы. В свете этого Трудовое братство создавалось им и строилось также одновременно и как образцовая модель аграрных отношений нового типа, как трудовая община культурных земледельцев. В этом плане Неплюев считал Крестовоздвиженское трудовое братство олицетворением многовековых чаяний основной массы российского крестьянства, наглядным его будущим в живом и конкретном обличии.
Неплюев полагал возможным, более того, необходимым, перенесение системы трудовых братств, первоначально создаваемых как сельскохозяйственных, также и на иные сферы общественной структуры: городские, промышленные, интеллектуальные, сферу обслуживания и др.
В целом же, исходя из своего видения бесконфликтного общества социальной справедливости и путей его построения, Неплюев считал, что эталонный характер Воздвиженского трудового братства никоим образом не должен исчерпываться лишь его организационно-производственными, земледельческими характеристиками. Он всемерно стремился к тому, чтобы Воздвиженская трудовая община стала эталонным социальным слепком будущего бесконфликтного общества социальной справедливости и в связи с этим – средоточием высокой нравственности, культуры, духовности.
Казалось бы, что социально-экономический и нравственный выбор в хуторе Воздвиженске – довольно ординарное явление. Немало на Руси возникало и вскоре распадалось различного рода трудовых образований того или иного вида. У ряда из них были многообещающие социально-экономические программы и далеко идущие гуманистические цели, религиозно-нравственные лозунги, особо привлекательные для патриархальных слоев общества. Однако их деятельность и общественная известность ограничивалась местными рамками и узкими временными пределами. Лишь считанные единицы выходили на короткое время на всероссийскую авансцену. Например – толстовские коммуны разных укладов, сумевшие вписаться в индустриальное общество.
В данном же, Воздвиженском случае, произошло нечто иное.
Воздвиженский социальный поиск получил сразу же большое звучание не только во всероссийском масштабе, но и в европейских странах. Звучание громкое, длительное.
Воздвиженский феномен стал предметом горячих споров и острых дискуссий в российской печати, в административных и церковных кругах царской России, на общественных форумах. К нему проявлял живой интерес Л.Н.Толстой, встречавшийся с Неплюевым и обменявшийся затем с ним письмами (1). Его последователи – толстовцы не раз посещали Воздвиженск с целью изучения неплюевского опыта.
Крестовоздвиженское трудовое братство и его школы получили широкое освещение в европейской печати, привлекли к себе внимание видных европейских общественных и политических деятелей (2). В 1898 году в хутор Воздвиженск приезжал профессор Сорбонны Гастон Боне-Мори. После возвращения в Париж он обо всем увиденном и услышанном сделал положительный доклад на заседании Французской академии наук, который затем был издан отдельной брошюрой в Трудах Академии (3). Профессор Краковского университета Тадеуш Мицинский выступил с докладом о Трудовом братстве в Краковской ратуше.(4)
Не обошли Неплюевское братство своим вниманием и авторитетные международные пацифистские и культурно-просветительские организации. В 1900г. Н.Н.Неплюев был избран почетным президентом Конгрессa единого человечества, проходившего в Париже. До этого, в 1898г. Международная лига мира, с главным бюро в Берне, признала Трудовое братство своим филиалом в России с правом посылать своих представителей на все конгрессы Лиги. Англо-русский литературный союз в Лондоне, поддержал деятельность Неплюева и избрал его своим членом.(5)
Широкий общественный резонанс свидетельствовал о том, что в Воздвиженской модели «светлого будущего» на крохотном географическом пространстве как бы сфокусировались многие острейшие проблемы России того времени, необходимость поиска путей и методов их кардинального решения. Отсюда такой пристальный интерес к Воздвиженскому социальному и нравственному поиску с разных позиций со стороны демократической общественности России, правящих классов, светских властей – вплоть до царя, церковнослужителей – вплоть до Синода, многочисленных деятелей европейской общественности.
Число российских и зарубежных корреспондентов Н.Неплюева было столь велико, что индивидуальные ответные письма пришлось заменить изданием печатного информационного бюллетеня тиражом в 400 экземпляров, на русском и французском языках.(6)
«В виду большого наплыва посетителей и недостатка помещений – говорилось в объявлениях, помещенных в газетах Неплюевым – просим не приезжать к нам без предварительного сообщения о времени приезда. Ввиду того, что от станции Горелые Хутора, кроме простых телег нельзя найти никаких перевозочных средств, советуем лицам, привыкшим к более удобным экипажам, не стесняться извещать нас о дне приезда телеграммой по адресу: Неплюеву, Янполь Черниговский. Маршрут: по Киевско-Воронежской железной дороге, через станцию Ворожба, до станции Горелые Хутора».(7)
Приток посетителей в Воздвиженск не иссякал. Не утихали споры вокруг неплюевской идеи перехода через систему трудовых братств к бесконфликтному обществу социальной справедливости; вокруг локального воплощения этой идеи в жизнь в виде Воздвиженской трудовой общины. Диапазон суждений по-прежнему был широк: от безудержной апологии, до сплошного отрицания.
Тем временем Трудовое братство продолжало крепнуть. Оно впечатляюще демонстрировало перед озадаченными современниками свою поразительную живучесть и жизнестойкость в течение около тридцати предоктябрьских лет.
Одно обстоятельство крайне огорчало Н.Неплюева и его преемников – Трудовое братство так и не смогло создать свои филиалы за пределами Воздвиженска и продолжало оставаться локальным образованием. Вопреки чаяниям Неплюева, оно не переросло и явно утрачивало перспективу перерастания во всероссийскую, а затем – вселенскую систему трудовых братств, которую Неплюев отождествлял с качественно новым, более совершенным устройством человеческого общества. Малое не стало большим. Цель всей жизни Н.Н.Неплюева, проникнутая искренним подвижничеством, оказалась недостижимой.
Одолевали Неплюева также опасения за дальнейшую судьбу своего любимого детища – Трудового братства. Останется ли оно, хотя бы пока и одиноким оазисом новой жизни среди «житейской пустыни» - современного псевдохристианского общества со взаимной враждой и раздорами, или же будет поглощено чуждой ему капиталистической средой с ее безжалостной конкурентной борьбой за выживание? (8)
С лета 1907г. Неплюев приступил к написанию «Завещания», в котором намеревался изложить свои тревожные мысли, опасения за будущее Братства, дать советы как избежать препятствий, внутренних противоречий, дробления и распада Братства (9). Однако он не успел составить цельного документа. Подобного рода мысли остались в виде «россыпи» в последних письменных высказываниях Неплюева.
Один из видных российских либеральных богословов В.И.Экземплярский завершает свое исследование жизни и деятельности Николая Николаевича таким риторическим вопросом:
«Под большим деревянным крестом на простом кладбище в хуторе Воздвиженск покоится прах Николая Николаевича. Воплотятся ли его замыслы и начинания в жизнь во всероссийском масштабе, как он об этом мечтал… или под этим крестом погребено самое дело Николая Николаевича?… Трудно решиться в настоящее время быть пророком и пытаться ответить на этот вопрос». (10)
История уже дала ответ.
После Октября, в марте 1919г. Крестовоздвиженское православное трудовое братство было преобразовано в коммуну «Трудовое братство» с сохранением личного состава, основ хозяйственного устройства, духовно-культурной среды и бытового уклада. Чрез пять лет в ноябре 1924г. коммуна была реорганизована в артель, позднее она стала колхозом, совхозом-техникумом, совхозом.
При этом, как бы по цепочке, наиболее содержательные социальные, организационно-производственные и культурно-бытовые черты Трудового братства преемственно входили в последующие структуры, возникавшие на его базе. К сожалению, по многим параметрам – в убывающей степени.
Членам Братства и их семьям в 1929г. предстоял «исход» их Воздвиженска. Вынужденный – выселение. Рассеяние по стране, образование своего рода Воздвиженской диаспоры с сохранением богатого интеллектуального и духовного потенциала, обостренного чувства Воздвиженского землячества.
В с.Воздвиженском в 1981г. здание бывшей неплюевской женской школы, ставшей в советское время сельскохозяйственным техникумом, было превращено в тюрьму (учреждение 19/372), обнесено высоким забором с проволочным заграждением наверху. Заключенные: главным образом, так называемые аварийщики – виновники дорожно-транспортных происшествий. С февраля 1992г. село Воздвиженское становится местом подселения к «аборигенам» условно освобожденных лиц, своеобразной поселенческой колонией с присущей ей криминогенной обстановкой.
Первостроители очага новой христианской жизни в хуторе Воздвиженске с их истовым стремлением к высокой духовности не могли себе представить такое даже в пору глубочайшего пессимизма.
* * *
Н.Н.Неплюев (11.09.1851 – 21.01.1908гг. по старому стилю) – последний потомок по мужской линии старинного боярско-дворянского рода, родился в местечке Ямполь Глуховского уезда Черниговской губернии, за 10 лет до крестьянской реформы 1861 года. Неплюев скончался примерно за 10 лет до Октябрьской революции.
Время перехода Неплюева от детского к юношескому возрасту со свойственным им обостренным чувством восприятия действительности приходится на первую революционную ситуацию в России (1859-1861), которая, как известно, не переросла в революцию. Однако она заставила царизм провести буржуазные реформы 60-70гг., способствовавшие дальнейшему развитию капитализма.
Формирование мировоззренческих взглядов Неплюева, в том числе его аграрно-кооперативной концепции, а также начало его практической деятельности по воплощению в жизнь его социальных и аграрных идей в своем родовом поместье в Черниговской губернии совпадает, примерно с преддверием второй исторически нереализованной революционной ситуации в России (1878-1880) и усиление затем политической реакции.
Подведение Неплюевым итогов своей общественной деятельности, а также жизненного пути вписывается в целом во временные рамки кануна первой русской революции и, частично, столыпинских реформ, отрицающих по существу неплюевское видение кардинального преобразования тогдашних земельных отношений в России.
Столыпиным, как известно, в основу аграрной реформы были положены интересы частного собственника земли, разорвавшего связь с передельно-общинными порядками и сделавшего ставку на отрубную или хуторскую собственность. При этом по существу не была затронута латифундистская система землепользования. Правда, некоторые историки полагают, что в отдаленной перспективе «вопреки замыслам инициаторов реформы, она могла привести к окончательному вытеснению помещичьего землевладения».
Следовательно, складывание мировоззренческих взглядов Неплюева и его аграрно-коллективистской концепции в особенности, а также его практической деятельности по претворению их в жизнь протекали в общем в пореформенный период. «Период русской истории, который лежит между 1861 и 1905 годами» (11). Завершающий этап приходится на начало предоктябрьского периода с его поворотными пунктами: 1905г. (год начала первой русской революции) и 1917 – год Февральской и Октябрьской революций.(12)
Известно, что для пореформенного периода была характерна большая острота аграрного вопроса.
Историк аграрной экономики России Н.В.Тепцов писал («Российская газета» 02.12.1992), что вообще история земельных отношений в нашей стране сложна и противоречива, «она буквально пропитана кровью, изувечена великими и малыми переломами, исполнена боли народа…» Пореформенный период не явился исключением. «1861 год породил 1905», - подчеркивал В.Ленин.(13)
Николай Неплюев обладал социально чуткой и отзывчивой индивидуальностью. Он по-своему откликнулся на требования времени с довольно неординарных позиций для своего класса. Эта оппозиционная по своей сути неординарность, нестандартность несла в себе значительный заряд критицизма по отношению к официальной идеологии, государственным и церковным институтам, господствующим классам царской России. Каждое слово Неплюева – писал В.Экземплярский – «являлось как бы камнем, падавшим на поверхность стоячей воды», вызывало «мнительную подозрительность властей и церковной и гражданской». (14) В итоге у Неплюева были сложные и противоречивые отношения с ними.
Вместе с тем амплитуда колебаний общественной позиции Неплюева не выходила, в общем и целом, далеко за пределы зоны дворянско-помещичьего социального притяжения. В его христианских устремлениях, социально-экономической мысли и практике глубоко гуманистические, позитивные черты тесно переплетались с политическим консерватизмом.
Несмотря на известную обособленность Неплюева от своей социальной среды, репутацию «вольнодумца», его социальное бытие, а также историческое время устанавливало определенные границы для его относительно самостоятельной деятельности как представителя своего класса, члена класса. Несмотря на глубокое чувство отчужденности от праздного, паразитического образа жизни верхов царской России, он не порывает с ними окончательно и бесповоротно. «Полный восторга любви к делу… и к обездоленным, которых хотел поставить в благоприятную обстановку… и к богатым и сильным…, я выполняю одновременно и христианскую и дворянскую обязанность мою».(15)
Социальная раздвоенность Неплюева нашла выражение также в известной драматичности его личной жизни и общественной деятельности. В 1901 году, за семь лет до своей смерти он писал: «Мой жизненный путь был… крестным путем позора, поруганий и унижений».(16)
В 1898г. Н.Н.Неплюев заболел почечно-каменной болезнью, сочетавшейся с сердечной недостаточностью. Болезнь сопровождалась частыми и тяжелыми приступами, требовавшими подкожного введения морфия. За два-три года до кончины его не покидало сознание скорой смерти.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. серия третья. Письма. – М.: Госиздат, 1959. Т. 66. с. 446-447;
2 Абрамов И. В культурном скиту: (Среди неплюевцев).- СПб.: Труд, 1902. с. 3-4.
3 Неплюев Н.Н. Полн. собр. соч. – СПб., 1908. т. 8. с. 156.
4 Там же.
5 Там же, с. 153.
6 Там же, с. 79.
7 Неплюев Н.Н. Трудовое братство и школы его. – СПб., 1900. с. 117.
8 Экземплярский В.И. Памяти Н.Н.Неплюева. – Киев, 1908. с. 2.
9 Там же, с. 51
10 Там же, с. 53.
11 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 4. с. 429.
12 «Вопросы философии». 1985. №2, с. 15.
13 Ленин В.И. Пятидесятилетие падения крепостного права. – М.: Политиздат, 1981. с. 26.
14 Экземплярский В.И. Памяти Н.Н.Неплюева. К., 1908. с.55
15 Неплюев Н.Н. Полн. собр. соч. – СПб., 1908. т. 5. с. 369.
16 Там же, с. 15
Пс.118:113 – «Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю». Более подробную информацию вы можете получить ЗДЕСЬ http://www.kistine1.narod.ru
|
|
| |