Священник отказался от паспорта, пенсии и ушел навсегда в затворничество
76-летний православный священник восстал против глобализации и скрылся в глухом полуразрушенном селе в самом центре России.
И своими руками создал там рай земной.
Здесь нет магазинов и больниц, нет школы и собеса, нет ни телевизора, ни тюрьмы. Но есть выстроенная собственными руками церковь и часовенка, обустроен чудотворный источник, а вокруг – только солнце, простор и такая благодать, что душа, кажется, напрямую говорит с Господом. Это остров прежней жизни России – тихой, многотрудной и вдумчивой – той, которой жили наши предки сотни лет назад: ели только выращенное своими руками, лечились тем, что растет на земле, и не жаловались ни на сердце, ни на изжогу, ни на депрессию.
– Здесь Царство Небесное! – светло улыбается батюшка Иов, оглядывая окрестную чистую красоту.
Путь
Сама природа возвела вокруг этого уголка непреодолимые стены: добраться туда нелегко, а чаще всего и вовсе невозможно. Летом любой дождик превращает грунтовую дорогу в непролазную грязь, в которой вязнут даже трактора. А зимой путь заметает полутораметровым слоем снега.
– Корреспонденты? – смеется местный тракторист из районного центра. – В Аскулы собрались? Так вставайте на лыжи! Иначе? А иначе никак!
Нелегко проникнуть на райский остров, но если веришь – дойдешь. Именно это спустя несколько часов, лучисто улыбаясь яркими голубыми глазами, сказал нам аскетичный худощавый отшельник отец Иов, встречая нас на пороге своего дома.
...На дворе ночь, не видно ни зги – отец Иов не пользуется электричеством. Просторную избу освещают лишь свечи. Возле печки греются подростки Владик и Витя – внуки батюшки, которых он растит с 4-летнего возраста. Между печкой и столом снует келейница монахиня Ефросинья.
– Садитесь к столу, вы же с дороги! Угощайтесь, это настоящая русская еда. Ее больше нигде не осталось!
Такую кашу мы не пробовали никогда в жизни – она тает во рту.
– Это пшеница! – смеется отец Иов. – Не признали? Я сам этот рецепт восстановил. 3 кружечки промытой пшеницы положить в эмалированную посуду и залить 6 кружечками воды. И поставить на печку. Пусть покипит 5 минут, а затем нужно кастрюлю снять с огня и закутать полотенцем на 1 час. Потом снова поставить на огонь, довести до кипения и снять, закутав на 3 часа. А затем пропустите через мясорубку. И можете добавить что угодно – мы добавляем вареный горох, жареный лук, морковку. Все со своего огорода.
– Здесь чудес много, – задумчиво говорит отец Иов. – В миру мы их не замечаем. В прошлом году лето было жарким. Воды в колодцах было по чуть-чуть, на самом дне. А святой источник, где трижды в 1785 году была явлена икона Пресвятой Богородицы, неглубокий – всего-то 2,5 метра в глубину – все лето простоял полный. Рядом с ним колодец глубиной в 19 метров – так тот стоит сухой. Разве это не чудо?
Деньги
Несколько лет назад батюшка Иов, еще будучи священником в пригороде Тольятти, отказался от ИНН и паспорта. Так и остался до сих пор гражданином СССР.
– Тогда мне в собесе отказали в пенсии: «Не получишь паспорта – и пенсии тебе тоже не будет!», – рассказал отец Иов. – 4 года я не получал пенсии, ни копейки. Но, если веришь, сам Господь тебе помогает. Мы и не почувствовали, что денег нет, ни дня не голодали. Да еще и колодец построили, глубиной с 5-этажный дом.
Отец Иов вместе с внуками вырыл общественный колодец во дворе собственного дома, чтоб односельчане и редкие паломники в любое время дня и ночи могли напиться холодной колодезной воды.
– Одно бетонное кольцо для колодца стоит 2,5 тысячи рублей. А нам таких 22 штуки надо. Думаю: «Где ж денег взять?». И тут вспомнил – один богатый человек приезжал ко мне: «Батюшка, помолитесь за меня, спиваться начал. А у меня жена и четверо детей». И оставил 50 000 рублей. Я их, помнится, на кровать бросил, да так и забыл. Глянул – а они под кроватью лежат, так с полгода и пролежали, дожидаясь случая. За 22 дня мы колодец вырыли. Разве не Господь нам и деньги, и силы дал?
Аскулы раньше были огромным многолюдным селом. Сейчас только 5 изб дымят трубами. Но в церкви службы идут регулярно.
Вера
– Всенощные службы мы как в монастыре служим – по 3-4 часа, ничего не пропуская и не торопясь, – рассказал отец Иов. – И такая благодать в сердцах наступает, что не описать словами. Мы всех в Аскулы приглашаем: приезжайте совершать таинства – венчание, крещение, – ни копейки за них мы не возьмем. И на исповеди вас никто не поторопит, не подгонит, не бывает у нас очередей.
Батюшке Иову ни за что не дашь его 76 лет – он крепок, сухощав и силен. Но если вдруг кому-то понадобится «скорая помощь» – ее здесь не дождешься.
– Однажды у местной бабушки зуб заболел зимой, – вспоминает отец Иов. – «Скорая» пробиться не может. Трактор – тоже. Проехал снегоход. Привязали к нему корыто, в корыто села бабка. А на полпути – на склоне оврага – корыто возьми да и отцепись! Бабка орет, скорость страшная. Чудом уцелела.
Поэтому в доме у батюшки Иова принято лечиться своими средствами – действенными и целебными.
– Мы позабыли, что такое болеть, – признается отец Иов. – Мед пчелы носят, травы лечебные выращиваем, овощи свои. В огородике я насчитал более 30 лекарственных растений – девясил, шиповник, бузина, черника, эхинацея, лимонная мята, иссоп, душица, моранда. Отвары и настои меня держат в тонусе – мое давление до сих пор 120/80.
Аскулы расположены в самом сердце знаменитого заповедника Самарская Лука: порой по главной улице села бродят кабаны, снуют волки. «Их бояться нечего, мы с ними в мире живем», – говорит батюшка.
– Овраг – наша ограда, – задумчиво констатирует отец Иов. – Наша крепость. И только сам человек может сделать место или тюрьмой, или царствием небесным.
Уникальный аптекарский огородик спасает домочадцев от всех болезней
У колодца, устроенного батюшкой для паломников, происходят удивительные исцеления
Каждую ночь, ровно в 24.00, батюшка служит в домовой церкви
Когда батюшка построил церковь, старинный крест замироточил
Рядом с аскульским монахом отцом Иовом келейница монахиня Ефросинья и двое внуков - Витя и Владик