Вопрос 2092: По каким уставам жили монахи в монастырях, кто эти уставы им составлял, и насколько они употребимы в нашей сегодняшней жизни? Ответ: Повторяю, что я не против монастырей и не против монашества. Я каждое утро молюсь по лестовке, по чёткам всем святым, конкретно призывая по именам их - до 100 имён. Но я не могу согласиться, что что-то может быть выше Библии, превыше Бога. Монастыри должны быть, но с иной целью и с иными уставами.
По-житейскому они многое сделали: люди жили, и некоторые из них были счастливы. Но они – не Евангельское учреждение. Они - тупик и притом самый тупой и глухой. Проповедь миру там умирает, и начинается Великое Юродство, Великое Молчальничество, Великое изничтожение себя, как личности. Главное – это их авва, их рупор и их надежда, что он их приведёт на небо.
Иоан.17:25 – «Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня».
Воскресший Христос уточнил программу-минимум, чтобы быть христианином. Иоан.20:21 – «Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас».
Это посланничество и подобие монашество умышленно отвергло и образовало свой статус непогрешимой греховности. Сидя в пустыне один, человек никогда сам себя не узнает, он может деградировать до уровня парнокопытных, почему некоторые и спасались на четвереньках, как Варвар. Если бы только эти два места, приведённые выше, были приняты монахами, то сегодня же пустыни все опустели бы навсегда.
Феодор Студит – 11 нояб. «За проступки же он установил епитимии: для одних известное число поклонов, для других — усиленный пост и за каждой проступок — соответствующее наказание. Если бы кто не достоял Божественный службы, или разбил бы посу¬дину, или по небрежности бросил что-либо, или нерадиво что сделал, или чем-либо оскорбил брата, или, по необуздан¬ности языка, сказал какие-либо лишние слова, или громко засмеялся или не кротко и не смиренно ходил, или разговари¬вал за трапезой, не слушая душеполезного чтения, или возроптал по поводу пищи, или бесстыдно и дерзко бросал туда и сюда взоры, или иное что подобное сделал, — для всех таковых братий преподобный Феодор и назначал епитимии, соответственно их проступкам.
Слава о таком порядке Студийского монастыря, законоположениях и уставах его распространилась повсюду и многие другие монастыри не только по окрестным городам, но и по далеким странам, приняли Студийский устав и соблюдали его, а иные соблюдают и доныне. Служба по Студийскому уставу была несколько короче и не так торжественна, как по Иерусалимскому».
Что из этого устава нам не подходит? Его даже просто читать и то приятно!
Евфимий Сузд. – 1 апр. – «Когда к преподобному собралось в обитель около 300 человек братии и они не могли поместиться в трапезной, то он повелел построить новый храм…
Он установил правило, чтобы все иноки безропотно пребывали в послушании, в искренней любви друг ко другу, целомудрии и нестяжательности, чтобы никто из них не имел ничего своего, но чтобы всё у них было общее, а если узнавал, что кто-либо из братии имеет собственность, на того налагал эпитимию. Он не допускал разговоров братии между собою в церкви, а также всегда требовал от них хранить молчание во время трапезы. После трапезы он велел всем расходиться по своим келлием, молча, не вступая при этом ни в какие разговоры друг с другом, и не разрешал посещать чужих келлий за исключением какой-либо крайней нужды».
Савва Осв. – 5 дек. «Основав в Кастеллии киновию, преподобный Савва употреблял всевозможное старание населить её мужами добродетельными, в подвигах искушенными иноками; мирским же людям, желавшим постричься, а также безбородым юношам он не позволял жить ни в Кастеллийской киновии, ни в лавре; для них он построил еще маленькую киновию на северной стороне и дал им опытных наставников, чтоб поучать начинающих правилам монастырской жизни.
Начинающие прежде всего должны были выучивать псалтирь и весь чин молитвенного пения, а также узнать весь иноческий устав, затем приучаться к подвигам и трудам, соблюдать свой ум от мирских суетных воспоминаний и противиться злым помыслам, обуздывать свою волю и быть послушными, кроткими, смиренными, молчаливыми, бодрыми и осторожными, охранять себя от соблазнов вражеских. Кто успешно усваивал себе сии начала иноческой жизни, того преподобный переводил в большую киновию или в Лавру, а некоторых из начинающих, особенно помоложе, он отсылал к преподобному отцу Феодосию, который тогда уже оставил Кафисматную церковь и устроил монастырь в тридцати пяти стадиях».
Маркелл – 29 дек. «Авва — с еврейского языка значит отец; так называли на Востоке наставников иночества.
Слава о преподобном Маркелле и об установленном в его обители непрестанном славословии распространялась повсюду; многие соревновали этому уставу и вводили его в своих монастырях, испрашивая себе наставников у преподобного.
И как реки истекали из Эдема, так из обители Маркелла расходились по всем монастырям, расположенным в разных странах и городах, уставы и обычаи иноческого жития и непрестанного церковного пения. Во всяком монастыре игуменами были иноки из обители Маркелла и везде соблюдался чин обители неусыпающих, ибо Маркелл был чиноначальником, архимандритом, законодавцем и управителем всех монастырей, какие только были в той стране».
Пафнутий Боровск. – 1 мая. Этому же Дионисию и прочим иконописцам-мирянам святой отец заповедал не вкушать в обители мяса, а есть его в ближайшем селении. Некоторое время они исполняли эту заповедь. Потом позабыли и принесли в обитель к себе на ужин варёное бедро ягнёнка, начиненное яйцами. Когда Дионисий первым из них отведал его, то в начинке нашёл множество червей и принужден был выбросить запрещённую пищу собакам».
Василий Вел. – 1 янв. «Правила эти служили и служат руководством для жизни иноков всего Во¬стока и, в частности, для наших русских иноков. В своих правилах Василий отдаёт преимущество общежительной жизни перед отшельнической и уединенной, так как, живя вместе с другими, инок имеет более возможности служить делу христианской любви.
Василий устанавливает для иноков обязанность беспрекословного послушания настоятелю, предписывает быть гостеприимными по отношению к странникам, хотя запрещает подавать им особые кушанья. Пост, молитва и постоянный труд — вот чем должны заниматься иноки, по правилам Василия, причем, однако, они не должны забывать и о нуждах окружающих их несчастных и больных, нуждающихся в уходе. Когда же преставился архиепископ Евсевий, на руках Василия предав дух свой Богу, то на престол архиепископский был возведён и посвящён собором епископов Василий».
Евфимий Вел. – 20 янв. «Он заповедывал не разговари¬вать, ни в церкви во время богослужения, ни на трапезе — во время еды братии, но повсюду хранить молчание, внимая Слову Божию. Когда он видел кого-либо из братий, особенно юных, хотевшего поститься более прочей братии, то не одобрял этого и не допускал, чтобы брат следовал своей воле, но требовал, чтобы он соблюдал общее со всеми время воздержания и время трапезования; преподобный наставлял, чтобы брат ел на трапезе с воздержанием, не пресыщая чрева, но вкушая менее, чем оно требует, дабы, таким образом, скрыть свое постничество, не разглашая о нём открыто, а тайно вооружившись против восстающих страстей».
Макарий Александрийский –19 янв. «Так, например, узнав об иноках, живших в Тавеннском монастыре, что они в течение всей великой четыредесятницы ничего не вкушают из приготовленных на огне кушаний, он положил себе за правило в течение семи лет не вкушать ничего из того, что бывает при¬готовлено на огне, — ни печёных, ни варёных кушаний».
Первое избиение в Раифе – 14 янв. «В 4 и 5-м веках по Рождестве Христове гора Синай славилась обилием христианских пустын¬ножителей, живших в ущельях и пещерах её.
…Оставаясь там, я наслаждался общением и беседами с Ангелоподобными синай¬скими отцами и ежедневно, для своей душевной пользы, приходил в келлию каждого из них. У них был такой устав: безмолвными сидели они все дни в своих келлиях; вечером же в субботу, при наступлении воскресного дня, все собирались в церковь и вместе совершали всенощное бдение; причастившись по утру, за святой литургией, святых бессмертных Христовых Таин, каждый из них снова уходил в свою келлию.
Вид их был подобен Ангельскому: от сильного воздержания и непрестанного бодрствования тела их были изнурены, и они жили подобно бесплотным, —не употребляя в пищу ничего такого, что может возбуждать и питать страсти. Они совсем не вкушали ни вина, ни масла, ни хлеба, но довольствовались лишь небольшим количеством фиников или желудей, и только этим поддерживали свою жизнь».
Поплий – 25 янв. «Он приказывал устраивать тесные келлии, в которых посещал своих учеников очень часто, строго наблюдая, чтобы у них в келлиях не было ничего, кроме самого необходимого; хлеб, кото¬рый оказывался у монахов, преподобный Поплий взвешивал на весах и, если у кого находилось более определенного количе¬ства хлеба, того называл чревоугодником, чрезмерно заботя¬щимся о своем теле; тех же, у которых находил приготов¬ленное кушанье, называл вкушающими скверну…
По ночам святой отец не искал себе покоя, а обходил келлии учеников, останавливаясь снаружи у дверей каждого. Молча отходил преподобный, если заставал обитателя келлии на молитве; если же тот спал, святой Поплий ударял рукою в дверь и сурово укорял леностного инока».
Серафим Сар. – 2 янв. «Серафим постановил для Дивеевских сестер заниматься исключительно трудом, свойственным простому классу людей. Но рисования, шитья шелками и золотом и других подобных работ, требующих некоторого углубления ума и более относя¬щихся к искусству и предметам роскоши, старец не хотел допускать».
Пахомий Велик. – 15 мая «Старец возразил ему, убеждая его идти обратно, чтобы испытать себя, может ли он вынести тот строгий образ жизни, какой ведут ученики Паламона. Он говорил Пахомию: «Я должен сначала сказать тебе, какова мера жизни монашеской. Вот она. Во всякое время мы бодрствуем половину ночи, размышляя о слове Божием; очень часто мы остаёмся с вечера до утра работать своими руками, делать верёвки, чтобы бороться со сном и снабжать себя тем, что нужно для поддержания нашего тела. То, что остается сверх нашей нужды, мы отдаём бедным. Что же касается того, чтобы есть масло или что-нибудь вареное, пить вино, мы не знаем, что это значит. Мы постимся всякий день до вечера в продолжение летнего времени, а зимою мы постимся по два дня подряд или по три. Правило общих молитв—шестьдесят раз молиться днем и шестьдесят раз ночью, кроме тех молитв, кои мы творим в каждое мгновение и коих счета мы не знаем».
«Святой Пахомий позаботился о том, чтобы каждого вступающего в монастырь брата встречали иноки особенно благочестивые и мудрые. Эти иноки-привратники каждого нового брата встречали, устраивали и в течение трех лет искуса, до облечения его в монашескую одежду, усердно назидали своими беседами, предохраняя его от всякого зла. Таким образом, новоначальные в Тавенниси находили опытных и постоянных руководителей и могли благочестиво настроиться в первые же годы своей жизни в монастыре. Святой Пахомий и сам внимательно наблюдал за новоначальными».
«При братской трапезе прислуживали особые иноки. Они сменялись через три недели. От этих иноков требовалось постоянное усердие, тем более, что братия вкушали пищу не в одно время. Иноки, служившие при трапезе, в течение трех часов приготовляли, распределяли и раскладывали хлеб, различные овощи и маслины. В дозволенные дни подавали за трапезой сыр, яйца, овощи варёные, похлёбку из вареных зерен. Каждый брат подходил к столу в то время, когда желал, и принимал свою часть. Но это было только один раз в день: одни ели в шестом часу, другие — в седьмом, иные—в восьмом, иные—в девятом, в десятом, в одиннадцатом, иные же к вечеру, когда показывались на небе звёзды. Некоторые иноки были так строги к себе, что вкушали пищу только один раз в два дня. Вообще пост, согласно первоначальному уставу, не налагался ни на кого против воли.
Только более близких к себе иноков святой Пахомий склонял поститься, т. е. совсем воздерживаться от пищи, по средам и пятницам. Но многие иноки сами налагали на себя усиленной пост.
…Святой Пахомий был того мнения, что всякое «послушание» в обители, исполняемое с усердием, доставляет иноку награду не ниже той, какую получит монах, если будет ревностно поститься, бодрствовать и молиться Богу. Во-вторых, Пахомий желал, что бы имели возможность отдохнуть после труда ревностные труженики хотя некоторое время. Однако братия, усердно занимавшиеся исполнением своих «послушаний», неохотно соглашались на отдых, дозволенный великим аввою.
Они были убеждены в том, что этот мир не есть место отдыха, а напротив —место напряженного труда, постоянной борьбы и самоотверженных подвигов, и что только тот, кто здесь трудится, в будущей жизни получит истинное упокоение и нескончаемое блаженство. И всякий продолжал с усердием заниматься тем делом или ремеслом, какое знал, или вообще какою-нибудь работою для монастыря, в точности подчиняясь распоряжением начальника. От всякого инока, какую бы должность ни проходил он в монастыре, требовалось полное подчинение начальнику и безусловное, точное исполнение устава.
Это было главным отличием жизни киновии от жизни отшельнической в тесном смысле этого слова. В полном послушании был и залог духовного совершенствования киновитов. В послушании было великое нравственное преимущество киновии. Нарушение распоряжений начальника или предписаний устава, хотя бы и по ревности о подвижничестве, всегда могло вести к ропоту со стороны других и быть причиною всяких беспорядков в общежитии. Поэтому Пахомий строго наказывал нарушителей долга послушания, чем бы они ни оправдывали себя. Такие случаи бывали и в Тавеннисийском общежитии, хотя очень редко.
…В этих хлебных иноки работали при самой глубокой тишине, содействовавшей и успеху работы и самособранности духа. Не было здесь разговоров. Даже спросить воды или муки нельзя было: нужное требовали стуком о квашню. Во время работы читали на память заученное из слова Божия.
В одно время в Тавеннисийском общежитии было 15 портных, 7 кузнецов, 4 плотника, 15 красильщиков, 20 дубильщиков кож, 12 погонщиков верблюдов, 20 садовников, 15 сапожников, 12 иноков приготовлявших покрывала, 10 ночных стражей и 10 переписчиков. Иноки своим трудом приготовляли для обители всё необходимое, и лишь немногое им приходилось покупать в городах. Особенно распостранено было среди киновитов выделывание рогож, и это не только было хорошим рукоделием для монахов, но и могло усиливать денежные средства киновии, а деньги необходимы были и здесь».
«Все с усердием должны были исполнять законы общежития, помня, что они назначены одинаково как для новоначальных, так и для самих начальствующих.
…В монастыре Певоу совершали и крещение оглашенных во дни святой четыредесятницы. Тогда оглашенных приводили сюда из всех монастырей. Таким образом, были между иноками люди, еще не принявшие святого крещение, но готовившиеся к нему, были оглашенные.
Не желая говорить о бывших ему видениях, с целью предостеречь от превозношения тех иноков, которых Господь сподоблял особенных духовных дарований, святой Пахомий сказал: «Тот, кто исполнен грехов, не получит благодати духовных видений. Но если ты желаешь иметь прекрасное и замечательное видение, то я укажу тебе на одно из них: когда ты увидишь человека благочестивого, скромного сердцем, чистого, — вот прекраснейшее из видений: ты видишь Бога невидимого в этом видимом человеке. Не спрашивай другого видение, которое было бы предпочтительнее этого».
Феодосий Печерск. - 3 мая. «Раз эту обитель посетил блаженный Ефрем; от него-то и привёл Бог Феодосия познакомиться подробно со Студийским уставом монашеского жития. Получив от Ефрема полный список устава святой Студийской обители, Феодосий стал во всем ему следовать и в делах своей обители. А впоследствии этот устав приняли и все остальные русские монастыри, следуя примеру древнейшего Печерского монастыря».
…Преподобный Феодосий усердно поучал учеников своих, возбуждая их к истинному покаянию. Сей преподобный учитель имел обычай каждую ночь обходить келлии братии; таким путём он знакомился с образом жизни братий и узнавал степень усердия в подвигах каждого брата. Он радовался и славил Бога, когда, обходя келлии, слышал молитву инока; когда же приходилось ему услыхать после вечерней молитвы разговор двух или трех сошедшихся в келью для беседы иноков, то Феодосий, давая знать о своем присутствии, ударял рукой в двери и с сокрушенным сердцем отходил прочь.
На следующий день он призывал к себе провинившихся и, не обличая прямо, притчами вызывал их на раскаяние. Кроткий сердцем брат тотчас, сознав свою вину, просил прощения, а ожесточенный, думая что игумен говорит в притчах о постороннем лице, а не о нём самом, не сознавался в своем поступке до тех пор, пока преподобный, прямо не обличив его, не налагал на виновного эпитимию.
…Во время его жизни иноки, казалось, были равны подвигами своими Ангелам Божиим, а монастырь Печерский уподоблялся как бы обители небесной…
Преподобный не скрывал в землю данный ему от Бога талант крепости телесный, но всегда, веселясь духом, своею бодростью подкреплял и других, убеждая никогда не ослабевать в усердии к своему делу». «Когда преподобному случалось услышать о каком-нибудь кушанье, что оно совершается не с благословения старшего и вопреки иноческим правилам, то, называя это кушанье вражеским, он не позволял, чтобы благословенное его стадо вкусило его; приготовленную же таким образом пищу приказывал бросать в воду или в огонь.
Так случилось и тогда, когда преподобный с братиею отправлялся на праздник святого великомученика Димитрия в соседний монастырь имени сего святого. В этот день какими-то благочестивыми людьми были присланы в монастырь очень вкусные хлебы. Феодосий велел келарю подать их в тот же день к трапезе оставшейся братии. Но келарь не послушал его приказание, думая про себя: «Вот когда все братия соберутся завтра, тогда и подам к обеду эти хлебы, а сегодня оставшиеся иноки пусть едят обыкновенный монастырский хлеб».
Так он и поступил. На следующий день к обеду возвратился в монастырь игумен с братиею. Во время трапезы преподобный, заметив, что поданы именно присланные в дар хлебы, позвал келаря и спросил его: «Откуда эти хлебы?» Келарь отвечал: «Хлебы эти принесены еще вчера, но я не подал их в тот день потому, что на обеде присутствовало мало братии; я думал, что лучше предложить вкусные хлебы всей братии, когда они соберутся вместе».
Преподобный же сказал ему: «Лучше бы было тебе не заботиться о наступающем дне, а делать по моему приказанию. Ведь Господь, всегда о нас пекущийся, и сегодня подал бы нам всё, что необходимо, и даже более того».
Затем он велел собрать нарезанные ломти хлеба в корзину и кинуть их в реку, а на келаря, как на ослушавшегося его приказания, наложил эпитимию. Так он поступал и с другими иноками, когда они в чем-нибудь ослушивались старших….Он часто обходил кельи и, если находил у кого лишнее, не положенное по уставу, было ли то пища, одежда или еще что другое, он брал это и бросал в печь, как исходящее от диавола и противное уставу монастырскому».
Макарий Колязинск. – 17 март. «Нашёл для себя место, соответствовавшее его желаниям, невдалеке от Кашина, в восемнадцати верстах, близ реки Волги, между двух небольших озер, в густом лесу. Здесь он поставил себе келлию и стал подвизаться в посте, молитве и бдении. Никто не мешал его уединенному подвигу…. Он ввёл строгий порядок монастырского общежития со строгим уставом.
Он установил правило не держать в обители хмельного питья, не есть и не пить по келлиям, а только в общей трапезе. Сам он показывал пример строгой жизни, трудолюбие и смирение. Со всеми он обращался просто и ласково. При встрече с каждым из своей братии, не взирая на возраст, он говорил «старчушко добрый» и называл по имени.
Устав монастырской жизни, введенный преподобным Макарием, был такой строгий, что не все могли соблюдать его так, как желал основатель обители. Один за другим смещены были два игумена за нарушение сего устава».
Феодор, Василий Печерские – 11 авг. «Во время пребывания преподобного Феодора в этой пещере диавол поселил в нём скорбь и сожаление о розданном нищим имении, приводя ему на ум преклонность лет, слабость здоровья и скудость монастырской пищи… «Думаю, что к тебе приходил в моём образе бес; если хочешь убедиться, сделай так: не позволяй никому из пришедших к тебе начинать беседы с тобою, прежде чем он не сотворит молитвы Иисусовой: если вошедший не захочет, тогда узнаешь, что он есть бес».
После этого преподобный Василий сотворил молитву запрещения, призывая на помощь святых, и, наставив Феодора, ушёл в монастырь в свою келлию. Бес не дерзнул снова явиться преподобному Феодору, и для него стало явно коварство обольстителя. С той поры он заставлял каждого приходящего к нему прежде всего сотворить молитву Иисусову и потом уже беседовал с ним».
Сергий Радон. - 25 сент. «С любовью принимал святой игумен всех приходящих, но, зная на опыте трудность монашеской жизни, не скоро постригал их. Обыкновенно он приказывал облечь приходившего в длинную одежду из черного сукна и повелевал ему исполнять вместе с прочими иноками какое-либо послушание. Так поступал он для того, чтобы вновь прибывший мог узнать весь устав монастырский; лишь после долгого испытания преподобный Сергий постригал прибывшего в мантию и давал клобук.
…Так преподобный строго запрещал инокам после повечерия выходить из своих келлии или вступать в беседу друг с другом…
Если же он слышал недозволенную беседу или заставал кого-либо за суетным занятием, то, постучав в дверь или окно, отходил далее. На следующий же день он призывал к себе такого инока и вступал с ним в беседу. Послушный инок сознавался, просил прощения, и Сергий с отеческою любовию прощал его, на не покоряющегося же он налагал епитимию».