Вопрос 2069: По каким признакам Вы установили, что монашество нежизненно? Ответ: Потому что в этом институте всё надуманно. Это благая мысль, завершившаяся совершенно не Евангельским разрешением. Идея не могла разродиться, получился мертворожденный выкидыш миллионным тиражом. Когда человек согрешил в раю, то что Бог сделал? Он им устраивает разборку, допрос, даёт обещание избавления в потомках.
Быт.3:15 – «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту».
И затем изгоняет чету, и человек прилепляется к супруге, и из двух идут отростки. На одной из веточек рода человеческого и появится Спаситель. Могло ли это быть без жены и семьи? Ответ только один: «нет!». А если бы Адам начал мыслить благочестиво, как Павел Фивейский и пошёл бы достигать совершенства бисером девства, адамо-иноческим совершенствованием подвигов своих, и сидел бы под смоковницей девять столетий, то выполнил бы он назначенное Богом?
Быт.5:5 - «Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер».
Антоний долго и мучительно доходил до воплощения идеи достижения совершенства, достижения ангельского безгрешного состояния. Ему это не просто далось – шёл совершенно новым путём, с Евангелием никто и никогда не сверялся. Жизнь в монастырях пошла далеко не согласно правила по схеме, какую нарисовали основатели этого благого предприятия.
Правила монашеского общежительного бытия больше напоминают правила живущих на полярной станции. Но там люди знали, что придёт им смена; а здесь попали на пожизненное состояние, убивающее всякую надежду на улучшение того, что не получилось. И стали придумывать ступени, звания, новые постриги до великой схимы, для достигающих больших успехов в пощении, в молчании; и стали уходить из киновий – общежительных монастырей и лавр и поселяться в отдельных пещерах, уходить всё дальше в пустыню.
Это был приговор общежительным устройствам, так как те, отдельно живущие отшельники сподоблялись хлеба от ангелов, и их прославляли несравненно более, чем всю эту массу однополых братий или сестёр. Потом начнется градация монахов: кто же они есть на самом деле? Потому что пороки невозрождённых душ потянулись в тот же день за ними за эти стены-мандры. Более рассудительные и волевые пытались что-то делать, разделять на виды, классы, послушания – но это всё рушилось и напоминало глубокий ров, где в темноте сшибались лбами и стонали, и падали монахи, и только из огромной массы едва единицы выбирались на свет Божьей правды (видение св. Пахомия Великого).
Среди монахов находились люди с не совсем потухшим умом и они искали причину неудачи достижения Царствия Божия на земле. Епископ Игнатий Брянчанинов засвидетельствовал после своей ревизионной поездки, что на полторы тысячи монастырей в России едва ли найдется четыре, в которых жизнь напоминает духовную. А остальные пришли туда ради покоя телесного.
Это же засвидетельствовал стоглавый собор в многочисленных главах из ста. Вот как видится духовное состояние монашества.
«Известно, что монахи бывают четырех родов.
Первый – киновиты, живущие в одном монастыре и воинствующие по общему уставу, под управлением одного аввы.
Второй – анахореты, т.е. пустынники, которые удаляются в пустынь не в первоначальном жару по обращении, но по долговременном испытании себя в монастыре, научившись бороться с диаволом при молитве и совете многих среди братского воинства, и будучи уверены, что с Божьей помощью могут уже вступать в единоборство с врагом, низлагать его, отревая его внушения в воле плоти и помышлений.
Третий, весьма нехороший род монахов – сарабаиты, которые, не обучившись под руководством опытного наставника и не будучи искушены, подобно злату в горниле, и еще рабствуя делам века, и мягкие, как свинец, для приятия отпечатлений греховных, принимают постриг, думая, что могут обмануть и Бога, а не одних людей. Они по два или по три, или по одиночке, в своих, а не Господних, поселившись овчарнях, вместо всякого закона имеют свои самоугодливые пожелания: что задумают и облюбят, то для них и свято; к чему же сердце не лежит, то они считают не пригожим.
Четвертый род монахов – гироваги (шатайки), которые всю жизнь блуждают туда и сюда, по три-четыре дня, гостя по разным келлиям; всё шатаются и никогда не сидят на одном месте - это самоугодливые рабы чрева; они гораздо хуже сарабаитов и о поведении их лучше молчать, чем оговорить.
Мы же, оставя все другие роды монашества, с Божий помощью приступим к начертанию законов киновитов - рода иночествования самого благонадежного». «Древние иноческие уставы» стр. 594-5. гл. 1.
Сегодня народился пятый вид монашества, когда их стригут, как овечек, и они одного дня не жили в монастыре, ничьим руководством не пользуются. Это нарочнишное монашество, фиктивное, поддельное.
Здесь ничего нет, кроме пустого звука, вводящего в заблуждение простодушных мирян. И они бродят даже не по монастырям, а живут в миру, среди мужчин женщины, под лживым прозвищем инокинь; среди женщин мужчины – иноки, монахи и иеромонахи. Носят только чёрную одежду и более ничего нет даже от тех шатаек, какие бродили всё же по монастырям, а не жили в мирских домах одни или со своими родными, или знакомыми. Вот как определяют соборы их жизнь.
Двукратный Собор. правило 2.
«Некоторые восприемлют на себя образ только жития монашеского, не ради того, да в чистоте послужат Богу, но ради того, да от чтимого одеяния восприимут себе славу благочестия, и тем обрящут беспрепятственное наслаждение своими удовольствиями. Отринув одни свои волосы, они остаются в своих домах, не исполняя никакого монашеского последования, или устава.
Того ради святой собор определил: отнюдь никого не сподоблять монашеского образа, без присутствия при сем лица, долженствующего принять его себе в послушание, и иметь над ним начальство и воспринять попечение о душевном его спасении. Сей да будет муж Боголюбивый, начальник обители, и способный спасти душу новоприводимую ко Христу. Если же кто обрящется постригающий кого-либо не в присутствии игумена, долженствующего принять его в послушание: таковой да подвергнется извержению из своего чина, как не повинующийся правилам, и разрушающий монашеское благочиние; а неправильно и бесчинно постриженный да предастся на послушание в монастырь, в который заблагорассудит местный епископ. Ибо нерассудительные и погрешительные пострижения и монашеский образ подвергали неуважению, и подали случай к хулению имени Христова».
Двукр. Правило 5. «Обретаем, что отречения от мира, без рассуждения и испытания, много вредят монашескому благочинию. Ибо некоторые опрометчиво повергают себя в монашеское житие, и пренебрегши строгость и труды подвижничества, снова бедственно обращаются к плотоугодной и сластолюбивой жизни. Того ради святой собор определил: никого не сподоблять монашеского образа, прежде нежели трехлетнее время, предоставленное им для испытания, явит их способными и достойными такового жития, и сие повелел собор всемерно хранить, разве когда приключившаяся некая тяжкая болезнь, понудит сократить время испытания, или разве кто будет муж багоговейный, и в мирском одеянии провождающий жизнь монашескую.
Ибо для такового мужа к совершенному испытанию довлеет и шестимесячный срок. Если же кто поступит вопреки сему: то игумену, по лишении игуменства, состояние подчиненности да послужит наказанием за отступление от порядка; поступивший же в монашество да предастся в другой монастырь, в котором строго соблюдается устав монашеский».
Шест. Всел. 46. Правило 6. «Избравшие подвижническое житие и определенные в монастыри, отнюдь да не исходят. Если же неизбежная некая нужда побудит их к сему: да делают сие по благословению и соизволению настоятельницы; но и тогда исходить должны не одни сами по себе, а с некоторыми старицами, и с первенствующими в монастыре, по повелению игумении. Ночевать же вне монастыря совсем не позволяется им. Также и мужи, проходящие житие монашеское, да исходят, когда настоит нужда, по благословению того, кому вверено начальство. Посему те, кои преступают сие нами постановленное определение, мужи или жены, да подвергнутся приличным епитимиям».
Феофан Затворник ещё не знал наш язык современный, но перевёл «шатайки»,что очень напоминает слово «шатохи», как называют в деревнях бродячих собак, подлежащих немедленному отстрелу, уничтожению при общих облавах, как крайне опасных существ, нападающих даже на детей целыми стаями.
Иоан.14:6 – «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня».
Св. Венедикт оставляет на похвалу только киновитов, как наиболее точный вид спасения.
Его и будем рассматривать. Но и там мы не найдём всех трёх признаков подобия Христу: путь и истина и жизнь. Путь истинный, единственный, Евангельский должен быть; истина только Евангельская, не изменяемая и вечная; жизнь по Священному Писанию, только по заповедям Иеговы.
Эти разделения на монахов хороших и плохих проходили по самым благим побуждениям. Но они были не по соотношению к Евангелию. Согласно Божьего слова, люди должны были идти и расплождаться, и трудиться в поте лица.
Построить Вавилонскую башню, как говорит еп. Виссарион, людей побудило противление. Они не хотели выполнять поручение Божие рассеяться по всей земле. И Бог, явно же, не по одному их рассыпал по земле. У Апостола Павла были друзья женатые и они ходили на труды благовестия вместе с ним: муж и жена. И это нисколько не удручало и не смущало Павла; он это воспринимал, как Божий путь, как Божью истину и как Божью жизнь во Христе.
Деян.18:26 «Аполлос начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень». Рим.16:3 – «Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе
».
С четвертого века деятели иноческих подвигов немедленно бы развели их - Акилу в один монастырь, а Прискиллу через реку в другой монастырь запечатали. Непременно – ибо так поступали все монахи во всех житиях. Или это одно и тоже, что и при Апостолах? Явно, что первый путь давал плоды и жизнь народу, а второй высасывал из народа самых ревностных и угроблял их, что приводило к полному вымиранию веры в народе.
Стр. 524. «Последующая судьба Египта показала, что в этой колыбели иночества, где оно принесло и лучшие плоды свои, монашество не имело глубокого продолжительного действия на народонаселение. Египет скоро отпал от православия и потом под владычеством аравитян почти совсем утратил христианскую веру. Нельзя не признать того, что весьма значительное по числу удаление ревностных христиан в пустыни, где они кончали свое поприще без потомства, должно было отозваться ослаблением христианского элемента в самом народонаселении.
На месте древних знаменитых обителей теперь едва можно встретить только развалины, где обитает несколько иноков-коптов». «Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества» Православное монашество и аскетика в исследованиях и памятниках. А.И Сидоров.
Деян.18:18 – «Павел, пробыв еще довольно дней, простился с братиями и отплыл в Сирию, — и с ним Акила и Прискилла».
Пусть всё поругано веками преступлений,
Пусть незапятнанным ничто не сбереглось,
Но совести укор сильнее всех сомнений,
И не погаснет то, что раз в душе зажглось. Великое не тщетно совершилось;
Недаром средь людей явился Бог;
К земле недаром небо приклонилось,
И распахнулся вечности чертог.
В незримой глубине сознанья мирового
Источник истины живёт не заглушён,
И над руинами позора векового
Глагол её звучит, как похоронный звон.
Родился в мире свет, и свет отторгнут тьмою,
Но светит он во тьме, где грань добра и зла.
Не властью внешнею, а правдою самою
Князь века осуждён и все его дела.
1894 В. С. Соловьёв