Вопрос 2029: Есть мнение, что монахи очень хорошо знали Библию. Но разве никто из них не сравнивал свои действия с повелением от Господа, что молчание – это зарытый талант; а приветливость и научение несравненно выше, так как приносят пользу не себе только, но и другим. Ответ: То, что они знали Писание – это только звук, вводящий не знающих Писания в заблуждение. Знали они Библию крайне однобоко, и даже это они сумели другим передать в неверной трактовке. Делают сравнения себя с пророком Илией или Иоанном Крестителем, так как эти подвижники ходили по пустыне. Сравнение надуманное и притянуто, так как те бежали от гонителей или выполняли поручение от Бога.
А эти по своим уставам и научению от человеков, не знающих Писания. Прочтите толкование блаж. Феофилакта на 1Кор.14 гл., где он говорит о даре говорения языками, о пророчестве. И всё сравнивает по одному критерию: полезности для других.
1Кор.14:19 – «но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке».
Монахи не просто плохо знали смысл миссии Апостолов, но они его полностью затоптали и замуровали; и были самыми ярыми противниками благовестия в миру. В этом главная их вина: в гибели Египта и гибели всех тех монастырей и самого христианства в этих цитаделях монашества.
Они высосали соки веры из народа, и сами ушли в песок, не дав потомства. И когда хотели что-то доказать, они никогда не могли прибегнуть к Слову Божию, а ссылались только на видения, сновидения, на откровения, им якобы бывшие. Чего уж проще решить, что лучше: быть ли в затворе, или принимать людей и помочь им в их скорбях? Но и тут видение тянет не в сторону Евангелия, а в сторону великого молчальничества, которое есть враг Евангельской проповеди.
Арсений Великий – 8 мая. «В другой раз пришёл ещё один инок издалека в скит, также хотевший видеть преподобного, и начал упрашивать братию, указать ему дорогу к келлии Арсения. При этом он сказал братии: «Я хочу побеседовать с отцом Арсением». Но братия отвечали ему: «Подожди, брат, до воскресенья, и ты увидишь его, когда он придёт в церковь».
Инок же тот сказал братии: «Не буду есть до тех пор, пока не увижу преподобного». Поэтому братия послали одного инока с новопришедшим и поручили ему указать дорогу к келлии старца Арсения (следует заметить, что келлия
Арсения отстояла от скита на тридцать стадий). Подойдя к келлии, брат постучал в нее.
Старец открыл дверь и впустил в келлию пришельцев; затем сел, опустив голову, и молчал. Сидели молча и пришедшие. Все молчали довольно продолжительное время. Наконец инок скитской обители сказал: «Я пойду назад, потому что я должен исполнять свои обязанности при церкви».
И, поднявшись с места, он собрался идти. Другой же брат, пришедший с ним, не имея дерзости остаться со старцем, сказал ему: «И я пойду с тобою». Затем, встав, он поклонился старцу и вышел из келлии, не услыхав ни одного слова из уст преподобного. После того странствующий инок начал упрашивать брата привести его к Моисею, бывшему разбойником до пострижения в иночество.
Брат согласился исполнить его просьбу и повел его к преподобному Моисею. Когда они пришли к Моисею, то сей последний принял их с радостью, предложил им отдохнуть и подкрепиться пищею и, оказав им большую любовь, отпустил их от себя. Дорогою скитский брат сказал пришельцу: «Вот ты видал и отца Арсения, и отца Моисея. Кто из них лучше, по твоему мнению?» Брат отвечал на это: «Лучший из них тот, кто принял нас с любовью». Один инок, узнав об этом, стал молиться к Богу, говоря так: «Господи! Скажи мне, кто из них более совершен и заслуживает большей благодати Твоей: тот ли, кто скрывается от людей ради Тебя, или тот, кто принимает всех также ради Тебя?»
Этот инок в ответ на молитву свою имел следующее видение: ему представились два корабля, плывшие по какой-то очень большой реке; в одном корабле находился преподобной Арсений, и Дух Божий управлял кораблем его, соблюдая его в великой тишине; в другом был преподобный Моисей; кораблем же его управляли Ангелы Божии, влагавшие мёд в уста Моисея.
Об этом видении инок тот рассказал другим, более опытным подвижникам, и все нашли, что более совершенен Арсений, пребывающий в молчании, нежели Моисей, принимающий странников, потому что с Арсениям пребывал Сам Бог, с Моисеем же были только святые Ангелы».