Пятого февраля по новому стилю, память сего мученика. ЖИТИЕ и СТРАДАНИЕ СВЯТОГО СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА
КЛИМЕНТА, епископа Анкирского, и святого мученика
АГАФАНГЕЛА
Спустя двести пятьдесят лет по Рождестве Господа нашего Иисуса Христа, в царствование Валериана1), стольный город Галатии Анкира8), возрастил от честного рода святого мученика Климента, как сочную молодую ветвь винограда, обиль¬но исполненную гроздь многих духовных дарований. Но роди¬тели его не были единоверными: отец был язычник, служивший идольскому нечестью, а мать — христианка, происходившая от родителей —христиан и воспитанная в христианском благочестии и добрых навыках. Имя ей было Евфросиния. Она была отдана замуж по принужденно, и не по своему желанно вступила в союз с неверным мужем, так как родители ее надеялись на исполнение слов святого Апостола: 1 Коринф. 7:14 – «Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы».
Но не случилось так, как они надеялись, ибо муж оставался погруженным в глубине нечестие и объятым тьмою идолослужения. Он не только не хотел обратиться к свету Христову, но и супругу свою Евфросинию всячески пы¬тался увлечь к своему нечестью. Она также старалась наставить его на путь истины, денно и нощно убеждая его и показывая ему своим примером спасительный путь жизни, но ничего не успела в этом, так как очерствело сердце его. Она молилась Хри¬сту о ниспослании им милости, — о том, чтобы они, соединён¬ные телесным союзом, соединились и духом во святой вере; если же это невозможно, то чтобы они разлучились и телесно, так как нет у них единодушия в вере. Господь наш Иисус Христос, слыша молитвы рабы Своей и милосердуя о ней, вскоре освободил её от ига неверного мужа: его, как человека непотребного, ожесточённого сердцем, Он совершенно отверг и повелел перейти ему в вечность. Язычник умер, оставив после себя супруге малое первородное дитя, мужеского пола, еще в колыбели. Блаженная мать его Евфросиния питала его более благочестием, нежели молоком, а затем принесла его ко Хри¬сту, просветив святым крещением. Она дала ему имя Климент, что в переводе с греческого языка значить «виноград¬ная молодая ветвь» *).
Весьма удачно она дала ему это имя, подобно пророчице предвидя, что он будет отпрыском истинной лозы, Христа, имеющим принести много зрелых кистей—душ человеческих, обращенных ко Христу. Самым именем она пред¬сказала, что он будет знаменитым исповедником пресвятого имени Иисуса Христа, прольёт кровь свою и душу свою за Него положит и станет страдальцем и мучеником за Христа.
Она учила сына чтению священных книг и доброму поведению, а равно наставляла его на всякую добродетель. Между тем, как отрок возрастал годами и разумом и уже достигал двенадцатилетнего возраста, мать его, святая Евфросиния, приближалась к блаженной кончине своей. Предузнав о последней и уже возлежа на одре болезни, она желала, чтобы сын ее не столько был наследником ее скудного вещественного приобретения, сколько наследником невещественного, духовного богатства ее добродетелей. С материнскою заботливостью она наставляла его, обнимая и лобызая:
— «Дитя мое, дитя возлюбленное, дитя с колыбели осиротевшее и узнавшее о сиротстве своем прежде, чем об отце своем! Ты, однако, не осиротел, сын мой, ибо Отец для тебя есть Христос Бог, обогащающий тебя Своими дарами. Я родила тебя, сын мой, плотью, а Христос Бог возродил тебя духом. Поэтому знай, что Он тебе Отец; признавай себя Его сыном и постарайся, чтобы не напрасным было твое усыновление Богу.
Служи Единому Христу Господу и во Христе полагай свои надежды, ибо Он по истине есть спасение наше и источник бессмертия. Он с небес сошел к нам, чтобы возвести нас с Собою на небо; Он сделал нас Своими возлюбленными чадами и установил наше общение с Богом. Служащий сему Владыке освободится от всяких диавольских козней, уничто¬жит змиев и скорпионов и победит всякую вражескую силу. Он не только посрамит нечестивых царей, князей и мучите¬лей, поклоняющихся идолам и бесам, но и сокрушит главы самих бесов, почитаемых ими».
Проливая обильные слёзы во время этой беседы, мать святого исполнилась Божественной благодати и начала пророчески предсказывать имеющее с ним случиться.
— «Умоляю тебя, возлюбленный сын, говорила она, умоляю, чтобы ты воздал мне единственный дар за все мои болезни и заботы о тебе, ибо наступает время тяжкое. Уже близко гонение, дышащее страшною яростью и угрозами. Поэтому будь, как говорит Господь наш, перед Матф. 10:18 – «и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками».
Сын, окажи мне эту честь: стань за Христа дерзновенно и мужественно и сохрани крепко и непоколебимо исповедание Его имени. Я же уповаю на Христа моего, о дитя мое! Вскоре процветет на тебе венец мученичества в честь меня и для спасение многих душ.
Приготовь же сердце своё к подвигу страдания, чтобы не застигло тебя неприготовленным время подвигов. Знай, что полезно быть искушаемым бедствиями, подобно золоту в горниле. Но ты не бойся: страдание будет временным, а воздаяние за него вечным; скоро пройдет скорбь и вечно продлится радость; кратковременно будет бесчестие здесь, но вечная слава ждет тебя у Бога.
Козни мучителей и язвы продолжаются один какой-либо день, причем ярость царей земных бывает осмеиваема мучениками, слава их увядает, огонь, уготованный ими на Христовых мучеников, угашается. Меч их поедает ржав¬чина, сила их погибает. Поэтому, нет ничего такого, что могло бы отлучить тебя от Христа Господа; ты же взирай на небо и оттуда ожидай себе великого, богатого и вечного воздаяния от Бога.
Бойся Его величия, ужасайся Его суда, трепещи всевидящего ока Его, ибо отвергшиеся Его унаследуют угото¬ванный им огонь неугасимый и мучение от червя неусыпающего. Тех же, которые, познав славу Божества Его, никогда от Него не отпадают, ожидает неизреченное веселие, радость и утешение со святыми исповедниками.
Да будет мне от тебя, возлюбленнейший сын мой, воздаянием за принятые мною, при рождении твоем, болезни и за труды по воспитанно то, что ты, исшедший из утробы моей, станешь исповедником Господним, а я буду называться матерью мученика и прославлюсь чрез сына, пострадавшего за Христа.
Поэтому, постарайся претерпеть за Пострадавшая за нас, и ты сподобишься многих благ от Него, а я, ради тебя, сподоблюсь общение со святыми. Вот я, сын мой, стою у дверей кончины моей; для меня не воссияет завтра этот видимый свет, — но ты — свет мой о Христе и жизнь моя в Господе!
Поэтому умоляю тебя, сын мой, чтобы ты не посрамил меня в надеждах моих, которые я имею, но да спасусь, по слову Апостола, ради чадородия]). Я родила тебя, сын мой, чтобы пострадать в тебе, как в своем собственном теле. Кровь принятую от меня, пролей, не щадя, чтобы и я, ради нее, получила почести. Отдай тело свое на раны, чтобы и я возвеселилась о них перед Господом нашим, как бы сама пострадавшая за Него.
Одна еврейская женщина некогда семь сыновей принесла Богу, в качестве мучеников за благочестие, и страдая единою душою в семи телах своих сыновей, оста¬лась непобедимоюа). Тебя же одного достаточно мне для славы у Господа моего, если ты будешь ревно¬стно подвизаться за благочестие. Ныне я отхожу от тебя и явлюсь ранее тебя перед Богом. Я отхожу телом, но останусь духом с тобою, чтобы сподобиться вместе с тобою припасть к престолу Христову, похвалиться перед Ним твоими страданиями и увенчаться твоими подвигами, ибо и корень дерева, скрытой под землею, оро¬шается тою же росою, которою оро¬шаются ясно видимые на земле ветви».
Так в течение всего дня блажен¬ная мать перед святою своею кончиною наставляла своего возлюбленного сына, обнимая и лобызая его голову, лицо, очи, уста, грудь и руки.
— «О блаженна я ныне, — говорила она,— ибо лобызаю члены тела муче¬ника!»
После столь обильных наставлений речей, она, преклонив голову, предала душу свою в руки Господа своего и почила с миром.
После того как естественная мать Климента умерла блаженною кончиною и была погребена, отрок Климент совершенно осиротел, имея единого Бога своим отцом. Бог, общий Промыслитель о всех, пекущийся о сиротах и нищих, дал блаженному Клименту, в то время еще ребёнку, другую мать. В том же городе жила одна благородная, честная и богатая женщина, по имени София, подруга матери Климента, блаженной Евфросинии.
София жила богоугодно, проводя в молитве день и ночь. Будучи бездетною, она приняла к себе, вместо сына, сего блаженного отрока, святого Климента, и любила его, как свое собственное дитя, всячески заботясь о нем.
В это время был великий голод в Галатии. Нечестивые язычники бросали детей своих при дорогах, так как не имели чем питать их и сами умирали от голода. Тогда святой Климент собирал тех детей в дом Сфии, второй своей матери, и питал их от ее достатков, —одевал, учил и приводил их к святому крещению. Таким образом, он сделал дом Софии воспитательным приютом и училищем, а сама она стала матерью по Боге для многих детей, гораздо лучшею, чем их матери по плоти, ибо она рождала их духовно, воспитывая в христианской вере.
Святой Климент, будучи еще очень юным по возрасту, но уже приобрев разум совершенного мужа, начал от юности умерщвлять свою плоть постом и воздержанием, живя подобно иноку. Он воздерживался от мясной пищи, а питался только хлебом и злаками; питьем ему была вода.
В этом он упо¬доблялся трем святым отрокам, тела которых, благодаря посту, оставались неповрежденными двойным огнем, — как внутренним —естественной похоти, так и внешним — горящей печи *).
Для немногих христиан, живших тогда в этой стране, блаженный Климент был как бы Божественным светилом, просвещавшим всех светом Богопознания. Но уже наступало время сему сияющему светильнику быть поставленным на свещнике,— святому Клименту, светящему добродетелями, взойти на ступень освящения, чтобы просвещением наибольшего количе¬ства людей наставить их на путь спасения.
По Божию промышлению и изволению и по единогласному избранию всех находив¬шихся в Галатии христиан, он поставлен был сначала чтецом, а затем диаконом и пресвитером. Спустя же два года, он был возведен и в епископский сан, будучи еще молод годами: ему было тогда не более двадцати лет.
Он стал вторым Даниилом8), который, будучи юным, превзошел старцев разумом и добродетелью и показал, что старость определяется не количеством лет, но добродетельною жизнью и премудростью. Приняв епископский сан, святой Климент стал учителем не только детей, собрав которых во множестве, учил книгам, но и старцев: приводя язычников к христианской вере и крестя их, он всё более увеличивал Христову Церковь.
Затем начало сбываться пророчество блаженной матери его Евфросинии и начал сплетаться для него мученический венец. Гонитель христиан Диоклитиан, вступив на римский престол,
в первый год своего царствования разослал свои указы во все области Римской империи, к князьям и начальникам, наместникам своим, к игемонам, воеводам и градоначальникам, повелевая убивать и губить многоразличными видами смерти всех исповедующих имя Христово.
При этом в своих посланиях он угрожал казнями всем тем правителям и князьям, которые осмелились бы не вполне ревностно испол¬нять его указ об истреблении христиан, и назначал таковым подобные же муки и казни, как и христианам; более же ревностным в мучительстве обещал богатства и почести. Тогда по всем областям и городам царские наместники и правители, одни из опасения гнева царя, а другие из желания угодить ему и получить от него почести, начали прилагать всякое старание, чтобы уничтожить в государстве самое имя христиан.
В это же время прибыл в Галатию царский наместник Домициан и ревностно разыскивал, по царскому повелению, христиан — с целью истребить их. С
вятого Климента, епископа анкирского, язычники оклеветали в том, что он запрещает многим поклоняться великим богам и приводит ко Христу своему. Домициан тотчас повелел схватить его и привести к себе. Сначала он пытался ласковыми и льстивыми речами привлечь святого к своему нечестью. Он говорил:
— «Клевету, возведенную на тебя, я вовсе не считаю исти¬ною, ибо твое лицо, правдивый взгляд и кроткий нрав обнаруживают в тебе человека достойного, благородного, мудрого и разумного, а всё, сказанное о тебе, изобличает детское безумие клеветников. Скажи же нам сам о себе: от тебя самого мы скорее узнаем истину, если ты хотя немного что-либо скажешь нам от своей мудрости».
Святой епископ ответил ему:
— «Наша премудрость и разум есть Христос, Сын Бога Отца, словом Которого всё создано. От Него же мы имеем дар речи и разумение».
— «Вот ты уже, — прервал его мучитель, — незаметно оскорбил нас, сверх всякой надежды, в самом начале начав пусто¬словить; но я советую тебе: оставь все эти бесполезные разговоры и принеси жертвы богам нашим. Знай, что всякого, унижающего богов, ждут муки, а почитающего их и поклоняющегося им ожидают почести. Пример этого ты видишь на нас; благодаря почитанию этих богов, мы достигли столь высокого сана, и благодарим богов за их благодеяние, воздавая почести почитающим их и казня нежелающих поклоняться им». На эти слова наместника святой рассмеялся и сказал:
— «Мы, правитель, думаем совершенно наоборот словам твоим. Ваши дары мы признаем ничтожеством, ваш почет — бесчестием и высокий сан — -работою пленника. Напротив, бесчестие, угрозы, мучение доставляют нам радость и утешение, и что больше всего, соединять нас с Богом. Зная это, ты не надейся отвратить нас от благочестия — ни обещанием почестей и даров, ни угрозами мучений».
Такие слова святого вызвали гнев Домициана. Пристально взглянув на святого, он сказал:
— «Как вижу, я возбудил в тебе гордость, кротко беседуя с тобою, и это неудивительно, ибо, как я слышал, ты, постоянно пребывая с детьми, подобно им и разум детский имеешь.
Однако, знай, что если ты не умилостивишь богов жертвами, то будешь казнён смертью, притом не такою, какою ты надеешься скоро умереть, но прежде примешь многие и различные муки, а затем в страданиях умрешь от самой тяжкой казни. Итак, будучи нечестивым, ты тяжко пострадаешь, и послужишь для других примером, чтобы и они вынесли поучение для себя от твоей страшной гибели».
Святой Климент ответил на это:
— «Так как ты напомнил мне о детях, то знай, что я прилагал старание научить детей той премудрости, которой не знают у вас старейшие и мудрейшие мужи, ибо истинная Божия премудрость сокрыта от премудрых и разумных мира сего и открыта для младенцев.
Я же с гордостью утверждаю, что при¬ношу Богу моему разумные и словесные жертвы, а не так, как ваши жрецы приносят потоки крови, дым и всякую мерзость, чем вы и ублажаете почитаемых вами богов.
Когда же я пролью кровь свою за Бога моего и принесу Ему ее в жертву, то если и не вполне, по крайней мере отчасти воздам Господу моему за пролитие Им крови за меня, ибо Христос, Царь мой, искупил меня Своею честною кровью».
Когда мученик с большим дерзновением изложил эту речь, наместник оставил свою притворную кротость и ясно обнаружил свои природные — свирепость и безумие. Он повелел
повесить святого на дереве нагого, а затем строгать и резать его тело острыми железными орудиями.
Исполняя приказанное, слуги кричали мученику, чтобы он не пренебрегал царским повелением. Они взрывали на теле свя¬того глубокие борозды, точно на ниве, так что тело его отваливалось кусками; уже виднелись ясно его внутренности; сами мучители не могли равнодушно смотреть на это. Он же нисколько не поколебался умом, не изменил выражение лица своего, не испустил ни одного звука от нестерпимой боли, не сказал ни одного слова жалобы, даже не застонал при столь тяжких мучениях.
Он был крепче и мужественнее, нежели те, которые смотрели на такие его мучения. Казалось, он менее страдал, чем мучители его. Он спокойно благодарил Подвигоположника — Хри¬ста Бога, с радостным лицом взирая на небеса и говоря:
— «Слава Тебе, Христе, свет мой и жизнь, дыхание мое и радость! Бла¬годарю Тебя, Податель жизни, что удостоил меня такого спасения. Возрадовалась душа моя на пути исполнения заповедей Твоих. Приятно мне всякое страдание за любовь Твою. Слава Тебе, что Ты укрепляешь меня терпением. Ты простёр ко мне грешному Свою всесильную руку, избавляя меня от ярости правителя и от рук мучителей моих, ибо Ты Сам — Прибежище для всех скорбящих».
Когда святой молился так, мучители его ослабели и прекра¬тили мучение. Видя бездействие слуг, наместник сказал муче¬нику:
— «Не думаешь ли ты, что я побежден уже твоим терпением, если в один час утомились мои слуги?»
Святой отвечал:
— «Я не думаю так, но верую и надеюсь на пребывающего во мне Христа, ибо Он победил, побеждает и будет побеждать всякого врага».
Тогда наместник повелел другим слугам приступить ко святому и сильнее первых терзать его тело. Они так же му¬чили непобедимого страдальца долгое время, пока и сами не изне¬могли и не стали, как мёртвые. Наместник, смотря на это, и то удивляясь, то стыдясь бессилия слуг своих, повелел снять мученика с дерева.
Святой имел такой вид, что смотреть на него было страшно, а руками прикоснуться и невозможно. Он был совершенно обнажен от тела, как от какой-либо одеж¬ды; только одни кости его виднелись в крови, и едва можно было признать в нем человека. Наместник, видя, что мучениями ничего не достигнешь, снова начал беседовать с мучеником кроткими словами.
Он же, бодро возражая мучителю, как это и приличествовало мужественному воину Христову, снова привел его в ярость. Тогда Домициан громко воскликнул:
— «По истине дерзок этот человек! Бейте его по лицу и по устам, ибо эти части тела его еще целы; потому-то и отвечают они так дерзко. Пусть же будут они подобны и всему телу. Бейте их беспощадно».
Тогда слуги стали сильно бить святого ладонями по лицу и по устам, так что он упал на землю от сильных ударов; но и после того на земле они били немилосердно камнями в уста его и сокрушили ему зубы. Мученик же, радуясь, говорил:
— «Ты, правитель, скорее оказываешь мне почесть, чем му¬чаешь, ибо и Господь мой Иисус Христос был бит по устам и заушаем по ланитам, и я, недостойный, сподобился ныне того же. Стефан первомученик был побит камнями, и я украсился тем же.
Мне приносит облегчение в моих муках то, что я вижу себя подражателем страстей Христа моего. Облегчает мне все страдания и то, что я сподобляюсь одинаково-великой чести с большими и лучшими меня, будучи участником в тех же страданиях».
Мучитель, удивляясь такому величию духа мученика, повелел отвести его в темницу.
Полагал же, что он не будет в силах идти сам, так как все тело его представляло сплошную язву, повелел слугам нести его за руки и ноги. Но святой отстранил хотевших взять его, встал и пошел сам, укрепляемый силою Христовою, воспевая слова псалма:
Псал. 140:5 – «Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей; но мольбы мои — против злодейств их».
Видя это, наместник сказал окружающим его:
«О, каково терпение и каково мужество этого человека! Таким следовало бы быть царскими воинами, чтобы они были выше всяких бедствий. Не подобает мне судить его снова; ото¬шлю я его к царю Диоклитиану, ибо разве только сам он будет в силах одолеть его, так как очень искусен в мучительстве.
Он всегда изобретает такие мучения и казни, что весь город Рим трепещет его суда».
Спустя несколько дней, святой, находясь в темнице, благодатью Христовою, исцелился от ран и стал здоровым. Тогда наместник послал его в Рим, к царю Диоклитиану, написав подробно о нем. Когда святой выходил из города, ведомый воинами, он молился Богу так:
— «О Боже, Царю неба и земли и всей вселенной, Единый, всё наполняющий и не оставляющий без промышления ни одного места! В руки Твои я предаю этот город; сохрани его и души всех верующих в Тебя.
Сохрани и Церковь Твою невре¬димою, чтобы псы и волки не разогнали в этом городе малого стада Твоего. Не дай погибнуть, или уменьшиться числу словесных овец Твоих, но еще более умножь их ради славы святого имени Твоего. Не удаляй меня совершенно от города сего, но, пребывая со мною в пути и во время страданий моих, снова возврати меня сюда, как некогда возвратил Иакова в дом отца его и избавил его от руки Исава, — как повелел некогда людям Своим извести из Египта кости Иосифа и положить их в отеческом гробу2), дабы прославилось имя Твое во веки веков».
После этой молитвы святой был отправлен в путь.
Когда он был приведен в Рим и поставлен перед нечестивым царем, царь сильно удивлялся, видя сияние на лице муче¬ника и его телесную крепость. Он не хотел верить письму Домициана, сообщавшему какие страдания претерпел этот христианин. Он видел, что святой здоров телом и весел лицом, как будто никогда не переносил никаких бедствий. Он спрашивал:
— «Ты ли это славный Климент, претерпевший столь великие муки?»
Затем он повелел предложить святому, с двух сторон, многие и различные вещи, взаимно противоположные: с одной стороны —много золота и серебра, царские указы, дарующие вели¬комученику высокие почести, драгоценные одежды, всякие богат¬ства и отличия, а с другой стороны — орудия мучения: железные клещи и когти, железные одры с гвоздями, острые бритвы, рас¬калённые угли, накаленные до красна котлы и шлёмы, заострён¬ные колы, колёса, тяжёлые цепи и прочие бесчисленные орудия мучения. Когда было предложено это мученику, царь, взглянув на него и указывая рукою на золото и богатые дары, сказал:
— «Это дарят тебе боги наши, если ты, обратившись к ним, начнешь почитать их поклонением и жертвами».
Святой отвратил глаза свои от этих даров, как от вещей ничтожных, скверных и смрадных, даже недостойных созерцания, и сказал со вздохом:
— «Да будут эти дары богов ваших на погибель вам!» Тогда царь, грозно взглянув, указал рукою на орудия мучения
и сказал святому:
— «Это уготовано для неверующих в наших богов». На это мужественный Христов мученик ответил ему:
— «Если ты думаешь, что изобретенные тобою мучения страшны, то зачем ты пренебрегаешь теми мучениями, которые уготовал Бог для неверующих в Него? Равным образом, если дары ваши представляются заманчивыми, достойными удивления и почётными тем, которые ищут земных благ, то во сколько раз достойнее дары, воздаваемые на небе, которые уготовал Бог любящим Его, 1 Коринф. 2:9 – «Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».
Золото и серебро суть бесплодная земля и добываются людьми для внешнего украшения. Их изменяют огонь и железо, поедает ржавчина, уничтожает тление; их отнимают разбойники и крадут воры. Светлые одежды суть дело червя (шелковичного) и пища для моли; они изготовляются из шерсти, по необходимости отнимаемой у бессловесных животных.
Тем, которые делают одежды, нужно удивляться более, чем вам, украшающимся ими, ибо они, благодаря некоему искус¬ству, создают вещь, превращая худшее в лучшее; между тем, такие художники презираются, как простые и ничтожные люди.
Наоборот, те, которые украшают себя их изделиями, гордятся и превозносятся, хотя и заимствуют свою пышность от ничтожных бессловесных животных.
Дары же благого Бога нашего не заимствованы ни от кого, но суть Его собственные и неизменные достояния, пребывающие в Нем по Его изволению, а не вследствие человеческого искусства. Они имеют славу безмерную и достоинство вечное; они не боятся какого-либо изменения от продолжительности времени; их не съедает моль и не портит тление, и даже в бесконечные веки они не могут обветшать». Диоклитиан сказал ему на это:
— «Хорошо ты говоришь, но плохо разумеешь. Я потому ста¬раюсь привести тебя к познанию богов и ради того кротко беседую с тобою, убеждая тебя, чтобы ты не надеялся на смертного человека, что Тот, Которого вы почитаете, как Христа, претерпев от Иудеев множество мучений, наконец был убит и умер, а боги наши всегда бессмертны и никогда не страдали».
Святой отвечал:
— «Справедливо ты говоришь, царь, что боги ваши бессмертны и бесстрастны, ибо как они могли бы умереть, если они никогда не жили? Как они могли бы пострадать, если они бесчувственные. Разве ты не знаешь, что они после биения и ковки, резания и трения вышли из рук человеческих?
В самом деле, камен¬ные боги ваши выбиты топором и скобелем, деревянные вырезаны ножом и пилой, а медные и железные выкованы молотом; нимало и других бесчестий, биений и оскорблений они приняли, — однако, остались бссчувственными. Подлинно, они бессмертны, потому что никогда не жили, а сокрушаются они так, как будто никогда ранее и не существовали. Господь же мой и Бог, Иисус Христос, по естеству человеческому изволил умереть плотью, чтобы спасти мир и уничтожить самую смерть Своею Божественною силою. Сотворив это, Он воскрес в третий день и даровал нам для вечной жизни Себя Самого».
Диоклитиан, слушая эту свободную и дерзновенную речь святого, сильно разгневался и повелел привязать его к колесу нагого, вращать колесо и бить святого железными палками. При вращении колеса, когда святой был наверху, его били палками, а когда оказывался внизу, где нарочно было устроено слишком узкое пространство, там был сильно терзаем острым колом, так что кости его ломались, а тело его, отросшее после первых мучений, отваливалось. Мучимый в течение многих часов, Христов мученик молился так:
— «Господи, Иисусе Христе! помоги мне и облегчи мои муки,— устрани лютую боль, ибо, на Тебя надеясь, я отдал себя на раны. Помоги мне, как некогда помог святому Апостолу Твоему Павлу и воззри на плоть мою, сильно изъязвленную! Я же желаю быть невредимым и здравым ко славе и исповеданию святого имени Твоего и для принятия за Тебя больших мук—в посрамление и бесславие нечестивых. Укрепи меня ради имени Твоего, ибо я возложил упование на Тебя, Подателя жизни!»
В то время как святой молился таким образом, колесо остановилось неподвижно, а вращавшие его утомились и изне¬могли. Святой же, отвязанный невидимою рукою, снова стал невредим всем телом и здрав. Многие, собравшееся там, видя это, восклицали с изумлением:
— «Велик Бог христианский!»
А святой Климент, эта истинная лоза Христова винограда, уразумев духом, что от его страдальческих подвигов могут произойти многие гроздья, громогласно воссылал Богу хвалу, восклицая:
— «Благодарю Тебя, Боже, Отец Небесный, за то, что Ты удостоил меня страдать в этом великом городе за Единородного Сына Твоего, пострадавшего за нас и пролившего драгоценную кровь Свою для искупление нашего, — Которого здесь святой Пётр проповедывал, Павел возвещал, соименный мне Климент прославил, а равно и Онисим исповедал *). Они и пострадали за Него, и умерли, а ныне прославляются на небе, почитаются многими на земле, и еще большим числом людей скоро будут прославляемы превыше царей земных. Сами цари верные будут поклоняться им».
Святой говорил это, возвещая наступающее время, когда поклонение идолам исчезнет, как тьма, а вера Христова воссияет, как солнце, и просветит всю вселенную. Эти слова святого жгли сердце мучителя Диоклитиана, как пламя, и возбуж¬дали в нем еще большую ярость.
Не обращая никакого внимания на соделанное Божиею силою чудо и ослепленный злобою, он распалился еще большею лютостью мучительства. Он велел бить по устам святого толстыми железными палками и сокру¬шить ему зубы. Святой же и во время этого истязания не переставал говорить, раздражая мучителя, хотя ему и запрещали это слуги, повелевая молчать.
Но, подобно меди, в которую чем сильнее ударяют, тем более ясный звук она издает, мученик Христов, чем более ему запрещали говорить, сокрушая уста и зубы железом, тем громче взывал, говоря то, что служило к славе Божией и к посрамление гордого мучителя. Когда, наконец, сам Диоклитиан утомился и изнемог от ярости, он повелел оковать мученика железными цепями и ввергнуть в народную темницу.
Когда святой сидел в темнице, пришло к нему в вечер¬нее время множество народа, мужи и благоразумные женщины с детьми, бывшие на площади во время казни и видевшие муже¬ство святого. Они единодушно припадали к его святым ногам и просили святого крещения. Святой благодарил Бога за то, что, при столь тяжком гонении, число исповедников Его умножа¬лось. Он немедленно приступил к научению их святой вере во Христа и крестил всех от мала до велика, ибо в темнице этой было достаточно воды. При этом он воспевал радостно: Псал. 31:1 – «Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты!»
Когда наступила полночь, великий свет с неба осветил эту темницу, и все, смотревшие вверх, увидели прекрасного юношу, сияющего молниеносною одеждою и с распростертыми крыльями сходящего к святому мученику. Приблизившись к нему, юноша дал ему в руки чистой хлеб и чашу вина, и тотчас стал невидим. Святой Климент, уразумев, что это — Тело и Кровь Христовы, сотворил обычные молитвы и подал всем новокрещенным причастие Божественных Таин, когда уже стало светать.
Приходили к нему верующие и во все последующие дни, приводя с собою многих, жаждавших святого крещения. Так умножа¬лось Христово стадо, а темница стала как бы церковью, в ко¬торой воссылались хвалы Богу. Видя это, стражи возвестили о том царю. И вот, когда ночью собралось ко святому множество верующих, пришли, по повелению царя, воины и, захватив всех, вывели их за город, как овец, на заклание. Пред усечением головы каждого спрашивали:
— «Отрекаешься ли ты от Христа, чтобы остаться в живых?»
И не нашлось ни одного, кто устрашился бы смерти; напротив, все предпочитали умереть за Господа своего. Тогда было усечено за Христа многое множество мужей, жён и детей. Один только юноша избежал рук палачей, не из боязни смерти, а вследствие желания претерпеть большие мучения за истинного Бога.
Имя этому юноше, о котором речь предлежит ниже, было — Агафангел.
После этого Диоклитиан опять призвал святого на суд и, подверг его продолжительным и лютым пыткам: сначала, обнажив и протянув на земле, долго и крепко бил воловь¬ими жилами, а затем повесив, строгал железными ногтями, пока не обнажились кости и пока всё тело не было острогано.
Святой же говорил мучителю:
— «Это тело, которое вы строгаете, — не то, что вышло из утробы матери; то уже давно и совершенно снято с костей наместником Домицианом. В это же новое тело облёк меня Христос, мой Создатель. А так как вы стараетесь острогать его от костей моих, то я верую Христу моему, что Он снова облечёт меня в такую же плоть, по Своему всемогуществу: ибо в самом деле, разве не будет недостатка в глине для гор¬шечника? напротив, не найдется ли для него изобилия в материале?»
Затем мучитель повелел опалять свечами бока его, но святой всё с радостью терпел за Сладчайшего Иисуса. Диоклитиан, удивляясь терпению и мужеству мученика, говорил окружающим:
— «Многих окаянных из христиан я замучил и не видел еще ни одного такого непобедимого. Теперь пошлю его в Никомидию к Максимиану, как нечто новое, никогда невиденное и неслыханное. Пусть и он подивится непобедимости в муках этого тела! Я думаю, что и он никогда не встречал такого твёрдого умом и крепкого телом».
Он повелел связать святого и, посадив на корабль, везти в Никомидию к другому царю Максимиану1), причем написал к нему обо всем, что святой Климент претерпел от него в Риме, а ранее того от Домициана в Анкире.