Вопрос 2112: В мире часто пользуются двойным стандартом – своих приверженцев судить не будут, а вот противников, сделавших такое же – будут проклинать. В церкви это есть? Ответ: Читая в «Житиях святых» и встречая этот двойной стандарт, только мог плакать, что вот такие мы и есть. Беда в том, что писатели «Житий» всё это на полном серьёзе выдают за святость, даже если и убили кого-то, но только бы ради веры – вроде бы ревность наша всё спишет.
2Цар.14:13 – «И сказала женщина: почему ты так мыслишь против народа Божия? Царь, произнеся это слово, обвинил себя самого». Прит.20:23 – «Мерзость пред Господом — неодинаковые гири, и неверные весы — не добро».
Рим.14:4 – «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его
».
И если после всех безумств человек примет иночество, от него тут же вся пустыня благоухает и такие льстивые дифирамбы волнуются до горизонта: «наш – это здорово!!!». Неизбывающего полку монашествующих прибыло! Сами-то неженатые, прибыли ждать не приходится, а потому надо всё время иметь внешнюю подпитку: «спасение только у нас; переходите к нам!». На этом сегодня вся старообрядческо-монашеская проповедь и засохла.
Афанасий Ал. – 18 янв. «Но царь, по внушению Евсевия, отвечал им еще более резким посланием, угрожая им, если они не умолкнут, извержением от сана. Поступил же так благочестивый и добрый царь не для удовлетворения своего гнева, и не потому, что бы был расположен к арианству, но имея ревность, хотя и не по разуму, о том, чтобы между церквами не было раздора. Кротким сердцем своим любя мир, царь искал мира там, где его совершенно быть не может: ибо как еретичество может жить в мире с православием?»
Стефан Нов. - 28 нояб. «Исполняя патриаршее повеление, один воин подставил лестницу и стал подниматься по ней к образу с намерением сбросить его. Но случившиеся там благочестивые жены, распа¬лившись ревностью по благочестию, выдернули из под него лестницу и низвергли ее на землю; воин упал, разбился и умер. А жены поспешно скрылись в церковь, где в то время находился патриарх, который стоял на святом месте, как мерзость запустения, заместившая святейшего Германа.
Увидев патриарха, жены стали громко называть его разорителем святых догматов, наёмником и волком, расхитившим овец, а не истинным пастырем стада Христова; затем начали кидать в него камнями. Патриарх, испугавшись, немедленно направился к царю и возвестил ему, какое бесчестие нанесли ему (патриарху) жены. Разгневанный царь послал воинов с обнаженными ме¬чами, чтобы наказать женщин, нанесших патриарху бесчестие,— и те святые жены все были иссечены мечами за проявленную ими ревность по благочестии. Наступила тогда великая печаль для православных. Многие из них были заключены в темницу и содержались в узах; другие подверглись беспощадным мучениям и были убиваемы, а некоторые оставляли свои дома, сёла и имения и, скрываясь от рук мучителей, убегали в пустыню».
Ефрем Сирин – 28 янв. «В те годы жил еретик Аполлинарий, ложно мудрствовавший о воплощении Господнем. Он находчив был в словах и искусен в эллинской премудрости, вследствие чего сильно смущал Церковь Божию и многих увлёк в свою ересь. Этот еретик весь труд свой и всё старание, от самой юности своей и до старости, прилагал к тому, чтобы развращать православных и привлекать их в свое заблуждение. Он написал много книг против православных, из коих особенно замечательны две, так как в них наиболее полно выражено всё его душевредное учение. Их он и употреблял, как оружие, ведя борьбу с православными путём словесных состязаний.
Эти его книги были положены на сохранение у одной женщины, сожительницы его. Преподобный Ефрем, узнав об этих книгах, изобрел против еретической хитрости свою, еще более изумительную: он пришёл к той женщине тайно и весьма хвалил Аполлинария, называл себя при этом учеником последнего. Как бы желал научиться неизвестной ему мудрости, он просил женщину дать ему на малое время аполлинариевы книги, которые она хранила, чтобы из них списать вкратце наиболее замечательные места. Женщина, будучи уверена, что это действительно ученик ее друга, дала ему обе книги с условием, чтобы он поскорее возвратил их и никому о них не говорил.
Святой Ефрем, взяв книги, отнёс в свою обитель и, приготовив клей, все листы в них, отгибая по одному, склеивал, пока наконец не склеил все их так, что книги стали как бы одним куском дерева или камнем, причем ни одного листа нельзя было отделить от другого. Затем он отнёс книги женщине. Она же, взяв их и не посмотрев внутрь, положила на своем месте. Случился потом спор православных с еретиком Аполлинарием, состарившимся уже. Не обладая уже прежнею находчивостью в спорах и имея слабую память по причине старости он хотел достигнуть победы над православными при помощи тех своих книг; но, взяв их, он не мог их раскрыть, так как листы были крепко склеены и окаменели. Он исполнился великого стыда и вышел с собора побежденным и посрамленным, а затем скоро от скорби и великого стыда он лишился жизни, с позором извергнув свою окаянную душу».
Феодосия – 29 мая. «В Константинополе были ворота, называвшиеся «медными»; они были построены еще во времена великого Константина и вели к царским палатам. Над этими воротами находился медный образ Спасителев, висевший здесь в продолжении четырех сот и даже более лет. Тот злочестивый патриарх вознамерился снять и предать огню сей честной образ, для чего и послал воинов с топорами на нечестивое дело.
Когда начальник воинов тех, саном спафарий, приставив к воротам лестницу, начал подниматься по ней с топором в руках и уже готовился приступить к своему богопротивному делу,— его увидели некоторые благочестивые женщины, случайно проходившие там; увидали его также и инокини, в числе которых была и преподобная Феодосия; разжегшись ревностью по иконе Христовой и побуждаемые сею блаженною Феодосиею, более всех их ревновавшей об честных иконах и преисполненною божественного мужества и дерзновения,— инокини те побежали к лестнице и опрокинули ее на землю; вместе с тем они низвергли и воина того, который, упав с высоты, весьма расшибся.
Они же, влача его по земле, били до тех пор, пока он не умер; затем с поспешностью пошли к патриарху Анастасию и начали поносить нечестие его; они укоряли его, как волка, хищника, еретика и врага Церкви Христовой; потом начали метать в него камнями. Анастасий же, преисполнившись стыда и опасаясь как бы не поднялся против него общенародный мятеж, поспешил к царю и возвестил ему о нанесенном ему женщинами теми бесчестии, возвестил также и об убиении спафария при вратах медных.
Царь, преисполнившись гнева и ярости, тотчас же, послав воинов своих с обнаженными мечами, приказал им отомстить за бесчестие патриарха и смерть спафария. И посечены были те святые жены за ревность, явленную ими по благочестью; блаженную же инокиню Феодосию, как более благородную по происхождению своему и с большим дерзновением исповедывавшую благочестие и как виновницу всего происшедшего, царь приказал взять и заключить в темницу, нанося ей ежедневно по сто ударов. Так мучима была святая в продолжении семи дней…. святая преподобномученица девица Феодосия, священная невеста Христова предала свою честную душу в руки бессмертного Жениха своего и отошла в небесной чертог Его, будучи увенчана двойным венцом и девства, и мученичества».
Кирилл Алекс. – 9 июня. «Когда, вопреки планам Феофила, был избран в епископы столицы св. Иоанн Златоуст, бывший до этого пресвитером в Антиохии, Феофил затаил против него злобу и сделался опорою противной Златоусту партии. Он принял деятельное участие в сложной интриге против константинопольского святителя, результатом которой было низложение последнего и двукратное изгнание из столицы.
На соборе в Дубне, составленном врагами Златоуста с целью низложения его, Феофил присутствовал в качестве председателя. Вообще отношение его к Златоусту были такого свойства, что ложатся тёмным пятном на его имени. Но в остальном Феофил был довольно мудрым иерархом и сделал много полезного для александрийской церкви».
Авда – 31 марта. «Святой священномученик Авда жил в царствование императора Феодосия Младшего и был епископом в Персии. Он разрушил храм огнепоклонников и за это был схвачен и приведён к царю. Царь сперва кротко велел ему восстановить разрушенной храм, но когда он ответил, что сделать этого не может, то послал воинов разрушить все христианские храмы.
После сего гонители стали преследовать христиан и, не разбирая возраста, различными способами стали предавать их смерти. Первым из них после разнообразных мучений был усечён мечом священномученик Авда, а спустя тридцать дней после сего были казнёны смертью и другие святые мученики и между ними святой диакон Вениамин. Ему мучители воткнули сперва под ногти пальцев на руках и на ногах заострённые спицы, и потом посадили его на кол, от чего он и предал дух свой в руки Господа».
Повесть о том, как обрели ризу Богородицы.
3 июля. «Сказание о положении честной ризы Пречистой Девы Богородицы во Влахернской церкви».
«Услыхав о ризе Пречистой Богоматери, Галвин и Кандид преисполнились ужасом и несказанною радостью; они со слезами обещались хранить доверенную им относительно ризы тайну. После сего они упрашивали ту женщину дозволить им пробыть при святой ризе в той комнате в молитве всю ночь, и женщина не запретила им сего.
Тогда, войдя внутрь комнаты, они заметили ковчег, стоявший на почётном месте, в котором находилась святая риза, увидали также горевшие кругом него лампадки и ощутили сильное ароматное благоухание. Затем они начали, усердно поклоняясь, со слезами воссылать Богу и Богородице горячие молитвы. У них обоих была одна мысль, дабы бесценное сокровище досталось царствующему граду.
После сего, сговорившись, они вымерили ковчег в ширину, в длину и в высоту и сохранили весь вид его в своей памяти, а равно также и то, из какого он был сделан дерева… позвали плотника и приказали ему сделать из старого дерева ковчег в точности такого вида и размера, какой они ему указали. После того, как ковчег был сделан, Галвин и Кандид купили для него златотканое покрывало и возвратились своей дорогой, держа путь к той женщине.
Когда они прибыли к дому женщины, то показали ей златотканое покрывало, упрашивая женщину покрыть им ковчег честной ризы Пречистой Богоматери. Затем они снова начали просить женщину дозволить им, как и в первый раз, совершить всенощное с молитвою стояние при ковчеге.
Получивши разрешение, они пали перед ковчегом лицами на землю и омочили землю слезами, усердно молясь Пречистой Деве Богородице, дабы Она не возбранила им прикоснуться к Своему ковчегу с ризою, с целью взять его с собою. Когда наступила уже полночь и все спали, они со страхом взяли ковчег, вынесли его из дома и спрятали в своей колеснице.
Вместо же него они внесли в комнату тот ковчег, который наподобие первого сделали они из старого дерева в Иерусалиме; поставивши его на том же самом месте, покрыли его златотканым покрывалом и до рассвета оставались на молитве. С наступлением дня они возблагодарили ту благочестивую женщину, простились с нею и, дав милостыню нищим, отправились в путь.
Возвращаясь к себе, они шли поспешно с несказанною радостью. Дойдя до Константинополя, они сначала никому не рассказали о принесенной ризе Пресвятой Богородицы, желая у себя самих скрыть то бесценное сокровище. Устроивши затем в своем доме небольшую церковь во имя святых Апостолов Петра и Марка, поставили в ней - не на открытом, но в потаённом месте - тот ковчег со святою ризою.
Но когда они заметили, что не могут утаить ризы Богоматери по причине происходивших от нее чудес, тогда отправились к императору Льву Великому и супруге его царице Верине и возвестили ему, а равно также и святейшему константинопольскому патриарху Геннадию обо всём происшедшем.
Сии последние, исполнившись несказанной радости, отправились в дом Галвина и Кандида и в их церковь. Здесь, открывши тот честный ковчег, увидали в нем святую ризу Пречистой Божией Матери, неистлевшую в течении стольких лет, и благоговейно со страхом прикоснулись к ней, любезно лобызая ее устами и сердцем. Затем, взяв ее оттуда, понесли со славою при всенародном торжестве во Влахернскую церковь Пречистой Богородицы и положили там в украшенном золотом, серебром и драгоценными каменьями ковчеге. После этого они постановили ежегодно праздновать положение ризы во второй день месяца июля».
«Время – деньги», – в детстве услыхал.
Но, читая Слово Божие, подметил,
Чтоб ни делал, спал, сидел, пахал, –
Всё равно летим мы, как комета. Пс.89:10 Время невозвратное есть тайна,
Из безвременья какого появилось?
И куда уйдёт, когда настанет
Вечность, когда небо свитком свилось? Откр.6:14
Нам отпущена такая капля-малость, Быт.47:9
Порошинка, менее того.
Миг прошёл; поменьше, что осталось:
На себя, на ближних, на врагов?
Сколько суеты!.. Успеть скорее!
Опоздал, проспал, не поспешил!
Солнце к западу и кровь уже не греет,
От сокровища остались лишь гроши.
Не спеши при чтенье слова Божья,
Молишься когда к Творцу Вселенной.
С вечностью соприкоснуться можно,
Жертвуя, конечно, только тленным.
Стрелки у часов то вверх, то вниз,
Машут безучастно вправо, влево.
Чем наполнены сосуды, то есть жизнь?
Что в основе у Адама с Евой?
Деток нарожать и схоронить,
Пищи наготовить, уничтожить?
Время разрушает и гранит.
На кого мы в суете похожи?
Однодневки: мотыльки, снежинки, 3Ездр.6:56
Капельки дождя и дым, и пар… Иак.4:14
Мы родились праздновать поминки?
Невелик от суеты навар.
Только тот, кто с Богом примирился, 2Кор.5:20
Для Христа и ближних жил в любви, 1Кор.16:14
Временным сумел распорядиться -
Не возропщет на часы свои.
17.9.03 ИгЛа,
Вопрос 2132: Читая житийное и историческое описание личностей царей, видится резкое отличие оценки житописателем лиц лояльных к православию (в любом случае положительные) и неправославных - непутёвые и не по промыслу Божию. В чём причина такой неодинаковой оценки?
Хотя бы царь даже православных где-то зажимал, но всё равно о нём хорошо говорится в самом конце его биографии. А вот если царь не поддержал догмата православных, то его со всех сторон обложат такими словами, что даже имя его обыграют - так хотят его зверонравным показать. Почему не одна мерка для всех?
Ответ: Только потому, что тот, кто писал эти жития был сугубо православный и трегубо монах. А заказ уже не есть дело совести. Нужно оправдать своих, и тут уже для врага остается один дёготь, смола и сажа, да будут уксусом поливать и черепками разбитой совести растирать целые века. Это вовсе уж не по совести, а значит и грех. И такими грешными житиями, биографиями, характеристиками наш народ питался целое тысячелетие. Богу это очень неугодно, а значит наше православие и здесь подмочено и гнилью тянет.
Мих.6:11 – «Могу ли я быть чистым с весами неверными и с обманчивыми гирями в суме?»
Прит.16:11 – «Верные весы и весовые чаши — от Господа; от Него же все гири в суме».
Ам.5:12 - «Ибо Я знаю, как многочисленны преступления ваши и как тяжки грехи ваши: вы враги правого, берете взятки и извращаете в суде дела бедных».
Вот в епархиальной газете «Алтайская миссия», пишут, что когда ставили крест на колокольне Никольского храма, то среди зимы была видна всем радуга прямо над храмом. И это-де есть знамение благоволения Божия. Но прошло какое-то время, и этот крест отломило ветром и крест с центрального купола как-то странно задержался и так в отломанном виде висел долгое время. Это же тоже знамение, но про него епархиальная газета уже ни звука не издала. Отчего же? Может, тоже нужно было сказать, что о кресте понятия местные прихожане не имеют и сбросили добровольно не добровольно нацепленные кресты?
Или: бывший местный епископ Антоний не угодил местному главному идеологу КПСС Петренко В.С. , этот босс партийный выступил в печати с нападками на архиерея. Но тут паралич разбил и отнял правую руку этого коммуниста. И везде пошли разговоры, что это Бог покарал безбожника. Но вот проходит время, безбожный человек, хотя и волоком, но тянет ногу по асфальту. А владыка патриархийный внезапно в возрасте 41 года умирает, ногами вперёд выносят торжественно. И нигде никаких толкований! А, может, это тоже что-то значит? Может, в этой борьбе со вчерашними сотрапезниками и единомышленниками за епископом тоже немало лжи тянулось?
Афанасий Ал. – 18 янв. «Слушая эти речи, царь первоначально молчал, смущаясь в душе своей; потом, не имея возможности остановить оговорщиков, распорядился, чтобы праведник на время был отправлен в Галлию, — не потому, чтобы он верил клевете или был охвачен гневом, но ради умиротворения Церкви (как свидетельствуют люди, достоверно узнавшие царское намерение). Царь видел, сколько епископов восстало на Афанасия и сколь великое смятение возникло из-за этого в народе александрийском и египетском. И вот, желая утишить такую бурю, прекратить молву и уврачевать болезнование столь многих епископов, он приказал святому мужу на время удалиться из города».
Феодосий Вел. – 11 янв. «Святой, видя, что его призывают быть пастырем весьма многочисленного стада, и что нарушается его безмолвие, смущался различными помыслами, — то не желая оставить безмолвие, как нелицемерную матерь, то попечение о братиях считая за дело немаловажное, ибо не для себя одного только человек должен жить, но гораздо более — для ближнего, образом чего был Сам Христос Господь, Который собрал учеников, явился Пастырем словесных овец и положил за них душу Свою».
Мефодий патр. – 14 июня. «Но вот, по Божию попущению, измаильтяне одолели греков, уничтожив почти всё войско царя, так что последний едва спасся бегством с малыми остатками от своих полков; тогда нечестивый царь обнаружил свой гнев на святого Мефодия, который доселе таил в сердце. «Потому Бог и даровал врагам нашим победу, — говорил Феофил, — что среди нас находятся идолопоклонники».
На это святой Мефодий возразил: «Господь, поругаемый христианами в Своей святой иконе, прогневался на них и попустил врагам одержать над нами победу».
Исполнившись ярости, царь сослал святого Мефодия».
Алипий Столп. - 26 нояб. «Однако его не оставляло желание уединиться в каком-нибудь пустынном месте. Поэтому он много раз выходил из дому и обходил окрестные горы, поля и леса, ища места, удобного для богомыслия. Поднявшись однажды на гору, расположенную к югу от города, он нашёл на ней высокое и живописное место, удаленное от городского шума и суеты. Оно понравилось ему и, принеся орудия для копания, он вырыл себе тут колодец. При этом он, не столько работая заступом, сколько устами прилежно молясь Богу, извёл из земли воду.
Окончив этот труд, святой Алипий пошел к епископу, прося разрешить ему поселиться там и построить церковь. Епископ, хотя и не возбранял ему исполнить это желание, однако тайно послал слуг завалить источник большими камнями и засыпать его землей: ему не хотелось, чтобы блаженный поселился на этом месте, так как гора была очень высока и почти неприступна для всякого, кто бы пожелал посетить святого, и притом находилась далеко от города; епископ желал, чтобы Алипий поселился ближе к городу и в более удобном месте. Найдя свой источ¬ник засыпанным, блаженный покинул эту гору и сталь искать себе другое место в окрестностях города».
Александр - 30 авг. «Еретик Арий, спустя несколько лет после I Вселенского собора, был призван в Константинополь; здесь он обольстил, по своему лукавству, благочестивого царя Константина так. Константин спросил его: «Так ли он верует, как заповедали веровать святые отцы на соборе Никейском?» Арий же, держа на груди у себя хартию с написанием своего зловерия, ударил себя рукою в грудь и сказал: «Я так верую!»
Таким образом сей еретик, по-видимому, выражал согласие с верованием, утвержденным в Никее, но в уме своём говорил, что веровал так, как написал своею рукою, каковая запись и находилась у него на груди. И клялся нечестивый перед царем, говоря, что «веровал так». Не подозревая о таком лукавстве, царь поверил словам Ария и послал его к святейшему патриарху Александру, повелев ему принять в общение церковное Ария, как православного; при этом назначен был и воскресный день, в который Ария должно было ввести в храм для общения с верными. Однако святой Александр отказывался принять в общение Ария, как основателя ереси».
Архивные данные… столько труда,
Сличенья имён, по крупицам собрали,
Монахов, попов чернота, череда, –
Все данные вроде из сферы сакральной.
Журнал за журналом, статью за статьёй
Читаю – слезой застилает;
Не видно Христа, груды жертв, вороньё,
И пишут, и топят вилами.
Ни строчки, ни звука о Библии нет,
Кромешная тьма над Россией.
«Мы лучшие!», «Больше нас!». Каждый – аскет!
Пропахли не ладаном, псиной.
Клянут несогласных, когда-то опасных.
Ни проблеска - слова Писанья.
Спорят о букве, придуманных гласах
Столетьями, а не часами.
Века этой тьмы, непрорубной и дикой…
И ныне нисколько не лучше.
Давятся дедовой затхлой обидой,
Но только презлее и гуще.
Кто прав? Староверы в обрядах засели,
Двуперстно невежество к небу подъемлют.
А эти триперстно убили и съели:
С Никоном Сталин - поганый подельник.
О Боге поют, а им Бог… ни к чему.
Ссылаются не на слова Иеговы.
Куда ни взгляну, плакать горько начну,
Утеряна Истина, Божие слово.
Пока безуспешно... не восстановить
Авторитет абсолютный Писанья.
Оно лишь способно нас всех обновить,
Небесными взвесить весами.
Найдите в архивах посланье небес,
Ветхий и Новый Заветы!
Без Библии мутит лукавейший бес.
На всё в этой книге ответы.
23.9.03 ИгЛа