Вопрос 2158: Согласны ли Вы с прошедшей канонизацией новомучеников и исповедников Российских в 2000 г.? Можно ли рассматривать их труды, как труды святых отцов? Расскажите немного об одном из них, Иларионе Троицком. Ответ: «Владимир Алексеевич Троицкий родился в 1886 году; отец и брат служили в храме. Детство Володи прошло в атмосфере строгой церковности и традиций православного благочестия. С детских лет участвовал в богослужении. Окончил духовную академию. За выдающиеся успехи дважды посылался за границу; преподаватель Моск. Дух. академии, профессор; в 1913 году пострижен в монашество с именем Иларион.
В апреле 1913 года был рукоположен в иеромонаха, в возрасте 27 лет. Что такое академия без Христа?! Это – пустое место и мёртвый дом. Как инспектор отец Иларион заботился в первую очередь о воспитании в студентах церковности, привлекал их к активной церковной, просветительской и проповеднической деятельности. Заботился он и о внешней дисциплине. «Высокий и стройный, с очень умеренной и пропорциональной полнотой, с ясным и прекрасным взглядом голубых глаз (он был немного близорук, но никогда не пользовался очками), всегда смотревший уверенно и прямо, с высоким лбом и небольшой окладистой русой бородой, со звучным голосом и отчётливым произношением, он производил обаятельное впечатление.
Им нельзя было не любоваться; это смелый, исключительно талантливый человек всё воспринимал творчески. Иларион любил говорить, что насколько христианин должен осознавать свои грехи и скорбеть о них, настолько же он должен радоватья бесконечной милости и благодати Божией и никогда не сомневаться и не отчаиваться в своём жизненном подвиге. У него самого была поразительная восторженность и любовь ко всему, что было ему дорого и близко – к Церкви, к России, к Академии, и этой бодростью он заражал, ободрял и укреплял окружающих. Иларион стоит в одном ряду с такими лицами, как патриарх Никон. Илариону нужен был простор исторической арены, чтобы размахнуться чисто по-русски».
Илларион сознавал, что «орёл петровского, на западный образец устроенного самодержавия выклевал патриаршество - это русское сердце, святотатственная рука нечестивого Петра свела первосвятителя Российского с его векового места в Успенском соборе». После избрания на патриарший престол святителя Тихона архимандрит Иларион становится его верным помощником. 12 (25) мая 1920 года был хиротонисан в епископа Верейского, викария Московской епархии. Ему было 34 года. В 1919 году был арестован, сидел в тюрьме около 2 месяцев, освобожден. В 1921 году снова арестовывается, в 1923 году был освобождён. В мае 1923 года обновленцы произвели разбойничий собор, на котором лишили сана и монашества патриарха Тихона. Однако обстоятельства складывались таким образом, что власти были вынуждены выбрать новую политику.
14 (27) июня 1923 года Тихон был освобождён из-под домашнего ареста после сделанного им заявления в Верховный суд и на следующий день обратился к народу с воззванием, которого от него требовали власти. В это время Иларион стал патриарху самым близким сподвижником. Святитель Иларион был очень гибким церковным администратором и политиком, готовый идти на компромиссы с властью, если за счёт этих компромиссов можно было отстоять чистоту православной веры и нанести удар тем, кто представлял главную опасность для церкви изнутри. Владыка Иларион призвал патриарха Тихона не смущаться компромиссами в плане политическом, если от этого будет польза в борьбе с обновленцами. Патриарх Тихон выступил с посланием 18.06.23 г., написанным архиепископом Иларионом; патриарх редактирует.
Конечно, у современников эти послания вызвали разногласия, прежде всего по политическим вопросам. Немногие знали, что за этим стоит мучительное для совести патриарха давление со стороны власти, тяжелейшие переговоры с властями. Патриарх как-то пытался смягчить гонения на Церковь. Святитель Иларион вместе с патриархом Тихоном мог бы сказать: «пусть погибнет мое имя в истории, только бы Церкви была польза». Иларион стал правой рукой патриарха. Он пользовался огромной популярностью у московского духовенства и буквально обожанием народа. Он в эти дни переговорил с сотнями священников, мирян, монахов и монахинь. Благодаря неукротимой энергии этого человека церковная организация в Москве была восстановлена в два дня.
Так пишет А. Э. Краснов-Левитин - участник обновленческого движения. Владыка Иларион настоял на том, чтобы обновленческих клириков принимать через покаяние. А если свой сан получили в обновленчестве, тогда этот сан не признавать. Обновленческие храмы все заново освящались, как еретические. 15/28) июля 1923 года произошло публичное покаяние перед патриархом Тихоном митрополита Сергия (Страгородского) в Донском монастыре. Патриарх возложил на него крест и панагию, а владыка Иларион вручил ему белый клобук. В ноябре 1923 года владыка был вновь арестован – на три года конц. лагерей. Увидев ужас обстановки он воскликнул: «Отсюда живыми мы не выйдем». На Соловках он был сетевязальщиком и рыбаком.
Когда пришло известие о смерти Ленина, заключенных заставили простоять пять минут в молчании. Владыка же демонстративно лежал на нарах и говорил: «Подумайте, отцы, что ныне делается в аду: сам Ленин туда явился, бесам какое торжество». В конце лета 1925 года Иларион был неожиданно доставлен в Ярославль. Ему добавили срок за неуступчивость власти и отправили на Секирку, в штрафной изолятор, где смерть была обыденным явлением.
В июле 1926 года Иларион выступил как один из инициаторов «Соловецкого послания» – обращение находящихся в соловецком лагере православных епископов к правительству. 29 июля 1927 года вышла декларация митр. Сергия.
Иларион выступил с резкой критикой тех, кто пошёл на раскол, напоминал о безгласии епископов в синодальные времена, когда перевод на другие кафедры был обычным явлением. По мнению владыки, отделение от митрополита Сергия – «преступление, по условиям текущего момента весьма тяжкое». В конце 1929 года власти решили выслать святителя в Казахстан на вечное поселение. 6.12.29 перевели из тюрьмы в больницу Гааза - сыпной тиф.
Когда в больнице заявили, что его надо обрить, владыка сказал: «Делайте, со мной теперь, что хотите». 15 (28) декабря 1929 года скончался. Святителя невозможно было узнать. В гробу лежал измождённый старец с обритой головой - ему было 43 года. Власти отдали тело с условием, чтобы не было никакой торжественности отпевания и никаких надгробных речей. При отпевании был митрополит Серафим (Чичагов), архиепископ Алексий (Симанский), епископ Амвросий (Либин), и епископ Сергий (Зенкевич). А само отпевание совершал епископа Николай (Ярушевич). На отпевание и погребение стихийно пришло несколько тысяч верующих Петербурга».
Канонизация – дело рискованное, самонадеянное. Только Бог знает, кто и где будет после смерти.
1Кор.4:5 – «Посему не судите никак прежде времени, пока не придёт Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога».
Вышла книга Илариона «Без Церкви нет спасения». По книге видно, что у него не было живого, евангельского обращения к Богу, личной встречи со Христом, по Писанию, как у Апостола Павла. Традиции, корни, полнота Церковная - сегодняшний батюшка. И, тем более, окончательный сергианец, защищавший эту скверну.
Может за это его и вызволили из концлагеря, да Бог не дал больше жизни. Рассуждения его в статьях показывают, что он не понимал вреда монашества в том виде, в каком оно есть, что оно запечатало главные силы России, и Русь обескровленной пала перед натиском мира. Иларион не мог без структуры церковной ни шагу ступить, и потому их тёпленькими брали, как в одном муравейнике. Они к гонениям совершенно не готовились, в катакомбы не шли и гибли десятками тысяч. Труды его можно читать, но не всё в них можно принимать безоглядно, всё нужно сравнивать с Библией.