Вопрос 2076: Разве плохо, что человека в монастырях приучали к полному послушанию старшему? Сегодня нигде нет никакой дисциплины и навыки таковые не были бы лишними.
Ответ: Послушание – великая вещь. Но у всего великого есть начало и возрастание.
1Цар.15:22 – «И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов».
Послушание Господу спасает от блужданий ума, ведет к достижению благой цели.
На послушании строится и добро и злодейство. Какие послушные были гитлеровцы, большевики, киллеры всех веков. Но Бог дал человеку свободу, и эта свобода начинается в свободе духа, в разуме, чтобы ты мог избрать и принести послушание в здравомыслии Богу. Если же свет Евангельский погашен, то отдающий приказание делается орудием дьявола, а исполнитель следует за слепцом и обеих ожидает провал в ад.
Самое преступное то, что этого послушания стали требовать во имя Христа; и всю вину за исполнение безумств своих теперь уже взваливали на Иисуса. Священное Писание учит нас иметь послушание Богу; и это вполне достижимо, когда душа возродилась свыше и движима Духом Святым, всё делает с любовью и самоотречением.
1Пет.1:22 – «Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца».
В монастырях шло часто извращение личности, и самые садистские замыслы без затруднений покрывались тем, что это творилось якобы для полушания Христу. Бездумность, полное выхолащивание мысли, приводило к бегству из монастырей, ярому бунту, так что игумену приходилось спасаться бегством или погибать.
Рим.6:16 –«Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?»
Уставы повелевали наказывать розгами непослушных. Это во всех уставах самых знаменитых монастырей. И самым страшным преступлением было бегство из монастыря. Равным ему было только сокрытие подготовки к побегу или заступничество за наказанного – этих без милосердия предавали проклятию. Произошла подмена Царствия Божия монастырем и воля Бога была полностью заменена волей, хотением начальника монастыря. Пахомий Великий так и пишет : «всех зол хуже – противиться воле Божией и угождать своему хотению».
И поэтому всякое непослушание безжалостно каралось. Человек мог прожить только в беспрекословном послушании любому эксперименту своего аввы.
Евр.2:2 – «Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние».
Стр. 155 п. 8. «Древние иноческие уставы». «Теперь предложу о достопамятном деянии аввы Муция, который, когда, отрекшись от мира, искал приятия в обитель, прождал за воротами монастыря в томительном страдании долее, нежели кто другой и своим неутомимым терпением достиг того, что его сверх обычая киновийского, приняли в обитель вместе с маленьким сыном, которому было тогда около 8 лет.
Когда они, наконец, были приняты, то тотчас были размещены в разные келлии и отданы под науки разным старцам, чтобы отец не помышлял, что из всего, им оставленного, у него остался по крайней мере сын, а напротив, чтобы, как знал он, что теперь уже не богат, так перестал сознавать себя и отцом. Чтобы потом яснее обнаружилось, что в нём берёт перевес: кровное ли сострадание, или повиновение самоумерщвлению, которое по любви ко Христу должен всему предпочитать, нарочно оказывали пренебрежение к его детищу, одевали его в тряпки более, чем в настоящую одежду, держали неумытым и нечёсаным, так что взгляд на него мог скорее скорбь причинить отцу, чем доставить утешение.
К тому же часто и побои наносили ему; и отец своими глазами видел, что невинного малого бьют понапрасну. Не смотря однако же на то, что с сыном его так поступали каждодневно на глазах его, он от любви ко Христу Господу и добродетели послушания хранил сердце свое свободным от всякой тревоги и смущения. Ибо, не считая уже его своим, после того, как вместе с собою и его принёс в жертву Христу и не на настоящие оскорбления его смотрел, а паче утешался верою, что они никогда не бывают переносимы бесплодно, почему мало думал о сыне и слезах его, а всю заботу обращал на свое преуспеяние в смирении, такое отрешенное настроение его ума и сердца не могло укрыться от аввы киновии, и он, желая показать твёрдость его духа, в один день, когда сын его о чём-то плакал, как бы в сердцах на него, приказал отцу схватить его и бросить в реку.
Тот, как бы от самого Господа прияв повеление, бегом побежал, схватил сына и на своих руках притащил его на край реки, бросил его в неё. Такова была горячность его веры и стремительность послушания. И утонул бы отрок, если бы наперёд нарочно посланные туда братия, и заботливо обложившие берег речной, его брошенного уже не вытащили из глубины реки». (Древние иноческие уставы» стр. 572. глава 27).
В тот день была жара и духота, И мог под солнцем выстоять не каждый, Когда Спаситель, свесившись с креста, Сказал в толпу, что Он томится жаждой.
Был старший стражник слишком зол и груб, Чтоб дать воды из глиняного кубка. – Ползет на трости до Христовых губ Злым уксусом напитанная губка.
Так шли часы, мучения полны, И пот тяжёлый смешивался с кровью. Вверху креста крепилась к изголовью Доска-табличка с надписью вины.
Читались буквы крупные на ней По-римски, гречески и арамейски: «И» - значит Иисус, «Н» - Назорей, В насмешку «Ц» и «И» - Царь иудейский.
Над площадью, над скопищем голов Все взоры эта надпись призывала. «И», «Н», «Ц», «И» - и сокращенье слов С тех самых пор зову – инициалы. Надеж. Веселовская 1990 Пс.118:113 – «Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю». Более подробную информацию вы можете получитьЗДЕСЬ http://www.kistine1.narod.ru
1Цар.15:22 И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов.
Ис.29:24 Тогда блуждающие духом познают мудрость, и непокорные научатся послушанию.
Вернувшись, Валаам ослицу расседлал, Задал ей корм под самую завязку, Бока ощупал ласково, и стало очень жаль, Что не продать, и не пустить на мясо.
С музейной редкостью не жить же под стеклом, Из мемуаров не выстроишь достаток. Со дня тогдашнего и царство утекло. Как до деньжищ Валака был он падок.
С благословением ворвутся иудеи, Их меч сверкнёт и оборвёт цепочку. Из прежней дали дней ещё виднее – Мы судим Валаама не заочно.
Всё так же скалы млеют от жары, В долине светят мириады звёзд. Благословением кого Господь накрыл, Епитрахиль над кем, чтоб не замёрз?
Бог покоряет и сметает прочь Изжившие себя мирские поколенья. Чью Валаам благословляет дочь, Чьим юношам Бог перебил голени?
Нам не хватает – просто нет нигде Ослиц послушных, говорящих ясно, Звезду Давида можно проглядеть, Окажутся пустыми в сердце ясли.
Конечно чудо — Ангела увидеть, Зажать пророка к твёрдости скалы. Ослы-монахи, не сидите сиднем, Давно пора из ружей всех палить.
И не осёл – ослица взбеленилась, И обличила жадного пророка. Узреть опасность – это Божья милость, Иначе меч пронзит, и рухнешь в пропасть.
О Валааме знаем мы немало, – Такой крутой, закрученный сюжет. Что далее с ослицей бедной стало? На Вербное Христос грядёт к душе.
03.05.08. ИгЛа (Игнатий Лапкин)
Пс.118:113 – «Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю». Более подробную информацию вы можете получитьЗДЕСЬ http://www.kistine1.narod.ru