Вопрос 2063: На какие категории можно разделить решительно порывавших с прежним образом мысли и бытия и ушедших в монастырь? Ответ: От огорчения и разочарования в мирской жизни – этих не будем и брать во внимание. Как и тех, кого насильно кто-то постриг или от нужды, чтобы не пропасть с голоду.
Разговор об искренних. Здесь вы задаёте два вопроса: порывали потому, что узнавали временность и преходящее значение вещей видимых. Хотели избегнуть наказания за гробом и быть в раю. Это похвально и спасительно для начальных.
Но дальше сразу же пред ними открывалось два пути: идти за Христом по слову Его неизменному вовеки, или тут же рухнуть в яму самости и вымыслов человеческих. Если бы над входом в каждый, даже самый махонький монастырь вводными словами были слова псалмопевца Давида:
Пс.118:113 – «Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю».
И если бы кто-то по честному, без самости монашеской, решил эти слова исполнить, то он должен бы сначала научить человека закону Божию, изучить Новый Завет и там особо подчеркнуть, что зарывший талант будет связан и без милосердия выброшен из любого монастыря прямо в ад, в геенну, в тартар.
Мф.25:30 – «а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» Тогда все монастыри стали бы переквалифицироваться на другую ноту: стали бы учить закону Божию, а не своим заповедям человеческим, которых они придумали тысячи и тысячи.
Ис.28:13 – «И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного, — так что они пойдут, и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть и будут уловлены
». Самая большая опасность поджидала людей там, где уже знали что-то о том извращённом «царстве» которое построили иноки и монахи высшей категории.
Само по себе монашество, когда человек не связан с семьей, остался один – это можно и нужно только приветствовать. 1Кор.7:32,34 – «А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу».
Тогда человек всею своею юностью, силой может послужить делу спасения ближних, как Тимофей, Марк – спутники Апостола Павла. Но когда стали по человеческой выдумке принимать обеты молчания и бегства от мира в горы и в норы, жить не по слуху, а по нюху, тогда разверзлась бездонная пропасть, куда рухнули самые деятельные, самые чистые натуры. На совести этого сверхвредного явления – монашества, в каком виде мы его видим в житиях и в жизни, что христианство изначально должно было уступить место мусульманству и революциям.
Это всё на совести монашествующих мертвецов и диких изуверов. Это я говорю на основании слова Божия и на основании сравнения житий со словом Божиим, вечным и неизменным, по которому и судимы будем все до единого - и люди и монахи неравноангельского своего жития. Иоан.12:48 – «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день».
Ни одного шага по слову Божию нет у некоторых так называемых святых. Они яростно противились этим увещаниям Божиим, где говорится идти в мир и проповедывать чудную весть о Жертве Сына Божия, о Его пролитой за наши грехи Крови.
Мрк.16:15 – «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари». 1Цар.15:23 – «Ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя».
Монастыри – это бездонная пропасть и ловушки душ, это гибель миллионов деятельных и исключительно волевых избранников в их начальном пути.
Например, можем себе представить такую картину, что если бы Апостол Павел вернулся из своего путешествия, а потом бы заперся в Аравию на весь остаток жизни, то можем не сомневаться, что у него хватило бы и мужества поститься не хуже Антония, и стоять на камне по-Серафимовски, зарыться в нору, как Феодор Сикеот, выстроить столп и томиться на нём, как Симеон, а потом прибавить, что вся вселенная стекалась к этому столпу.
Но тогда не было бы ни посланий этого проповедника, ни Нового завета. А вот рассмотрим пример житийный: равноапостольные Кирилл и Мефодий, (и правильно так бы их называть, если бы они до конца шли за Апостолами).
«Ничего никому не сказав, он отправился в Золотой Рог и там скрылся в одном монастыре. Долго искали Константина и только через 6 месяцев нашли его. Занять прежнюю должность они не могли уговорить его» (11 мая). На дело благовестия вызволил их из келий император, а не сами они пошли.
«Тогда царь Михаил по совету святейшего патриарха Игнатия, бывшего после святого Мефодия, решил отправить к Козарам блаженного Константина, которого призвали с Олимпийской горы».
Апостола Павла Дух Святой легко мог стронуть в путь, а этих братьев нужно было только мирской властью расшевеливать, так как они были уже поражены бациллой монастырского утешения и радости поднимать иноческие труды.
«Царь Михаил собрал собор, на которой был позван философ Константин. Ему царь объявил желание Славян». Голос Божий, Дух Божий еще не облёк их силой и в них не горел огонь любви к человечеству, они были просто хорошие монахи.
Лук.24:47,49 – «и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима… И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше». Иер.20:9 – «И подумал я: «не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его»; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог
».
Их будет оживлять император. Он послал, и после того, как братья выполнили наказ царя, отбыли в свою апостольскую командировку, вернулись, и тут же снова нырнули в свои горные норки-келлии.
«Мефодий же сделался игуменом Полихрониева монастыря, а Константин поселился при церкви святых Апостолов».
Что это? Монашество, иноческие подвиги, их бисер девства - это как поветрие, как неизбывная непогода, наследственная немощь и болезнь самостью. В каждом монахе до верху и до завязки натрамбована самость. Они своею праведностью протестуют против дарового спасения. Они все, до Василия Великого, кто шёл в монастыри - противники этой Божьей даровой милости.
Рим.10:2-4 – «Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией». Рим.3:24 – «получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе».
Мрк.16:15 – «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари
».
И основанием у каждого лежит не места Писания, а мысли свои или чужие. Вот ребёнок что-то придумал, и из-за этого всю жизнь он будет мучиться в монастыре и других туда же в эту муку тащить. Ибо он думает, что истинно безупречное и беспроигрышное только в монастыре. Только в иночестве, а ещё лучше в схиме. Эти обеты, связывающие человека смертельными узами, не дающими и носа высунуть за стены его монастырька – лишили его своей личности. Их там всех давили непрестанно под самое дикое послушание, покруче любой тоталитарной секты; каждый настоятель мог свой устав писать и потом выкомуривать над подчиненными. Сколько раз встречаешь, что иноки молодые договариваются между собой бежать из монастыря. И сколько таких случаев неописано, ибо это не выгодно было описывать монаху-жизнеописателю. Тут уже так отрихтовано, что редко-редко где промелькнёт живое лицо. Все на одно - понурое и пониклое до земли.
Прочите житие Феодора Освященного – это общий стандарт, и он похваляется, одобряется и поныне. Подряд нарушаются и заповеди Божии и каноны церковные, и совесть чужая. Главное, чтобы он сохранил девство и иноческие обеты. А дальше - море самости.
Феодор Освящ. – 16 мая. «Феодор был сын богатых и знатных родителей. На двенадцатом году от рождения он ежедневно ходил в школу, по желанию отца. Он был более всех детей любим матерью за свой ум и благочестие. Однажды в праздник Богоявления его родители приготовили прекрасные кушанья, поставили разные вина, во всех комнатах разостлали ковры. Юный Феодор, увидав торжественную обстановку дома и роскошной стол, пришёл в сильное смущение от одной мысли. Он сказал себе: «Если ты будешь есть эти кушанья, то Бог не дарует тебе благ будущей жизни». Крайне взволнованный этою мыслию, мальчик уходит в уединенное место, становится на колени и со слезами молится Спасителю.
«Я не хочу,—говорил он,—этой тленной пищи, которая ведет к гибели; но я желаю Тебя Единого с теми благами, которые Ты назначил верным в другом мире». Он долго со слезами повторял эти слова. В это время мать ищет его по всему дому. Ожидали Феодора к столу и никто не начинал есть. Найдя его и заметивши на лице его слёзы, мать с нежною любовью говорит ему: «Ты плакал, сын мой! где ты был? мы тебя искали». Феодор ответил, что с ним ничего не случилось. Мать зовёт его обедать, прибавляя, что, если он не станет есть, то и никто не сядет за стол.
Феодор решительно отказался от вкушения праздничной пищи. Он еще некоторое время жил в доме родителей, предаваясь посту, молитве и плачу. От этих слёз у юного Феодора даже заболели глаза. Он в это время продолжал ходить в школу.
Но вот приходит конец этого года. Недалеко от селения, где жили родители Феодора, был один монастырь. Здесь каждой брат жил отдельно от других, в своей келлии. Феодор явился сюда и стал жить отшельником…. Пахомий в глубине души радовался этим слезам юноши, поощрял его стремление к приобретению истинного ведения. При встречах он не раз говорил Феодору: «Старайся приобрести истинное ведение».
Однажды ночью он призвал Феодора, когда ярко светила луна. От этого чудного неба с его светилами обращая мысль юноши к невидимому Творцу всяческих, авва Пахомий сказал Феодору: «Бойся Его во все дни твоей жизни; знай, что именно Он сотворил нас со всеми творениями, и что мы в Его руке. Когда ты будешь иметь страх Божий и думать, что Бот видит тебя в каждое мгновение, смотри, не согрешай против Него, и таким образом тебе будет послана от Него верная помощь. Воздавай Ему славу каждый день».
Обильные слёзы подтверждали искренность их беседы. Молитвою они закончили обмен мыслей о Боге и об угождении Ему».
Иоанн Психаит – 26 мая. «Святой отец наш Иоанн, с юных лет возлюбив Христа, по характеру своему стал подобен святым пророкам Илии и Иоанну. Оставив мир, он отправился в Психаитскую лавру».
Онуфрий Вел. – 12 июня. «Во дни своего детства я, как новоначальный, был наставляем там святыми отцами усердной вере и любви к Господу, а также поучался и уставам иноческого жития. Я слышал, как они беседовали о святом пророке Божием Илии, именно, что он, укрепляемый Богом, жил, постясь, в пустыне, слышал также и о святом Предтече Господни Иоанне, которому не был подобен никогда ни один человек, относительно его жизни в пустыне, до дня явления своего Израилю. Слышав всё это, я спросил святых отцов: «Что же: значит, те, кто подвизаются в пустыне, больше вас в очах Божиих?»
Они же отвечали мне: «Да, чадо, они больше нас; ибо мы видим ежедневно друг друга, совершаем соборно церковное пение с радостью; если захотим есть, то имеем уже готовый хлеб, точно также, если захотим пить, имеем готовую воду; если случится кому-либо из нас заболеть, то таковый получает утешение от братии, ибо мы живём сообща, друг другу помогаем и служим ради любви Божией; живущие же в пустыне лишены всего этого.
Если с кем-либо из пустынножителей случится какая-либо неприятность, кто его утешит? в болезни кто ему поможет и послужит? если на него нападёт сила сатанинская, где он найдёт человека, который ободрит его ум и преподаст ему наставление, так как он один? если не будет у него пищи, где он достанет ее без труда; точно также, если и возжаждет, то не найдёт воды поблизости. Там, чадо, несравненно больший труд, нежели у нас, живущих сообща; предпринимающие пустынную жизнь, начинают служить Богу с большим усердием, налагают на себя более строгий пост, подвергают себя голоду, жажде, зною полуденному; великодушно претерпевают холод ночной, крепко сопротивляются козням, наносимым невидимым врагом, всячески стараются победить его, с усердием стараются пройти тесный и прискорбный путь, ведущий в Царствие небесное.
По этой причине Бог посылает к ним святых Ангелов, которые приносят им пищу, изводят воду из камня и укрепляют их настолько, что относительно них сбываются слова пророка Исаии, говорящего: Исаия 40:31 – «а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут, пойдут — и не утомятся». Если же кто из них и не сподобляется лицезрения ангельского, то во всяком случае не лишается невидимого присутствия Ангелов Божиих, которые охраняют такового»
Анин – 18 марта. «Когда преподобному исполнилось пятнадцать лет, родители его умерли. Вскоре после этого святой решил оставить суетное мирское житие, для чего и поселился в одном из монастырей, где принял пострижение в монашество.
Ревнуя о безмолвном подвижническом житии, святой Анин вскоре оставил монастырь и ушел в одну далекую пустыню».
Сергий Радон. - 25 сент. «Зная, что воздержанием лучше всего побеждаются страсти, юный отрок наложил на себя строгий пост: по средам и пятницам он ничего не вкушал, а в прочие дни питался только хлебом и водою. Так возненавидел он свою плоть, чтобы спасти свою душу.
…Варфоломей, коему было тогда около 15 лет от роду, также последовал за своими родителями в Радонеж. Братья его к тому времени уже женились. Когда юноше исполнилось 20 лет, он стал просить своих родителей, чтобы они благословили его постричься в иноки: уже давно стремился он посвятить себя Господу. Хотя родители его и ставили выше всего иноческую жизнь, однако просили сына подождать некоторое время. «Чадо, – говорили они ему, – ты знаешь, что мы стары; уже недалёк конец жизни нашей, и нет кроме тебя никого, кто бы послужил нам на старости; потерпи еще немного времени, предай нас погребению, и тогда уже никто не возбранит тебе исполнить своё заветное желание».
Варфоломей, как покорный и любящий сын, повиновался воле своих родителей и усердно старался успокоить их старость, чтобы заслужить их молитвы и благословения. Незадолго до кончины Кирилл и Мария приняли иночество в Покровском-Хотьковом монастыре, отстоявшем верстах в трех от Радонежа. Сюда также пришёл овдовевший около того времени старший брат Варфоломея – Стефан и вступил в число иноков. Немного спустя родители святого юноши, один вскоре после другого, с миром преставились ко Господу и были погребены в сем монастыре».
Солнце скрылось; дымятся долины;
Медленно сходят к ночлегу стада;
Чуть шевелятся лесные вершины,
Чуть шевелится вода. Ветер приносит прохладу ночную;
Тихою славой горят небеса…
Братья, оставим работу денную,
В песни сольём голоса…
Ночь на востоке с вечерней звездою;
Тихо сияет струей золотою
Западный край.
Господи, путь наш меж камней и терний,
Путь наш во мраке… Ты, Свет Невечерний,
Нас осияй!
В мгле полунощной, в полуденном зное,
В скорби и радости, в сладком покое,
В тяжкой борьбе –
Всюду сияние Солнца святого,
Божия мудрость и сила и слово,
Слава тебе!
А.С. Хомяков, 1853