Вопрос 2058: Всегда считалось за благо, если в семье кто-то обрекал себя на служение Богу в монашестве. Это был ходатай за всё родство. И этих ушедших любили и хвалились ими. Разве это не от Бога – спастись наверняка?
Ответ: Просто досточудно, как мудро всё у монахов устроено. Ушёл, возвысился в послушании, в иноческих подвигах, отрёкся от мира и победил плоть и воюющий в теле грех. Ни разу ни Христос, ни Апостолы не поведали нам сию монашескую тайну, что Бог больше любит и лучше слышит того, кто живёт в горах или за монастырской стеной. И что кто этого молельщика будет кормить, этот труженик менее угоден-де Богу, и что его, селянина, меньше слышит Бог, чем его подопечного. Во множестве житий говорится, что кто-то кормил постоянно этих затворников и отшельников, приносил им пропитание, подвозил тёплые хлебы, масло, вино. Но имён этих благодетелей почему-то житописатели не сохранили в истории. Почему? Выходит, принимали из рук своих кормильцев подношения, как должное, что весь мир обязан их кормить? Но Бог слышит каждого.
Иоан.6:37 – «приходящего ко Мне не изгоню вон». Ис.65:24 – «И будет, прежде нежели они воззовут, Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услышу
».
То говорят, что пророку Илии монахи подражают, то мощам Елисея, и, притом, ничего из прока Илии и нет - всё выдумка нынешняя. И новое это дело в четвёртом веке заполонило сознание желающих спастись наверняка. Но это совершенно новый путь, совершенно не Евангельский, а по Павлу Фивейскому, по Антонию пустыннолюбителю – назови, как хочешь. Но это есть противление указанию Бога идти в мир и благовествовать о Его любви. Нужно же подражать Апостолу Павлу, а не Антонию.
Мрк.16:15 – «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари».
Словосочетание «проповедуйте Евангелие» в Новом Завете встречается 15 раз. А «уходите в пустыню», «бегите от мира» - ни разу. И невозрожденное существо хватается за выдумки человеческие, а Божие -пренебрегает. И это всё так всосалось в кровь и у сегодняшних, живущих в миру монахов-монахинь-инокинь, которые монашества и не нюхали. Они готовы тебя живьём похоронить, чтобы только ты не говорил никому, что они и есть самые первые нарушители Священного Писания со своим целомудрием.
1Цар.15:23 – «ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя».
Что пользы называться девами, а остаться за дверьми послушания?
Матф.25:11 – «после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас».
Антоний Вел. – 17 янв. «В то время в недальнем расстоянии от селение Антония проживал один старец, который с молодых лет предавался в уединении иноческим подвигам. Повидавшись с ним и получив для души пользу от этого, Антоний начал подражать ему и также искать уединение в различных местах по близости от своего селения. Если и после этого ему доводилось слышать о каком-либо отшельнике, он, подобно благоразум¬ной пчеле, отправлялся искать его и не возвращался назад, пока не находил отыскиваемого и чрез свидание и беседу с ним не извлекал, подобно тому, как пчела извлекает мёд, — некоторой пользы для себя…
Чтение Священного Писания он выслушивал с таким глубоким вниманием, что не забывал из читаемого решительно ничего и, при строгом соблюдении всех заповедей Господних, память стала заменять ему самые священные книги…. Он думал и о том ещё, что каждый подвижник должен подражать великому Илии и, имея перед собой его образ, из¬учать по нему, — как перед зеркалом, — свою жизнь. Поэтому он отправился к находившимся недалеко от селения гробницам, упросив прежде одного из знакомых, чтобы он приносил ему в известные дни пищу.
Тот запер его в одной из таких гробниц и там, в уединении, блаженный предавался безмолвию… После этого Антоний пошёл к вышеупомянутому старцу, у которого он искал руководства в самом начале, и стал упрашивать его пойти и поселиться вместе с ним в пустыне в каком-либо малодоступном месте. Когда старец отказался — и по причине старости, и по причине новизны такого образа подвижничества, Антоний бесстрашно отправился один в далекий путь к неизвестной среди монахов горе в пустыне…
До преп. Антония Великого и его современника, преп. Павла Фивейского, среди христиан, совсем был неизвестен такой вид подвижничества — отшельничество».
Арсений Керкирский – 19 янв. «С юности он посвятил себя на служение Богу и принял иноческое постриже¬ние».
Перенесение мощей Алексия митр. – 20 мая. «На том же основании между этими двумя храмами был выстроен новый храм во имя святого Апостола Андрея Первозванного для иноков обители, чтобы они всегда и особенно в зимнее время могли слушать различные церковные службы отдельно от сторонних посетителей монастырских храмов. Кроме сего на западной стороне всех этих зданий была устроена другая трапеза для принятия иноками пищи, чтобы они во всем были отделены от приходящих в обитель - суетных мирских людей, думали об одном только Боге и заботились о своем спасении, ревностно упражняясь в молитве, посте и рукоделии, так как в этом и заключается вся жизнь иноческая.
Для этого же были устроены и разные входы в храм со вне обители, для мужчин — особый вход в храм святого Алексия, а для женщин — также особый в храм Благовещения Пресвятой Богородицы, чтобы приходящие к многоцелебным мощам святителя входили в эти храмы со вне монастыря и стояли в них, не смешиваясь, каждый пол в особом храме, мужчины отдельно и женщины отдельно. Для иноков же, живших в этой обители, были устроены в эти храмы и трапезы другие входы извнутри монастыря. Это — для того, чтобы иноки могли проводить безмолвную, чуждую суеты, жизнь, а также для того, чтобы по преданию святых отцов и по уставу обители иметь монастырские ворота всегда закрытыми и этим воспрепятствовать мирянам безвременно входить в обитель, а инокам во всякое время выходить из неё».
Евфимий Нов. – 15 окт. «Так как Феостирикт, не перенося тяготы и злострадания строгой безмолвной жизни, возвратился на Олимп, то святой Евфимий на подвижническом своем поприще соединился с некиим, еще до него подвизавшимся на Афоне, иноком Иосифом. Но вскоре младший оказался учителем старшего.
«Брат! так как мы, будучи в чести, по словам Давида, преступлением заповедей уподобились несмысленным скотам и лишились своего благородства, то сочтем самих себя за скотов и в течение сорока дней будем питаться одною травою, поникши к земле как животные. Может быть, очистившись чрез сие, мы опять получим свою по образу Божию и по подобию красоту».
Вот, что услышал от Евфимия Иосиф.
Иосиф согласился с этим предложением, и оба они провели сорок дней, терпя жажду, холод, голод и жар. Едва была пройдена сия новая ступень лествицы христианских добродетелей, как святой Евфимий снова предложил своему сподвижнику следующее: «Оставим теперь, добрый Иосиф, злострадание жития беспокровного, – заключимся в какой-нибудь пещере и будем оставаться в ней неведомыми от всех других, находящихся здесь иноков; положим самим себе в закон, – как бы он нисшел к нам от Бога, – чтобы ни тот, ни другой из нас не выходил из пещеры прежде окончания трёх лет. Если же кто из нас в течение сих трех лет умрёт, то будет воистину блажен, как человек до конца жизни сохранивший размышление о смерти, и гробом для него да будет сия самая пещера. А когда, по изволению Божию, оба мы пребудем живы, – умрут, по крайней мере, насколько сие возможно, наши страсти и плотские пожелания, и мы изменимся к лучшему.
Иосиф принял и сие предложение. Подвижники нашли для себя пещеру, заключились в ней и едва-едва поддерживали свое существование скудною растительною пищею, состоявшею из росших близ пещеры желудей и каштанов. Вся жизнь их была исполнена величайших подвигов, каковы были: всенощные стояния, непрерывный пост, постоянные коленопреклонения, спанье на голой земле, провождение времени в пещере без возжжения огня. Строго сохраняя между собою молчание, они если и нарушали его иногда, то разве только беседами о молитве и других душеполезных предметах.
Через год у подвижников не было даже и ветхого рубища, которое могло бы защитить их от множества разного рода насекомых, причинявших нестерпимое беспокойство их телу. Это были, в полном смысле слова, мученики без гонений. Однако сподвижнику Евфимия чрез год оказалось не по силам нести далее добровольно принятый им на себя крест страданий. Ослабев силами, он оставил Евфимия. Это был уже второй инок, которому оказалось не по силам соревновать подвигам Евфимия. Но сам Евфимий после сего лишь усилил свои подвиги».
Кассиан – 29 февр. «Желая получить от других святых отцов большую пользу для себя, он вышел из своего места, где соблюдал пол¬ное безмолвие, и посетил все монастыри в Египте, Фиваиде, на Нитрийской горе, в Азии, в Понте и Каппадокии. Озна¬комившись, благодаря путешествию, с житиями многих великих отцов и изучив различные образы иноческих подвигов, святой Кассиан основал два монастыря в Массилии, мужской и женский».
Стихи… Они не популярны,
Их авторы не могут их продать.
Годами сиротливо на прилавках
Обречены пылиться, коротать. К стихам относятся всегда полусерьёзно,
В них допускают что-то ради рифмы.
Сравненье вычурное вредною занозой
В полубезумии бросается на рифы.
Сам автор мучается глупостью видений,
Заумностью, меняя ударенья…
Но есть стихи для музыки и пенья,
Как для слепого омовенье бренья.
Кичится виршами, себя зовёт поэтом,
Дрожащим голосом читает чепуху;
Смысл речи завихряют рифмоплёты,
Венцы плетут разврату и греху... Еккл.5:5
Но есть стихи... Из них сияют главы Ис.8:20
Библейских книг, Священного Писанья. 2Кор.4:2
Не женской красоте поётся слава - Неем.13:26
Гимн воскресения звучит под небесами. 1Кор.15:4
Переложенье прозы на стихи Неем.8:8
Событий, поучений Книги книг; Ис.51:16
Вливают новое в Библейские мехи, Матф.9:17
Своё виденье отражают в них. Иер.23:28
Тем более на них не будет спроса,
Таких стихов не сыщешь в магазинах.
Кто до псалмов Давидовых дорос бы -
Стихи найдёт и в мусорной корзине.
Кто любит Библию, стараясь наизусть
Стихи библейские запомнить и понять?
Проповедь в стихах для них послужит пусть
Кормящей нянькой, нежною как мать.
Старался я, подыскивал сравненья,
Пытался разъяснить: что, почему?
Писал с молитвой, часто на коленях
О церкви, о свободе, про тюрьму.
9.8.03. ИгЛа