Оглашение обязательно
|
|
Игнатий_Лапкин_(ИгЛа) | Дата: Понедельник, 03.05.2010, 15:45 | Сообщение # 1 |
Супер главный
Группа: Главный Администратор
Вера: Православный христианин
Страна: Российская Федерация
Регион: Алтайский
Город: Барнаул
Сообщений: 7670
Награды: 32
Репутация: 30
Статус: Offline
| Вопрос 1855: Сейчас так доступно и легко стало называться православным. Всегда ли так было или всё же были какие-то испытательные сроки?
Ответ: В «Житиях», как правило, обращались многие через чудеса, и тут же крестились. Но потом ввели определенные сроки оглашения от 3-5 лет. И это было оправдано, ибо надо было узнать, куда ты пришел, во что и в Кого уверовал. Шла проверка и Савла. Деян.9:26-27 – «Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик. Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедывал во имя Иисуса».
Двадцать тыс. мучеников – 28 дек. «Оглашением называлось предварительное испытание готовившихся к принятью св. крещения и обучение их истинам веры. Оно длилось от 40 дней до 3 лет, иногда же, по обстоятельствам, сокращалось до нескольких дней. У христиан первых веков был обычай причащаться ежедневно св. Таин; но так как не было возможности служить литургию ежедневно, то св. Тайны выдавались верующим на дом».
Маркел – 7 июня. «Оглашение – изустное наставление в истинах веры православной, преподававшееся в древней Церкви всем, желавшим приступить к таинству крещения. Имея право входа в храм для слушания Священного Писания и поучений и даже присутствовать при первой и второй частях литургии (проскомидии и «литургии оглашенных»), оглашенные пред наступлением третьей, самой важной части литургии («литургии верных»), должны были немедленно выходить из храма, о чем и оповещалось диаконом возгласом, и доселе сохранившемся в православной Церкви при совершении литургии.
Срок оглашения был не одинаков; многие пребывали оглашаемыми в продолжении всей жизни. В случае необходимости срок оглашения сокращался до нескольких дней или даже нескольких часов (как, например, в данном случае). – Церковный обряд оглашения и доселе совершается в православной Церкви; он состоит в прочтении молитв над приступающим ко крещению и произнесении заклинания на диавола; при этом приступающий ко крещению отрекается сатаны, сочетавается Христу и исповедует свою веру чтением Символа веры (это делается при крещении младенцев восприемниками)».
Петра увидев пред Собою Средь галилейских рыбарей, Христос сказал: «Иди за Мною – Отныне будь ловцом людей».
И Петр с покорностью смиренья Приял Спасителя веленье И, полон рвением святым, Оставив всё, пошёл за Ним... Л. Граве
Пс.118:113 – «Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю». Более подробную информацию вы можете получить ЗДЕСЬ http://www.kistine1.narod.ru
|
|
| |
Иулия | Дата: Вторник, 01.11.2011, 18:33 | Сообщение # 2 |
Супер главный
Группа: Администратор
Вера: православная христианка
Страна: Российская Федерация
Сообщений: 2023
Награды: 14
Репутация: 64
Статус: Offline
| Оглашенные, войдите! На приходах вводят практику обязательной подготовки к крещению
Когда ставишь свечку, положено загадывать желание? Какие из икон лечат от пьянства? «Крещеная, но непросвещенная Русь» через двадцать лет после падения безбожной власти лечится акафистами, заваривает земельку в чай и «чистит ауру» в святых источниках. Положить предел религиозной безграмотности должна катехизация — своеобразный «богословский ликбез» перед крещением. Как выглядит такой ликбез, выяснял корреспондент «НС».
Шестьдесят к семидесяти
По меткому народному выражению, Россия — страна крещеных атеистов. Если верить социологам, православными себя считают почти 70 процентов россиян, в Бога верят — около 60. Людей, знакомых с вероучением Церкви, и того меньше, даже среди «посещающих храм не реже чем раз в год». В конце восьмидесятых миллионы постсоветских граждан обратились к Православию. На фоне крушения сверхдержавы Церковь многим казалась единственным оплотом стабильности и традиции, уникальным гарантом моральных ценностей в эпоху «первоначального накопления капитала». Приходские священники, заставшие те времена, без труда вспомнят религиозный бум, охвативший страну. Люди крестились массово: за компанию, на всякий случай, иногда целыми бригадами, семьями, отделами — агностики, хиппи, теософы, вчерашние комсомольские вожаки и работницы образования. Разбираться в тонкостях догматики, а зачастую и в элементарных основах вероучения не было времени. Теперь, когда социологические опросы дают количество воцерковленных христиан ниже десяти процентов от числа номинальных, несложно ответить на вопрос, куда делись те миллионы неофитов. Евангельское семя пало на камень и погибло под первыми лучами солнца. Интерес к Православию сменился сдержанным недоверием к «попам на мерседесах», а тяга к духовности уступила место гадалкам, экстрасенсам и популярной психологии. «Прошло то время, когда мы, радуясь самому желанию человека принять Святое Крещение, откликались на него незамедлительно, недопустима практика совершения Таинства Крещения над людьми, к нему не подготовленными», — с такими словами на декабрьском Епархиальном собрании Патриарх Кирилл, как правящий архиерей столичной епархии, обратился к Собору московского духовенства. Подготовка к Святому Крещению — катехизация или оглашение — должна стать нормой приходской жизни всех без исключения московских храмов, убежден Патриарх.
Как подружиться с Богом?
Институт катехизации появился в древней Церкви. Тогда люди, желавшие принять крещение, проходили ряд подготовительных бесед, на которых заранее знакомились с церковным вероучением и основами духовной жизни. Крещение язычников, прошедших обучение, совершалось, как правило, в крещенский сочельник или в Великую субботу, накануне Пасхи. Креститься на Пасху можно и сейчас. Например, в московском храме в честь иконы «Живоносный Источник», что в Царицынском парке. Для этого в течение Великого поста нужно пройти хотя бы одну катехизаторскую беседу. Как и во многих храмах города, здесь теперь крестят взрослых только после оглашения. Царицынский храм — один из немногих, где такая практика совершается уже не первый год. «Мы проводим беседы перед крещением уже где-то семнадцать лет. Я сам крестился не сразу — ходил около полугода, присматривался. А когда стал священником, стал вести катехизаторские встречи, — рассказывает клирик храма протоиерей Алексий Потокин. — Без беседы мы не крестим, и за все это время я затрудняюсь вспомнить случай, чтобы кто-то из желающих принять крещение был недоволен нашими порядками. Есть такие, кому беседы не нужны, они много читали и сами знают больше меня — таких мы “диагностируем” и допускаем к таинству без катехизации. Но большинство все-таки обязано посетить хотя бы одну встречу». Огласительные беседы проводятся каждую субботу в три часа дня. В правом нефе храма полукругом стоит несколько лавок, на них восемь человек слушают отца Алексия, задают вопросы. — Жена сказала, чтобы я крестился, — крупный армянин вопросительно смотрит на священника. — А вы Евангелие читали? Нет? Совсем? — отец Алексий советует начать читать Евангелие. — А если возникнут вопросы, приходите ко мне, и мы с вами поговорим. — А что, после крещения почитать нельзя? Батюшка вздыхает: — Ну а с женой со своей вы познакомились до свадьбы или уже после? — Как это? — растерянно бормочет армянин, но шутку он понял и виновато расплывается в улыбке: — Нэт, с женой познакомился до. Огласительные беседы в Царицынском храме проходят в свободной манере, в них обсуждается главное: кто такой Христос, что такое исповедь, зачем мы молимся. «Если я хочу быть вашим другом, я стараюсь соблюдать ваши “заповеди”, то есть я стараюсь не обижать вас, я знаю, что вам нравится, а что нет. Так и с Богом: если мы хотим быть Его друзьями, мы соблюдаем Его заповеди, потому что мы Его любим и потому что Он любит нас. Если мы преступаем эти заповеди, но раскаиваемся, Бог нас прощает, так же как и мы прощаем наших друзей, когда они нас расстраивают, но просят прощения, — отец Алексий подробно останавливается на этой метафоре, она у него любимая. — Достаточно ли просто креститься, чтобы стать христианином? А достаточно ли один раз сказать “люблю”, чтобы стать мужем? Нет, нужно каждый день об этом говорить жене, и не потому, что она может забыть, а для того, чтобы не забыть самому. Каждая исповедь — в каком-то смысле новое крещение. Это восстановление наших отношений с Богом, прерванных грехом». «Про ипостаси, общение природ и обожение они узнают после, — методика отца Алексия проверена годами. — Мы не можем оглашаемых познакомить со всем православным богословием сразу, да мы и не ставим такой цели. Философское мышление, богословские формулировки нужны далеко не всем, во всяком случае на первых порах. Поначалу гораздо важнее, чтобы крещаемый осознал главное: зачем он крестится, что такое Церковь?» Несколько лет назад при храме работали курсы для крестных родителей. Каждый, кто готовился стать крестным отцом или матерью, обязан был прослушать цикл бесед. Но слушатели быстро разбежались. «Ведущий на этих курсах, слишком много требовал, — объясняет отец Алексий. — Во всем нужно знать меру».
Радзивилловская (Кенигсбергская) летопись — древнерусский летописный свод. XV век. Беседа княгини Ольги с византийским императором Константином VII Порфирогенетом (Багрянородным) и крещение ее византийским Патриархом. Нестор Летописец сообщает, что по совершении обряда патриарх наставил княгиню в истинах веры, церковном уставе и молитвенном правиле, изъяснил заповеди о посте, целомудрии и милостыне
Символ по частям
В храме Космы и Дамиана на Маросейке огласительные беседы появились только этой осенью. Уже около полугода Светлана Орлова на общественных началах здесь работает катехизатором. «Обязательные беседы предназначены только для взрослых, а взрослых за год крестится не так уж и много, — рассказывает Светлана. — Первые наши группы были очень малочисленными, от одного человека до пяти. Поэтому мы решили объединить огласительные беседы для готовящихся к крещению с катехизаторскими беседами для прихожан. Сейчас на курсах обучаются 14 человек, из них некрещеный только один». На Маросейке катехизаторские беседы устроены иначе, чем в Царицыне. Во-первых, их проводят не священнослужители, а компетентные миряне. Светлана, к примеру, несколько лет назад окончила четырехлетние курсы церковных катехизаторов при Духовной академии в Сергиевом Посаде. Училась «для себя», но вот знания пригодились. Темами для катехизаторских бесед становятся в первую очередь не «духовные», а «теоретические» богословские вопросы. «Мы не даем духовных советов, это прерогатива священника, который будет напутствовать человека у купели, — говорит Светлана Орлова. — За основу курса мы взяли Символ веры. Изъясняем каждый член по отдельности, рассматриваем его евангельскую, богословскую, историческую перспективу. Советуем, какую литературу можно почитать». Всего цикл катехизических бесед состоит из восьми занятий. Первый час — лекция, потом чай и ответы на вопросы. Пособия классические: катехизисы митрополита Филарета (Дроздова), протоиерея Михаила Помазанского, библейские толкования епископа Аверкия (Таушева) и Новый Завет.
Есть недовольные
Практика катехизации перед крещением возрождается не только в Москве. Саратовская епархия в лице своего предстоятеля епископа Лонгина (Корчагина) может дать фору столичным приходам. На последних «Рождественских чтениях» — крупнейшем православном образовательном форуме — владыка предложил доклад, суммировавший местный опыт за последние несколько лет. В прошлом году Епархиальным советом Саратовской епархии было принято решение ввести во всех благочиниях штатную должность помощника по катехизации, а в городских храмах — штатного катехизатора. Пасха 2010 года стала первой, когда по древнему обычаю накануне праздничной литургии группа мирян, пройдя положенный курс катехизации, за уставным архиерейским богослужением приняла крещение. Из двадцати человек, пришедших на первое занятие, только двое решили отложить свое крещение. Обязательная подготовка к таинствам на всех приходах епархии была введена с лета. «Бывают ли случаи, когда человек не желает проходить катехизацию и ищет храм, где ему не будут предъявлять никаких условий?» —«Бывают. Однако здесь многое зависит от людей, которые встречают в храме желающего креститься, — момент “отказов” владыка особо подчеркнул в своем докладе. — И в Патриархию, и к нам в епархию поступило несколько жалоб, связанных с новой практикой... Может быть, надо честно ответить для себя на такие вопросы: ставим ли мы своей целью, по образцу старообрядцев, полностью прекратить совершение таинств над людьми, пока еще невоцерковленными или относящимися к вере неглубоко? Наверное, нет. Поэтому надо стараться подходить к этой работе взвешенно и не допускать конфликтных ситуаций. Не возлагать на людей “неудобоносимые бремена”, иначе они будут ходить из одного храма в другой в поисках более легких, удобных путей». В целом количество людей, желающих креститься, после введения обязательного оглашения несколько сократилось. Это признает и Синодальный отдел катехизации и религиозного образования, под эгидой которого практика оглашения внедряется на приходах. «Подробной статистики не существует, но в некоторых епархиях, особенно там, где были введены очень строгие правила, зафиксировано снижение количества крещений», — рассказывает Денис Туголуков, и. о. заведующего сектором катехизации Синодального отдела. Пакет рекомендаций для катехизаторов, разработанный отделом, еще не утвержден на общецерковном уровне, но его черновой вариант доступен в интернете, на сайте отдела. Этот проект предусматривает только минимум — две огласительные беседы и беседа непосредственно перед крещением. Максимум отдел оставляет на усмотрение епархий. «Каждая епархия вправе установить свой объем. В Екатеринбургской проводят двенадцать огласительных бесед, в Абаканской — восемь, — объясняет Денис. — Мы не настаиваем на слишком длинных курсах. Цель оглашения — не сообщить человеку всю полноту богословских знаний, а заложить их основы. Человек для начала должен понять свои мотивы: почему он собирается креститься? Важно объяснить ему ключевые вопросы вероучения. А для углубления знаний нужно развивать другие образовательные программы: воскресные школы для взрослых, библейские кружки, епархиальные курсы».
Дмитрий РЕБРОВ
Слово Твое - светильник ноге моей и свет стезе моей. Пс.118:105
Более подробную информацию вы можете получить ЗДЕСЬ http://www.kistine1.narod.ru
|
|
| |
Иулия | Дата: Пятница, 04.11.2011, 00:01 | Сообщение # 3 |
Супер главный
Группа: Администратор
Вера: православная христианка
Страна: Российская Федерация
Сообщений: 2023
Награды: 14
Репутация: 64
Статус: Offline
| Проект документа «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» 2 ноября 2011 г. 11:20
С февраля по сентябрь 2011 года Синодальный отдел религиозного образования и катехизации во взаимодействии с комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной миссии разработал проект «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви».
В октябре 2011 года члены редакционной комиссии Межсоборного присутствия рассмотрели этот документ, который, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, публикуется с целью проведения общественной дискуссии. На официальном сайте Межсоборного присутствия, портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия всем желающие могут оставлять свои комментарии.
***
Христианская вера основана на Божественном Откровении, носителями и провозвестниками которого являются пророки и апостолы. На протяжении всей истории человечества Бог многократно и многообразно (Евр. 1:1) обращается к людям со Своим Словом, чтобы привести их к познанию истины и наставить на путь спасения.
Одно из наиболее часто встречающихся в Евангелии обращений ко Христу Спасителю, явившему нам полноту Божественного Откровения — Учитель. Он возвещал приближение Царства Божьего и учил народ как словами, так и делами, подавая личный пример послушания Небесному Отцу и жертвенного служения людям.
Своим ученикам и апостолам Спаситель заповедал продолжать Его учительное служение: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам (Мф. 28:19-20). Принявшие Крещение в день Пятидесятницы члены иерусалимской церкви постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах(Деян. 2:42). Научение в вере органически связано с общинной, литургической и молитвенной жизнью Церкви, раскрывая ее смысл и исполняясь в ней.
В центре этого научения — Слово Божие, которое живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого (Евр. 4:12). А потому, как свидетельствует апостол Павел, и слово моё, и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией (1 Кор. 2:4-5). Церковное учительство принципиально шире и глубже интеллектуального процесса передачи и усвоения знаний и информации. Средоточием и смыслом церковного просвещения является благодатное преображение всего естества человека в общении с Богом и Его Церковью.
Практика духовного назидания, восходящая к апостольскому времени, отражена в канонических постановлениях Вселенских и Поместных Соборов, а также в творениях святых отцов и древних христианских авторов, литургико-канонических памятниках и церковном богослужении: 46 правило Лаодикийского Собора постановляет: «Крещаемым должно изучати веру». 78 правило VI Вселенского Собора подтверждает это постановление и придаёт ему общецерковный характер: «Готовящимся ко Крещению надлежит обучатися вере». 47 правило Лаодикийского Собора говорит о необходимости катехизации тех, кто не был научен вере до Крещения: «В болезни приявшим Крещение, и потом получившим здравие, подобает изучати веру и познавати, яко божественнаго дара сподобилися». 7 правило II Вселенского Собора предписывает также оглашать «присоединяющихся к Православию и части спасаемых из еретиков», определяя при этом и образ их оглашения: «и заставляем пребывати в церкви, и слушати Писания, и тогда уже крещаем их».
О том же говорил и святитель Василий Великий: «Вера и крещение — суть два способа спасения, между собою сродные и нераздельные. Ибо вера совершается крещением, а крещение основополагается верою» («О Святом Духе», глава 12).
Просветительское служение Церкви, основанное на учительстве, включает в себя катехизацию и религиозное образование.
Катехизация — это содействие уверовавшему в Бога человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви.
Религиозное образование — это наставление православного христианина в истинах веры и нравственных нормах христианства, приобщение его к Священному Писанию как Божественному Откровению, к литургической жизни Церкви, к святоотеческому молитвенному и аскетическому опыту.
Настоящий документ, основываясь на Священном Писании, постановлениях Вселенских и Поместных Соборов и святоотеческих подходах к оглашению, определяет основные направления, формы и содержание просветительского служения Русской Православной Церкви.
I. Организация просветительского служения Церкви
Просветительское служение в Русской Православной Церкви осуществляется на общецерковном, епархиальном, благочинническом и приходском уровнях.
I.1. Просветительская работа на общецерковном уровне
На общецерковном уровне катехизическую и религиозно-образовательную работу возглавляет Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви (далее Синодальный отдел). Синодальный отдел является координационным органом по отношению к аналогичным учреждениям, действующим в Самоуправляемых Церквах, Экзархатах, Митрополичьих округах и епархиях, и как таковой имеет право обращаться в пределах своей компетенции к епархиальным архиереям и руководителям других канонических подразделений, направлять им свои нормативные документы и запрашивать соответствующую информацию.
Синодальный отдел: вносит для рассмотрения Священноначалием проекты нормативных документов, регламентирующих образовательную и катехизическую деятельность Русской Православной Церкви; обращается к епархиальным архиереям и руководителям профильных структурных подразделений епархий, направляет им свои нормативные документы и методические материалы, запрашивает соответствующую информацию; осуществляет взаимодействие с другими Синодальными структурами по вопросам организации и координации образовательной и катехизической деятельности; контролирует функционирование системы подготовки кадров для ведения образовательной и катехизической деятельности; контролирует состояние образовательной и катехизической деятельности на общецерковном и епархиальном уровнях; осуществляет информационное сопровождение образовательной и катехизической деятельности; проводит экспертизу учебной, катехизической, научно-педагогической, методической литературы и аудио-видео материалов для использования в Русской Православной Церкви; организует и проводит образовательные конференции, чтения, конкурсы.
I.2. Просветительская работа на епархиальном уровне
Общее руководство епархиальными подразделениями, действующими в области катехизической и религиозно-образовательной деятельности, осуществляет правящий архиерей. Для организации соответствующей работы в епархии действует профильный епархиальный отдел (или профильный ответственный епархиальный сотрудник), который в своей работе руководствуется общецерковными нормативными документами, указаниями правящего архиерея, рекомендациями Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Зарплаты сотрудников, организационные расходы, программы и мероприятия профильного епархиального отдела оплачиваются из бюджета епархии и привлеченных средств.
Осуществляя организационную и методическую деятельность в области катехизации и религиозного образования, профильный епархиальный отдел (ответственный епархиальный сотрудник): определяет методологию и формы проведения огласительных бесед и бесед перед таинством Венчания; курирует работу действующих и инициирует создание новых духовно-просветительских центров, катехизических курсов, воскресных школ для детей и взрослых, координирует реализацию иных форм духовно-просветительской деятельности; курирует, координирует, контролирует деятельность православных образовательных учреждений (детских садов, общеобразовательных школ, гимназий, лицеев); проводит конференции, съезды, семинары образовательной и катехизической тематики; осуществляет методическую поддержку реализации всех форм и направлений образовательной и катехизической деятельности в епархии; взаимодействует с органами государственного управления, образовательными учреждениями, средствами массовой информации и общественностью в пределах сферы ответственности; проводит анализ отчетов по образованию и катехизации из благочиний и предоставляет утвержденный епархиальным архиереем сводный отчет в Синодальный отдел религиозного образования и катехизации; организует подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров для ведения образовательной и катехизической деятельности, а также проводит их аттестацию.
В соответствии с пунктом 18 Определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2-4 февраля 2011 года) «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», в епархиях может создаваться профильная коллегия. Коллегия, являясь совещательным органом, формируется и осуществляет свою деятельность в соответствии с типовым Положением, принимаемым Священным Синодом.
I.3. Просветительская работа на благочинническом уровне
На уровне благочиния общая организация, координация и контроль катехизической и религиозно-образовательной работы ведутся под руководством благочинного. Непосредственное осуществление этой работы должно быть возложено на штатного сотрудника, ответственного за катехизическую и образовательную работу в благочинии. Ответственный за катехизическую и образовательную работу в благочинии назначается на должность и освобождается от должности епархиальным архиереем по представлению благочинного, согласованному с председателем профильного отдела епархии. Ответственный за катехизическую и образовательную работу в благочинии зачисляется в штат одного из приходов благочиния с окладом согласно штатному расписанию. Ответственный за катехизическую и образовательную работу в благочинии подчиняется благочинному и согласовывает свою деятельность с председателем профильного епархиального отдела (профильным ответственным епархиальным сотрудником). Благочинный имеет попечение о привлечении средств для проведения профильных программ и мероприятий в благочинии.
Ответственный за катехизическую и образовательную работу в благочинии: осуществляет взаимодействие с епархиальным отделом, участвует в работе коллегии при нем, в благочиннических и епархиальных мероприятиях в области образования и катехизации; осуществляет регулярное взаимодействие с приходскими катехизаторами, директорами воскресных школ и координирует их деятельность; осуществляет регулярное взаимодействие с директорами православных образовательных учреждений, участвует в представлении их интересов перед государственными и муниципальными органами; помогает настоятелям приходов, в штат которых не входит приходской катехизатор, в организации и осуществлении катехизической деятельности по направлениям, указанным в п. I.4; организует мероприятия в области образования и катехизации в масштабе благочиния; проводит анализ приходских отчетов по катехизации и деятельности воскресных школ; составляет годовой план работы и годовой отчет о деятельности по соответствующей форме, согласовывает с профильным епархиальным отделом (ответственным епархиальным сотрудником) и утверждает у благочинного.
Помощник благочинного регулярно повышает квалификацию на епархиальных или общецерковных курсах повышения квалификации.
I.4. Просветительская работа на приходском уровне
На приходском уровне общая организация, координация и контроль катехизической и религиозно-образовательной работы находятся в компетенции настоятеля. Непосредственное осуществление этой работы должно быть возложено на штатного приходского катехизатора, в тех приходах, где есть возможность создать такую штатную единицу. Решение о возможности или невозможности принимает приходской совет во главе с настоятелем по согласованию с благочинным и профильным епархиальным отделом (ответственным епархиальным сотрудником).
Деятельность воскресной школы для детей по благословению настоятеля организует директор воскресной школы.
По благословению настоятеля прихода осуществлять катехизическую деятельность могут клирики прихода, студенты и выпускники духовных школ и профильных учебных заведений, а также миряне, получившие соответствующее образование и квалификацию катехизатора. При этом, деятельность мирян в области катехизации не должна подменять собой пастырское служение клирика и его духовное руководство.
Приходской катехизатор и директор воскресной школы назначаются на должность и освобождаются от должности настоятелем, зачисляются в штат прихода с окладом согласно штатному расписанию, подчиняются настоятелю и согласовывают свою деятельность с председателем профильного епархиального отдела (профильным ответственным епархиальным сотрудником) и с ответственным за катехизическую и религиозно-образовательную работу в благочинии.
Соответствующие программы и мероприятия прихода оплачиваются из средств прихода и привлеченных средств.
Приходской катехизатор организует и/или самостоятельно проводит: огласительные беседы со взрослыми, детьми сознательного возраста, а также с родителями и восприемниками малолетних детей, дифференцированно выбирая содержание и продолжительность курса оглашения; беседы с лицами, желающими вступить в брак; занятия в воскресной школе для взрослых с целью расширения знаний прихожан и сотрудников прихода по основам православного вероучения; библейские (евангельские) беседы, беседы по вопросам богослужения; работу службы приходского консультирования по основам православного вероучения, церковной жизни, православной этики и правилам поведения в храме; духовно-просветительскую работу во время паломнических поездок, организованных приходом; разработку и распространение катехизических листков к православным праздникам, воскресным дням, дням поминовения усопших, историческим храмовым датам.
Приходской катехизатор: осуществляет регулярное взаимодействие с помощником благочинного по катехизации и профильным епархиальным отделом (ответственным епархиальным сотрудником); по благословению настоятеля участвует в благочиннических и епархиальных мероприятиях катехизической направленности; составляет годовой план работы и годовой отчет о деятельности, утверждает их у настоятеля и предоставляет помощнику благочинного по катехизации; регулярно повышает квалификацию, в частности на епархиальных курсах повышения квалификации.
II. Направления, формы и содержание просветительского служения Церкви
II.1. Оглашение
Оглашение должны проходить все взрослые и дети старше 12 лет, желающие принять таинство Крещения. Недопустимо совершения таинства Крещения над людьми, не желающими готовиться к участию в таинстве.
Необходимыми условиями для совершения таинства Крещения являются православная вера (Мк. 16:16) и покаяние (Деян. 2:38) желающих креститься.
Вера оглашаемых должна выражаться в исповедании ими Иисуса Христа истинным Богом и Спасителем, в твёрдом намерении жить согласно учению Церкви и Слова Божьего, в исповедании Символа веры. Таинство Крещения не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины православной веры и христианской нравственности. К участию в таинстве Крещения не могут быть допущены люди, желающие креститься по суеверным причинам.
В таком случае рекомендуется отложить совершение таинства Крещения до времени осознания человеком подлинного смысла этого таинства.
Конечной целью оглашения является воцерковление — вхождение новопросвещенного в Церковь как тело Христово (1 Кор. 12:27) и народ святой (1 Пет. 2:9).
В каждом конкретном случае продолжительность и объем оглашения должны определяться священнослужителем или мирянином-катехизатором с любовью и рассудительностью.
Оглашение должно, по возможности, включать в себя изучение Символы веры, избранных мест Священного Писания, основ христианской нравственности, включая представление о грехах и добродетелях, введение в литургическую жизнь Церкви.
При отсутствии возможностей или условий для продолжительного оглашения должны соблюдаться следующие требования обязательного минимального оглашения: Необходимо провести не менее двух огласительных бесед об основных понятиях христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни. На первой беседе особое внимание должно быть уделено выяснению мотивов обращения человека к Церкви с просьбой о Крещении, помощи ему в осознании христианского смысла таинства, ответам на вопросы и первоначальному наставлению в вере. На второй беседе оглашаемым должно быть преподано общее наставление в христианской вере и жизни посредством толкования Символа веры и основных библейских заповедей. Катехизатор должен акцентировать внимание оглашаемого на необходимости изменить свою жизнь в соответствии с Евангелием Христовым, а также удостовериться в правильности усвоения им основных истин православного вероучения о Боге, мире и человеке. После второй огласительной беседы либо непосредственно перед совершением таинства Крещения священник должен провести покаянно-исповедальную беседу, целью которой является осознание и исповедание крещаемым своих грехов и утверждение в благом намерении отказаться от них и начать новую жизнь в послушании Богу и Его Церкви.
В случае совершения Крещения над больными людьми или в условиях опасности для жизни оглашение должно быть совершено после Крещения при первой возможности.
При совершении таинства Крещения над младенцами и детьми до 12 лет необходимо помнить, что крещение детей совершается в Церкви по вере их родителей и восприемников. В этом случае минимальную огласительную подготовку должны пройти как родители, так и восприемники, кроме тех случаев, когда они регулярно участвуют в церковных таинствах. Огласительные беседы с родителями и восприемниками следует проводить заранее и отдельно от совершения таинства Крещения. Уместно призвать родителей и восприемников подготовиться к участию в Крещении их детей личным участием в таинствах Покаяния и Евхаристии.
Возвращению таинству Крещения его исконного места в литургической жизни Церкви способствует, в частности, торжественное совершение Крещения, полным погружением, накануне Пасхи, двунадесятых и великих праздников.
II.2. Духовное просвещение крещеных людей
Неотъемлемой частью жизни прихода должны стать систематические духовно-просветительские беседы и занятия, которые могут проводиться в форме воскресной школы или в иных формах. Более сложной и эффективной формой систематического духовного просвещения мирян являются богословские курсы, которые могут быть организованы на одном из крупных приходов и осуществлять свою деятельность в рамках города, благочиния или епархии.
В связи с этим одним из направлений развития катехизического служения на приходском, благочинническом и епархиальном уровне должно стать создание и обеспечение деятельности информационных ресурсов в интернет-пространстве, организация работы общедоступных библиотек и медиатек, издание и распространение духовно-просветительской литературы.
Необходимо расширять практику изучения на приходах Священного Писания в форме библейских бесед и кружков. Изучение и обсуждение Библии в небольших группах под руководством священнослужителя или катехизатора-мирянина должно помогать прихожанам глубже понимать Слово Божие и руководствоваться им в своей жизни, а также содействовать возрождению и развитию церковно-приходских общин. Следует также проводить для прихожан внебогослужебные беседы, посвященные изучению таинств и обрядов Православной Церкви.
В больших приходах рекомендуется создавать консультативные службы по вопросам православной веры и церковной жизни, привлекая для этого служения как клириков храма, так и духовно просвещенных мирян. Современный опыт церковно-приходской жизни свидетельствует об эффективности индивидуальных просветительских бесед с заходящими в храм невоцерковленными людьми. Особого попечения требуют люди, которые пришли в храм из-за случившегося горя. В храмах рекомендуется размещать стенды с духовно-просветительской информацией, издавать и распространять общедоступные миссионерские, катехизические и духовно-просветительские материалы.
Предметом особого пастырского попечения настоятелей приходов должно стать повышение уровня церковной грамотности сотрудников храма, а также забота об их духовно-нравственном совершенствовании. Рекомендуется организовывать для них соответствующие специфике их служения духовно-просветительские беседы, поощрять их к получению церковного образования, контролировать их отношение к прихожанам.
Одной из важных форм современной церковной жизни являются паломнические поездки. Настоятелям приходов, сотрудникам паломнических служб и ответственным мирянам следует помнить, что экскурсионно-паломническая деятельность имеет большой духовно-просветительский потенциал, который необходимо правильно использовать для проповеди Слова Божия и наставления паломников в православной вере.
Основной формой православного духовно-нравственного воспитания и катехизации детей и подростков являются церковно-приходские (воскресные) школы.
Деятельность церковно-приходских школ ориентирована на всестороннее воцерковление детей и юношества, на усвоение учащимися христианских нравственных норм и на активное включение их в церковную жизнь. Для достижения этой цели наряду с учебным процессом необходимо уделять значительное внимание организации внеучебной деятельности церковно-приходских школ: паломнических поездок, летних лагерей, участия в крестных ходах, подготовки рождественских и пасхальных спектаклей, хорового пения и художественного творчества, участия детей и подростков в социальном служении прихода.
Настоятель прихода должен иметь особое попечение о повышении уровня богословских и педагогических знаний преподавателей, воспитателей и руководителей церковно-приходских школ.
Современный кризис семьи и традиционных семейных ценностей побуждает Церковь уделять особое внимание подготовке верующих к таинству Брака и духовно-просветительской работе с семьей.
По причине невоцерковленности большинства вступающих в церковный брак представляется необходимым установить перед таинством Брака обязательные подготовительные беседы, во время которых священнослужитель или катехизатор-мирянин должен разъяснить вступающим в брак важность и ответственность предпринимаемого ими шага, раскрыть христианское понимание любви между мужчиной и женщиной, объяснить смысл и значение семейной жизни в свете Священного Писания и православного учения о спасении.
Церковное попечение о семье должно заключаться в подготовке молодежи к вступлению в брак и духовной поддержке семьи после ее создания.
Большое значение имеет размещение и распространение духовно-просветительской информации в родильных домах и женских консультациях, проведение катехизических бесед о христианском понимании любви и брака со старшеклассниками общеобразовательных школ и студентами средне-специальных и высших учебных заведений. Важным направлением развития духовно-просветительской деятельности Церкви является создание и организация работы различных форм православных консультаций по вопросам семьи и брака.
* * *
Православная Церковь обладает богатым и разнообразным опытом просветительской деятельности, основанной на Священном Писании и святоотеческой традиции. Современный мир, переживающий состояние духовно-нравственного кризиса, остро нуждается в живом христианском свидетельстве о Церкви, которая совершает разумное служение (Рим. 12:1)Богу и учит всякого человека поклоняться Ему в духе и истине (Ин. 4:24). Жизнь настойчиво требует актуализации накопленного в веках благодатного опыта просветительского служения и его творческого использования в наше время. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13:8), Он есть путь и истина и жизнь (Ин. 14:6) для людей всех времён, культур и народов. И сегодня, как прежде, Господь призывает Свою Церковь ревностно совершать служение слова (Деян. 6:4), чтобы помочь современному человеку найти путь к Богу, познать истину и обрести вечную жизнь в Царстве Божием.
Слово Твое - светильник ноге моей и свет стезе моей. Пс.118:105
Более подробную информацию вы можете получить ЗДЕСЬ http://www.kistine1.narod.ru
Сообщение отредактировал Иулия - Пятница, 04.11.2011, 00:03 |
|
| |
Иулия | Дата: Четверг, 29.12.2011, 19:04 | Сообщение # 4 |
Супер главный
Группа: Администратор
Вера: православная христианка
Страна: Российская Федерация
Сообщений: 2023
Награды: 14
Репутация: 64
Статус: Offline
| "РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА - НЕДЕЛЯ": "Как правильно креститься по новым правилам?"
Желающие приступить к обряду крещения скоро смогут это сделать только пройдя особую подготовку, называемую в церкви оглашением.
Об этом говорится в проекте документа "О религиозно-образовательном служении в русской православной церкви", недавно опубликованном Межсоборным присутствием Русской православной церкви.
Оглашение должны проходить все взрослые и дети старше 12 лет, желающие принять таинство Крещения. Недопустимо совершение таинства Крещения над людьми, не желающими готовиться к участию в таинстве.
В церкви должны проводиться:
1. Огласительные беседы со взрослыми, детьми сознательного возраста, а также с родителями и восприемниками малолетних детей, дифференцированно выбирая содержание и продолжительность курса оглашения;
2. Беседы с лицами, желающими вступить в брак; 3Занятия в Воскресной школе для взрослых с целью расширения знаний прихожан и сотрудников прихода по основам православного вероучения;
4. Библейские (евангельские) беседы, беседы по вопросам богослужения;
5. Работа службы приходского консультирования по основам православного вероучения, церковной жизни, православной этики и правилам поведения в храме;
6. Духовно-просветительская работа во время паломнических поездок, организованных приходом;
7. Разработка и распространение катехизических листков к православным праздникам, воскресным дням, дням поминовения усопших, историческим храмовым датам.
Необходимыми условиями для совершения таинства Крещения являются православная вера (Мк. 16:16) и покаяние (Деян. 2:38) желающих креститься.
Вера оглашаемых должна выражаться в исповедании ими Иисуса Христа истинным Богом и Спасителем, в твердом намерении жить согласно учению Церкви и Слова Божьего, в исповедании Символа веры. Таинство Крещения не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины православной веры и христианской нравственности. К участию в таинстве Крещения не могут быть допущены люди, желающие креститься по суеверным причинам. В таком случае рекомендуется отложить совершение таинства Крещения до времени осознания человеком подлинного смысла этого таинства.
Конечной целью оглашения является воцерковление - вхождение новопросвещенного в Церковь как тело Христово (1 Кор. 12:27) и народ святой (1 Пет. 2:9).
В каждом конкретном случае продолжительность и объем оглашения должны определяться священнослужителем или мирянином-катехизатором с любовью и рассудительностью.
Оглашение должно по возможности включать в себя изучение Символа веры, избранных мест Священного Писания, основ христианской нравственности, включая представление о грехах и добродетелях, введение в литургическую жизнь Церкви.
При отсутствии возможностей или условий для продолжительного оглашения должны соблюдаться следующие требования обязательного минимального оглашения: необходимо провести не менее двух огласительных бесед об основных понятиях христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни. На первой беседе особое внимание должно быть уделено выяснению мотивов обращения человека к Церкви с просьбой о Крещении, помощи ему в осознании христианского смысла таинства, ответам на вопросы и первоначальному наставлению в вере. На второй беседе оглашаемым должно быть преподано общее наставление в христианской вере и жизни посредством толкования Символа веры и основных библейских заповедей.
Катехизатор должен акцентировать внимание оглашаемого на необходимости изменить свою жизнь в соответствии с Евангелием, а также удостовериться в правильности усвоения им основных истин православного вероучения о Боге, мире и человеке.
После второй огласительной беседы либо непосредственно перед совершением таинства Крещения священник должен провести покаянно-исповедальную беседу, целью которой является осознание и исповедание крещаемым своих грехов и утверждение в благом намерении отказаться от них и начать новую жизнь в послушании Богу и Его Церкви.
В случае совершения Крещения над больными людьми или в условиях опасности для жизни оглашение должно быть совершено после Крещения при первой возможности.
Возвращению таинству Крещения его исконного места в литургической жизни Церкви способствует, в частности, торжественное совершение Крещения полным погружением накануне Пасхи, двунадесятых и великих праздников.
На крестины лучше взять с собой: крестик для крещаемого; документы; простыню или большое полотенце; крестильную рубашку для крещаемого. И главное: надо иметь особый настрой души на то, что происходит что-то важное.
Справка "РГ"
При совершении таинства Крещения над младенцами и детьми до 12 лет необходимо помнить, что крещение детей совершается в Церкви по вере их родителей и восприемников. В этом случае минимальную огласительную подготовку должны пройти как родители, так и восприемники, кроме тех случаев, когда они регулярно участвуют в церковных таинствах. Огласительные беседы с родителями и восприемниками следует проводить заранее и отдельно от совершения таинства Крещения. Уместно призвать родителей и восприемников подготовиться к участию в Крещении их детей личным участием в таинствах Покаяния и Евхаристии.
Мария ГОРОДОВА 29 декабря 2011 г.
Слово Твое - светильник ноге моей и свет стезе моей. Пс.118:105
Более подробную информацию вы можете получить ЗДЕСЬ http://www.kistine1.narod.ru
|
|
| |
Игнатий_Лапкин_(ИгЛа) | Дата: Суббота, 12.10.2013, 13:19 | Сообщение # 5 |
Супер главный
Группа: Главный Администратор
Вера: Православный христианин
Страна: Российская Федерация
Регион: Алтайский
Город: Барнаул
Сообщений: 7670
Награды: 32
Репутация: 30
Статус: Offline
| Беседа на улице. Потеряевка 16.09.2013 года – престольный праздник в честь священномученика Анфима Никомидийского (302 г). На торжество приехали 4 священника из Московской патриархии конечно же по благословению правящего ныне своего архиерея, еп. Сергий (Иванников).
Пс.118:113 – «Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю». Более подробную информацию вы можете получить ЗДЕСЬ http://www.kistine1.narod.ru
|
|
| |
Иулия | Дата: Четверг, 15.05.2014, 17:00 | Сообщение # 6 |
Супер главный
Группа: Администратор
Вера: православная христианка
Страна: Российская Федерация
Сообщений: 2023
Награды: 14
Репутация: 64
Статус: Offline
| Блаженный Августин, "Об обучении оглашаемых". Читает Игнатий Лапкин: http://yadi.sk/d/qYsYgTdSQHs6i
Слово Твое - светильник ноге моей и свет стезе моей. Пс.118:105
Более подробную информацию вы можете получить ЗДЕСЬ http://www.kistine1.narod.ru
|
|
| |