Вопрос 1964: Встречаются ли в «Житиях» случаи, когда Бог видением или громом выгонял людей, могущих проповедывать Евангелие из их норок, дабы данный им талант, зарытый в углу пещерки, не повлёк бы их в пропасть? Ответ: Произошла чудовищная подмена Христа – земными людьми, совершенно не смотрящими в Слово Божие. Они достигали здесь созерцания, ступени совершенства отладили и шли по ним трудясь тяжко и неуверенно.
1Кор.15:10 – «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною».
В чем был этот труд Апостола? Конечно же в проповеди. Он говорил день и ночь. Как могут монахи себя видеть в учениках Павла, если у них совершенно иная, иноческая задача: не проповедывать, а перемолчать, пересидеть, переголодовать в горах. Господь многократно спрашивает отступивших, как долго будут они пребывать в упорстве и поступать по прихотям своего сердца.
Трудно ли приложить монахам эти вопросительные слова к себе: «долго ли вы будете поступать по своим человеческим вымыслам, пренебрегая прямое указание Мое идти в мир с благовестием о любви Моей?
Исх.16:28 – «И сказал Господь Моисею: долго ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих?» 3Цар.18:21 – «долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему». И мы можем спросить Господа: долго ли будут монахи уводить людей от активной жизни во Христе в пустыни и в монастыри?
Ис.6:11 – «И сказал я: надолго ли, Господи? Он сказал: доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и домы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет».
Иер.23:26 – «Долго ли это будет в сердце пророков, пророчествующих ложь, пророчествующих обман своего сердца?»
Иер.31:22 – «Долго ли тебе скитаться, отпадшая дочь? Ибо Господь сотворит на земле нечто новое: жена спасет мужа»
.
Григорий Палама – 14 нояб. «В другое время, в состоянии молитвенного богомыслия, Григорий впал в лёгкую дремоту. И вот ему представилось, что в руках его – сосуд чистого молока, переполненный настолько, что оно пере¬ливалось чрез край; затем молоко это приняло вид виноградного вина, которое, переливаясь чрез край сосуда, омочило его руки и одежду, распространяя кругом дивное благоухание.
Ощу¬щая его, Григорий исполнился святой радости. И явился ему светозарный юноша, и сказал: «Почему не передаешь ты этого чудного пития, оставляемого тобою без достодолжного внимания? Вино, это – неиссякающий никогда дар Божий». «Но кому же передавать сие питие, когда нет нуждающихся в нем»? – спросил святой Григорий. «Хотя в настоящее время действительно нет жаждущих сего пития, – возразил юноша, – но ты, всё-таки, исполняя долг свой, должен не пренебрегать даром Божиим, в надлежащем пользовании коим Владыка потребуешь от тебя отчёта».
При сих словах, дивное видение окончилось. Святый Григорий истолковал его в том смысле, что молоко означало дар слова обыкновенный, понятный для сердец простых, ищущих духовного наставления, а превращение молока в вино означало, что со временем от него Вышняя Воля потребует более глубокого наставления в высших истинах веры Христовой».
Кирилл – 11 мая. «В этих беседах Мефодий почти не принимал никакого участия, так как был меньше обучен, чем Константин: он, как бывший воевода, лучше знал, как обходиться с народом, чем как вести учёные беседы. Поэтому Константину, который с малых лет был искусен в науках, хорошо знал Священное Писание и был хорошим проповедником, готовым дать ответ на всякий вопрос, пришлось одному вести беседы о вере; Мефодий же помогал Константину своею богоугодною молитвою».
Алипий Столп. 26 нояб. «За четырнадцать лет до кончины, ноги его были поражены лютой болезнью, так что всё это время он не мог стоять и до самого своего преставления лежал на одном боку. Когда ученики святого хотели перевернуть его на другую сторону, он не позволял им, но терпел всё, как второй Иов, благодаря Бога, к Которому и отошел с радостью».