Вопрос 1874: При гонениях, понятно, надо было скрываться. Но какая в том нужда, когда всё мирно, а кто-то лезет на вершину горы и там спасать себя пытается? Ответ: Не все, конечно, самоизмышленно скрывались от людей. Едва наступала оттепель в государстве, намечалась перестройка, как они уже были в самой гуще событий.
Иоан.7:37 – «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей». Бог убрал средостение-стену, разделяющую иудеев с прочими народами мира и теперь все едины во Христе. Но кто разделяет монашествующих и весь народ?
Врагов египтян не допускал Бог до евреев. Какой столп и как он светится днем и ночью столько столетий, разделяя народ от умных, святых, чистых, девственных отшельников? Исх.14:20 – «и вошел в средину между станом Египетским и между станом [сынов] Израилевых, и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других, и не сблизились одни с другими во всю ночь».
Ермоген – 10 дек. «Воистину нет лицеприятия у Бога, ибо и язычнику дал Он познать Себя и помиловал его за великую щедрость к нищим».
«В скором времени пришли в Александрию из окрестных мест и пустынь епископы, – одни для того, чтобы посетить своих словесных овец, другие – желая видеть подвиги мучеников, и собралось их около 30 человек;… крестилось и множество народа и была во всем городе великая радость, так как верующие люди веселились о Господе Боге своем».
Иларион Нов. – 6 июня. «Злочестивый царь, погубивши многих, и сам погиб люто: он был своими же воинами иссечен мечами в храме на том самом месте, где в первый раз, поругав святую Христову икону, низринул ее; так зло погубил нечестивый свою окаянную душу.
Михаил Травл, принявший царство после него, приказал освободить от уз и заточения всех правоверных. Преподобный Иларион, вместе с прочими был освобожден из темницы, но он не пошел в свою обитель, так как не прекратилась еще иконоборческая ересь, и архиерейские престолы занимали еретики-лжеучители и лжепастыри, но пребывал у одной верной и благочестивой женщины, которая в своем имении дала ему уединенное место, устроила келлью с садом и снабжала его всем потребным. У той женщины пробыл преподобный свыше семи лет».