А наш епископат подает в основном пример весьма поганый. То порнушную типографию в епахии откроют, то вот такое творят "Богом тут и не пахнет...". Соседи обвиняют архиепископа Благовещенского и Тындинского РПЦ МП Гавриила в небожеском отношении к людям
"Он нас матами просто страшными обложил. Грозился с пистолета застрелить. Четыре раза прибегал к нашей калитке, всё меня на драку вызывал… Архиерейская собака нашего внука едва не порвала, два дня ребёнок от крика заходился. Он даже не извинился после этого…".
Так супруги Богомазовы отзываются об архиепископе Благовещенском и Тындинском Гаврииле. Даже если в их словах правды меньше половины, то всё равно от этих слов страшно. И не хочется верить даже в малую толику сказанного…
Пригородные Чигири, по амурским меркам, – ближайшее Подмосковье. Сотка земли здесь одна из самых дорогих в регионе. Супруги Богомазовы живут здесь с 1949 года. Небольшой, старенький домишко с пузатой русской печкой. На стенах россыпи фотографий детей и внуков. Двор – ни соринки. Виктор Степанович всю жизнь отработал в местном совхозе водителем и заведующим гаражом, Тамара Михайловна – фельдшер. Лечила несколько поколений чигиринцев. Супруги перешагнули восьмой десяток земного пути.
В 2006 году по соседству с ними купил себе дом Юрий Григорьевич Стеблюченко (он же архиепископ Благовещенский и Тындинский Гавриил).
Владыка вначале с соседями, носящими божескую фамилию Богомазовы, жил дружно.
– Он нас в гости приглашал, всё было гостеприимно и по-людски. Общались, разговаривали, – говорит Тамара Михайловна, показывая фотографию, на которой они чинно сидят за столом с седобородым архиереем.
Соседский мир оборвался в одночасье.
– Гавриил сказал нам, чтобы мы отписали ему половину своего земельного участка, так и сказал: "Недельный срок вам даю". Мы просто опешили от таких слов, – говорит Виктор Степанович.
С тех пор закончилось для них мирная соседская жизнь. Владыка свой дом называет не иначе как монастырским подворьем, там у него постоянно живут послушники, которые выполняют по дому всю необходимую работу и содержат его в порядке. Сам архиерей приезжает туда нечасто, в основном в компании молодой монахини Ольги. С виду это ухоженный дом, притаившийся за высоким забором, со спутниковыми тарелками на крыше…
– Мы привезли машину гравия, высыпали его у двора, так он заставил этих послушников-рабов раскидать его на свою сторону. Когда я вышла и стала кричать "Что вы делаете?", они меня стали бить. Больше всего била монахиня Ольга. Чем-то тяжёлым, как будто в мешок песка насыпали, и этим меня лупили почём попадя. И синяков нет, но болит потом всё. Деточки, мне восьмой десяток пошёл, меня в жизни никто пальцем не тронул. За что так со мной? – плачет Тамара Михайловна.
Когда Богомазовы начинают рассказывать, на каких тонах им приходится общаться с архиереем и его окружением, то верить в это никак не хочется. А когда старики стыдливым шёпотом начинают цитировать ту ненормативную лексику, которую якобы на их головы сыплет люд в подрясниках и рясах, то волосы просто на голове начинают шевелиться. "Ну не может такого быть!!!" – стучит неверящее сердце.
7 июня 2010 года архиерейский волкодав оборвался с цепи и напал на восьмилетнего внука Богомазовых. Сцену, полную собачьего лая и детского крика, слышала вся улица.
– Да, я видел, как поповская собака напала на ребёнка. Дядя Витя выскочил и отбивал собаку, – говорит сосед Роман Майор.
– Гавриил выскочил и меня посохом в живот ударил. До крови пробил, – говорит Виктор Степанович.
Собака оказалась добрее людей, она не покусала мальчика, а только его напугала до полусмерти. После этого ребёнок несколько дней кричал криком и не спал.
Для Александра Брянцева, главы администрации Чигирей, эта неприглядная история больна и непроста вдвойне. Александр Станиславович имеет сан иподьякона и владыка Гавриил для него самое настоящее церковное начальство.
– Прежде всего я боевой офицер. И слова "честь имею" для меня не пустой звук, – так начал свой разговор с прессой чигиринский глава. – Дядя Витя Богомазов дружил с моим дедом и моими родителями. И уши мне по детству крутил за дело. В том, что я стал человеком, может, есть и доля его заслуги. И тётю Тому всю жизнь знаю: лечила нас, пацанов, когда мы простывали. Что про них могу сказать? Труженики. Непьющие. Ну, такие советские они люди, бывают категоричны в суждениях. Непримиримы к тем, кто пьёт и не работает. Про конфликт с владыкой слышал, Виктор Степанович обращался ко мне. Но это дело милиции, пусть разбирается…
Начальник отделения милиции, которое обслуживает пригородные Чигири, Виктор Улихин разговор со мной начал с фразы: "А вы православный человек?.."
– А у нас что здесь, православная гостиная? – ответил я.
…Милиция проводила проверку архиерейских войнушек долго и, надеюсь, тщательно. Результатом её стало то, что факт нападения поповской собаки на ребёнка действительно имел место. Остальные факты, изложенные Богомазовыми, своего подтверждения не нашли. Свидетелей нет.
Когда я со съёмочной группой был в Чигирях, мы разговаривали с соседями: кто-то ругал Богомазовых и жаловался на их характер, а владыку называл "золотым человеком", кто-то говорил всё с точностью до наоборот. Запомнилась ватага деревенских пацанов (дети чаще, чем взрослые, говорят правду!).
– Мы видели, как поп дядю Витю палкой в живот ударил, когда его собака на ихнего внука напала, – шмыгая носами, говорила ребятня на камеру. Потом я позвонил маме одной из девочек и попросил разрешения взять интервью с её дочкой в эфир. Мама Галя согласилась.
Звоню через пару недель уточнить кое-какие детали. Голос женщины испуган:
– Оставьте нас в покое, детей затаскала милиция, и в школе им покоя нет…
Я бы никогда не взялся за эту неблагодарную тему соседских разборок, если бы сам не был свидетелем норова нашего правящего архиерея. Я, грешник, перестал ходить на литургии, которые служит архиепископ. Когда он тоном прапорщика начинает рыкать на замешкавшихся алтарников, а потом читать святое Евангелие о Любви и Милости Божией, я перестаю верить в эту самую Любовь и Милость.
Вообще быть соседом амурского архиерея – это наказание Божие в чистом виде.
Помню, в 2001-2005 годах была война у епархии с семьей благовещенцев Литвиновых, которым выпало несчастье жить рядом с епархиальным управлением. Молодые и полные сил послушники по распоряжению духовного начальства долго их терроризировали. Забрасывали их двор всяким хламом. Когда Литвиновы написали заявление в милицию, устав от монашеских "бдений", то божья "кара" последовала незамедлительно – в их домишке были выбиты окна…
Потом много чего интересного было в той сече: мировой судья вынес штраф настоятелю мужского монастыря отцу Серафиму, в миру – Игорю Герасимову.
Знаю, что младший лейтенант благовещенской милиции Владимир Быков отважился взять показания у самого Юрия Григорьевича Стеблюченко. Его долго не пускали в епархию. Гнали даже с порога.
Настырный милиционер как-то утром возле входа в епархию дождался, когда Юрий Григорьевич подъедет на служебной машине, подошёл к нему и представился по форме и объяснил цель своего визита.
Едва живой остался он в то утро. Проклятий и криков на его голову было излито просто море разливанное. Всё это укреплялось именем Господа нашего Иисуса Христа. Видимо, для верности и колорита… Об этом писали тогда взахлёб городские газеты.
В архивах Русской Православной Церкви хранятся такие фрагменты бытия раба Божьего Гавриила: "7 апреля 1975 года Гавриил (Стеблюченко) назначен наместником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Правление архимандрита Гавриила запомнилось монахам пьянством настоятеля, издевательством над старцами, избиениями паломников. В 1976 году на него подавал в суд за оскорбление следователь Псковской районной прокуратуры, а в 1977 году архимандрит Гавриил избил на территории монастыря офицера Советской армии". Тогдашний Патриарх Московский и всея Руси Пимен отстранял его от наместничества святой обителью.
В 1991 году Священный Синод Русской Православной Церкви обвинил Гавриила, тогда уже епископа Хабаровского и Владивостокского, "в нарушении церковного мира и недостойном, деспотическом отношении к клиру и мирянам", а также "в поведении, порочащем высокое звание епископа". Синод определил его "до полного раскаяния" в один из монастырей. В 1994 году Стеблюченко возглавил нашу епархию. Раскаялся…
На дворе год 2010-й и с именем Юрия Григорьевича опять связана очередная скандальная история.
Это, как говорили в моей деревне, "Зародилась кобылка с лысинкой, с ней она и почит…".
…Что правда, а что нет в загородной жизни нашего архиерея, знает только Господь Бог, молитвы которому он возносит уже несколько десятилетий, приняв смиреннический постриг монаха и облачившись в священнические одежды…
Что бы сделал я, великий грешник, если бы моя собака напугала чужого ребёнка? Искупал бы того дитя в своих извинениях и сердечной любви. Как мог бы постарался смягчить вину пред невинным мальцом, чтобы ему было хоть на капельку полегче от перенесённого стресса, чтобы в этой трагедии для мальчика самым главным остался не собачий оскал, а улыбка и доброта батюшки…
Ну, так случилось… И пока был бы жив этот мальчонка, ходил бы у меня в крестниках моей души.
Архиепископ Гавриил перед этим мальчиком даже не извинился. А люди-то сотканы из мелочей, и никто меня не убедит в обратном…
Р.S. Попались мне как-то на глаза дневники классика отечественной литературы Юрия Нагибина, изданные в 2004 году. Где на странице 450-й писатель пишет о посещении Печерского монастыря в бытность, когда им управлял тогда ещё архимандрит Гавриил.
"Июль 1979 года.
Были в Печерском монастыре. Настоятель отец Гавриил нас не принял, хотя мы передали ему письмо от Гейченко (директора музея-усадьбы Михайловское – прим. А.Я.).
В монастыре противно: какие-то бабы разного возраста и назначения (настоятеля, кстати, обслуживает нестарая баба), великолепные клумбы, дивные розарии, но всё слишком пёстро, не строго, не чинно. Богом тут и не пахнет. Царит мирская суета…".
Р.P.S. Журналисты "Альфа-канала" написали на имя архиепископа Гавриила два письма с просьбой дать комментарий по поводу всей этой небожеской истории с его соседями по чигиринскому дому. Последний звонок в епархиальное управление был краток как "аминь".
– Никаких комментариев не будет, – строго сказали на том конце провода.
– Почему?..
– Потому… И телефонная трубка ударила очередью из коротких гудков.
Господь с Вами, батюшка…
Александр Ярошенко,
"АМУР.ИНФО", 3 декабря 2010 г.